Почему мiр устроен так, а не иначе?
М.В. Назаров «Русская идея»
Пасхальные размышления грешного мiрянина о свободе, о любви и о нашем времени
Принимая мiр как данность, над этим вопросом (вынесенном в заглавие) люди очень редко задумываются, и то немногие ‒ философы, и то далеко не все. Прошло уже время «классической философии» западного типа, которая пыталась исследовать существующее мiроустройство, его онтологические законы и категории (подобно Канту). Православная религиозная философия на Западе не была воспринята (да и в РФ она не в почете у правителей-западников). Глобальная человеческая цивилизация в размышлениях о смысле бытия больше не нуждается, этот интерес уже подавлен материальными и политическими проблемами того грешного мiра, который есть и который мудрые лидеры человечества обещают вести по пути неуклонного прогресса, подтверждаемого наукой и техникой на принципах и свойствах данной нам материальной реальности.
Между тем, этот философский интерес естествен для ребенка, познающего окружающий мiр и засыпающего взрослых «смешными» вопросами, в их нарастающей сложности по мере роста детского сознания. Например: Почему идет дождь? ‒ Чтобы у нас была вода для питья, и чтобы растения могли приносить нам плоды и хдеб. ‒ А почему нам нужно пить и есть хлеб? ‒ Чтобы жить. ‒ А почему нельзя жить без воды и еды? ‒ Такими Господь Бог создал мiр и нас в нем, и мы должны трудиться для пропитания. ‒ А почему Бог создал нас такими, ведь Он всемогущий и мог бы создать нас с жизнью сразу навсегда, без простуды и без противного супа с вареным луком и отвратительных пенок в кипяченом молоке?.. И т.д.
У взрослых такое онтологическое любопытство затирается житейскими проблемами, человек привыкает к тому мiру, «во зле лежащему», который существует и в котором надо выживать ‒ на этом уровне формируется и смысл жизни. Оставшаяся малая часть верующих людей в философских размышлениях тоже не нуждается, ибо им достаточен ответ о смысле жизни, даваемый Богом настолько, насколько мы способны его вместить. Разумеется, и для верующих остаются тайны, и они безконечны, но нам для спасения к жизни вечной в Царстве Божием они на земле не нужны.
Однако во времена, когда привычный ход жизни нарушается, мы задумываемся о причинах и о таинственной стороне приоткрытого нам Богом смысла мiроздания: почему оно создано именно таким, а не иным, более благополучным? Вот и в моей жизни сейчас назревает так называемый «идеальный шторм» со стороны сил зла: складываются в общую лавину невзгод обострение Мiровой войны (в т.ч. на Украине, где разорваны связи с зомбированными родственниками), нарастающая угроза безопасности России с ее нынешними духовно неграмотными правителями, не понимающими смысла этой войны и потому не способными к богоугодной обороне; удручающее состояние нашего народа, не оправившегося от советского оболвания и укрепляемого в этом «патриотической скрепой» ресоветизации; печальное состояние Русской Церкви ‒ не только официальной жреческой, благословляющей любую власть как богоугодную, но и «осколков» РПЦЗ, фактически переставшей существовать как хранитель истины о состоянии нашего мiра. Новый раскол в нашем малом отдельном «осколке» сейчас затронул и наш приход… Удручает и безсилие что-либо изменить при виде всего этого… Но и это еще не всё: нашу семью ‒ патриотов и граждан исторической России ‒ высылают из нынешней РФ (о чем я пока не пишу, дабы не усугубить положение, надеясь, что Господь отведет угрозу, но, наверное, поэтому мой «пасхальный» комментарий в условиях такого личного кошмара сейчас несколько странный, «философский»…).
Всё это для нашей семьи сгустилось сейчас в дни Страстной седмицы и побуждает в очередной раз задуматься о причинах (наших грехах), и о том спасительном пути, от которого мы по своей греховности уклоняемся. Кроме того, мне невольно вспоминается тот самый детский вопрос (видимо так я «философски» устроен): почему Господь создал мiр так, а не иначе, со всеми его драматическими проблемами, ведущими к погибели? Разумеется, Он создал мiр совершенным, и не Он виновал в его поврежденности. Но ведь Он Своим всеведением изначально знал всё случившееся с человечеством… Неужели у Всемогущего Бога не было другого варианта мiроздания, более надежного?
Православный ответ я, конечно, знаю, но происходящее в мiре в последние годы невольно побуждает вновь и вновь думать об этом в поисках какой-то логики. Готовясь к Светлому празднику Христова Воскресения, уместно рассмотреть этот вопрос как раз в связи с Крестным подвигом Сына Божия, Спасителя мiра. Почему Он осуществил эту миссию и для Себя, и для народов земли так сложно и страшно, через позорную в понимании богосозданного народа казнь на Кресте, чего поэтому не могут уразуметь многие: «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие» (1-е послание апостола Павла Коринфянам 1:23)?
Разумеется, четкое и убедительное объяснение Воплощения, Распятия и Воскресения Христа нам открыто в церковном учении (см. об этом в календарной статье на РИ к Пасхе). И полагаю, что большинство читателей с ним знакомы. Поэтому вкратце по «детскому вопросу»: Христос не хотел обращать людей к вере в Бога и к спасению принудительно, как земной Царь, ибо только свободный выбор человека имеет духовную ценность. Поэтому человек с момента создания наделен и образом Божиим со свободой воли, вместо программирования его к обязательному «должному поведению» ‒ это был бы не человек, а подобие механической или электронной куклы с включателем. Такие насельники Царства Небесного Богу были не нужны. Уважая свободу выбора даже Своих распинателей и из огромной любви к человечеству, безвинный и безгрешный Христос для пробуждения в людях совести (со-ведения, понимания смысла своей жизни с Богом) принес Себя в жертву, взяв на Себя человеческие грехи, раскрыл линию фронта в борьбе сил Бога и диавола, этим облегчая людям путь к покаянию и их свободный выбор Истины, укрепляя их в этом выборе Своим Воскресением ‒ победой над диаволом и оставляя нам Свою Церковь и учение, основанное на сочетании свободы и любви как пути спасения.
Об этом сочетании свободы и любви сейчас и мои частные размышления тут. Именно тут возникает «детский вопрос» не только у детей: почему мiр устроен любящим нас Богом так, а не иначе, и почему спасение возможно только на столь трудном пути? Неужели нельзя было всё сделать иначе?
Видимо, дело в том, что Свобода ‒ это важнейшее онтологическое свойство человека, венца творения, и условие его приближения к богоподобию, которое может быть только свободным волеизъявлением. Без свободы это было бы невозможно. Такова была и свобода, дарованная ангелам. Но и они, и люди не справились с бременем свободы, как дети, решившие поиграть со спичками. Конечно же, Всеведающий Господь, стоящий над временем, знал всё, к чему и в ангельском мiре и в человечестве приведет этот дар свободы: к злоупотреблению ею из гордого стремления сравняться с Богом у части ангелов во главе с их «светоносным» предводителем, и под их таким же обманным побуждением ‒ к гордому злоупотреблению свободой первыми людьми («будете как боги, знающие добро и зло» ‒ Быт. 3:5), которые исказили природу мiроздания, впустили в него зло. И тем не менее, зная всё это, Господь «не нашел» иного, более надежного варианта для земной истории человечества, без свободы как великой ценности и условия создания человека.
Итак, зло ‒ это следствие свободы в крайнем злоупотреблении ею. Зло не создано Богом, а возникло из богопротивной гордыни свободной твари и попускается людям с целью лучшего уразумения добра и наших грехов уклонения от Истины для покаянного возвращения к ней.
В сравнении с этим любовь ‒ это, логически рассуждая, полная противоположность злу как высшее проявление свободы в ее должном осуществлении вплоть до самопожертвования. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна 15:13). И как ни странно, не в благополучной жизни, а именно в сопротивлении силам зла в мiре, во зле лежащем, человек проявляет такое свое высшее духовное качество. Видимо, в этом состоит один из смыслов войн, попускаемых Господом по человеческим грехам в «педагогических» целях и как последнее средство вразумления, тем более что смерти у Господа нет. (Известны даже философские и религиозные «гимны» войне, позволяющей людям проявлять в экзистенциальном духовном подъеме свои лучшие качества. Хотя мы, разумеется, просим у Господа «мирного жития», ибо испытание войны далеко не всем по силам. И сейчас этого молитвенно просим.)
Таким образом получается, что свобода ‒ дар абсолютно необходимый людям, но обоюдоострый, о чем много и верно написано христианскими богословами. И если вдуматься в суть Промысла Божия, то при всем сверхвременном знании Богом того, как распорядятся свободой сотворенные Им существа, у Господа не было иного способа мiроустройства с его венцом творения в виде человека. Ведь другим, несвободным, человек быть не мог ‒ он тогда не был бы человеком, созданным по образу и подобию Божию. Господь захотел излить Свою любовь на духовно подобные Ему разумные, ответственные, свободные существа, способные разделить с Богом радость бытия. То есть свобода ‒ онтологическое свойство человечества и основа Промысла Божия, который в его полном масштабе известен Богу, но зависит от свободного поведения людей в земном времени. (Н.А. Бердяев наряду с другими вольными философами, высоко ценя онтологически необходимую свободу, выводил из этого еретическое представление о мiроустройстве, в котором свобода вообще предшествует созданию мiра: якобы есть потенциально сверх-божественный меон, меоническая свобода, Богом не сотворенная и ему не подвластная. Это, конечно, один из «заносов» гордого бердяевского ума, который можно милосердно назвать «философским упражнением», учитывая и многие верные его суждения на более низких уровнях, где он не богословствует.)
Для спасения человечества от зла и был послан в мiр Мессия ‒ Христос, Сын Божий, победивший зло Божественной жертвенной любовью к человечеству и создавший Церковь как врата спасения в вечное Царство Божие. Христианское учение ‒ это не одна из многих «традиционных религий», а единственная, объясняющая смысл жизни и спасительно связывающая человека с Богом. Причем богословская истинность Христианства не исключает возможности его философского осмысления (что и является основным достоинством русской религиозной философии).
Также и антихристианская «традиционная» религия, свободно отвергшая Христа, избравшая себе другого «отца» и готовящая земное царство своего «иного мессии», мошиаха-царя ‒ это главная богоборческая религия, связывающая ее носителей с главным противником Бога ‒ с диаволом. Это упоминаемая в Новом завете «тайна беззакония» ‒ крайнее злоупотребление свободой, о котором сказано выше. Распятие и Воскресение Христа раскрыло человечеству сущность перманентной Мiровой войны этих противоборствующих сил. Именно сатанинская сила сейчас приступила к последнему этапу своей Мiровой войны, она очень наглядно саморазоблачается в основном приеме ее «отца лжи» (см.: Россию готовят на роль мiрового злодея, подлежащего уничтожению в Армагеддоне). Но это очевидно только для духовно зрячих людей, каковых, к сожалению, и в правящем слое РФ практически нет.
Без православного понимания божественного мiроустройства и онтологической сущности человечества невозможно понимать смысл истории и действия противоборствующих в ней сил ‒ невозможно и России защититься в идущей Мiровой войне.
Тем более это невозможно под красным знаменем богоборческого Интернационала с восстановлением памятников сатанисту Ленину в освобождаемых областях Украины и с «патриотической скрепой ВОВ» в виде преемственности от той антихристианской власти тотальной несвободы, которая разрушила историческую Россию ‒ Третий Рим, удерживающий мiр от воцарения антихриста. Нарастание в политике правителей РФ этого богопротивного фактора в складывающемся антироссийском «идеальном шторме» особенно удручает, так как это тупое манкуртское богопротивление лишает нас Божией помощи и грозит снятием защитного покрова с создаваемого совпатриотического «богоубежища» РФ.
Да не будет!
Христос Воскресе!
М.В. Назаров
пос. Воскресенское, 22.4.2022
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.