От времени до (времени в нашей зарубежной печати, а особенно в ее правых органах, проскальзывают негодующие замечания о т. н. «функциональной» собственности. Попадает в этом случае больше всего солидаристам, так как, якобы, они в своей программе проповедуют «какую-то там» функциональную -собственность, вместо доброкачественной «нормальной» часггнюй собственности; функциональная .собственность -— это «выдумки социалистов», это — закамуфлированный коммунизм, козни «жидомасонов» и т. п.
Все эти сенсации, провозглашаемые в печати с громадным пафосом и с еще большим апломбом, свидетельствуют о такой безнадежной безграмотности их авторов (и, понятно, редакторов тех изданий, в которых подобная чепуха печатается), что становится больно и обидно за ту политическую одичалость и отсталость, которую в этом случае проявляют упомянутые органы печати.
Дело в том, что всем этим редакторам Дело в том, что всем этим редакторам и авторам невдомек, по-видимому, то простое обстоятельство, что в мире теперь уже вообще не существует нефункциональной собственности, а воображаемая идиллия абсолютной частной собственности давно уже уходит в область истории и, что в этом солидаристы и всякие другие «исты» совершенно не при чем, ибо таков ход общественно-политического и экономического развития почти во всех странах свободного мира.
Что же такое функциональная собственность? Функциональная собственность это обычная частная собственность, но использование которой ее владельцами, согласно законам данной страны, предусматривается лишь в определенном, обычно прямом ее назначении.  Что это значит? Это значит, например, что если вы имеете легковой автомобиль, то этот автомобиль может быть вами использован как средство передвижения, для перевозки небольших грузов, возможно для сдачи в наем и т. д. Но это использование предусматривает, с одной стороны, обязательность для вас выполнения всех правил существующих в данной стране в отношении эксплуатации личного автом1обильного транспорта, а с другой стороны — связано с обязательным для вас выполнением правил езды. Нарушение того или иного может повлечь за собой лишения права иметь автомашину и пользоваться ею. Кроме того, если вы захотите, например, использовать принадлежащую вам автомашину не по прямому назначению, а, например, как радиостанцию, или как площадку для каких-либо театральных представлений (превратив ее в платформу для артистических выступлений), то для этого надо получить соответствующее разрешение, ибо подобное не входигг в круг обычных функций легковой машины и просто допущено, очевидно, не будет.

Таким образом, уже на этом примере мы видим, что абсолютной частной собственности (используемой по принципу — «что хочу, то и делаю»), по сути дела в наши дни не существует.
Вы можете иметь свой собственный жилой дом. Вы можете его сдавать жильцам. Ho вы не можете без соответствующего разрешения использовать жилой дом под клуб, или под игорный дом, или под что-либо иное, что н,е входит в его прямые и непосредственные функции. Дом ваш, но вы не можете его ни с того, ни с сего разрушить или поджечь. Последнее, даже при условии вашей абсолютной собственности на дом, рассматривается как уголовное преступление. Таким образом, и на этом примере мы убеждаемся, что абсолютной собственности в наши дни нет и право собственности ограничено определенным законодательством, стремящимся включить частную собственность в русло ее прямого, целесообразного назначения.
Если применить понятие функциональной собственности к земле, то это означает, что крестьянин, являясь абсолютным собственником определенного надела земли, одновременно может всесторонне использовать эту землю по ее прямому назначению, т. е. для сельского хозяйства. Но закон в этом случае ограничивает это право собственности для непрямого употребления земли. Например, в отношении спекуляции землей, а также для использования земельной собственности не по назначению для личного обогащения и за счет нанесения вреда другим (например, постройка плотины и отведение оросительных вод от значительной площади земли, используемой под посевы, с целью спекуляции этой водой и т. п.).
Из всего вышесказанного- мы можем сделать вывод, что функциональная собственность широко распространена в наши дни и »свидетельствует о том, что данная страна стоит на относительно уже высоком уровне общественного и экономического развития. Повторяем, что функциональная собственность — это есть собственность, используемая по ее прямому и единственно целесообразному назначению. Ограничения, связэнные с функциональной собственностью есть ни что иное, как ограничения ее антисоциального использования — во вред обществу.
Абсолютная частная собственность, употребляемая по принципу — «никого не касается, что я делаю с моей собственностью» — фактически ушла в область предания и стремление к ее возврату представляет собой не только чистейшую утопию, но и утопию вредную, свидетельствующую об исключительно низком интеллектуальном уровне лиц, проповедующих ее на страницах русской зарубежной прессы.

В. Стоянов
«Новое Слово» №333, август 1959 г.