8.03.1897 (21.03). – Умер поэт Аполлон Николаевич Майков

Аполлон Николаевич Майков

[По церковному календарю дата рождения 23 мая соответствут 5 июня в нынешнем году.]

Аполлон Николаевич Майков (23.05.1821–8.03.1897) родился в семье академика живописи Н.А. Майкова. Родоначальником боярского рода Майковых был дьяк Царя Иоанна Грозного Андрей Майк; к ней принадлежал св. Нил Сорский (в миру Нил или Николай Майков). Известен и ярославский помещик И.С. Майков, который содействовал Ф.Г. Волкову в создании первого русского публичного театра, а его старший сын, родной брат прадеда Аполлона Николаевича – Василий Иванович, поэт XVIII века. Родной дед, Аполлон Александрович, служил директором Императорских театров.

Выросший в столь культурной и художественной среде, Аполлон Николаевич получил прекрасное образование сначала дома, затем на юридическом факультете Петербургского университета, служил помощником библиотекаря при Румянцевском музее, с 1852 г. и до конца жизни работал цензором в комитете иностранной цензуры, где служил его друг Ф.И. Тютчев (его пост председателя этого цензурного ведомства он занял после отставки последнего).

Расширяя кругозор, Аполлон Николаевич постоянно выезжал за границу, в Грецию и Италию. Под впечатлением древностей этих стран заметной темой в творчестве Майкова становится тема торжества христианства в борьбе с язычеством в первые века нашей эры. Побывал также в Испании, Германии, Франции. В Париже слушал лекции в Сорбонне и в College de France, составив себе достаточное представление и о Европе, и о европейской науке. Посетил и Прагу в связи с пробуждающимся интересом к панславизму и его кандидатской диссертацией «О первоначальном характере законов по источникам славянского права».

Следует отметить, что в молодости Майков был близок к кругу Белинского и нигилистическому кружку петрашевцев, но европейские впечатления, с одной стороны, и дружба с Тютчевым, с другой, помогли ему обрести православное национальное міровоззрение. «Знакомство с Тютчевым и его расположение ко мне, – отмечает Майков, – скрепленною пятнадцатилетней службой вместе и частными беседами и свиданиями, окончательно поставило меня на ноги, дало высокие точки зрения на жизнь и мір, Россию и ее судьбы в прошлом, настоящем и будущем, и сообщило тот устой мысли, на коем стою и теперь и на коем воспитываю свое семейство». Майков называл себя духовным крестником Тютчева.

Крымская война 1853–1856 гг. особенно всколыхнула патриотические и монархические чувства Майкова. В самом начале 1855 г. вышла небольшая книжка его стихов «1854-й год». Сама война, настроение, охватившее русское общество столь эмоционально и во многом невольно сообщилось чуткому поэту, образ мыслей которого достиг полной зрелости. Так в письме к А.Ф. Писемскому он пишет: «И каково бы ни было образование каждого, из каких бы источников ни подчеркнул он свои знания и мнения, все в один голос, в один миг должны были разрешить этот вопрос и единодушно, перед судом совести, ответить: «Я – русский»… Ничто не подавило в нашем сознании, что можно быть ученым и образованным человеком и чувствовать, что мы в тоже время русские, и что в нас повыше всего одно святое чувство любви к отечеству!.. На нас писателях лежит великий долг – увековечить то, что мы чувствовали со всеми. Нам следует уяснить и осязательно нарисовать тот идеал России, который ощутителен всякому».

После Крымской войны Аполлон Николаевич сблизился с редакцией «Москвитянина», поздними славянофилами и «государственниками». Проявлял постоянный интерес к исторической тематике, особенно к эпохе Древней Руси и славянскому фольклору, что помогло ему создать один из лучших поэтических переводов «Слова о полку Игореве» (1866–1870). С сочувствием рисовал образы св. блгв. Князя Александра Невского и других Государей; начиная с 1870-х гг. в творчестве поэта усиливаются религиозные настроения. Во многом поддерживаемый Ф.И. Тютчевым, Майков писал и публицистику, в частности, в славянофильском издании «Беседа» была опубликована статья «Всеславянство» (1871).

Не забудем также, что Майков создал немало известных стихотворений о русской природе, которые заучивались в России наизусть «чуть ли не с первыми молитвами» (так об этом сказал М. Бородкин, написавший статьи о Тютчеве и Майкове): «Весна! Выставляется первая рама» (1858), «Летний дождь» («Золото, золото падает с неба», 1858), «Сенокос» («Пахнет сеном над лугами», 1858), «Ласточки» (1856) и т.д. Многие его лирические стихотворения вдохновляли русских композиторов на написание романсов.

Но не одной внешней красотой полны великолепные строки Майкова, вызванные огромной любовью автора к своей родине. По мере духовного взросления поэта она уже была выражена не буйным и стремительным тоном, а спокойным, тихим и философским. В своих стихах Аполлон Николаевич, по выражению Бестужева-Рюмина, старался «вознестись к высшему религиозному началу и в нем слиться со своим народом». Подобно Тютчеву, поэт считал Россию «по природе христианским царством и хранительницей истинного христианского духа».

В 1882 г. была полностью опубликована лирическая драма «Два міра», ранняя редакция которой вышла в 1872 г. Сам поэт считал это произведение главным трудом своей поэтического творчества, основными вехами которого являются «Олинф и Эсфирь», «Три смерти» и «Смерть Люция».

Аполлон Николаевич Майков умер 8 марта 1897 г. после сильной простуды.

Майков был женат на русской немке Анне Ивановне Штеммер. Сын Майкова художник Аполлон Аполлонович был одним из организаторов Союза Русского Народа и товарищем председателя Главного Совета СРН.

Уже при жизни либералы не любили Майкова за его правые взгляды настоящего православного монархиста. Разумеется, и усилиями большевиков почти целый век этот замечательный русский поэт был неоправданно предан забвению из-за своих идейных убеждений.

(Использована статья С.С. Лабанова «Политическая философия Аполлона Майкова»)

+ + +

Из бездны Вечности, из глубины Творенья
На жгучие твои запросы и сомненья
Ты, смертный, требуешь ответа в тот же миг,
И плачешь, и клянешь ты Небо в озлобленье,
Что не ответствует на твой душевный крик…

А Небо на тебя с улыбкою взирает,
Как на капризного ребенка смотрит мать.
С улыбкой — потому, что всё, все тайны знает,
И знает, что тебе еще их рано знать!

1892