Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы

Покров – один из любимейших праздников на Руси, хотя событие, вызвавшее его к жизни, произошло в далеком Х веке в столице Византии. В середине Х века Константинополь теснили сарацины, и жители города обратились с усердной молитвой к Богоматери о заступничестве. В воскресный день, 1 октября, горожане собрались во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. Во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу:

«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога».

Царицу Небесную окружали ангелы и сонм святых, в их числе Креститель Господень Иоанн и апостол Иоанн Богослов. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве. Затем Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных».

Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем міре?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь».

Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, – глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, – приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан».

Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».

Во Влахернской церкви сохранилась память о сем дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мір Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь почему-то не отмечает этого праздника.

В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя».

Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту.

В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемірно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 г. св. князем Андреем Боголюбским. Повелением этого святого князя и был установлен в Русской Церкви праздник Покрова Божией Матери, поскольку именно в этот день князь покорил волжскую Булгарию (1164 г.), причем своим небесным покровителем святой князь Андрей Боголюбский считал именно св. Андрея, Христа ради юродивого. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве Царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

Использован материал:
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1638.htm

Церковь Покрова на Нерли

+ + +

Казачество издавна чтит церковные традиции. И Покров Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии для казаков особый праздник. Традиция отмечать его берет начало со времен знаменитого Азовского сидения. В 1641 г. донские и запорожские казаки выдержали кровопролитнейшую осаду крепости Азов, взятой у турок в 1637 г.

Турки численно превосходили силы казаков в пятнадцать раз. Когда защитникам крепости показалось, что силы их иссякли, перед казаками явился образ «жены прекрасной в багряной ризе». Видение истолковали как знак того, что казачье воинство находится под покровительством Божией Матери. И именно в преддверии праздника Покрова турецкая армия ушла от Азова, сняв осаду.

… Вымирают старцы на Афоне.
На казачьих землях вымирают казаки.
О Кубани, Тереке, о Доне
Песни преисполнены тоски.
Но покуда веет вольный ветер
И в степи колышется трава —
Будет снова чудо на рассвете
На казачий праздник Покрова.
Н.Н. Туроверов

+ + +

Близок сердцу русского человека был этот праздник еще и потому, что в середине октября наступают первые осенние заморозки: мокрый снег, листва покрывают землю. В народе говорили: «Октябрь землю покрывает где листиком, где снежком», и еще: «На Покрова до обеда осень, а после обеда зима».

Покров считался днем русских прях. С незапамятной старины, от лучины до неонового освещения, проходили засидки прях, беседы-посиделки женщин и девушек. Еще называли эти посиделки капустниками, поскольку обязательным угощением на столах были разнообразные блюда из капусты. Девушки-невесты в этот день старались изготовить праздничный холст и искусно расшить его узорами, тем самым демонстрируя всем, что они готовы стать женами-хозяйками.

На Покров приходилось много свадеб, и девушки старались вымолить себе у Божией Матери хорошего жениха: «Мать – Покров, покрой землю снежком, меня, молоду – платком». Речь здесь идет о фате, неотъемлемой свадебной принадлежности, которая символически объединяет молодых в новую семью. Известно, что в былое время на Руси невесту водили под венец, закутавши или закрывши всю фатою. Сходство покрывала свадебного покрывала с покровом или омофором Пресвятой Богородицы, которым она предстательствовала и молилась за людей отчасти дает понять почему Пресвятой Богородице было усвоено покровительство над браком. Наводит на такую мысль и евангельское чтение при венчании, где Матерь Божия просит Сына Своего сделать чудо, наполнив иссякшие на браке запасы вина.

Самое время праздника Покрова в сельскохозяйственном быту представляет особенные удобства для празднования свадеб: к празднику Покрова оканчиваются все важнейшие сельские работы, сроки договоров, наймов и сделок, и поэтому, занимаясь теперь слегка своим хозяйством и, живя в достатке, можно спокойно думать о свадьбах. Начинались с Покрова свадебные недели.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы верующая душа не может не почувствовать на себе особую близость, любовь и заботу Божией Матери. Считается, что Пресвятая Богородица находится в эти дни среди людей и простирает над нами Свой небесный молитвенный покров.

Иерей Евгений Пуртов

+ + +

Другие двунадесятые и великие богородичные праздники:
8/21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы
25 марта / 7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы
15/28 августа. Успение Пресвятой Богородицы
1/14 октября – Покров Пресвятой Богородицы
21 ноября / 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Грозное предзнаменование в Покровском храме г. «Дзержинска»

23 января 2005 года в Свято-Покровской церкви города Дзержинска (!), что в 30 километрах от Минска начали мироточить иконы. Сначала двенадцать, потом двадцать семь. Сегодня никто не считает мироточащие иконы – замироточили напрестольные кресты и сами стены в алтаре!

Первой в храме замироточила икона Божьей Матери Казанской. Обнаружил чудо 12-летний пономарь Александр. Мальчик, прислуживающий в храме, заметил на иконе что-то необычное и позвал настоятеля храма прот. Николая Ледника. Присмотревшись, убедились, что икона мироточит. Через три дня, 26 января, “заплакала” икона Святителя Николая Чудотворца, потом заметили мироточение и на ликах, исполненных на металле. Вскоре струйки мира потекли и из ран на иконе с изображением распятия Христа. За первые 10 дней в церкви замироточили 12 икон. На некоторых, которые находятся в алтаре, миро выступило и с обратной стороны. Мироточение то прекращается, то возобновляется.

Мироточат не только иконы в алтаре храма, не только напрестольные кресты, но и сами стены алтаря! Из стен выделяется не только миро, но и кровь (или миро кровавого цвета). Икона новомучеников Белорусских, выполненная на картонке, поставлена в ванночку из-за обильного истечения миро. За один час целый стакан! Из ног Господа на запрестольной иконе также выделяется кровь (миро кровавого цвета). Миро на многих иконах истекает из глаз Господа или Богородицы – иконы как бы плачут…

Когда мироточили иконы, все еще было как-то объяснимо. Хоть и много для одного храма, но мироточение сейчас довольно распространенное явление. Потом все больше икон, все больше. Потом началось и кровоточение. Текло буквально все и со всего – с икон, с железных крестов, в конце концов даже со стен. Мироточение было и из антиминса.

И вот неделю назад в начале вечерней службы потекло нечто, похожее на кровь, из напрестольного Евангелия. Младший священник засомневался, предложил прекратить службу. Настоятель решил продолжать. И вот тут произошло нечто совсем несообразное. Полохнула как будто молния и престол охватило пламя… В какой степени он обгорел, известно мало. Храм был срочно закрыт, прибыла комиссия во главе с митрополитом Филаретом и епископом Витебским и Оршанским Димитрием. Выводы комиссии пока не оглашаются, храм закрыт, службы прекращены, престола, как свидетельствует побывавший после этого в храме священник, в алтаре нет… Как оказалось, на престоле полностью сгорел антиминс и обгорели некоторые иконы вблизи престола.

http://www.bogistina.info/miro/index.shtml

О значении всего этого задумаешься прежде всего в связи с названием города, носящего имя палача. И с тем, что нежелание очистить русскую землю от этих имен вряд ли может быть угодно Господу Богу, Божией Матери, их святым. Терпение Господне не безгранично, и Покров может покрывать только верных… Странно, что об этом не догадывается «комиссия во главе с митрополитом».

Справка (доп. 9.4.2009 по просьбе читателя)
Дзержинск – город областного подчинения в Дзержинском районе Минской области Беларуси. Он находится на железнодорожной линии (ст. Койданово, Дзержинск) и автомобильной трассе Минск-Барановичи, в 38 км от Минска. До 1932 г. назывался Койданово, под этим именем известен ещё со времён Киевской Руси, до 1146 г. носил название Крутогорье из-за неровной местности. Ф.Э. Дзержинский родился в нескольких десятках километрах от города [в имении Дзержиново]. Ф.Э. Дзержинскому установлен памятник напротив Райисполкома. Население города — около 25 тыс. человек (2003).
Всего на территории исторической России (в основном в РФ) до сих пор благополучно существует около 10 населенных пунктов имени этого палача руского народа. А улица его имени есть в каждом городе. Эта топонимика «свято» охраняется новой посткоммунистической властью, которая «вышла из шинели» Дзержинского.
К сожалению, таково же отношение к палачу у президента Белоруссии. В 2004 г. был открыт мемориальный комплекс «Дзержиново». При этом А.Г. Лукашенко заявил, что усадьба Дзержиново «имеет важное воспитательно-патриотическое значение»… («Коммерсантъ», 8.10.2004; http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=513162)

М.Н.

Покров Пресвятой Богородицы

Источник: http://rusidea.org/?a=25101401