Священникъ Александръ Царевскій – Слово въ день происхожденія честныхъ древъ Честнаго и Животворящаго Креста Господня.

Священникъ Александръ Царевскій – Слово въ день происхожденія честныхъ древъ Честнаго и Животворящаго Креста Господня.

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко!

Одинъ изъ древнихъ, священныхъ христіанскихъ дней воспоминаемъ нынѣ, Православные чада Церкви! Это день происхожденія честныхъ древъ Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Его празднуетъ уже семь вѣковъ Христіанская Церковь. Не одно столѣтіе торжествуется онъ и въ семъ древнемъ для насъ священномъ храмѣ. Подлинно сей день великій и приснопамятный. Самое же событіе, давшее столь важное значеніе настоящему дню было такое. Мануилъ Царь Греческій и Андрей великій Князь Россійскій, соединенные узами вѣры и дружества, выходя на брань противъ враговъ отечества, имѣли святый обычай брать съ собою Святый Животворящій Крестъ и предъ самою битвою предносить это небесное оружіе предъ рядами своихъ воиновъ, какъ бы предъ всѣми исповѣдуя, въ чемъ они полагаютъ всю свою надежду, и одушевляя тѣми же чувствами сподвижниковъ. Случилось обоимъ имъ въ одно время выйти на брань противъ враговъ – Мануилу противъ Сарацынъ, Андрею противъ Волгаровъ. Движимые живою вѣрою въ силу и помощь Креста Господня, они взяли съ собою это непобѣдимое оружіе и въ настоящій походъ. Вѣра ихъ, конечно, и прежде оправданная неоднократными счастливыми опытами, на этотъ разъ чудесно побѣдоносною явилась въ пораженіи враговъ отечества. Лучи огненные исходили отъ креста и простирались на всѣ полки благовѣрныхъ побѣдителей послѣ пораженія невѣрныхъ полчищъ. Благовѣрные цари извѣстили другъ друга посланіями о побѣдѣ надъ врагами, одержанной обоими въ одно время – силою Животворящаго Креста, и, по согласіи старшихъ Архіереевъ Греческихъ и Россійскихъ установили 1-го Августа празднество въ честь Животворящаго Креста. Съ тѣхъ поръ Св. Церковь каждогодно совершаетъ это священное торжество въ честь непобѣдимой и непостижимой силы Креста Христова и въ память хожденія его въ полкахъ Христіанскихъ. Въ примѣненіе къ сему она положила не только праздновать Животворящему Кресту Господню, но и износить оный изъ храма и творить въ колодезяхъ, озерахъ и рѣкахъ освященіе воды, что бы симъ самымъ, предъ лицемъ неба и земли засвидѣтельствовать нашу вѣру уповающую и торжествующую и вмѣстѣ доказать благодарность нашего сердца къ животворящему Кресту, всеосвящаюшему силою своею насъ, и, все насъ окружающее. Но сему прилично намъ размыслить, въ какомъ духѣ мы должны совершать крестное знаменіе и покланяться Животворящему Кресту Христову.

Крестное знаменіе есть отличительный знакъ воина Христова, есть непобѣдимое оружіе противъ князя тьми и духовъ злобы поднебесныхъ: «Господи! оружіе на діавола крестъ Твой далъ ееи намъ: трепещетъ бо и трясется, не терпя взирати на силу Его» (8-го гласа воскр. стихир. на хвал.), воспѣваетъ Святая церковь. Посему Христіанинъ долженъ совершать на себѣ крестное знаменіе съ вѣрою и благоговѣніемъ. Только въ семъ случаѣ оно есть броня, ограждающая его отъ всѣхъ стрѣлъ лукаваго, мечъ, посѣкающій враговъ нашего спасенія. Здѣсь оно имѣетъ такую же силу, какую имѣетъ имя Господа нашего Іисуса Христа, съ вѣрою произносимое. Крестное знаменіе, съ вѣрою и благоговѣніемъ совершаемое нами, освящаетъ все существо наше: и умъ и сердце и волю и даже самое тѣло, подобно, какъ крестъ Христовъ спасительною и всеоевящающею силою своею объемлетъ всю вселенную – и въ высоту, и въ глубину, и въ широту. Для того-то мы, Христіане, при самомъ еще вступленіи въ міръ, и, при нарѣченіи нашего имени знаменуемся Крестомъ; въ крещеніи снова печатлѣемся имъ же; и пища, которую вкушаемъ, и питіе наше благословляется Крестомъ. Если мы забываемъ, иногда о крестѣ, то Церковь твердо помня, что вся зашита отъ убійственныхъ покушеній врага на нашу жизнь въ силѣ креста, освящаетъ имъ и начатки плодовъ земныхъ и источники водные, всѣ входы и исходы наши. Знаменіемъ Креста, встрѣчаетъ она и оканчиваетъ день, сонъ и бодрствованіе наши она благословляетъ Крестомъ. Вотъ гдѣ наша безопасность отъ разженныхъ стрѣлъ лукаваго! Христіанинъ отвсюду огражденъ Крестомъ и его Божественною силою такъ, что и тогда, когда мы забываемъ о Крестѣ, онъ никогда не оставляетъ насъ своею силою. Итакъ нечего тебѣ, Христіанинъ и опасаться, вступая въ брань съ своими врагами подъ симъ истинно дивнымъ и страшнымъ знаменіемъ. Родится ли въ тебѣ нечистая мысль, противъ которой при всѣхъ усиліяхъ, ты не можешь противустоять, не можешь подавить оной? Изобрази знаменіе Креста, изобрази съ вѣрою – и тогда безъ твоего вѣдома совершится желаемая, но недостигаемая безъ сего тобою побѣда. Проникнетъ ли въ душу твою худое пожеланіе не преодолимое для тебя влеченіе ко грѣху? Изобрази на себѣ Крестъ, – его силою оно умолкнетъ. Мучитъ ли тебя уныніе, это изчадіе діавола, – изобрази Крестъ на себѣ, и ты непремѣнно получишь утѣшеніе для сердца твоего. Безпокоятъ ли тебя чрезъмѣрныя терзанія совѣсти, нестолько преступной, сколько слабой, терзанія возбуждаемыя врагомъ спасенія твоего, дабы привести тебя къ отчаянію и погибели? Послѣ долгой борьбы съ симъ состояніемъ, при безнадежности твоихъ усилій, изобрази Крестъ, хотя невольно; и ты побѣдишь лукавое ухищреніе врага. Вотъ какь цѣлительно, вотъ какъ душеспасительно крестное знаменіе! Оно, отвлекая насъ отъ мыслей мрачныхъ, упокоиваетъ внутреннія волненія; прекращаетъ духовную брань, возвращаетъ спокойствіе и безопасность, пригвождая, такъ сказать, къ себѣ всѣ силы, всѣ движенія души нашей. На этомъ-то основаніи, въ духѣ вѣры, ограждали себя крестнымъ знаменіемъ всѣ святые во время земной жизни своей; они пользовались имъ, какъ целебнымъ врачествомъ во всѣхъ болѣзняхъ, отъ которыхъ немоществуетъ особенно душа; имъ ополчались противъ всѣхъ враговъ, какъ видимыхъ, такъ, или еще болѣе, невидимыхъ. Такова непобѣдимая, и непостижимая сила Честнаго и Животворящаго Креста Господня!

Но всѣ ли мы Братіе совершаемъ такъ крестное знаменіе на себѣ, какъ слѣдуетъ творить оное истинному Христіанину? Къ сожалѣнію, изъ насъ большая часть такихъ, кои совершаютъ оное безъ всякаго вниманія къ силѣ и значенію его; изображаютъ на себѣ Крестъ или изъ одного приличія, или по навыку своей руки, но совершенно съ разсѣянностію духа. Въ самомъ дѣлѣ иной движеніемъ руки изображаетъ на себѣ крестное знаменіе, а умомъ и сердцемъ блуждаетъ по распутіямъ міра, кладетъ на себѣ печать послѣдователя Христова, а въ мысляхъ творитъ волю князя тьмы; а иной даже и изображаетъ крестное знаменіе въ искаженномъ видѣ, – часто такъ, что не знаешь право, какое дать названіе той линіи, которую онъ въ разсѣянномъ духѣ проводитъ на себѣ, вмѣсто крестнаго знаменія. Кто совершаетъ оное въ такомъ духѣ и видѣ, тотъ или совершенно незнаетъ цѣли, съ которою принято обыкновеніе совершать крестное знаменіе, или не имѣетъ ни малѣйшаго вниманія къ своему спасенію. Но въ первомъ случаѣ, онъ подобенъ малолѣтному отроку, который, имѣя въ рукахъ оружіе, долженствующее охранять въ извѣстныхъ опасностяхъ, не знаетъ значенія и употребленія сего оружія, и во всякое время, пользуется имъ, какъ обыкновенною игрушкою; во второмъ же, онъ есть живой образъ воина безпечнаго, который, находясь среди враговъ и имѣя оружіе, коимъ легко можетъ отразить ихъ, съ нерадѣніемъ берется за оное и устремляетъ въ противную сторону, нимало не думая о защищеніи себя отъ враговъ. Такъ, кто изъ воиновъ Христовыхъ не желаетъ быть побѣжденнымъ врагами спасенія, тотъ долженъ пользоваться даннымъ ему оружіемъ съ твердою увѣренностію въ его силѣ, долженъ изображать на себѣ крестное знаменіе въ духѣ истинной вѣры и съ чувствомъ благоговѣнія. При этомъ условіи скорѣе можно ожидать спасительной силы Креста и помощи отъ Распятаго на немъ Іисуса Христа. Да и какъ безъ благоговѣнія совершать крестное знаменіе, когда оно введено Богомудрыми насадителями Православной Церкви, утверждено вселенскими соборами и съ любовію и со всею точностію сохраняется Церковію! По истинѣ безъ благоговѣнія совершать на себѣ крестное знаменіе свойственно только тѣмъ, которые туне усвояютъ себѣ званіе Христіанъ, – тѣмъ, которые явно исключаютъ себя изъ числа чадъ Христовой Церкви.

Непосредственно за изображеніемъ на себѣ крестнаго знаменія, мы обыкновенно покланяемся Животворящему Кресту Господню. Но что свидѣтельствуется симъ поклоненіемъ? Поклоненіе Кресту есть нечто иное, какъ выраженіе такого отношенія нашего къ Распятому на немъ, какое имѣютъ и должны имѣть искупленные къ своему Искупителю. Посему покланяясь Кресту Христову, мы должны поклоняться ему съ совершеннымъ сознаніемъ своего недостоинства и выраженіемъ глубочайшаго благоговѣнія къ Іисусу Христу – Ходатаю нашего спасенія, такъ, чтобы все существо наше: и умъ, и сердце, и воля были погружены въ Его Святѣйшую волю. Крестъ Христовъ есть источникъ свѣта, жизни и блаженства, источникъ нашего спасенія; онъ, по выраженію Св. Церкви, есть «Христіанъ упованіе, заблудшихъ наставникъ, обуреваемыхъ пристанище, въ браняхъ побѣда, вселенныя утвержденіе, недужныхъ врачь, мертвыхъ воскресеніе». Крестомъ отверзтъ намъ Рай; онъ есть лѣствица на небо. Посему, какъ не смирять намъ себя предъ нимъ! Какъ непоклоняться со всецѣлою преданностію Тому, кто распятъ на немъ ради нашего спасенія! Кто покланяется ему только наружно – безъ всякаго внутренняго смиренія и благоговѣнія, тотъ уподобляется фарисеямъ, къ которымъ нѣкогда сказано было: «приближаются Мнѣ людіе сіи усты своими, и устнами чтутъ Мя; сердце же ихъ далече отстоитъ отъ Мене: всуе же чтутъ Мя» (Мѳ. 15, 8).

Благочестивые слушатели! Крестное знаменіе и поклоненіе Кресту таковы, что могутъ чудеснымъ образомъ отогнать отъ насъ величайшія бѣдствія и привлечь то, что нужно для нашего спасенія. Одинъ Христіанинъ въ Антіохіи, имѣя великое семейство, доведенъ былъ до крайней бѣдности, такъ что уже не имѣлъ возможности добывать и малаго содержанія для себя и своего семейства, тѣмъ болѣе, что вошелъ въ неоплатные долги; не имѣя средствъ и надежды поправить свое состояніе, онъ рѣшился прибѣгнуть къ самоубійству. Съ симъ намѣреніемъ беретъ ядовитый порошокъ, размѣшиваетъ его въ водѣ и, осѣнивъ себя крестнымъ знаменіемъ, выпиваетъ. Что же? Смертоносный составъ непроизвелъ надъ нимъ никакого дѣйствія. Осѣнивъ себя крестнымъ знаменіемъ, онъ принимаетъ другой ядовитый порошокъ; но и тотъ пріемъ не подѣйствовалъ. Изумляясь такому чуду, принялъ онъ третій, и все-таки не достигъ гибельной цѣли. Послѣ сего, сознавъ всю тя жесть злодѣянія, которое старался совершить, онъ повергся со слезами раскаянія и со смиреніемъ предъ Животворящимъ Крестомъ Христовымъ, и на другой день находитъ въ своемъ домѣ деньги, коихъ достаточно было на уплату долговъ и содержаніе. (Воскр. Чтеніе). Такова сила крестнаго знаменія и поклоненія Животворящему Кресту!

Празднуя здѣсь на землѣ происхожденіе честныхъ древъ Честнаго и Животворящаго Креста Господня, припомнимъ Христіане, что будетъ еще происхожденіе славнаго Креста Господня, именно тогда, когда явится знаменіе Сына Человѣческаго на небеси, грядуща на облацѣхъ небесныхъ съ силою и славою многою (Мѳ. 24, 30). И такъ Крестъ явится и тогда когда окончательно должна будетъ прекратиться брань со грѣхомъ и діаволомъ, когда упразднится послѣдній врагъ – смерть. Рѣшительное низложеніе враговъ Господа Іисуса Христа и враговъ нашихъ совершено будетъ Крестомъ. Это будетъ послѣднее и единственное чудо отъ креста. Здѣсь невольно приходитъ на мысль, какъ и гдѣ мы срѣтимъ знаменіе Сына Человѣческаго, на сторонѣ избранныхъ, или отверженныхъ; съ радостнымъ трепетомъ, или въ ужасѣ отчаянія? Рѣшить Братіе! не трудно. Для кого былъ Крестъ нынѣ оружіемъ спасенія, для того и тогда онъ будетъ знеменіемъ славы. А кто нынѣ унижаетъ крестъ служеніемъ врагу Христову, для того и тогда онъ будетъ знаменіемъ страшнаго униженія, даже до глубины ада. Отъ сего послѣдняго несчастія да сохранитъ насъ, непобѣдимая, непостижимая сила Честнаго и Животворящаго Креста Господня! Аминь.

 

Свящ. Александръ Царевскій.

 

«Ярославскія Епархіальныя Вѣдомости». 1865. № 32. Ч. Неофф. С. 259-264.

Источник: https://afanasiy.net/tsarevskiy-slovo-na-proiskhozhdeniye-chestnykh-drev-kresta-gospodnya