ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и судьбы Русского народа.
Архиепископ Аверкий (Таушев)
Все ли еще современные русские люди знают и помнят праздник Покрова Пресвятой Богородицы — 1-го октября ст. ст. — тем более, что и приходится он чаще всего в рабочие дни, когда и в церковь-то пойти многим трудно?
А между тем именно этот праздник как-то особенно близок и дорог сердцу каждого истинно-православного, истинно-русского человека. И это даже при всем том, что происхождения он совсем не русского, а византийского. Но там, в Византии, он скоро был забыт, а праздновался так радостно и так торжественно, как празднуются лишь великие праздники, только у нас на Родине — в России. Какое громадное множество прекрасных и величественных храмов было посвящено у нас именно этому празднику, ставшему как бы специфически — русским праздником!
Почему же это?
Вспомним историю праздника — как умилительна и глубоко-трогательна она!
В царствование Льва VI Философа, в начале Х-го века, в пределы Византийской Империи вторглись грозные враги — сарацины, все предававшие на своем пути огню и мечу и угрожавшие уже самому Константинополю. Жители Константинополя обратились к своей всегдашней Заступнице — Пресвятой Матери Божией со слезной мольбой о помощи. Особенно торжественное всенощное бдение совершалось во Влахернском храме, где, как великая святыня, хранилась риза Богоматери, Ее омофор (головное покрывало, спускавшееся на плечи) и часть пояса. На бдении этом присутствовал великий праведник того времени — Блаженный Андрей Христа ради юродивый со своим учеником Епифанием. И вот, в 4-м часу ночи им представилось дивное зрелище. От царских врат шествовала по воздуху величественная Жена, окруженная страшной свитой. Честный Предтеча Господень и Апостол Иоанн Богослов поддерживали Ее своими руками, а множество святых в белых, сияющих одеждах предшествовали Ей, а иные последовали, воспевая священные песни.
Когда Она приблизилась к амвону, Блаженный Андрей, как бы не доверяя себе, спросил Епифания: «Видишь ли Госпожу и Царицу мiра? — «Вижу, отец мой духовный», отвечал тот: «вижу и ужасаюсь». И пока они смотрели, изумленные этим дивным зрелищем, Она, преклонив колена, молилась долго-долго, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое Лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу и молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, Она сняла с Себя блиставшее подобно молнии великое и страшное покрывало, которое Она носила на Своей Пречистой Главе, и, держа его с великой торжественностью Своими Пречистыми Руками, распростерла его над всем стоящим и молящимся в храме народом. И долгое время, пока видима была Пресвятая Богородица, видимо было и распростертое над народом покрывало («омофор»), излучавшее из себя молниевидную славу Господню.
Это дивное видение так воодушевило греков, что они дали решительный отпор напавшим на Константинополь врагам, и те, потерпев неожиданное поражение, обратились в бегство. Византия была спасена.
Много, очень много и других случаев известно, когда Пречистая Матерь Божия приходила на помощь Православной Византии, этому Второму Риму, чудесно спасая ее от врагов. Вышеописанное видение и многие другие подобные же видения, мы не можем не разсматривать, как явное и убедительное-наглядное знамение того, что Пречистая Матерь Божия всегда откликается на нашу слезную мольбу о помощи, что Она особенно покровительствует молящимся в храме, что Она входит в наши храмы и молится в них вместе с нами и за нас, грешных, поскольку мы уповаем на Ее милость к нам, кающимся грешникам, и на Ее материнскую помощь и заступление.
«Дева днесь предстоит в церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу»… (Кондак) — так исповедуем мы, православные христиане, эту нашу веру во всесильное молитвенное заступление за нас Богоматери, празднуя радостный праздник, получивший справедливо наименование «Покрова Пресвятыя Богородицы».
Византия, погрязавшая все более и более в страстях и пороках, вследствие роскошной и легкомысленной жизни, как некогда Ветхий Рим, не желавший знать ничего, кроме «хлеба и зрелищ», и дошедшая до состояния нераскаянности и «окамененного нечувствия», а, в конце концов, отрекшаяся и от своей Православной Веры во время так называемой Флорентийской унии 1439 года, лишилась Покрова своей прежней Всесильной Заступницы Пречистой Матери Божией и была предана окончательно «в руце падения своего»: в 1453 году Константинополь был взят и разгромлен турками, и Византийская Империя исчезла с лица земли, а для народа ее началось тяжкое и мучительное многолетнее иго иноверцев-мусульман.
С падением Византии ее прежнее значение, как Хранительницы Православия, перешло к «Третьему Риму» — к нашей Родине-России. И сюда же — к православному русскому народу — перешел и дивный Покров Божией Матери, во всей своей чудесной, благодатной силе, о чем так убедительно и красноречиво свидетельствует безчисленный ряд фактов нашей родной русской истории. Все важнейшие исторические события из жизни нашего православного русского народа так ясно связаны с благоговейным почитанием Пресвятой Богородицы и горячей верой в спасающий Покров Ее, которая никогда не оказывалась посрамленной, что Родина наша Россия с полным правом именовала себя «Домом Пресвятыя Богородицы», или «необоримым Богородицы состоянием» («достоянием»). В самые опасные и критические моменты исторического бытия Российского государства, по слезной, покаянной молитве русских людей, Пречистая Матерь Божия всегда приходила ему на помощь. Родина наша действительно была как бы Домом Ее, в котором Она постоянно обитала, который защищала и покрывала. И это Свое незримое, но тем не менее для всех верующих русских людей всегда реально ощутимое присутствие на Русской Земле Она являла через многочисленные Чудотворные Иконы, которые благоговейно чтились русским народом, не как идолы, по наглому утверждению сектантов, но как видимые знаки, символы Ее невидимого присутствия и покровительства русскому народу. По искренней вере русских людей, от икон этих источались безчисленные чудеса, и по горячей, пламенной, покаянной молитве перед ними, Пресвятая Богородица не раз спасала Русскую Землю от страшного разорения, а русский народ — от уничтожения. Достаточно вспомнить хотя бы два таких потрясающих душу факта: чудесное избавление русского народа в 1395 году от нашествия страшного азиатского завоевателя Тамерлана, по молитвам перед великой исторической святыней нашей — Чудотворной Иконой Божией Матери Владимирской, и не менее чудесное спасение России в 1612 году от губительных ужасов так называемого Смутного Времени, грозившего потерей для нее своего исторического бытия, по молитвам перед другой нашей великой святыней — Чудотворной Иконой Божией Матери Казанской.
Стыдно православному русскому человеку не знать этого — стыдно не знать воистину дивного Покрова Божией Матери над Россиею! Ведь ни одна другая страна в мiре, после древней Византии, не испытывала на себе так часто и так ощутительно чудесного заступления Божией Матери, почему и праздник Покрова Пресвятой Богородицы является чисто-русским национальным установлением как это ясно видно из слов канона этого праздника: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священно-мученики, и со архиереи, за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова Праздник в Российстей Земли прославльшыя» (8-й песни 1-й тропарь).
Чем объяснить это?
Надо полагать, только тем, что сердцу русского человека, глубоко воспринявшему истинное евангельское учение, учение православное, были особенно близки и дороги возвышенные добродетели Пресвятой Девы: Ее девственная чистота и целомудрие, Ее смирение и послушание, Ее всецелая и безповоротная преданность воле Божией. За эти добродетели православный русский народ особенно благоговейно и нежно чтил Ее, а Она, в ответ на это благоговейное почитание Ее, являла знамения своего особого благоволения и покровительства русскому народу, сделавшись для него воистину «Необоримой Стеной», «Источником Чудес», «Всех скорбящих Радостью», «в скорбех и печалех Утешением», «Заступницей усердной», как именует он Ее в своих церковных песнопениях.
И пока чтил русский народ свою Заступницу и Покровительницу, легко и вольготно жилось на русской земле, которую благословил Господь всяким изобилием. Росла и ширилась она, процветала и благоденствовала, восходя от силы в силу.
Но вот, позавидовал благоденствию русского народа враг вселукавый, возненавидел он русскую землю — «Дом Пресвятыя Богородицы», — как опасный для него оплот истинной веры в мiре — веры православной, и замыслил погубить ее. Хитро и льстиво подошел он к простодушному и наивно-доверчивому русскому человеку, соблазняя его обманчивыми мишурными благами западной богоотступнической лже культуры. Постепенно, но систематически-упорно вливался смертоносный яд змеиный в душу русского человека, и все дальше и дальше отводил его враг от веры отцов, все больше и больше отравляя его душу материализмом, неверием и безбожием и лукаво внушая ему, что это и есть истинные блага.
Страшно сказать, до чего дошли отравленные этим ядом змеиным обезумевшие русские люди: в своем подлинном бесновании они решились даже на кощунственную хулу своей Пречистой Заступницы и Покровительницы. С глубочайшей скорбью писал об этом, еще в 1888 году, в одном из своих вдохновенных писем Святитель Феофан, Вышенский Затворник: «… В какой-то газете «Свет» № 88 напечатаны хулы на Божию Матерь. Матерь Божия отвратилась от нас: ради Ея и Сын Божий, а Его ради Бог Отец и Дух Божий. Кто же за нас, когда Бог против нас?! Увы!!» (Собрание писем, вып. 7, стр. 206).
Отвернулся обезумевший русский народ от Божественного Лика своей Пречистой Заступницы и Покровительницы, забыл все безчисленные благодеяния Ее, и удивительно ли, что постигли, вследствие этого, русскую землю такие страшные кровавые испытания!
Весьма знаменательно, что как раз перед так называемой «первой революцией» 1905 года, во время столь несчастной для России Русско-Японской войны, в ночь на 29 июня 1904 года, исчезла безследно похищенная грабителями Чудотворная Казанская Икона Божией Матери — та самая, по молитвам перед которой чудесно спасена была Россия в 1612 году во время Смутного Времени.
Пречистая Матерь Божия, за богоотступничество обезумевшего русского народа, отняла от него чудесный Покров Свой и предала его в руки падения его.
Все происшедшие затем с русским народом кровавые ужасы этим и объясняются.
Но все же не до конца оставила Пречистая Матерь Божия глубоко падших и неблагодарных Ей сынов и дщерей заблудившегося русского народа. Порукою этому является чудесное явление в самый день отречения Императора Николая Александровича — 2 марта 1917 года — Иконы Божией Матери Державной в селе Коломенском. Дивная Икона эта представляет собою Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со скорбным выражением очей. Что означает это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть, после того, как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, вызванные его богоотступничеством, и терпеливо ждет, как истинная любящая Мать, его покаяния и обращения к Богу.
Не об этом ли Материнском попечении Ее о нас свидетельствует и тот факт, что одна из самых прославленных святынь Ее, через которую Она являла многократно знамения милости Своей, Чудотворная Икона Знамения Божией Матери Курская-Коренная последовала в изгнание за массами русских людей, покинувших свое Отечество, и находится вот уже более 40 лет здесь среди нас в разсеянии?
Велика Ее материнская любовь к нам, оказавшимся столь недостойными ее.
Но отзываемся ли мы и после всех постигших нас тяжких потрясений и потери Родины нашей на эту любовь Ее к нам?
Каемся ли мы в своем богоотступничестве, в попрании заветов святой нашей веры и установлений святой нашей Церкви? Стараемся ли мы делать все приятное Ей, нашей Заступнице и Покровительнице? Не позволяем ли мы себе и доселе, несмотря на все страшное, постигшее нас, прямо или косвенно хулить и оскорблять Ее, любящую Матерь нашу?
Увы! Не тем занимаемся мы заграницей, чем нужно было бы! Едва только минует нас непосредственно угрожающая нам опасность, как мы уже и забываем Бога, ни во что ставим Святую Церковь и горделиво превозносимся над всеми святынями веры нашей, свой собственный лукавый разум и свои личные домыслы, соображения и постижения ставя превыше всего на свете.
Живем заграницей, большей частью, легкомысленно и безпечно, думая лишь об устройстве своего временного земного благополучия и забывая об ожидающей всех нас вечности — об ответе, который придется давать нам на Страшном Судище Христовом. И даже мысль об этом гоним от себя, гневаясь на добросовестных пастырей Церкви, которые решаются напоминать нам об этом и призывают нас к покаянию и исправлению жизни.
«Хлеба и зрелищ!» — безумный и богопротивный лозунг, сгубивший в свое время первые два Рима, а затем и «третий Рим» — нашу Родину-Россию, изменившую своему призванию, продолжает слышаться и заграницей, в изгнании нашем, и ставится — увы! — весьма многими русскими людьми во-главу их жизни.
Вместо того, чтобы сознавать свои грехи и каяться в них, мы ищем грехов у ближних наших, себя считая как бы непогрешимыми и не подлежащими никакому суду и критике, а других — во всем виновными и заслуживающими самого жестокого и немилостивого осуждения. А какая неистовая злоба нередко кипит между нами!
И часто за что? — Только за несогласие с неправильными и неразумными взглядами нашими и противными истинной вере и Церкви Христовой, полными гордыни и губительного самообольщения, убеждениями, проистекающими из самомнения и испорченного сердца нашего.
Единственное, что нам теперь нужно — веру во Христа и жизнь по этой вере — христианское благочестие — мы заменили никому ненужным и безсмысленным в нашем положении политиканством, а подлинную преданность исконной русской культуре — идеалам Святой Руси — преступными и развратными развлечениями и увеселениями по субботам и в кануны праздничных дней, когда каждому русскому изгнаннику надлежит быть в церкви, оплакивая свои грехи, приведшие к такой страшной кровавой катастрофе нашу Родину-Россию.
И даже строя храмы Божии заграницей, мы не хотим отказаться от нашей греховной самости, от своего бешенного самолюбия, создаем распри и смуты вокруг этого великого дела храмостроительства, как бы забывая истинное назначение храмов Божиих и унижая это святое дело привнесением в него своих личных страстей, своих своекорыстных соображений, ничего общего со святыней храма не имеющих.
Где теперь в нашей среде найдем мы преклонение перед боголюбезными добродетелями Пресвятой Девы — перед Ее девственной чистотой и целомудрием, перед Ее смирением и послушанием, перед Ее всецелой и безповоротной преданностью воле Божией, перед коими так преклонялись прежде благочестивые предки наши на Святой Руси, всем сердцем стремясь подражать Ей в этих добродетелях?
Не считают ли многие современные русские люди все эти добродетели «отжившими», «устарелыми», «несовременными»?
Вот в этом-то во всем и заключается главная наша беда, главное наше горе и несчастие!
И чего хорошего можем мы ожидать себе, если и попав заграницу, в изгнание, после потери нашей Родины, мы все никак не хотим исправиться, а продолжаем идти в жизни своей все теми же пагубными путями, которые привели к гибели нашу Родину-Россию, а теперь грозят страшной гибелью и всему остальному мipу?
Единственное, что может спасти нас от неизбежной и уже окончательной гибели это — коренное изменение всей нашей жизни и слезное, покаянное обращение к Пречистой Матери Божией, столько раз спасавшей нашу Родину-Россию, с мольбой о помощи:
«Что Ти рцем, Царице наша и Владычице?.. Вемы, яко по делом кару Божию приемлем, вемы, яко недостойни под светлую сень покрова Твоего внити, но яко мытарь, яко разбойник, яко слепцы и прокаженнии, и мы сокрушенным сердцем Господу взываем: Боже, милостив буди нам, грешным! И Тебе, Пречистая Дево, молим: приими вопль и стоны сердец наших и вознеси их к Престолу Всевышняго, поведай Сыну Твоему слезное покаяние и печаль сердец наших… собери нас, якоже матерь собирает птенцы под криле своя, и настави нас на путь спасения… да возненавидим зло, да узрим бездну падения нашего и возлюбим ближняго своего, да отвержемся себе, да возьмем крест свой и пойдем к Свету Истины, просвещающему мiр…» (Молитва ко Пресвятой Богородице, Светлой Обители странников бездомных).
Архиепископ Аверкий (Таушев) Современность в свете Слова Божия Слова и речи Том 2, c 201-210
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.