«Смерть Сталина» и «Матильда» ‒ два сапога разного стандарта

"Смерть Сталина" и "Матильда"На днях министерство культуры РФ запретило прокат западной сатирической комедии «Смерть Сталина». Министр Мединский охотно удовлетворил соответствующую просьбу красных депутатов Госдумы, которых возмутило «глумление над советской историей и ее выдающимися деятелями».

Этот запрет не мог не вызвать комментариев на патриотических сайтах, констатирующих наличие двойных стандартов Минкультуры: мол, над Сталиным глумиться недопустимо, а вот над св. Государем Мучеником и его семьей ‒ можно. Учитывая, как велик был всероссийский размах протестов против оскорбительно-халтурного фильма «Матильда», прокат которого так и не удалось остановить несмотря на сотни тысяч подписей и отрицательные экспертизы ученых-историков. Что тут сказать: советская история и богоборческая коммунистическая власть нынешним правителям РФ ближе и роднее, чем русская история и православная власть Помазанника Божия, убитого коммунистами. Их Родина ‒ СССР, а не Россия. Это ясно.

Однако аргументы некоторых патриотических авторов, отметивших этот «двойной стандарт», не кажутся мне вполне свободными от родимых пятен все той же советской эпохи. Прежде всего это у них выражается в некоем уравнивании одинаковой недопустимости  «глумления над советской эпохой» и глумления над нашей убитой Царской семьей.

Например, один из таких авторов пишет: «»Товарищи» красные! Мне безразличен этот фильм. Я за запрет глумления над Сталиным, потому что глумиться нельзя ни над кем, тем более над мертвецами. Я не пойду и не пошел бы его смотреть. Я по-другому бы поступил. Собрал бы вас всех, красных, в кинотеатрах Москвы и по всей России и показывал бы вам этот фильм раз по десять. Чтобы все, красные, советские, его посмотрели. Вам будет больно и неприятно. Но, может быть, вы поймете тогда, как было больно другим, когда вы выпускали «Матильду» на экраны. А Драпеко и Бортко должны посмотреть «Смерть Сталина» раз эдак сто: за мерзкое красное поганое двуличие».

С моей точки зрения, то, что им так больно за «глумление над Сталиным» ‒ это скорее показатель их духовного нездоровья, к которому православные не должны относиться так терпимо. Столь искренняя боль за Сталина при отсутствии боли за десятки миллионов его жертв, начиная с подло убитой семьи Помазанника вместе с детьми ­ ‒ это проявление богопротивной нравственной ущербности красных патриотов.

Мне не кажется нравственно безупречным и мнение автора применительно к данному фильму, мол, «глумиться нельзя ни над кем, тем более над мертвецами». Да, нельзя, и у русских не принято глумиться над трупами побежденных врагов ‒ их хоронят по-человечески. Но не возвеличивают ‒­ пора хотя бы это правило применить и к Сталину. Кроме того, в слово глумление обычно вкладывается гораздо более злорадное, кощунственное и абсолютно безнравственное содержание, чем просто сатирическое отношение к Сталину у создателей фильма-комедии, для которых он ‒ персонаж чужой и культурно чуждой эпохи. Поэтому выставить в утрированно комедийном свете реально существовавшие черты и нравы коммунистических руководителей (а русским православным они нравятся, что ли?) ‒ это еще не глумление. Глумлением было бы, например, запечатлеть в фильме садистское истязание их трупов ‒ как большевики поступили с вырытым телом генерала Корнилова, или наподобие того, как это чекисты проделывали со своими жертвами и политическими противниками, насилуя их шомполами, ставя «секретное тавро», мочась им в лицо…

А у нашего автора-патриота фактически получается, что сатирическая критика коммунистического режима ‒ это уже глумление. Вот и другой патриот-монархист с того же ресурса возмущен «глумлением» фильма над советским режимом вообще: «французы и англичане… высмеяли и Сталина, и маршала Жукова, и Советский Союз того времени». Следовательно, он признает, что фильм этот не столько о смерти Сталина, сколько о советском режиме, однако данный автор называет это «провокацией русофобских сил». И по этому поводу данному автору (полемизируя с его «православным» отношением к Сталину) я уже высказывал свое мнение: в его протесте против фильма мне видится некое скрытое побуждение, под предлогом «патриотического» отпора «провокации мiровой закулисы» замутить вопрос однозначного отношения к «советскому периоду» и к служителю сатаны Сталину в духе известного его «богословского» оправдания как необходимого «Бича Божия»…

Повторю: Господь может попускать зло для нашего вразумления от обратного, но из этого опыта мы должны выносить лучшее распознание причин нашего падения и сущности зла для сопротивления ему, а не почитать зло как «святыню» и не защищать его от «глумления».

Для меня этот «великий» богоотступник и богоборец ‒ один из главных разрушителей исторической России и палачей русского народа. Я не собираюсь над ним «глумиться» более, чем он сам уготовал себе в отношении к нему десятков миллионов своих жертв и их потомков (см. образ Сталина в лексике и воспоминаниях зэков), но он для меня стоит по ту сторону писаных и неписаных правил об отношении к мертвым. Тем более что смерти нет и в потустороннем духовном мiре, где Сталин пребывает в бесовском сообществе таких «великих исторических» персонажей, как царь Ирод, Иуда и Юлиан Отступник ‒ разве к ним применимо правило ничего плохого не говорить о мертвых? И если бы кто-то их изобразил в сатирически-карикатурном жанре, ‒ это тоже было бы «глумлением»?

К тому же для «Вождя Народов» Кобы Джугашвили нет еще смерти и в нашей земной жизни: он реальная политическая фигура в современном печальном внутрироссийском бытии, которая (в виде мифа о Сталине) является одним из главных препятствий для духовного оздоровления нашего народа.

Поэтому мне всё равно, кто как к Сталину «неуважительно» относится на Западе, меня это не побуждает вступаться в защиту ни его лично, ни богоборческого «Советского Союза того времени», ставшего огромной братской могилой лучших наших соотечественников и оплотом «всемiрного торжества коммунизма».

Меня лишь возмущает, когда и на Западе этого преступника выдают за «вождя русского народа» и выразителя «русских интересов» (традиционного «русского варварства»), и этому фактически усиленно поддакивают наши красные патриоты. И еще более возмущает то, что их защита Сталина является глумлением над подвигом и памятью Новомучеников, убитых сталинской богоборческой партией.

Вот и в этом сатирическом фильме что меня более всего коробит, так это полное игнорирование того, что сатанинская коммунистическая власть была трагедией нашего народа, унесшая треть лучших наших соотечественников. И эту власть изначально поддерживал Запад. Лишь в этом смысле считаю фильм «Смерть Сталина» тоже искажающим действительность, как и «Матильда».Для западного зрителя (для которого фильм предназначен), это остается далеко за смешным кадром… Но для нас это не должно быть ни поводом для сатиры и смеха, ни объектом возмущенной «патриотической защиты», а покаянным вынесением того должного урока, который только для этого был попущен нам Господом Богом.

+ + +

Большинство нынешних поклонников Сталина не знали лично жизнь и нравы того времени в СССР. Мне удалось чуточку ее захватить. Позволю себе немного личного.

Помню огромный портрет Сталина в кителе в вестибюле детского сада в Макеевке ‒ это был некий излучатель чего-то Важного и Всевидящего, Таинственного и Грозного, чему все подчиняются с благодарностью за свое существование и не могут себе представить жизнь без этого Портрета. Не помню, были ли рядом с ним нарисованы дети, ‒ возможно, но он их собою затмевал, поэтому и не запомнилось…

Помню день смерти Сталина и происходившее на нашей улице у металлургического завода (где работали мои родители-инженеры): толпы людей с траурными лентами на флагах, которые перекрыли трамвайные пути, трамваи застыли в людском море, а двое мальчишек из нашего двора поссорились из-за найденного на тротуаре вафельного донышка от мороженного, и мальчик постарше их упрекнул: вы тут деретесь, а в Москве все люди плачут… Мать позже рассказывала мне, что плакал и мой отец ‒ внук убитого священника и дважды сын расстрелянных «врагов народа» (отца и отчима). Из-за такого происхождения его не приняли в летное училище…

И еще помню, как уже при Хрущеве приехала из Сибири бабушка и, когда мы ехали в машине, она сообщила отцу, что его отчима (арестованного в 1937 г.) посмертно реабилитировали. Реакция отца на это была мгновенной: он закрыл матери рот, указывая глазами на шофера, который это слышал и теперь знал, что его начальник (тогда уже главный инженер сельской МТС) сын «врага народа». Его друга тогда подвергли общественному глумлению и увольнению из сельсовета за то, что похоронил мать по православному обряду… Такова была атмосфера того времени…

Что касается заметной в старших поколениях ностальгии по советским временам, то человеческая память избирательна и сохраняет преимущественно хорошее. Почти у всех у нас остались добрые воспоминания о юности, о пионерских лагерях, походах, о юношеских увлечениях, спорте, дружбе, добрых воспитателях (если везло на таковых). У меня и сейчас сохраняются связи с друзьями техникумовского времени, при всем различии жизненных путей мы устраиваем встречи на юбилеи 40-летия, 50-летия… Но разве это благодаря власти КПСС и «Моральному кодексу строителей коммунизма», а не вопреки им? И в то самое время, когда мы юношески радовались жизни, миллионы людей гноились в советских лагерях, куда можно было попасть за размножение Евангелия…

Нынешняя ностальгия по советским временам подпитывается и нынешними постсоветскими нравами джунглей, и советскими фильмами, изображавшими не реальную жизнь, а лубок в духе соцреализма, и, конечно, более всего подпитывается государственной идеологией правителей, нуждающихся в таких легитимирующих совпатриотических «скрепах», чтобы лично не каяться, в том числе в преступлениях предков. Не стану повторять то, как это продолжающееся богопротивление выглядит в глазах Бога. Но с каждым годом у меня усиливается страх, что при таких правителях Его долготерпение по отношению к нашему народу закончится…

М.В. Назаров
26.1.2018

Источник: https://rusidea.org/250930966