Во дни св. Четыредесятницы особенно благовременно христіанину оживить въ своей душѣ память о св. мученикахъ, смертію запечатлѣвшихъ свое подвижничество въ вѣрѣ Христовой, чтобы живыми примѣрами вѣры и непреклонной преданности ихъ Господу оживить въ себѣ чувства вѣры и благочестія.

Ученики Христовы, послѣ сошествія на нихъ св. Духа по воскресеніи Христовомъ, разсѣялись въ разныя стороны съ проповѣдію о Христѣ. Самое грубое идолопоклонство царствовало въ то время въ мірѣ; подъ разными замысловатыми символами всѣ страсти, всѣ пороки были обоготворяемы. Однако среди этой густой тьмы, покрывавшей вселенную, благовѣстники новаго ученія возжигаютъ свѣтильникъ вѣры; одушевленные ревностію къ славѣ Божіей, они желали бы пріобрѣсти Богу всѣ сердца; они возвѣщаютъ, что все должно преклонить колѣна предъ Іисусомъ Христомъ, умершимъ на крестѣ за грѣхи міра. Съ какою побѣдоносною силою доказываютъ они людямъ легковѣрнымъ нелѣпость ихъ культа, безсиліе ихъ идоловъ, – и проповѣдуютъ о божествѣ Іисуса Христа вѣчнаго Слова, воплотившагося, умершаго на крестѣ за наши грѣхи и воскресшаго для нашего оправданія. Эта проповѣдь Апостоловъ, сопровождаемая многочисленными знаменіями и чудесами, оказала могущественное вліяніе на умы и сердца: множество язычниковъ отъ поклоненія идоламъ обращаются ко Христу, во всѣхъ странахъ тогдашняго историческаго міра образуются общества вѣрующихъ.

Но какое ужасное зрѣлище представляетъ взорамъ вселенной іудейство и язычество, вооружившіяся противъ христіанъ? Лишь только церковь образовалась, всѣ силы ада вооружаются противъ нея: ненависть, зависть, гордость, ложная ревность синагоги соединяются съ предразсудками, суевѣріями, пороками, страстями идолопоклонства; римскій сенатъ и императоры поставляютъ себѣ государственнымъ правиломъ уничтожать христіанство. Огонь преслѣдованій зажигается, и сколько годовъ пройдетъ, прежде чѣмъ онъ потухнетъ! Гоненіе самое страшное и самое жестокое! Кровь св. мучениковъ, которые умираютъ отъ руки палачей, льется въ продолженіи трехъ вѣковъ. Цѣлыя сотни тысячъ христіанъ замучены были самыми жестокими мученіями, какія только могла придумать злоба враговъ Христа.

Вотъ христіане привлечены къ допросу; тщетно судьи прибѣгаютъ къ утонченнымъ разсужденіямъ, льстивымъ обѣщаніямъ и страшнымъ угрозамъ, чтобы заставить ихъ отречься отъ исповѣдуемаго Христа и показать это самымъ дѣломъ – жертвой идоламъ; но христіане не обольщаются льстивыми обѣщаніями, не страшатся угрозъ судей. Они безстрашно и открыто подробно исповѣдуютъ свою вѣру. «Погибнутъ, восклицаютъ они, боги, которые не создали ни неба, ни земли! Нѣтъ, никогда мы не преклонимъ колѣнъ предъ идолами, произведеніями рукъ человѣческихъ. Имперія боготворитъ ихъ, мы презираемъ ихъ; Римъ хвалится ихъ силою, мы отрицаемъ ее; цезари покровительствуютъ ихъ культу, мы отрекаемся отъ нихъ. Напротивъ, какъ высока, божественна религія, которую хотятъ у насъ похитить! Пророки возвѣстили ее, чудеса утвердили ее, и кровь мучениковъ доставила ей торжество. Кто подобенъ Богу, Которому мы покланяемся? Какъ предпочесть Ему суетныхъ идоловъ, которые ничего не могутъ сдѣлать для насъ! Боги, которыхъ вы почитаете, падутъ и уничтожатся предъ Тѣмъ, Котораго мы не перестаемъ прославлять величіе, возвѣщать милосердіе и правду»! Раздѣленные между негодованіемъ и удивленіемъ, судьи и зрители всѣ вмѣстѣ поражены и пристыжены. Они недоумѣваютъ. Христіанская религія считаетъ въ числѣ такихъ мужественныхъ исповѣдниковъ не только людей престарѣлыхъ, но и молодыхъ дѣвъ и слабыхъ дѣтей. Какая сила вѣры, вооружающей для своей защиты исповѣдниковъ столь слабыхъ по своему возрасту и столь сильныхъ по своему мужеству? Какая побѣда надъ демономъ!

Произносится смертный приговоръ, и христіане обрекаются на самыя ужасныя и позорныя мученія. Но они презираютъ мечъ, огонь и смерть. Нужно только представить себѣ картину преслѣдованій вѣрующихъ въ первые вѣка христіанства, чтобы понять, что только христіане одни могли съ такимъ величіемъ и смиреніемъ при помощи Божіей перенести мученія, какія они терпѣли. Вотъ мы видимъ на городской площади множество вѣрующихъ въ оковахъ предъ мучителями, жаждущими только крови и убійства. Лишь только поданъ знакъ палачамъ, какъ они бросаются на этихъ невинныхъ: одни разжигаютъ костры, чтобы сжечь ихъ, другіе ведутъ неукротимыхъ коней, чтобы привязать ихъ къ нимъ; здѣсь приготовляютъ молоты, чтобы раздробить ихъ кости, а тамъ мельничные жернова, чтобы раздавить ихъ. Кто могъ бы безъ содраганія видѣть ужасныя орудія столькихъ мученій, какія приготовляютъ имъ? Щипцы, желѣзные когти, зажженные факелы, колеса, усѣянныя острыми гвоздями… Но это еще не все. Мучители, озлобленные противъ христіанъ, какъ тигры противъ своей добычи, выкалываютъ глаза однимъ, вырываютъ зубы другимъ, этихъ задушаютъ дымомъ сѣрнаго огня, тѣхъ умерщвляютъ посредствомъ дикихъ звѣрей.

Хотя мучители покрыты уже кровію, но ихъ ярость еще не укрощена. Они находятъ наказаніе слишкомъ короткимъ и смерть слишкомъ скорою; они стараются изобрѣсти мученія. Такъ какъ христіане могутъ умереть только одинъ разъ, то ихъ мучители желаютъ, чтобы они умирали возможно долѣе. Истязанія чередуются одно за другимъ, и смерть наступаетъ только послѣ ужасныхъ пытокъ и истязаній, что въ ней есть болѣе ужаснаго.

Римъ даже гнушался въ своихъ жестокихъ играхъ кровію своихъ гладіаторовъ; онъ только любилъ, жаждалъ крови учениковъ Христовыхъ. Правители, заинтересованные тѣмъ, чтобы заслужить одобреніе толпы, не находятъ болѣе вѣрнаго средства понравиться ей, какъ привести въ циркъ христіанъ и отдать ихъ на растерзаніе львамъ и тиграмъ. Эти несчастные слышатъ вокругъ себя только проклятія и поношенія: выдаютъ ихъ преступниками государства, чтобы похитить у нихъ славу умереть за вѣру; безчестятъ ихъ въ тоже время, какъ мучатъ. Однако христіане не боятся мученій столь жестокихъ; они смотрятъ на циркъ, какъ на мѣсто своей славы, они стремятся туда, и когда они бываютъ уже на аренѣ, и когда объявляютъ имъ о помилованіи, то они скорбятъ, что Господь не судилъ ихъ достойными умереть за Него. Св. Игнатій представляетъ высокій образецъ того восторженнаго стремленія къ мученичеству, по которому древніе христіане съ полною готовностію и съ пламеннымъ одушевленіемъ шли на смерть за имя Христово. «По молитвѣ къ Богу, пишетъ онъ, я получилъ то, о чемъ много просилъ… О, если бы не лишиться мнѣ приготовленныхъ для меня звѣрей!.. Умоляю васъ, обращается онъ къ римлянамъ, не дѣлайте для меня ничего болѣе, какъ чтобы я закланъ былъ Богу теперь, когда жертвенникъ уже готовъ, и тогда составьте любовію хоръ и воспойте хвалебную пѣснь Отцу во Христѣ Іисусѣ, что Богъ удостоилъ епископа Сиріи призвать съ востока на западъ. Прекрасно мнѣ закатиться отъ міра къ Богу, чтобы въ Немъ мнѣ возсіять… Я пишу церквамъ и всѣмъ заявляю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мнѣ. Умоляю васъ: не оказывайте мнѣ неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею звѣрей и посредствомъ ихъ достигнуть Бога. Простите мнѣ; я знаю, что для меня полезно… Пусть ничто изъ вещей видимыхъ и невидимыхъ не увлекаетъ меня, чтобы мнѣ достигнуть Іисуса Христа. Пусть обрушатся на меня огонь и крестъ, и схватки съ дикими звѣрями, и разсѣченіе и колѣченіе, раздробленіе костей, отсѣченіе членовъ, сокрушеніе всего моего тѣла, – пусть лютыя муки діавола придутъ на меня, – только бы достигнуть мнѣ Христа»[1].

Поддерживаемые благодатію Божіею, св. мученики показали твердость, съ которою никогда не могли сравняться ни смѣлость самыхъ неустрашимыхъ завоевателей, ни мужество языческихъ философовъ самыхъ знаменитыхъ: честолюбіе, гордость и суетность составляли все мужество этихъ столь тщеславныхъ людей. Напротивъ, св. мученикъ переноситъ свои страданія не съ гордостію, но со смиреніемъ, считая себя недостойнымъ страдать. Онъ не желаетъ одобренія толпы, онъ довольствуется свидѣтельствомъ своей совѣсти; онъ смотритъ на себя какъ на грѣшника, заслужившаго страданія, какія онъ терпитъ, и онъ убѣжденъ, что останется всегда должнымь правосудію Божію, потому что послѣ всего, когда онъ прольетъ до послѣдней капли свою кровь, это будетъ всегда кровь грѣшника, которую онъ отдалъ за кровь Іисуса Христа, пролитую за него. Не будемъ удивляться, что св. мученики, проникнутые такими чувствами, не боялись угрозъ міра и его наказаній.

Сами язычники, наконецъ, вѣрятъ истинамъ, отъ которыхъ, какъ они видятъ, даже смерть не можетъ заставить отречься христіанъ; гонители вѣры дѣлаются ея ревностными защитниками; видя непреклонную преданность Господу, часто даже палачи падаютъ къ ногамъ своихъ жертвъ и принимаютъ христіанскую вѣру. Какою силою, какимъ величіемъ нужно обладать, чтобы произвести подобное впечатлѣніе на грубыхъ и жестокихъ людей?

Блаженна участь тѣхъ, которые сохранили свою вѣру въ чистотѣ среди жестокихъ мученій. Слава величайшихъ героевъ никогда не равнялась славѣ мучениковъ даже въ этомъ мірѣ. Торжество первыхъ продолжалось только день, интересуетъ одинъ народъ; слава мучениковъ, напротивъ, простирается на всѣ времена, наполняетъ радостію весь христіанскій міръ. Все измѣняется со временемъ; но самое время дѣлаетъ мощи св. мучениковъ еще болѣе досточтимыми. Слава св. мучениковъ блистаетъ безсмертнымъ свѣтомъ даже въ мрачныхъ подземныхъ мѣстахъ, которыя послужили имъ мѣстомъ погребенія. Нѣтъ мѣста столь темнаго, которое не сдѣлалось бы знаменитымъ чрезъ одно пребываніе тамъ св. мощей ихъ. Христіане стекаются сюда тысячами, и сами язычники, пораженные чудесами, которыя они видятъ, оказываютъ знаки благоговѣнія къ нимъ. Въ честь св. мучениковъ воздвигаются храмы, учреждаются праздники и составляются хвалебныя пѣсни[2].

Такимъ образомъ за свою вѣру, любовь и несокрушимую преданность Господу св. мученики удостоились величайшаго прославленія на землѣ и нескончаемой блаженнѣйшей радости во царствіи небесномъ.

Да будутъ для насъ св. мученики постоянными руководителями, указывающими намъ, что для насъ всего драгоцѣннѣе въ жизни, о чемъ мы преимущественно должны помышлять и заботиться, – именно о Богѣ и вѣчной жизни. Будемъ оживлять нашу вѣру великими примѣрами ихъ и наполнять наше сердце великими истинами, которымъ они учатъ насъ, чтобы участвовать въ славѣ, какою они увѣнчаны на вѣки!

 

В. З.

 

«Прибавленіе къ Курскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ». 1893. № 7. Ч. Неофф. С. 141-147.

 

[1] Посланіе св. Игнатія къ Римлянамъ. гл. I-V.

[2] Таковы, напримѣръ, «мученичны» – пѣскопѣнія въ честь мучениковъ, находящаяся въ послѣдованіяхъ седмичныхъ дней понедѣльника, вторника, среды, четвертка и пятка, но въ особенности въ послѣдованіяхъ субботы. По производству сего слова можно заключать, что мученичномъ называется пѣснопѣніе въ честь мучениковъ. Но это попятіе, хотя оно вообще и справедливо, требуетъ никотораго, болѣе тѣснаго опредѣленія. Нѣтъ сомнѣнія, что всякое пѣснопѣніе въ честь мученика можно назвать мученичномъ; однако этого на самомъ дѣлѣ нѣтъ. Въ Минеи, гдѣ цѣлыя службы полагаются въ честь мучениковъ, ни одна пѣснь не называется, по крайней мѣрѣ, не надписывается мученичномъ. Мученнчны полагаются только въ Октоихѣ и въ Тріодяхъ, замѣняющихъ Октоихъ. Такъ какъ въ Октоихѣ для каждаго изъ седмичныхъ дней составлена особая служба, напримѣръ, для понедѣльника – служба въ честь безплотныхъ силъ, для вторника – въ честь Предтечи и пр.; а между тѣмъ Св. Церковь учредила прославлять мучениковъ во всякое удобное время: то въ Октоихѣ среди всякой седмичной службы, кромѣ воскресной, на ряду съ пѣснопѣніями, характеризующими дневную службу, полагаются по нѣскольку пѣспопѣній съ честь мучениковъ, и эти пѣснопѣнія называются и надписываются мученнчными. Такъ, напримѣръ, на утреняхъ полагается одинъ мучениченъ, на сѣдальныхъ послѣ 2-го стихословія псалтири, по два мученична – на каждой пѣсни перваго канона, – по одному мученичну на стиховныхъ стихирахъ, – на литургіи по одному мученичну на блаженныхъ, – на вечериѣ по одному мученичну на стиховиыхъ стихирахъ. Въ службѣ субботней число мученичновь еще увеличивается по Уставу, такъ что всю службу субботнюю можно назвать на половину мученичною и на половину заупокойною. «Словарь православнаго церковно-богослужебного языка и священных обрядовъ». Изд. 2-е. Спб. 1875. С. 62. – ред.

Источник: https://afanasiy.net/sv-hrystianskie-muchenyky