Покров Божией Матери над Россией и Русская Зарубежная Церковь.

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Покров Божией Матери над Россией

«Радуйся, Радосте наша, покрый нас
от всякаго зла честным Твоим омо-
фором».
(Из акафиста Покрову Пресв.
Богородицы).

Приближается великий и радостный, столь утешительный для каждого верующего сердца, праздник Покрова Пресвятой Богородицы — 1-го октября по нашему православному календарю (14-го октября по новому стилю).

«Великим» этот праздник стал только у нас в России.

Почему?

Да потому, что ни одна страна в мiре не ощущала над собой так явственно Покрова Божией Матери, как наша Россия, хотя еще раньше и древняя Византия считала Божию Матерь своей покровительницей, что нашло себе отражение во многих, употребляющихся у нас доныне церковных чтениях и песнопениях.

«Дом Пресвятыя Богородицы» — так дерзала именовать себя наша Родина — Святая Русь. И это наименование не было лишено самого глубокого смысла. Все важнейшие события исторической жизни нашего народа были так тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, Которая не раз спасала его от гибели, что Россия наша действительно была как бы домом Ее, в коем Она постоянно обитала, защищая его от нападений врагов.

— «Господь, пособивший кроткому Давиду победить Голиафа, помог и благоверному князю нашему постоять за веру православную, за «Дом Пресвятыя Богородицы» — таким радостным восклицанием встречал народ св. князя Александра Невского при возвращении его домой после блистательной победы над ливонскими рыцарями.

— «Православные люди! похотим помочь Московскому Государству — не пожалеем животов наших. Встанем все, как один, за Русскую Землю, за «Дом Пресвятыя Богородицы!» — так взывал Косьма Минин-Сухорук к русским людям, убеждая их подняться на защиту и спасение Отечества.

Невозможно исчислить все отдельные случаи чудесной помощи Божией Матери русским людям, и всему русскому народу в целом. Но стыдно не знать нам хотя бы о самых главных и поразительных случаях. Таковы, например, спасение России от нашествия страшного азиатского завоевателя Тамерлана в 1395 году, по слезным всенародным молитвам русских людей перед великой исторической святыней русского народа — чудотворной иконой Божией Матери Владимирской, а также — избавление России от ужасов Смутного Времени в 1612 году по молитвам перед другой великой святыней — чудотворной иконой Божией Матери Казанской.

Свое незримое, но весьма явно ощутимое присутствие на Русской Земле Пречистая Матерь Божия являла чрез многочисленные чудотворные иконы, которых у нас в России было так много, как больше нигде.

Отчего же постигло тогда Русскую Землю такое страшное бедствие?

Ясный ответ на это дает наш великий российский светильник Епископ Феофан, Вышенский Затворник.

— «Следует наказать нас», — пишет он в одном из своих писем: «пошли хулы на Бога и на дела Его гласныя. Некто писала мне, что в какой-то газете «Свет» № 88 напечатаны хулы на Божию Матерь. Матерь Божия и отвратилась от нас: ради Ея и Сын Божий, а Его ради Бог Отец и Дух Божий. Кто же за нас, когда Бог против нас (Собр. пис. вып. 7, стр. 206).

Вот и причина страшного кровавого бедствия русской революции: не захотели мы, чтобы Родина наша была «Домом Пресвятыя Богородицы», а потому и лишились Ее покрова и заступления.

Но мы все же веруем, что эти страдания попущены Богом русскому народу промыслительно, что Матерь Божия не отступила от нашего русского народа, за его тяжкие грехи, окончательно, что не предаст Она его в бездну падения его, но пошлет ему избавление, как во времена древние, когда обратится он к Ней со слезами покаяния: «Владычице, помози на ны милосердствовавше, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы».

Что это так и что Пречистая Матерь Божия не отняла совсем Своего покрова над Русской Землей, об этом свидетельствует чудесное явление в самый день отречения Государя Императора Николая Александровича 2 марта 1917 года последней нашей чудотворной иконы — Божией Матери Державной. На этой иконе Божия Матерь изображена в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью, одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь.

Что это значит, как не то, что Пречистая Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской Землей, после того, как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия?

И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, естественно порожденные его неистовым беснованием, и терпеливо ждет, как истинная Мать, его покаяния и обращения к Богу…

Весьма знаменательно и то, что и «в изгнании и разсеянии сущих» русских людей Пречистая Матерь Божия не оставила без чудесного символа Своего покрова и заступления, в виде весьма древней исторической святыни — чудотворной иконы Знамения Курской-Коренной, с самого начала ушедшей с нами заграницу, от которой мы столько видели дивных знамений и чудес, особенно во время ужасов этой Второй мiровой войны.

Итак: единственный путь спасения для нашей Родины-России и для всех нас, православных русских людей, — это возвращение на наш исконный, многовековой исторический путь: возвращение наше в безумно-покинутый нами «Отчий Дом», который есть одновременно и «Дом Пресвятыя Богородицы».

Что же? Каемся ли мы по-настоящему? Обращаемся ли мы к Богу искренно и нелицемерно, всей душой, как это сделал блудный сын евангельской притчи? Стремимся ли мы загладить наш страшный, преступный грех хулы на Бога и на Пречистую Матерь Божию?

Ярким символом нашего покаянного обращения к Богу и к Покрову Божией Матери является для нас, православных русских людей, заграницей, наша принадлежность к Русской Зарубежной Церкви, которая одна только теперь может дать и благодатные силы для такого покаянного обращения и для его закрепления.

Вот почему мы должны так беречь нашу Русскую Зарубежную Церковь, не допуская какого-либо ее ущербления или уклонения на «иные пути»

К сожалению, это не все достаточно ясно понимают и не все правильно и полно оценивают все великое значение существования нашей Русской Зарубежной Церкви, даже из числа принадлежащих к ней.

Для чего существует наша Русская Зарубежная Церковь, столь одинокая духовно в современном мiре? какова ее идеология, делающая ее такой одинокой?

Существо идеологии Русской Зарубежной Церкви состоит в полном и безкомпромиссном неприятии того мiрового Зла, которое широко разлилось сейчас по всему лицу земли и подчинило своей власти, в большей или меньшей степени, уже все стороны жизни людей, не исключая и религиозной, церковной.

Богоборческий марксо-коммунизм, или большевизм, борьбу с которым ставят себе главной задачей все национально-настроенные русские люди-патриоты, является всего лишь одним из детищ, злым порождением этого «мiрового зла». Бороться только с ним это значит — рубить ветви, не замечая ствола и корня, их породившего и их питающего.

К сожалению, многие у нас видят только эти ветви, оставляя без внимания ствол и корень. Мало того: этот коренной источник «мiрового зла» представляется некоторым вполне безобидным, к нам и нашей Церкви будто бы даже благожелательным, и многие у нас готовы даже искать в нем опоры для себя и поддержки в борьбе с коммунизмом.

Какая жалкая наивность!.. если только не сознательное предательство!

Давно пора все это понять и осознать!

Мешает этой необходимой зрячести и ясному сознанию более всего материальная зависимость и потеря на этой или на другой почве духовной свободы.

Вот почему, наша Русская Зарубежная Церковь должна дорожить превыше всего своей духовной свободой — той свободой, которую даровал Своим верным Основатель Церкви — Христос.

Безцельно, безсмысленно и ненужно существование нашей Русской Зарубежной Церкви, если она, поддавшись льстивым и вкрадчивым речам или иным каким-либо искушениям и соблазнам, не дай Бог, потеряет свою духовную свободу, как потеряли уже ее многие современные поместные церкви, сделавшие себя сознательным или безсознательным орудием «мiрового зла», в том или ином его выражении или преломлении.

«Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? Ни в землю, ни в навоз не годится: вон выбрасывают ее» (Лук. 14, 34-35).

Так и Церковь — уже не Церковь, если Она вступит в какой-либо союз или заключит какой-либо компромисс с «мiровым злом»!

Вот потому-то мы и должны самым тщательным образом беречь нашу Русскую Зарубежную Церковь от всякой даже косвенной прикосновенности к «мiровому злу», через неосмотрительное общение наше с церквами, поработившими себя этому злу в большей или меньшей степени.

Русская Зарубежная Церковь безценно дорога нам, но лишь постольку, поскольку она действительно остается законной преемницей прежней Российской Православной Церкви — неизменной и верной хранительницей Богопреданного Апостольского учения веры и благочестия, ревнительницей отеческих преданий и Священных канонов и всех благочестивых заветов и традиций Святой Руси.

Священным лозунгом нашей Церкви являются слова великого исповедника Православия Святителя Афанасия, Архиепископа Александрийского:

«Мы должны служить не времени, а Богу».

Посреди всеобщего, повального, ставшего уже стихийным движения: «Вперед! вперед! к Антихристу!» (хотя бы это и не высказывалось так открыто!) — для нас, членов Русской Зарубежной Церкви, остается в своей полной силе вековечный лозунг истинной Христовой Церкви: «Стойте… неподвижни пребывайте!» (см. «О Православии с предостережениями от погрешений против него» — слова Епископа Феофана, стр. 7).

Почему так?

«Человеческия учения», пишет тот же святитель Феофан: «все стремятся к новому, растут, развиваются, и естественно, ибо они не имеют истины, а только ищут ее. И пусть ищут, если только найдут что прочное. Для нас и истина и пути к истине определены однажды навсегда. Мы обладаем истиною, и весь труд у нас обращается на усвоение, а не на открытие ея» (см. там же).

Вот почему нам совершенно не по пути ни с какими «модернистами» и «экуменистами». Наши взоры должны быть устремлены не «вперед», а «назад» — к земной жизни Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа, к проповеданному Им на земле девятнадцать веков тому назад Божественному учению, к Его искупительному подвигу, преславному Воскресению из мертвых и Вознесению на небеса, к великому событию Сошествия Святого Духа, к Апостольской проповеди, к славному мученическому воинству, к Святым Отцам и Учителям Церкви, законоположникам истинной Веры, к преподобным подвижникам, этим «ангелам во плоти», а для нас, русских, — и к идеалам Святой Руси…

«Впереди» для нас — только все ширящееся, по предречениям Слова Божия и Святых Отцев Церкви, «Отступление» и венец его — Антихрист, о близком приходе которого теперь уже столь многие так откровенно высказываются и проговариваются, а за ним — светлое торжество нашей Веры: Страшный Суд, вечные мучения грешников и вечное блаженство праведников.

Вот — наша идеология, вот подлинное (без лукавства и обмана) православное мiросозерцание, которого должна держаться вся наша Русская Зарубежная Церковь, дабы оправдать свое существование на земле и дабы не сделаться «солью обуявшей».

Кто думает иначе, кто настроен уже так, чтобы «идти в ногу со временем», тот, следовательно, уже вступил в какой-то компромисс с «мiровым злом», ведущим к Антихристу, тот уже не член нашей Русской Зарубежной Церкви, хотя бы формально он и продолжал принадлежать к ней.

Для нас всех, православных русских людей, путь один — путь покаянного обращения к Богу, к Пречистой Матери Божией, перед Которой мы так тяжко согрешили, после того как столько времени пользовались Ее дивным заступничеством и покровительством, и путь хранения чистой и незапятнанной каким бы то ни было соглашательством с «мiровым злом» нашей Русской Зарубежной Церкви, в которой одной только мы можем почерпать теперь все необходимые нам силы «яже к животу и благочестию».

Пресвятая Богородице, Заступнице Усердная рода христианского, помогай нам!

Архиепископ Аверкий (Таушев) Современность в свете Слова Божия Слова и речи
Том 2   с. 511-518