Размышление в день зимнего солнцестояния

М.В. Назаров «Русская идея»

Сегодня самый короткий день года и самая длинная ночь (в Москве она длится 17 часов: с 16-00 до 9 утра). Для чего так устроил Бог?

Первое, что приходит в голову специалисту-статистику ‒ для отсчета времени не только днями, число которых достигало бы больших чисел в сплошной веренице, но и для разбивки их на годы для удобства лучшей хронологии истории и определения возраста человека. А для чего нам знать свой возраст?

Наверное, это связано с даром нам Времени как особого измерения бытия, не нужного мертвой материи, но нужного человеку как «пространство» его духовного созревания. И чтобы с течением лет сознавать ограниченность дарованной Богом земной жизни, чтобы вовремя успеть в ней сделать главное, не откладывая в далекое будущее.

Священник при этом добавит, что это главное ‒ успеть в еще сильной телом и энергией жизни подготовить себя к вхождению в посмертную жизнь вечного Царства Божия. Подобно природным весне-лету-осени-зиме, ‒ исчисление времени годами наглядно указывает на смену временных периодов в жизни человека: молодость-зрелость-старость ‒ и конец жизни. В этом, наверное, есть постоянно длящийся педагогический смысл: «Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8:22). Не прекратятся до конца времен, поскольку в изложенной Священном Писании земной истории человечества тоже можно видеть его детство, долгий путь к принятию Истины, христианскую зрелость и закат к концу.

Художник философского склада, возможно, увидит в этом и онтологическую картину бытия, в которой меняющаяся продолжительность дня и ночи символизирует сложность условий нашей земной жизни, в ней идет постоянная борьба света и тьмы, причем тьма никогда не может одолеть свет: в казалось бы уже победный момент превосходства тьмы свет с Божией помощью оттесняет ее вспять. Но и сам свет не в силах победить тьму, потому что природа Земли повреждена грехом свободной согрешившей твари, впустившей зло в свой мiр. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5) ‒ это символика бытия человечества, старающегося жить по Закону Божию в мiре, который «весь лежит во зле» (1 Ин. 5:19).

Для тех, кто жил в Арктике, эта символика разворачивается даже в полугодовом как бы смертельном противоборстве света и тьмы, в кажущихся победах тьмы и катастрофических поражениях света, однако свет, казалось бы побежденный, воскресает каждой пасхальной весной до полного торжества на небесном своде. Эта ежегодно повторяющаяся пасхальная символика тоже, полагаю, устроена Богом с воспитательной целью.

А материалист (особенно «единственно верный» марксист-ленинист) нам скажет, что смена времен года объясняется наклоном Земли по отношению к плоскости своего вращения вокруг Солнца на 23,5 градуса. В результате этого южное и северное полушария поочередно, в течение шести месяцев каждое, бывают обращены к Солнцу. Таким образом времена года последовательно и сменяют друг друга без всякого мифического Бога. Это, конечно, нам скажет и физик (какие впрочем, далеко не всегда атеисты, но многие именно на основе физики и космоса стали верующими в разумное Божие творение).

Однако марксист-ленинист при этом свяжет свое толкование времени и с тем, что вообще человек тут никем не учитывался: он сам произошел от обезьяны, обезьяна от крокодила, крокодил от рыбы, рыба от амебы, амеба усовершенствовалась из планктона, а планктон ‒ из естественного саморазвития проснувшейся как-то мертвой материи. А то, что зима проходит и наступает лето ‒ спасибо партии за это: это ежегодное напоминание-прообраз светлого будущего коммунизма!

Этот единственно верный прообраз партии в России, казалось, уже отменили, но в XXI веке стали усердно возрождать под названием новой преемственной партии-ОПГ. И даже учение про обезьян и крокодилов оставили как идеал своего государственного строя.

Вот и Новый год потомки обезьян, крокодилов, акул, амеб и планктона шумно и пьяно празднуют на всех каналах российского ТВ в дни Рождественского поста, а православные люди ‒ в день после Рождества Христова по установленному Отцами Церкви священному календарю, «иконе Времени», скромно сознавая в то же время условность этой ежегодной не астрономической, а «педагогической» даты-напоминания…

М.В. Назаров
22.12.2023