Преподобный Нилъ Мѵроточивый и его пророчества о послѣднихъ судьбахъ нашего міра

Нилъ орошаетъ водами землю Египетскую,
Нилъ же напаяетъ Аѳонскихъ монаховъ,
Нилова слава возсіяла въ день седьмый,
Того святыми молитвами, Христе Боже,
помилуй и спаси насъ. Аминь
 [1].

«Для иноческаго образа жизни нѣтъ другого болѣе удобнаго мѣста, какъ гора Аѳонская, которую Я пріяла отъ Сына Моего въ наслѣдіе Себѣ, дабы тѣ, которые хотятъ удалиться мірскихъ заботъ и смущеній, приходили туда и служили тамъ Богу безпрепятственно и спокойно. Отнынѣ гора эта будетъ называться Моимъ вертоградомъ. Много люблю Я мѣсто сіе, и придетъ время, когда оно отъ края и до края, на сѣверъ и югъ наполнится множествомъ иноковъ. И если иноки тѣ отъ всей души будутъ работать Богу и вѣрно хранить заповѣди Его, то Я сподоблю ихъ въ великій день Сына Моего, великихъ дарованій; еще здѣсь, на землѣ, будутъ они получать отъ Меня великую помощь; Я стану облегчать болѣзни и труды ихъ и дамъ возможность, при малыхъ средствахъ, имѣть довольство въ жизни, даже ослаблю вражескую противъ нихъ брань, и имя ихъ сдѣлаю славнымъ по всей землѣ». Такъ сказала Богоматерь Святителю Николаю въ дивномъ явленіи Ея съ этимъ угодникомъ преподобному Петру, первому Аѳонскому пустынножителю, 1000 лѣтъ тому назадъ.

Посему-то Святой Аѳонъ — этотъ жребій Божіей Матери — съ его аскетами и съ тѣми, коихъ «весь міръ не былъ достоинъ» (Евр. 11, 38), въ теченіе десяти вѣковъ всегда былъ милъ и дорогъ каждому православному сердцу. Много дивныхъ и славныхъ мужей, имена коихъ написаны въ книгѣ жизни, просіяло на этомъ оплотѣ и свѣточѣ Православія; много мѵроухающихъ сосудовъ Духа Святаго, не желавшихъ быть славимыми отъ сыновъ вѣка сего и удалившихся изъ многомятежнаго и суетнаго міра на пустынныя высоты заоблачнаго Аѳона, процвѣло въ этомъ аскетическомъ вертоградѣ, въ этомъ монашескомъ разсадникѣ, въ этомъ училищѣ подвижничества и благочестія…

Преподобный Нилъ Мѵроточивый и его пророчестваСравнительно совсѣмъ недавно — три вѣка тому назадъ — здѣсь «подвигомъ добрымъ подвизался, теченіе совершилъ, вѣру сохранилъ» (2 Тим. 4, 7) и былъ прославленъ Богомъ одинъ изъ тѣхъ, кои «скитались по пустынямъ и горамъ, по пещерамъ и ущельямъ земли» (Евр. 11, 38). Имя этого подвижника — Нилъ Мѵроточивый. Своими подвигами онъ превзошелъ не только современныхъ ему, но и многихъ древнихъ подвижниковъ.

Родиной преп. Нила была Греція. Благочестивые родители святого, жившіе въ селеніи «Святаго Петра», были призваны Богомъ въ лучшій міръ, когда Нилъ былъ еще въ очень юныхъ лѣтахъ. Всю заботу о воспитаніи отрока взялъ на себя его дядя іеромонахъ Макарій. Онъ бдительно слѣдилъ за всѣми движеніями ума и сердца будущаго сосуда благодати Святаго Духа. И не напрасны были такія неусыпныя старанія дяди о своемъ племянникѣ: отрокъ оказалъ быстрыя успѣхи въ умственномъ и нравственномъ отношеніяхъ. Достигнувъ совершеннолѣтія, Нилъ принялъ монашеское постриженіе и былъ рукоположенъ во іеродіакона, а позже и въ іеромонаха. Одно время дядя и племянникъ подвизались вмѣстѣ. Пламенѣя желаніемъ къ большимъ подвигамъ, они удалились на св. Аѳонскую Гору и, получивъ благословеніе отъ игумена Лавры св. Аѳанасія, поселились въ пустынномъ, чрезвычайно дикомъ и безводномъ мѣстѣ, весьма удобномъ для безмолвія, называемомъ «Святые Камни». Много трудовъ стоило имъ, чтобы устроить здѣсь небольшой храмъ и келліи. По устроеніи всего необходимаго, блаженный Макарій мирно почилъ о Бозѣ [12 ноября 1651 г.].

По кончинѣ своего наставника преподобный Нилъ переселился въ еще болѣе дикое мѣсто, недоступное не только для людей, но и для самихъ звѣрей, позволяющее быть только съ единымъ Богомъ. Какъ и на оставленномъ мѣстѣ, здѣсь была устроена церковь и освящена во имя Срѣтенія Господня.

«…Какіе подвиги видѣла пещера, вмѣстившая сего мужественнаго подвижника! Коликимъ она оросилась изліяніемъ теплыхъ слезъ плакавшаго предъ Богомъ и день и ночь! Какой борьбы съ демонами и какихъ побѣдъ надъ ними была она свидѣтельницею! И послѣ побѣдъ надъ темными силами, коликими она освятилась небесными видѣніями и ликостояніями Ангеловъ, являвшихся сюда для утѣшенія равно-ангельскаго подвижника! Всего этого хорошо мы не знаемъ; это извѣстно только Всевѣдцу. Но для насъ самое мѣсто его подвиговъ есть безмолвный и громогласный проповѣдникъ о величіи ихъ; не менѣе того свидѣтельствуетъ о томъ и прославленіе мертвенныхъ священныхъ его останковъ» [2].

Въ этой пещерѣ окончилъ преподобный свой земной путь, предавъ въ руцѣ Божіи мирный свой духъ, и переселился, «идѣ-же нѣсть болѣзни, ни печали, ни воздыханія». При пещерѣ же братія благоговѣйно предали землѣ многопобѣдное и многотерпѣливѣйшее его тѣло, и утвердили надъ изголовьемъ надпись съ запрещеніемъ открывать тѣло подвижника, ибо предъ смертью самъ преподобный сдѣлалъ такое клятвенное завѣщаніе [3].

Тотъ, кто во время своей жизни не искалъ славы человѣческой, вскорѣ послѣ смерти наполнилъ весь міръ славою своего имени. Господь прославилъ Своего угодника тѣмъ, что его дѣвственное и отъ юности посвященное Богу тѣло, очищенное и утонченное постами, омытое слезами, облагоуханное молитвами — сіе святѣйшее тѣло Богъ превратилъ въ мѵро и благоволилъ ему истечь изъ гроба чрезъ малое отверстіе и по отвѣсной скалѣ стекаться къ морю (до котораго около 60 саженъ — въ отвѣсѣ) въ явленіе людямъ. Такое небывалое явленіе привлекло множество людей, стекавшихся со всѣхъ странъ православнаго Востока. Безчисленныя исцѣленія и чудеса происходили отъ св. мѵра и черезъ молитвенное призываніе Святого. Православная Церковь причислила его къ лику святыхъ, съ присвоеніемъ ему имени Мѵроточиваго, и установила совершать его память въ день его кончины 12 ноября и въ день перенесенія его св. мощей 7 мая.

Въ нынѣшнее время часть св. мощей преподобнаго находится близъ пещеры, въ церкви Всѣхъ Святыхъ, а остальныя — въ Лаврѣ св. Аѳанасія. Перенесены онѣ были сюда еще въ 1815 г.

+ + +

Имя преп. Нила Мѵроточиваго еще болѣе стало извѣстно послѣ его явленій изъ загробнаго міра въ промежутокъ времени отъ 1813 по 1819 г. одному святогорцу — монаху Ѳеофану, когда въ нѣсколькихъ бесѣдахъ съ нимъ повѣдано было ему все то, что содержится въ такъ называемой книгѣ «Посмертныя вѣщанія преп. Нила Мѵроточиваго». «По богатству матеріала изъ области аскетической психологіи, говоритъ архимандритъ Александръ [4], «Вѣщанія» съ полнымъ правомъ могутъ занять видное мѣсто въ ряду такихъ знаменитыхъ святоотеческихъ твореній этого рода, какъ, напримѣръ, «Лѣствица», слова преп. Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Макарія Великаго и другихъ»… Знакомясь съ содержаніемъ книги, мы видимъ — съ какой только стороны ни разсматривается въ ней духовная жизнь христіанина, и, въ частности, монашеская!

Но въ нашъ апостасійный двадцатый вѣкъ «Вѣщанія» привлекаютъ еще и тѣмъ, что въ нихъ много говорится о послѣднихъ судьбахъ нашего земного міра. Преподобный предсказывалъ, что грядутъ страшныя времена, о которыхъ Господь говорилъ: «Обаче Сынъ Человѣческій пришедъ, обрящетъ-ли вѣру на землѣ?» Нилъ возвѣстилъ ищущимъ спасенія на св. Горѣ, подъ Покровомъ Божіей Матери, чтобы они не смущались, не ужасались, не теряли бы вѣры въ этотъ Покровъ и не покидали бы Аѳона, пока икона Иверской Богоматери не покинетъ св. Горы; чтобы пребывали въ покаяніи и надеждѣ спасенія, въ безмолвіи, смиреніи и послушаніи, стараясь хранить нерушимо то малое, что еще останется отъ прежней высокой монашеской жизни. Ибо за нечестіе нечестивыхъ св. Гора погрузится въ море; это будетъ тогда, когда Матерь Божія отыметъ Покровъ Свой отъ Удѣла Своего; благочестивые иноки должны поспѣшить покинуть Аѳонъ, какъ только уйдетъ Чудотворная Иверская Икона. Открываетъ Святой съ большими подробностями и о временахъ Антихриста: о всемірной анархіи, которая будетъ предшествовать пришествію антихриста; о томъ, когда надо ожидать сего; о степени развращенности послѣдняго поколѣнія; о умаленіи роста людей; о томъ, какъ ожесточительно будетъ дѣйствовать на сердца человѣческія принятіе ими печати Антихриста; о проповѣди Еноха и Иліи противъ печати; о призывѣ ихъ знаменовать себя крестнымъ знаменіемъ…

Многія предсказанія преп. Нила уже сбылись, но много изъ предсказаннаго имъ на нашихъ глазахъ сбывается. Вообще, пророчества преподобнаго отличаются удивительною точностью. Чтобы не быть голословнымъ, приведемъ одно изъ сбывшихся предсказаній.

Въ чудесномъ явленіи, бывшемъ въ 1817 году, преп. Нилъ сказалъ монаху Ѳеофану:

«Когда минутъ четыре двадцатипятилѣтія, то какова станетъ тогда монашеская жизнь? Если же пройдутъ и еще другія три двадцатипятилѣтія: говоримъ число седьмое лѣтъ и пять, восходящихъ къ полпути восьмого, тамъ на половинѣ числа пятерки, какое смущеніе произойдетъ отъ четвертаго до пятаго?..»

Русскій переводчикъ книги, изданной въ 1912 году, для поясненія этого мѣста (часть II, глава XXXI, стр. 170) помѣщаетъ примѣчаніе первыхъ переписчиковъ, жившихъ въ прошломъ столѣтіи.

«Примѣчаніе первыхъ списателей: Святой сказалъ сіе Ѳеофану въ лѣто отъ Рождества Христова — 1817; отъ сотворенія же міра — 7325-е. Поэтому Святой говоритъ: когда пройдетъ четыре двадцатипятилѣтія, т. е. сто лѣтъ, и наступитъ 7425-й годъ, то что тогда станетъ съ монашеской жизнію? Если же минутъ еще другія три двадцатипятилѣтія, то есть 75 лѣтъ, и наступитъ 7500 годъ, «число седьмое лѣтъ и пять», то-есть семь тысячъ лѣтъ и пятьсотъ лѣтъ, «восходящимъ на полпути къ восьмерымъ», то-есть, когда достигнемъ половины восьмого вѣка (тысячелѣтія), то тамъ на «серединѣ пятерыхъ», т. е. пятаго столѣтія, «какое смущеніе будетъ (отъ четвертаго до пятаго)?» Мы полагаемъ, что отъ четвертаго до пятаго, какъ говоритъ (святой), есть отъ 7400 до 7500; сіе мы предполагаемъ; кто можетъ истолковать лучше, пусть да запишетъ здѣсь.

Мы, живущіе въ 1970 г., видимъ своими собственными глазами, каково стало монашество съ 1917 г. (7425 г. отъ сотв. міра) — оно почти исчезло. А что касается смущенія, которое произошло въ 7450 годъ отъ сотворенія міра или 1942 г. отъ Р. Х. — всѣмъ извѣстно.

[Поскольку эта статья была опубликована в 1970 г., ее автор не обратил внимание на то, что 1917 + 75 лет = 1992 (7500-й от сотворения мiра) – разгул «российско-американской совместной революции». И характеристика последующей эпохи бывшего христианского западного мiра, поглощающего и развалины СССР, более всего соответствует нашему времени: «Какое сдѣлается тогда хищеніе! Какое мужестрастіе, прелюбодѣйство, кровосмѣшеніе, распутство будетъ тогда? До какого упадка снизойдутъ тогда люди, до какого растлѣнія блудомъ!..» ‒ Ред. РИ]

Эта изумительная точность исполнившихся пророческихъ предсказаній побуждаетъ насъ познакомить нашего читателя и съ тѣми пророчествами, которыя еще не сбылись (или только начали сбываться).

Пророчество объ Аѳонской Горѣ и объ отшествіи изъ нея Иверской Иконы Божіей Матери [5]. «О, преподобнѣйшіе отцы, удаленіе Спасенія будетъ таково: во-первыхъ, за малое время впередъ потрясется монастырь, въ которомъ жительствуетъ Ликъ Царицы Спасенія. Значитъ, безчувственная земля восчувствуетъ, что имѣетъ обнищать отъ Хранителя своего, Которая хранитъ ее до сего дня. Послѣ трясенія, будутъ весьма трястись всѣ древа насажденныя и будутъ наклонять всѣхъ насажденныхъ, говоримъ, всѣхъ укорененныхъ, ради Царицы въ полонъ (т. е. будетъ мученическое истребленіе православныхъ монаховъ на Горѣ). Аѳонъ будетъ биться страшнымъ шумомъ, будетъ исходить тонкій гласъ; когда будетъ уходить Ликъ Госпожи нашей Богородицы, то будетъ знаменіе страшное и трепетное. Знаменіе будетъ такое: всѣ церкви будутъ наклонены ради удаленія Спасенія, какъ проводы Спасенію и поклонъ (т. е. ихъ разрушатъ безбожники или землятрясеніе?). Ради этого, говорю вамъ, нечувствіе будетъ ощущать, а чувство будетъ помрачено, и не будетъ сознавать, что удаляется Спасеніе. Итакъ, говорю вамъ, преподобнѣйшіе отцы, до тѣхъ поръ, пока находится Ликъ Госпожи нашей Богородицы внутри Горы сей, да не подвигается никто уходить изъ Горы сей Честной; какъ только подвигнется уйти съ Горы сей Честной, тотчасъ имѣетъ найти на него наказаніе душевное и тѣлесное (попущеніе) Когда же увидятъ, что удалилась Икона Всесвятой съ Горы сей Честной, тогда уходите и вы, куда угодно; только обѣтъ монашеской жизни сохраните цѣлымъ и чистымъ» (Часть III-я, гл. 94-я).

Пророческая характеристика людей предъ концомъ вѣка. «…Если пройдетъ седьмое число лѣтъ и пяти, восходящимъ къ полпути восьмого, тамъ на половинѣ числа (или пятерки), слѣдовательно, какое смущеніе прозойдетъ отъ четвертаго до пятаго (т. е. по прошествіи 7500 лѣтъ отъ сотворенія міра, т. е. между четвертымъ и пятымъ столѣтіемъ, отъ четвертаго до пятаго, такъ сказать, въ теченіе двадцатаго нынѣшняго вѣка). Какое сдѣлается тогда хищеніе! Какое мужестрастіе, прелюбодѣйство, кровосмѣшеніе, распутство будетъ тогда? До какого упадка снизойдутъ тогда люди, до какого растлѣнія блудомъ! Тогда будетъ смущеніе съ великимъ любопреніемъ (т. е. революціи и борьба партій), будутъ непрестанно препираться и не обрящутъ ни начала, ни конца (т. е. не добьются никакого толку). Потомъ соберется восьмой соборъ, чтобы разобрать споръ, и явить благое благимъ и злое злымъ… будутъ отлучены, отдѣлены добрые отъ злыхъ, т. е. правовѣрующіе отъ еретиковъ, и на нѣкоторое малое время мирствовать будутъ люди… Но потомъ снова превратятъ расположеніе (благое) свое, обратятся ко злу злою погибелію погибающихъ, такъ что не будутъ распознавать, что есть братъ и что сестра, что отецъ съ матерью, и что мать съ сыномъ ея, не будутъ признавать и брачнаго вѣнца. Будутъ имѣть только одну погибель, одно паденіе въ погибель, какъ Содомъ и Гоморра, т. е. и пяти праведниковъ не найдется… И будетъ братъ имѣть сестру, какъ жену, мать имѣть сына, какъ мужа, будетъ умерщвлять сынъ отца и прелюбодѣйствовать съ матерью; и иныя тьмы золъ войдутъ въ обычай. Поскольку же станутъ къ людямъ прививаться злыя дѣла, постольку будутъ находить на нихъ и бѣдствія… Люди же, чѣмъ больше будетъ на нихъ находить бѣдствій, тѣмъ больше будутъ воздѣлывать зла, т. е. вмѣсто того, чтобы каяться, будутъ озлобляться на Бога. Злодѣянія же, которыя будутъ творить люди, превзойдутъ злодѣянія современныхъ потопу людей. У всѣхъ будетъ разговоръ только о злѣ, намѣренія только злыя, соизволеніе злое, сотоварищество только на зло, дѣянія у всѣхъ только злыя, всеобщее злое хищеніе, всеобщее злое притѣсненіе, всеобщее злое обособленіе; всеобщее злое разъединеніе. При всемъ этомъ будутъ думать, что и дѣлатель зла, спасается… поскольку будетъ умножаться корыстолюбіе, постольку будутъ умножаться и бѣдствія въ міру» (Ч. I-я, гл. 28).

Преподобный Нилъ Мѵроточивый и его пророчестваИзображение антихриста на фреске в бенедиктинском монастыре Помпоза в Италии, XIV век.

Пророчество о воцареніи Антихриста. «Сребролюбіе есть предтеча антихриста… Все то, что домостроительно и промыслительно подготовляло и подготовляетъ людей къ вѣрѣ и слѣдованію за Господомъ, есть, была и будетъ истина; наоборотъ все, что подготовляетъ людей къ отверженію закона Божія и Спасителя ихъ, есть ложь; эта ложь домостроительно подготовляетъ пришествіе Антихриста и принятіе его родомъ человѣческимъ… Какъ Предтеча проповѣдывалъ крещеніе Истиною и этимъ обращалъ людей на путь спасенія, такъ (наоборотъ), многозаботливость будетъ помрачать чувства человѣка, чтобы сдѣлать человѣка нечувственнымъ ко спасенію своему, чтобы онъ отъ множества плотскихъ заботъ не могъ ощущать спасенія, т. е. люди не будутъ ощущать ни желанія вѣчной будущей жизни, ни страха вѣчнаго осужденія… Ей, пребудетъ спасеніе и не отымется отъ міра, т. е. возможность спастись, и спасающіеся пребудутъ до конца міра. Ей, и тогда будетъ спасеніе, но для кого оно будетъ? — Для тѣхъ, которые не будутъ покоряться дѣламъ антитипа (т. е. предтечи антихристова)… Отъ нечистой блудной дѣвы родится антихристъ. Въ сей дѣвѣ совокупятся распутства, она будетъ сокровищница прелюбодѣйства; всякое зло міра, всякая нечистота, всякое беззаконіе воплотятся въ ней, въ зачатомъ ею отъ тайнаго блуда, совокупятся во-едино во чревѣ нечистоты и съ обнищаніемъ міра оживотворятся… зачнется отъ тайнаго противоестественнаго блуда плодъ, который будетъ вмѣстилищемъ всякаго зла… Сей плодъ родится на свѣтъ тогда, когда обнищаетъ міръ добродѣтелями…

Но что за обнищаніе такое постигнетъ міръ?… Во-первыхъ, обнищаетъ міръ любовію, единодушіемъ, цѣломудріемъ. Во-вторыхъ, обнищаетъ каждое селеніе и градъ отъ подвластности своей, главенствующія лица удалятся отъ града, села и округа, такъ что не окажется никакого главенствующаго лица, ни во градѣ, ни въ селѣ, ни въ округѣ. Также и Церковь почти обнищаетъ отъ главенства духовныхъ властей… Послѣ сего обнищанія, «изсякнетъ любы многихъ» (Матѳ. 24, 12), «удержай отъ среды ятъ будетъ» (Ѳесс. 2, 7) — и родится нечистый отъ чрева нечистоты. Потомъ же нечистое это рожденіе будетъ производить знаменія и чудеса мечтаніями бѣсовскими. Міръ будетъ воображать, что сей антихристъ кротокъ и смиренъ сердцемъ, а на самомъ дѣлѣ онъ будетъ по сердцу — лисицей, по душѣ — волкомъ; смущеніе людей будетъ его пищею. Когда превращаться (т. е. погибать) будутъ люди, тогда живопитаться будетъ антихристъ.

Смятеніе же людей будетъ сіе: осужденіе, зависть, злопамятство, ненависть, вражда, любостяжаніе, мужестрастіе, забвеніе вѣры, прелюбодѣйство, похвальба блудомъ. Это зло будетъ пищею антихриста. Въ противоположность тому, какъ Христово брашно было исполненіе воли Отца Его, такъ брашно антихриста будетъ исполненіе воли отца его діавола. Этимъ будетъ живопитаться антихристъ.

И сдѣлается антихристъ главою надъ городами, надъ селами и надъ округами селъ, послѣ того, какъ не окажется (т.е. упразднится) никакой главы въ селахъ, городахъ и округахъ сельскихъ. Тогда онъ захватитъ власть надъ міромъ, станетъ распорядителемъ міра, начнетъ властвовать также и надъ чувствомъ человѣка. Люди будутъ вѣрить тому, что онъ будетъ говорить, потому что онъ будетъ дѣйствовать какъ единодержецъ и самодержецъ на погубленіе спасенія, т. е. люди, и безъ того сдѣлавшіеся сосудами діавольскими, возымѣютъ крайнее довѣріе къ антихристу, сдѣлаютъ его всемірнымъ единодержцемъ и самодержцемъ, такъ какъ онъ будетъ орудіемъ діавола въ послѣдней попыткѣ его истребить христіанство съ лица земли. Находясь въ погибели, люди будутъ думать, что онъ есть Христосъ Спаситель и что онъ содѣлаетъ ихъ спасеніе. Тогда Евангеліе Церковное будетъ въ пренебреженіи.

Посемъ, когда погибель внесетъ великое бѣдствіе въ міръ, тогда, во время сихъ бѣдствій, произойдутъ страшныя знаменія. Наступитъ страшный голодъ, на міръ же найдетъ великая алчба (т. е. ненасытимость): сравнительно съ тѣмъ, сколько съѣдаетъ человѣкъ въ нынѣшнее время, тогда будетъ съѣдать въ семь разъ больше и не насыщаться. Великое бѣдствіе настанетъ повсемѣстно. Тогда любостяжатели откроютъ свои любостяжательныя житницы, т. е. капитализмъ упразднится, имущество уравняется на началахъ соціализма. Тогда злато обезцѣнится какъ навозъ по дорогѣ…

И тогда (т. е. во время того предреченнаго бѣдствія) антихристъ начнетъ печатать людей своей печатію, якобы для того, чтобы знаменіемъ симъ спасать ихъ отъ бѣдствія (ибо только имѣющимъ печать, согласно апокалипсису (Апок. 13, 17), будетъ продаваться хлѣбъ). Многіе будутъ умирать на дорогахъ. Люди сдѣлаются какъ хищныя птицы, набрасывающіяся на падаль, будутъ пожирать тѣла мертвыхъ. Но какіе люди будутъ пожирать тѣла мертвыхъ? Тѣ, которые запечатлѣны печатію антихриста; христіане, хотя имъ не будетъ ни выдаваться, ни продаваться хлѣбъ за неимѣніемъ ими на себѣ печати, не станутъ ѣсть трупы; запечатлѣнные же, не смотря на доступность имъ хлѣба — станутъ пожирать мертвецовъ. Ибо, когда запечатлѣется человѣкъ печатію, сдѣлается сердце его еще болѣе безчувственнымъ; будучи не въ силахъ выносить голодъ, люди будутъ хватать трупы, и гдѣ попало, сѣвъ въ сторонѣ отъ дороги, пожирать ихъ. Наконецъ, умертвится и самъ, запечатлѣнный антитипомъ; на печати-же написано будетъ слѣдующее: «Я твой есмь». — «Да, ты мой еси». — «Волею иду, а не насильно». — «И я по волѣ твоей принимаю тебя, а не насильно». — Сіи четыре изреченія или надписи изображены будутъ посреди той проклятой печати.

О, несчастенъ тотъ, который запечатлѣется этой проклятой печатію! Эта проклятая печать наведетъ великое бѣдствіе на міръ. Міръ тогда столь будетъ угнетенъ, что люди станутъ переселяться съ мѣста на мѣсто. Туземцы же, увидавъ пришельцевъ, скажутъ: О несчастные люди! какъ рѣшились вы покинуть собственное, столь благодатное, мѣсто и прійти въ проклятое мѣсто сіе, къ намъ, у которыхъ не осталось никакого человѣческаго чувства?! — Такъ будутъ говорить на каждомъ мѣстѣ, куда люди будутъ переселяться со своего мѣста на другое… Тогда Богъ, увидавъ смятеніе людей, отъ котораго они зло бѣдствуютъ, переселяясь съ мѣстъ своихъ, повелитъ морю воспріять прежде свойственную ему горячесть, которую оно раньше имѣло, чтобы не переходили бы для переселеній съ мѣста на мѣсто. И когда возсядетъ антихристъ на проклятомъ тронѣ своемъ, тогда море вскипитъ такъ, какъ кипитъ вода въ котлѣ. Когда вода долго кипитъ въ котлѣ, то не испаряется ли она паромъ? Такъ будетъ и съ моремъ. Кипя, оно будетъ испаряться и исчезнетъ какъ дымъ отъ лица земли. Изсохнутъ на землѣ растенія, дерева дубравныя и всѣ кедры, отъ морского жара все изсохнетъ, жилы водныя изсохнутъ; животныя, птицы и пресмыкающіеся всѣ умрутъ.

День будетъ вращаться какъ часъ, недѣля какъ день, мѣсяцъ какъ недѣля, и годъ какъ мѣсяцъ. Ибо лукавство человѣческое сдѣлало то, что и стихіи стали напряженными, начали еще болѣе спѣшить и напрягаться, чтобы поскорѣе окончилось прореченное Богомъ число для восьмого числа вѣковъ (т. е. на восьмое тысячелѣтіе отъ сотворенія міра).

Когда же проклятая слава увидитъ Эноха и Илію, проповѣдующихъ и говорящихъ людямъ, чтобы не принимали печати антихриста, то повелитъ схватить ихъ. Они же будутъ убѣждать людей не принимать печати антихриста, будутъ говорить, что кто явитъ терпѣніе и не запечатлѣется печатію антихриста, тотъ спасется, и Богъ непремѣнно приметъ его въ рай, ради одного того, что онъ не принялъ печати. И да знаменуется каждый честнымъ крестомъ, творя знаменіе на всякій часъ, ибо печать крестная освобождаетъ человѣка отъ муки адской; печать же антихриста приводитъ человѣка въ муку адскую. Если алчете и требуете ѣды, малое время потерпите и Богъ, увидавъ терпѣніе ваше, пошлетъ вамъ помощь свыше; вы оживотворитесь (досл.: живонасытитесь) помощію Бога Вышняго. Если же не окажете терпѣнія, будете печататься печатію сего нечистаго царя, то потомъ раскаетесь въ этомъ.

Люди будутъ говорить Эноху и Иліи: «почему же благодарны антихристу тѣ, которые приняли печать?» — Тогда скажутъ Энохъ и Илія: «они, благодарны, но кто благодаренъ (т. е. кто благодаритъ ихъ устами)? Не люди это благодарятъ, а печать сама только благодаритъ (т. е. злоба, возгосподствовавъ надъ людьми, устами ихъ выражаетъ утѣху и радость, ибо успѣла погубить сихъ людей, какъ то бываетъ и со злодѣями, торжествующими и радующимися по поводу совершеннаго злодѣянія). И что такое есть ихъ благодарность? Ихъ благодарность есть то, что возсѣлъ въ нихъ сатана, вообразился въ чувствѣ человѣка, и человѣкъ не сознаетъ того, что съ нимъ дѣлается. Тотъ, кто печатлѣется печатію антихриста, становится демономъ; хотя утверждаетъ, что якобы не чувствуетъ ни алчбы, ни жажды, однако алкаетъ и жаждетъ еще больше, и не только больше, но въ семь разъ больше противъ васъ. Потерпите только малое время. Не видите развѣ, что тотъ, кто принимаетъ печать антихриста не будетъ жить (т. е. духомъ мертвъ и ожидаетъ его вѣчная мука)? Ужели вы также желаете погибнуть съ печатію въ мукѣ вѣчной, чтобы тамъ быть съ тѣми, которые запечатлѣлись ею. — Идѣже плачъ и скрежетъ зубовъ?»

И иными многими увѣщаніями будутъ проповѣдывать людямъ Энохъ и Илія.

Услышитъ антихристъ, что проповѣдуютъ два человѣка, называющіе его льстецомъ, чародѣемъ, обманщикомъ и коварнымъ діаволомъ; услыхавъ это, разгнѣвается, повелитъ ихъ схватить, привести къ себѣ, и съ льстивыми словами вопроситъ ихъ: «какія вы погибшія овцы, ибо не запечатлѣны царской печатію?» — Тогда скажутъ Энохъ и Илія: «льстецъ и обманщикъ! демонъ! по твоей винѣ столькія души погибли въ аду! Препроклята печать твоя вмѣстѣ со славою твоею! Эта твоя проклятая печать и преоскверненная слава низвели міръ въ погибель; твоя погибель довела міръ до сего состоянія, скончался міръ и насталъ ему конецъ…» — Такія слова услышитъ антитипъ отъ Эноха и Иліи и скажетъ имъ: «какъ смѣете вы такъ говоритъ предо мною, самодержцемъ и царемъ?» — И отвѣтитъ Илія: «царство твое презираемъ, а славу твою проклинаемъ, вмѣстѣ съ печатію твоей». — Тогда разгнѣвается антихристъ, услыхавъ такой презрительный отвѣтъ, сдѣлается какъ бѣшенный песъ и собственными руками убьетъ ихъ.

По убіеніи же Эноха и Иліи выпуститъ антихристъ всезлѣйшихъ чадъ своихъ (т. е. дастъ волю злымъ духамъ, которыхъ онъ дотолѣ сдерживалъ). Эти чада или духи зла, суть: прелюбодѣяніе, блудъ, мужеложство, убійство, хищеніе, воровство, неправда, ложь, мучительство, продажа и покупка людей, покупка мальчиковъ и дѣвочекъ, для блуженія съ ними, подобно псамъ на улицахъ. И повелитъ антихристъ духамъ злымъ, послушнымъ ему, довести людей до того, чтобы люди въ десять разъ дѣлали больше зла чѣмъ раньше; исполнятъ всезлѣйшія чада его сіе повелѣніе погибельное, и устремятся на уничтоженіе человѣческой природы многообразіемъ беззаконій. Отъ усиленнаго напряженія и крайней энергіей его всезлѣйшихъ чадъ погибнетъ чувственно и мысленно природа человѣческая въ людяхъ… Люди, сдѣлавшіеся столь лукавыми по душѣ, и по тѣлу будутъ умалены, будутъ ростомъ 1 3/4 арш. [124,46 см], говоримъ: пять пядей длина тѣла человѣческаго. Дѣяніями же лукавства своего эти люди превзойдутъ демоновъ, и будутъ — одинъ духъ съ демонами.

Увидитъ антихристъ, что человѣческое естество стало лукавѣе и суетнѣе нежели злѣйшія чада его, весьма возрадуется о томъ, что зло въ человѣчествѣ пріумножилось, природныя свойства человѣческія утратились, и стали люди лукавѣе бѣсовъ… И вотъ на антихриста, радующагося при видѣ человѣческаго зла, найдетъ внезапно свыше «мечъ обоюдуострый», которымъ онъ будетъ пораженъ, и исторгнется нечистый духъ его изъ преоскверненнаго его тѣла. Со смертью антихриста настанетъ конецъ убійству въ людяхъ; Каинъ положилъ начало убійству, антитипъ же (антихристъ) содѣлаетъ конецъ, то есть на немъ оно окончится… Что будетъ по семъ — вѣдаетъ Богъ единъ. Мы же вѣдаемъ только одно, что истязаны будутъ дѣла, содѣянныя въ жизни — всѣ будутъ разобраны, чтобы отдѣлились отъ злыхъ дѣлъ дѣла добрыя, какъ отлучаютъ овецъ отъ козловъ» (Часть I-я, главы 30–35).

І. И.

Примѣчанія:
[1] Это четверостишіе помѣщено въ самомъ концѣ «Посмертныхъ вѣщаній преподобнаго Нила Мѵроточиваго».
[2] Изъ Лаврской рукописи келліи преподобнаго Нила.
[3] На св. Горѣ существуетъ такой обычай, что кости умершихъ открываются черезъ три года. По описанію одного святогорца, открытіе происходитъ такъ: «въ теченіе трехгодичнаго времени, каждая обитель, принося безкровную Жертву о покоѣ почившаго обыкновеннымъ порядкомъ, въ тотъ день, когда кончится его трехлѣтіе, она озабочивается особенными о немъ молитвами. Къ этому дню и въ тотъ самый, по принятіи отъ настоятеля благословенія, гробокопатель открываетъ кости почившаго и, тогда же омывая церковнымъ виномъ, складываетъ ихъ въ нарочно приготовленную на то корзину. Братія между тѣмъ стекаются смотрѣть на отрытыя кости, и по самому ихъ виду и цвѣту иногда разгадываютъ вѣчную и таинственную судьбу души почившаго, потому что кости отличительно строгихъ подвижниковъ иногда разливаютъ отъ себя неизъяснимое благоуханіе. Цѣлуя головной черепъ почившаго, въ признательности предъ Богомъ, умиротворившимъ прахъ его съ землей, и въ глубокомъ и грустномъ раздумьѣ о собственной своей загробной участи, мы расходимся по своимъ мѣстамъ; а между тѣмъ гробокопатель, дѣлая на черепѣ надпись, кому онъ принадлежитъ, честно полагаетъ его въ ряду съ прочими, въ усыпальницѣ, а остальныя кости смѣшиваетъ съ костями прежде почившихъ отцевъ и братій» («Письма Святогорца къ своимъ друзьямъ о Св. Горѣ Аѳонской», стр. 100. Москва, 1913 г.).
[4] Переведшій эту книгу на русскій языкъ, редактировавшій ее и составившій подстрочныя изъяснительныя примѣчанія къ этой книгѣ.
[5] Исторія этой Иконы такова: Въ царствованіе императора-иконоборца Ѳеофила (829–842 г.) недалеко отъ г. Никеи жила одна благочестивая вдова съ сыномъ. У нея была чудотворная икона Божіей Матери, къ которой она имѣла особую вѣру и благоговѣніе. Когда началось гоненіе на иконопочитателей, пришли къ ней въ домъ царскіе посланники и грозно сказали: «давай денегъ, или мы сейчасъ исполнимъ царскую волю — замучимъ тебя». Вдова увѣрила ихъ, что къ завтрашнему дню приготовитъ требуемую сумму. Посланники согласились. Вдова съ сыномъ долго молились предъ св. Иконою. Потомъ съ трепетомъ и благоговѣніемъ она отнесла образъ на морской берегъ и, еще разъ помолившись, пустила Икону въ море. И, о чудо, св. Икона не упала ликомъ на воду, но стала прямо, и въ томъ положеніи понеслась по волнамъ къ западу. Затѣмъ, обратясь къ сыну своему, вдова сказала: «Теперь исполнится наше желаніе и надежды; не тщетно будетъ наше благочестіе и наше благоговѣніе къ Пресвятой Богородицѣ; теперь я готова за любовь къ Ней умереть отъ рукъ мучителей, но твоей смерти я не желаю. Я не могу удалиться отсюда, а тебя прошу и умоляю бѣжать въ страны Греческія». Сынъ, послушавшись матери, отправился въ Солунь. Впослѣдствіи онъ перешелъ оттуда въ предѣлы Аѳонской горы, гдѣ послѣ была устроена Иверская обитель, принялъ монашество и, проведши жизнь въ подвигахъ благочестія, мирно преставился ко Господу. Отъ него-то и узнали Аѳонскіе монахи объ иконѣ, пущенной на воду его матерью. Гдѣ столько времени сокрывался сей чудотворны образъ Приснодѣвы, знаетъ только Всевѣдущій Богъ. Уже послѣ кончины сына вдовы, однажды иноки Иверской обители увидѣли на морѣ пламенный столбъ, вершиною своею касающійся неба. Нѣсколько дней повторялось это видѣніе. Изъ всѣхъ окрестныхъ монастырей собрались на берегъ пустынножители и увидѣли, что огненный столбъ стоитъ надъ иконою Богоматери; но, по-мѣрѣ того какъ они приближались къ ней, св. икона удалялась отъ нихъ. Иноки молили Господа, чтобы Онъ доровалъ имъ сію святыню, и Господь исполнилъ ихъ желаніе. Въ это время жилъ въ Иверской обители строгій подвижникъ по имени Гавріилъ. Ему явилась во снѣ Пресвятая Богородица и сказала: «Возвѣсти настоятелю и братіи, что Я благоволю дать имъ икону Мою въ покровъ и помощь; потомъ войди въ море и съ вѣрою гряди по волнамъ: тогда всѣ узнаютъ Мою любовь и благоволеніе къ вашей обители». Все было исполнено, какъ повелѣла Пресвятая Дѣва, и св. икона была внесена въ соборную церковь и поставлена въ алтарѣ. Но когда на слѣдующій день монахи пришли въ храмъ, то не нашли ее на своемъ мѣстѣ. Послѣ долгихъ поисковъ ее нашли на стѣнѣ, надъ монастырскими вратами, и отнесли на прежнее мѣсто. На слѣдующее утро снова нашли ее надъ вратами, и опять перенесли на свое мѣсто. И такъ повторялось нѣсколько разъ. Наконецъ Пресвятая Дѣва опять явилась во снѣ тому же Гавріилу и сказала ему: «Объяви братіи, чтобы они болѣе не искушали Меня: Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей, не только въ настоящей жизни, но и въ будущей. Да уповаютъ на милосердіе Сына Моего и Владыки всѣ иноки, которые въ горѣ сей будутъ жить добродѣтельно, съ благоговѣніемъ и страхомъ Божіимъ. Я испросила у Него сей даръ; и се вамъ знаменіе: доколѣ будете видѣть икону Мою въ обители сей, дотолѣ благодать и милость Сына Моего къ вамъ не оскудѣетъ!» Съ того времени и до нынѣ пребываетъ св. икона на мѣстѣ Самою Богоматерыо избранномъ, почему и называется иконою Пресвятыя Богородицы «Портаитиссы», т. е. «Вратарницы», а отъ имени обители называется также иконою Иверскою. Одна изъ копій этой иконы называется «Плачущей», такъ какъ въ 1960 году источала обильныя слезы.

Источникъ: «Православный Путь». Церковно-богословско-философскій Ежегодникъ. Приложеніе къ журналу «Православная Русь» [за 1970 годъ]. — Джорданвиль: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкий монастырь, 1970. — С. 99–111.

Дни памяти (ст. ст.): 7 мая (обретение мощей); Вторая неделя по Пятидесятнице (Всех прпп. отцев, во Св. Горе Афонской просиявших);  12 ноября.

+ + +

От ред. РИ. Разумеется, «Вещания» прп. Нила могли быть записаны с искажениями и у кого-то вызывают даже сомнения (напр. у митр. Илариона Алфеева, который приравнивает их к апокрифам). Однако суть последних времен передана в полном согласии с предсказаниями Священного Писания и других святых отцев. А предание о том, что уход Иверской иконы со Святой горы ознаменует конец времен, содержится и в более ранних пророчествах.