Роман Дмовский: «Перевороты» ч.3

Роман Дмовский: «Перевороты»В 1933 году польский политик-националист Роман Дмовский написал эссе «Перевороты». Третья часть этого эссе, приводимая здесь, посвящена кризису европейской цивилизации и тому, как восточноевропейцам следует к нему относиться. Многое из написанного тогда, поразительно актуально и сейчас.

Нынешний переворот в мире известен в основном под именем экономического кризиса. Однако гораздо больше фактов говорит, что крушение экономического роста, которым наша цивилизация была так горда, на самом деле было итогом ряда экономических явлений, которые сам рост и породил и следовательно, причины этого крушения лежат гораздо глубже. Те моральные, интеллектуальные и политические основы, на которых уже полтора столетия пытаются опираться жизнь и прогресс нашей цивилизации сегодня рушатся и оказываются неспособными поддерживать здание этой цивилизации.

Европейская (а тем более американская) мысль до сих пор не может понять, что наш мир стоит на пороге чего-то больше, чем «кризис», «депрессия» или даже экономическая «катастрофа»; что растёт перед ней огромный вопрос, выходящий далеко за область компетенции финансистов и экономистов, от которых испуганное большинство ждёт нахождения дорог в увеличивающемся день ото дня хаосе. Как оказывается, они не могут не только указать дорог, но даже не могут понять, что на самом деле происходит.

Для начала, необходимо отдавать себе отчёт в том, что происходит. Когда мы это сделаем, возможно, для нас станет ясным, что происходит много вещей, которые должны были произойти, что в наш мир приходят неизбежные перемены, остановить которые не сможет ни одно человеческое усилие. И тогда на место всеми любимого ныне вопроса о том, как бороться с исчезновениями старых условий жизни встанет другой вопрос: как приспособиться к новым, ныне возникающим, условиям жизни?

Возможно, большинству людей не суждено зайти так далеко и до смерти они будут жить мечтаниями о возвращении к старым временам. Они будут цепляться за каждую возможность для подтверждения своей веры в этот поворот. История не идёт вперёд с установленной скоростью как машина. Исторические процессы протекают, то двигаясь вперёд, то отступая. Если мы, например, сегодня говорим, что на наших глазах происходит распад прежней экономической системы, это не значит, что этот процесс должен идти далее с одинаковой скоростью, что завтра он не пойдёт быстрее или медленнее или что он не может даже временно остановиться, чтобы могло наступить временное выздоровление. Это временное выздоровление для многих людей будет «концом кризиса», будет знаком, что возвращаются старые добрые времена. Для того, чтобы избежать таких заблуждений, тормозящих развитие мысли, переосмысление понятий и поспевание за изменениями жизни, есть только одно средство – знание. Пришло время приступить к тому, что ещё не начато ни в одной стране, а именно, организовать основательное и всестороннее изучение явления, которое названо «кризисом», анализировать его во всех его проявлениях, не замыкаясь в области экономических явлений, выявить связь между явлениями, принадлежащими к самым отдалённым друг от друга областям, обратиться к прошлому, выявить происхождение множества явлений, которые без этого останутся непонятными. Это работа не для одного человека, более того, она и для множества нелегка, тем более, что для полноты исследования необходимо вытащить на свет множество скрытых в тени фактов.

То, что эта работа будет трудна, не означает, что её не надо делать. Ведь речь идёт не просто о чём-то, а о будущем всей нашей цивилизации, ибо это будущее стоит под знаком вопроса. Лишь изучивший и понявший явление человек может занять правильную позицию в его отношении.

Узнав, что в нынешнем зле есть преходящее, мы будем знать, что можно просто переждать и конец чего нужно ускорять. Там же, где мы увидим неизбежный переворот, постепенное изменение исторических условий, мы легко поймём наши задачи. Нам необходимо оценить эти изменения, их влияние на нас, и как можно лучше к ним приспособиться, чтобы меньше страдать от них и как можно сильнее использовать их для своего блага. Идёт речь как о благе нации, для которой быстро изменяются условия жизни в мире, так и о благе личностей, которые в отдельных случаях должны хорошо поучиться и понять, как им в создающихся сейчас новых условиях жизни занять для себя место в жизни общества.

Личность, приспособленная к жизни, умеющая в ней найти своё место, использовать в творческом или производительном труде свои способности – это сила, вместе с другими такими же личностями составляющая силу нации и её цивилизационную ценность. Личность, не приспособленная к данному устройству жизни, не позволяющая нации использовать свой труд, сбитая с пути – это бремя для нации, затрудняющее ей здоровую жизнь и тормозящее её путь к лучшему будущему. Множество таких личностей, выбитых из седла, появилось в итоге нынешней катастрофы и это множество растёт с поразительной скоростью во всех странах нашей цивилизации и на всех уровнях нашей культуры. Это предвещает трагические изменения для нашего мира – однозначно, в мире снизится значимость не одной нации.

Так как для поколения, которое уже сильно срослось с прежними условиями жизни трудно согласиться с мыслью, что эти условия исчезают, так как переворот в его жизни происходит под принуждением, под натиском суровой необходимости, так как для множества этот переворот – большая трагедия, ото дня ко дню всё большая – необходимо сделать всё, чтобы судьба новых поколений, только готовящихся вступать в жизнь, была иной. Они должны быть подготовлены так, чтобы в новых, создающихся ныне условиях, они сумели найти для себя место, чтобы они умели своим трудом создавать благополучие и мощь нации, вместо того, чтобы составлять её неудачников, самих несчастных и являющихся несчастьем для страны.
Должен произойти глубокий переворот в воспитании молодёжи. Произвести его можно будет в правильном направлении только когда мы узнаем во всех проявлениях и достаточно изучим этот переворот в жизни, который сейчас происходит. Иначе в будущем дети наши будут воспитываться и молодёжь образовываться для той жизни, что была, а не той, что будет.

Нынешний переворот, который, как кажется, находится ещё только в своём начале и должен пройти ещё большой путь, хотя и происходит во всём мире нашей цивилизации, в каждой стране имеет своё обличье и в каждой же даст неизбежно различные результаты.

Прежде всего, нас волнует, что этот переворот несёт нашей Родине; однако мы не можем быть безразличными к тому, что он несёт европейской цивилизации. Без понимания его общего характера мы не сможем правильно оценить его значение для нашей нации и мы не будем способны предвидеть дальнейшее его развитие.

Здесь неуместно говорить о «кризисе», рассказывать даже то, что на основе ранее подтверждённых фактов можно о нём сказать. Такое мощное явление и такой большой вопрос им поставленный – это не те вещи, о которых можно рассказать на нескольких десятках страниц. Это явление до сих пор не изучено фундаментально, нет даже списка точно подтверждённых и установленных фактов, в которых оно выражается; при этом с другой стороны, его процесс очень быстро развивается, ежедневно принося новые факты, новый материал для его изучения и понимания.

Я говорю здесь только о том, что мы живём в эпоху великого переворота, изменяющего условия жизни наций и личностей и тем самым требующего от нас переосмысления наших представлений о задачах, которые стоят перед нами. Этот переворот по-разному выражается в разных странах, таким образом, мы не можем ждать подсказок от других наций, которым мы привыкли подражать, вместо этого мы сами должны найти дороги для себя.

Ещё одна важнейшая причина быть самостоятельными в понимании переворота и наших задач относительно его – это то, что он гораздо больше разрушит на Западе, чем у нас, что там он будет куда более суров, чем у нас, так как то, что в нём погибнет, гораздо сильнее и гораздо глубже укоренено в нациях, идущих сейчас в авангарде нашей цивилизации. Переворот грозит им постепенным падением с занимаемых ныне позиций, что не облегчает им понимание сущности переворота и не мотивирует к поиску новых дорог, по которым другим, более молодым цивилизационно народам будет проще идти вперёд.

Впрочем, все попытки совместного спасения перед катастрофой успехом не увенчиваются, а безнадёжность их всё чаще приводит людей к уже громко провозглашаемому выводу, что каждая нация в эту переломную эпоху должна справляться как может.

Мы не можем сейчас мечтать об «отдыхе на лоне свободной Родины». Ни один исторический момент не требовал от нас таких мысленных и деятельных усилий. Обязанность произвести это усилие падает на молодое поколение, так как во-первых, старшие поколения не были для этой задачи воспитаны, а во-вторых, мысль старшего поколения так погрязла в понятиях уходящей эпохи, что приобретение новых понятий становится для них крайне трудной вещью.

Никогда на молодое поколение не ложилась такая большая задача, как в нынешнюю эпоху – задача как национального, так и личного уровня. Никогда для молодого поколения не было такой сильной угрозы гибели в хаосе дезорганизованной жизни, в громаде вырастающих перед ним нерешённых вопросов.

Эпоха переворота, в котором цивилизационно старшие, сильные нации слабеют и теряют влияние, открывает более молодым и до того слабым перспективы получить более значительную роль в мире. Но для завоевания этой роли им недостаточно благоприятных внешних условий. Для этого необходима коллективная энергия нации и разум, способный направлять эту энергию.

Энергия и разум наций – неслучайные вещи. Появляются они там, где нация сплочена, имеет мощную моральную спайку, исчезают же они там, где традиционные национальные скрепы слабы. В истории есть множество примеров, когда немногочисленная и бедная нация завоёвывала себе значительное место в мире благодаря тому, что её связывали крепкие моральные скрепы, которые давали ей мощную волю и практическую мудрость.

Поэтому самым светлым явлением нашей жизни является сильное стремление нашего молодого поколения строить свою жизнь на традиционных национальных основах, укреплять моральные скрепы, делающих нацию единым целым, выметать из жизни элементы разложения, которые поганят душу нации и парализуют её силы.
Усиление этого стремления и последовательно проводимая через него работа даст нации энергию и разум, необходимые для решения великих задач, которые легли на наши плечи.

Приводится по: Dmowski R. Myśli nowoczesnego Polaka / Roman Dmowski ; – Wrocław : Wydawnictwo «Nortom», 2002. – 117 s. Перевод: Сергея Панова.