Перенесеніе мощей святителя и чудотворца Николая.

Перенесеніе мощей святителя и чудотворца Николая.

«Приспѣ день свѣтлаго торжества, градъ Барскій радуется, и съ нимъ вселенная вся ликовствуетъ пѣсньми и пѣньми духовными; днесь бо священное торжество». Такъ воспѣваетъ святая Церковь въ день, посвященный воспоминанію торжественнаго перенесенія «честныхъ и многоцѣлебныхъ мощей святителя и чудотворца Николая» изъ города Миръ ликійскихъ (въ Малой Азіи), гдѣ святитель окончилъ дни своей жизни, въ апулійскій городъ Баръ (въ южной Италіи). Это священно-торжественное событіе происходило 9 мая 1087 года при слѣдующихъ достопамятныхъ обстоятельствахъ. Въ концѣ одиннадцатаго столѣтія, въ царствованіе греческаго императора Алексѣя Комнена, въ предѣлы Малой Азіи вторглись невѣрные сарацины, овладѣли Ликійскою областью и разрушили главный ея городъ Миры. Въ Мирахъ почивали тогда нетлѣнные останки угодника Божія, святителя Николая, хранившіеся подъ спудомъ неприкосновенно въ теченіе 744 лѣтъ. Чрезъ нѣсколько лѣтъ послѣ разоренія варварами города Миръ, святитель Николай въ ночномъ видѣніи явился одному, проживавшему въ городѣ Барѣ пресвитеру и внушилъ ему перенести свои мощи изъ Миръ ликійскихъ въ этотъ городъ.

Вставши поутру, пресвитеръ сообщилъ о бывшемъ ему видѣніи клиру и всему народу. Всѣ съ радостію приняли внушеніе почитаемаго святителя и тотчасъ порѣшили выбрать нѣсколько знатнѣйшихъ гражданъ и вмѣстѣ съ свяшеннослужителями отправить ихъ въ городъ Миры для перенесенія оттуда мощей св чудотворца. Посланные сѣли на корабль и благополучно прибыли въ ликійскія Миры. Здѣсь, по указанію нѣкоторыхъ иноковъ, они дѣйствительно въ одной церкви нашли въ землѣ неврежденную раку святителя, наполненную благоухающимъ миромъ, истекшимъ отъ нетлѣнныхъ останковъ угодника. Священники съ подобающимъ благоговѣніемъ подняли на свои руки раку со святыми мощами и, перенесши ихъ на корабль, отплыли на родину. Навстрѣчу драгоцѣнной святынѣ вышли почти всѣ жители города Бара, въ предшествіи священнослужителей, со свѣтильниками въ рукахъ и духовными пѣснопѣніями. Сначала честныя мощи святителя были положены въ находящейся недалеко отъ моря церкви св. Іоанна Предтечи.

Спустя недолгое время, испытавъ чудодѣйственную силу св. мощей въ многочисленныхъ исцѣленіяхъ, благодарные жители города Бара соорудили во имя святителя Николая великолѣнный каменный храмъ и въ немъ устроили серебряную позлащенную раку. И вотъ въ третій годъ по перенесеніи ихъ изъ Миръ святыя мощи чудотворца соборомъ архіереевъ и священниковъ торжественно были перенесены изъ церкви Іоанна Предтечи въ новоустроенный храмъ въ честь великаго угодника святителя Николая. По волѣ самого святителя возвѣщенной одному иноку въ видѣніи, честныя мощи его были положены подъ престоломъ въ алтарѣ этого храма, гдѣ онѣ почиваютъ и доселѣ, источая чудодѣйственную силу въ исцѣленіи болѣзней съ вѣрою и благоговѣніемъ молитвенно призывающимъ имя великаго святителя Христова, чудотворца Николая.

Не одинъ только градъ Барскій радуется нынѣ перенесеніо святыхъ и многоцѣлебныхъ мощей чудотворца Николая, – нѣтъ, съ нимъ торжествуетъ и вся вселенная. Воспоминаемое нынѣ событіе въ высшей степени отрадно и назидательно для всякаго православно-вѣрующаго христіанина. Прославленіе Господомъ праведниковъ есть праздникъ для всѣхъ, имъ единомышленныхъ и единовѣрныхъ. Дѣйствительно, у насъ, въ православной Руси, издавна установлено торжественно праздновать день памяти и день перенесенія святыхъ мощей святителя Николая.

Да и какъ намъ не почитать, какъ не прославлять великихъ угодниковъ Божіихъ, которыхъ прославляетъ Самъ Господь? Сіе прославленіе бываетъ еще и въ сей жизни, но особенно послѣ смерти. Души ихъ прославляются въ Церкви небесной, созерцая славу Божію, имѣя общеніе тамъ со святыми и блаженными ангелами. Ихъ тѣлеса, оставаясь въ землѣ, избѣгаютъ тлѣнія и, по благодати Божіей, являютъ здѣсь знаменія и чудеса. Тогда какъ тѣла умершихъ вообще, по опредѣленію Божію, истлѣваютъ въ землѣ, – святыя тѣлеса нѣкоторыхъ праведниковъ пребываютъ неразрушимыми. Такъ велика благодать Божія на вѣрующихъ, такъ прославляетъ Господь угодниковъ Своихъ, такъ Онъ, милосердый, укрѣпляетъ вѣру въ слабыхъ изъ насъ. Въ самомъ дѣлѣ, святые останки благоугодившихъ Богу, нетлѣнно почивая съ древнихъ временъ, не служатъ ли для насъ безмольными проповѣдниками о жизни будущаго вѣка, о вѣчномъ царствѣ праведниковъ? Не доказываютъ ли они всѣмъ намъ святость православной вѣры не поучаютъ ли насъ спасительному пути въ вѣчную жизнь и царство небесное? Всѣ мы призваны для жизни небесной, вѣчной: всѣмъ намъ назначено умереть для земли и потомъ воскреснуть для жизни нескончаемой. Тамъ, на небѣ, настоящее наше житіе, тамъ, за гробомъ, истинная наша отчизна, настоящая же наша жизнь есть временная, приготовительная.

Посему неразумно поступаютъ тѣ христіане, которые душою и сердцемъ своимъ до того привязываются къ тлѣнному и земному, что забываютъ о пути къ небесному блаженству. И какъ жалки бываютъ эти люди, когда ихъ постигаютъ въ жизни несчастія! Не имѣя опоры для себя въ вѣрѣ въ Бога и надеждѣ на Промыслъ Божій, они доходятъ до отчаянія и совершенной погибели. Не то бываетъ съ людьми вѣрующими, благочестивыми. Чувствуя собственное недостоинство, богобоязненные христіане прибѣгаютъ въ несчастіи къ представительству великихъ угодниковъ Божіихъ и святыхъ небожителей. И надежда праведниковъ не остается праздною: житія святыхъ содержатъ въ себѣ многочисленныя указанія на чудодѣйственную помощь ихъ страждущимъ и искренно вѣрующимъ христіанамъ.

Вотъ что повѣствуется, напримѣръ, въ житіи преподобнаго Петра Аѳонскаго о чудодѣйственной помощи, подаваемой ублажаемымъ нами святителемъ Николаемъ, людямъ, почитающимъ его святую память. Преподобный Петръ Аѳонскій, будучи въ мірскомъ званіи воеводою, попалъ въ плѣнъ къ сарацинамъ и содержался въ темницѣ. Въ своемъ заключеніи онъ усердно молился святителю Николаю, котораго почиталъ своимъ особеннымъ покровителемъ. Святитель явился узнику въ сонномъ видѣніи и сказалъ, что Господь послалъ ему узы за то, что онъ не исполнилъ своего обѣта. Петръ вспомнилъ, что обѣщалъ нѣкогда принять монашество, но, увлеченный мірскою суетою и почестями воинскаго званія, забылъ о своемъ обѣтѣ. Рѣшивъ немедленно исполнить свое обѣщаніе, какъ только освободится отъ плѣна, Петръ еще пламеннѣе сталъ молить. угодника Божія о помощи. Пламенная молитва его была услышана Господомъ: въ одно время предъ нимъ предстали св. Симеонъ Богопріимецъ и святитель Николай, разрѣшили его отъ узъ и извели изъ темничнаго заключенія. И такихъ явленій силы и помощи Божіей, по молитвамъ чудотворца Николая, было достаточно.

Внимая сказаніямъ о нихъ, православный христіанинъ, чаще обращайся съ теплою молитвою къ прославляемому всею вселенною святителю Николаю, взывай къ нему вмѣстѣ съ матеріею нашею – Церковію: «Спасай насъ, яко предстатель нашъ, великій Николае, разгоняя отъ насъ тьму искушеній и бѣдъ».

 

«Ярославскія Епархіальныя Вѣдомости». 1907. № 19. Ч. Неофф. С. 273-276.

⸭    ⸭    ⸭

Тропарь, гласъ 4-й:

Приспѣ́ де́нь свѣ́тлаго торжества́,/ гра́дъ Ба́рскій ра́дуется,/ и съ ни́мъ вселе́нная вся́ ликовству́етъ/ пѣ́сньми и пѣ́ньми духо́вными:/ дне́сь бо свяще́нное торжество́/ въ пренесе́ніе честны́хъ и многоцѣле́бныхъ моще́й/ святи́теля и чудотво́рца Никола́я,/ я́коже со́лнце незаходи́мое, возсія́ свѣтоза́рными луча́ми,/ разгоня́я тму́ искуше́ній же и бѣ́дъ/ отъ вопію́щихъ вѣ́рно:// спаса́й на́съ, я́ко предста́тель на́шъ вели́кій, Нико́лае.

Кондакъ, гласъ 3-й:

Взы́де, я́ко звѣзда́, отъ восто́ка до за́пада/ твоя́ мо́щи, святи́телю Нико́лае,/ мо́ре же освяти́ся ше́ствіемъ твои́мъ,/ и гра́дъ Ба́рскій пріе́млетъ тобо́ю благода́ть:/ на́съ бо дѣ́ля яви́лся еси́ чудотво́рецъ изя́щный,// преди́вный и ми́лостивый.