Соблазн охранительства.
А.Тепляков.
(Историки, писатели и чекисты против критики большевистского террора).
К настоящему времени большинство исследователей советской эпохи пришло к выводу, что именно террор, постоянный, с приливами и отливами, многофункциональный и беспощадный, не знавший государственных границ —
Современные историки отвергли идеи случайности и стихийности террора, доказали его решающую роль в социальных чистках, обратили внимание на соучастие общества в репрессиях, выделили бенефициаров карательной политики. Сегодня довольно хорошо изучены многочисленные категории репрессированных, включая представителей маргинальных групп населения, созданы научные биографии видных и рядовых жертв террора, включая самих чекистов, милиционеров, судей и прокуроров. Идёт изучение влияния как пиков террора, так и террористической повседневности на общественную психологию и повседневную жизнь, на восприятие её как элитами, так и «маленьким человеком». Достигнуты успехи в исследовании региональных аспектов террора, где особенно важна роль факторов, умножавших карательный эффект сталинских чисток (наличие государственной границы, крупной промышленности, оборонных заводов и воинских частей, значительное число бывших участников антикоммунистических восстаний, присутствие политической и крестьянской ссылки и пр.). Изучается субъективный фактор в лице карьеристов из числа руководителей ВЧК-
Историки экономики установили, что именно в 1937 г. в СССР начался серьезный экономический кризис и спад промышленного производства. Одной из его причин стали массовые аресты инженерно-
Разнообразные аспекты сталинского террора активно изучаются уже более четверти века. Однако в последние годы всё отчетливее слышны голоса тех, кто считает критику сталинского режима антипатриотичной и крайне вредной с точки зрения государственных интересов. Обществу внушается мысль, что у великой России всегда были могущественные враги, справиться с которыми можно лишь с помощью мобилизационной политики и могучих органов государственной безопасности. При анализе советского опыта научный концепт модернизации фактически подменяется голой технологической революцией, в которой, по мнению апологетов сталинского «великого перелома», вполне логично уживаются такие «издержки», как феодальная эксплуатация крестьян, рабочих и интеллигенции, а также по сути рабовладельческий сектор ГУЛАГа. Варварская растрата человеческого капитала, который уничтожался и подрывался голодом, нищетой и репрессиями, считается неизбежной ценой стремительного и спасительного для судеб страны модернизационного индустриального процесса, который просто не мог протекать иначе.
Современная власть с целью наиболее полноценной, с её точки зрения, легитимации ориентируется на преемственность со всеми историческими эпохами, поэтому под лозунгом общественной стабильности провозглашает положительную оценку как имперского, так и советского прошлого. В последние годы вмешательство государства в политику исторической памяти усиливается, что прямо связано с жестким идеологическим противостоянием Западу. Правда, следует учитывать, что политическая, экономическая и культурная элита РФ по-
Новейшая историографическая волна помутнела и в ней пытаются ловить рыбу носители откровенно сталинистских и ксенофобских взглядов, считающие, что строительство социализма было великим делом, которое подвергнуто неоправданному поношению. Тема большевистского террора для таких исследователей является наиболее раздражающей. Они не скрывают, что во имя интересов государства историческая правда должна помалкивать. Им нравится закавычивать такие термины, как, например, «репрессии» или «реабилитация».
Наиболее реакционные позиции занимают выходцы из структур госбезопасности и МВД, нередко обладающие монопольным правом на ознакомление с делопроизводством «органов». Самым плодовитым автором среди выходцев из ФСБ является О.Б. Мозохин, который сначала получил известность благодаря участию в поиске захоронений жертв террора, а затем перешел на службу в Архив Президента РФ, где долгое время фактически монопольно распоряжался его фондами и выпускал на основе ценнейших архивных источников свои документальные поделки. К сожалению, он не в состоянии грамотно анализировать и удовлетворительно комментировать документы, вводимые им в научный оборот. Мозохин покорно следует за тенденциозными чекистскими источниками, принимает на веру их объяснения и допускает, в силу некомпетентности, детские ошибки. Устаревшие взгляды Мозохина и небрежность в работе с источниками сильно сказались в его самой известной книге[2], где он открыто заявляет, что у органов госбезопасности были законные права на широкие репрессии, «делегированные им высшими законодательными органами государства». Защита чекистов —
В последних своих работах Мозохин нападает уже на сам процесс реабилитации, одновременно восхваляя дело строительства социализма: «Тема репрессий в СССР сильно и незаслуженно раздута. Ни в одной стране мира эти темы так обстоятельно не обсуждаются, хотя жертв беззаконий там было не меньше. <…> Горбачевский указ 1989 г. и ельцинский закон 1991 г. о реабилитации жертв политических репрессий привели к тому, что сотрудники государственной безопасности совместно с Прокуратурой стали „скопом реабилитировать“ как невинно пострадавших, так и преступников. <…> В настоящий момент уже невозможно разобраться, кто реабилитирован справедливо, а кто нет». Публикация документов о репрессиях, по Мозохину, «преследовала целью дискредитацию идей социализма, создание негативного имиджа России»[4]. Отставной генерал-
Недовольный тем, что международные проекты, организованные немецким историком Марком Юнге[7], перешли от изучения механизмов проведения массовых операций эпохи Большого террора к малоизученной и ещё более неприятной для имиджа ФСБ теме организации судебных процессов в 1939-
Откровенно просталинским образом высказывается целый ряд других авторов — выходцев из спецслужб. Так, о крупном сталинском чекисте Б.А. Баке пишется так: «Около десятка лет в Самаре он разоблачал вредителей, кулаков-
Сегодня у ведомственных историков-
Ряд историков демонстрирует настоящий страх перед подлинными документами, выявление которых объявляется антигосударственным делом. Так, Б.А. Старков прямо обвинил критиков сталинщины в антипатриотизме и выступил против «стихийного рассекречивания» документов, заявив: «Трактовка деятельности органов государственной безопасности в истории российской государственности приобрела негативный, антинародный и антинациональный характер»[15]. Ссылаясь на печально памятного председателя КГБ СССР В.А. Крючкова, уничтожившего в начале 1990-
Сталинский дискурс по-
Полагаем, что современная историческая наука должна начинать процесс отторжения и такого ключевого понятия сталинской эпохи, как «коллективизация». Под этим привычным и носящим вполне положительные коннотации термином на деле скрываются катастрофические для народного хозяйства, и общества в целом, силовые процессы принудительного огосударствления аграрного сектора, что привело к полному уничтожению жизненного уклада основной части населения страны. Часто используемый вариант «насильственная коллективизация» в целом является менее точным, чем «репрессивное раскрестьянивание». С нашей точки зрения, процесс силового огосударствления сельского хозяйства правильнее было бы описывать как принудительно-
В новейшей книге В. В. Кондрашина и О.Б. Мозохина о политотделах МТС 1930-
Что касается такого известного статистика репрессий, как В. Н. Земсков, то для него характерно большое упрощение в толковании тех документов, которые он видел (и далеко не исчерпывающих тему). Крайняя жестокость тюремно-
В скандально известном учебнике А.С. Барсенкова и А.И.Вдовина[22] есть раздел, в котором говорится о сталинском терроре и его жертвах, он озаглавлен в точном соответствии с чекистской оценкой 30-
Некоторые историки, пишущие о терроре, прямо скатываются к защите открытых судебных процессов сталинской эпохи, реанимируя самые мрачные историографические призраки. Так, известный альманах «Русский сборник. Исследования по истории России», т. XXV, вышедший в 2018 г. и составленный О.Р. Айрапетовым, М.А. Колеровым, Б. Меннингом, А. Ю. Полуновым и П. Чейсти, целиком посвящен теме событий 1937 года и резко делится на две неравные части. Помимо вполне профессиональных статей таких заметных исследователей, как А.В. Ганин, О.Л. Лейбович, М.В. Соколов и др., в 544-
Это хорошо видно в большой статье В. Э. Багдасаряна » Тридцать седьмой — через призму историографического моделирования». Багдасарян еще в 2007 г. выделил основные, по его представлению, модели историографического дискурса по проблеме 1937 г., среди которых — уже изрядно устаревшие ко времени публикации статьи «самоистребление революционеров», «сталинский термидор», «патологическая личность», «еврейский заговор» и др.[24], хотя на 2007 г. все эти концепции не разделялись основными интерпретаторами темы.
После рассекречивания советских архивов уже почти неосталось сторонников идеи о том, что 1937 г. был сосредоточен на истреблении элиты. Также лишь маловлиятельное меньшинство историков продолжает настаивать на том, что Большой террор был слепым и безадресным, воплощая конфликты либо между слабой сталинской властью и сопротивлявшимися ей региональными элитами, либо имея основой попустительство властей желанию широких масс посчитаться со всеми, кто «мешал народу». Основная часть исследователей доказала тот факт, что Большой террор являлся подготовленной и целенаправленной акцией, решавшей в огромной степени задачи социальной инженерии[25]. Налицо и попытки фальсификации источников по истории террора. Недавно А.Н. Дугин крайне беспомощно попытался подвергнуть сомнению подлинность знаменитой шифротелеграммы Сталина о разрешении пыток в отношении «врагов народа», не приведя никаких серьёзных доводов и тем самым показав поверхностное отношение академических «Вопросов истории» к экспертизе публикаций [27].
В попытках отвергнуть масштабы и жестокость террора он идёт на откровенные подтасовки. Например, не имея каких-
Дугин пытается реабилитировать Сталина во всём: «Многие современные историки, обвиняя Сталина во всех смертных грехах, приписывают ему бесчеловечную идею ускоренной индустриализации за счёт нещадной эксплуатации крестьян, изъятию у них даже семенного зерна, что и привело к „многомиллионным“ жертвам голода в начале 30-
Аннотация к этой книге, составители которой не побрезговали хамскими выпадами известного своей вульгарностью сталиниста В.Бушина и допустили откровенно жульнические нападки на историю создания «Архипелага», в котором на самом деле было использовано более 200 мемуарных текстов, присланных Солженицыну узниками ГУЛАГа, провозглашает: «В сборнике представлены статьи и материалы, убедительно доказывающие, что „главная“ книга Солженицына, признанная „самым влиятельным текстом“ своего времени, на самом деле содержит огромное количество грубейших концептуальных и фактологических натяжек, способствовавших созданию крайне негативного образа нашей страны. Сборник показывает давнюю традицию неприятия „Архипелага ГУЛАГ“ в истории общественной и литературной мысли России, анализирует причины широкого внедрения этой книги в массовое сознание и раскрывает глубокую пагубность её влияния на политические процессы вмире и в нашей стране. Пресловутые „шестьдесят миллионов“ Солженицына оказались, к несчастью, крайне живучими и сыграли далеко небезобидную, а, наоборот, роковую роль в истории. Их можно сравнить со своеобразными каббалистическими знаками или с „черной магией“, заворожившей едва ли не все мировое общественное сознание».
По сути, в «Книге, обманувшей мир» фиксируется признание значения труда Солженицына как способного перевернуть сознание мыслящего слоя целой страны. Именно колоссальные цифры потерь от террора и голода, потрясшие читателей «Архипелага», вызывают возмущение тех современных публицистов, которые считают себя главными патриотами Отечества (Советского и только Советского, т.к. к исторической России они испытвают патологическую ненависть — прим.ред.сайта). Но современные данные о демографических потерях СССР не отличаются принципиальным образом от солженицынских.
В результате голода и болезней, вызванных в том числе террористической политикой большевиков, погибла огромная часть населения России: до 10 млн. в Гражданскую войну («красный террор» и «военный коммунизм»), примерно 6 миллионов в период голодовок 1921−1923 гг., 7 миллионов в 1932-
В последнее время в России налицо тревожные процессы атомизации социума и деградации гражданского общества, торжества автаркии и обскурантизма. В условиях архаизации общественных институтов всё более заметно появление в исторической науке сочинений, которые находятся в русле реакционных и охранительских представлений, опровергая накопленные исследователями объективные знания о советском прошлом.
Данный обзор некоторых работ последнего десятилетия призван продемонстрировать настоящий прорыв в академическую среду отжившей исторической лжи, что является отражением как усиления позиций ведомственных историков, занимающихся лакировкой истории спецслужб, огромным валом вульгарно-
Исторический курьер. 2018.№ 3
Примечания:
[1] Хлевнюк О. В. Сталинский период советской истории. Историографические тенденции и нерешенные проблемы // Уральский исторический вестник. 2017. № 3. С. 74 .
[2] Мозохин О.Б. Право на репрессии: Внесудебные полномочия органов государственной безопасности (1918−1953). — Жуковский; М.: Кучково поле, 2006. — 480 с.
[3] Мозохин О.Б. Право на репрессии… С.204.
[4] Мозохин О.Б. Статистические сведения о деятельности органов ВЧК-
[5] Гришин А. Заговор Тухачевского существовал // Комсомольская правда. 2017. 29 мая.
[6] Зданович А. А. Польский крест советской контрразведки. Польская линия в работе ВЧК-
[7] Юнге М., Бордюгов Г., Биннер Р. Вертикаль Большого террора. История операции по приказу НКВД № 447. — М.: Новый хронограф, АИРО-
[8] Зданович А. А. К вопросу изучения истории ВЧК-
[9] Чекисты на скамье подсудимых: сб. ст. / Сост. М. Юнге, Л. Виола, Дж. Россман. — М.: Пробел-
[10] Громов А. В., Хорошавин В. А., Хумарьян С. Г. Самарский щит: Очерки, посвященные 90-
[11] Скоркин К. В. Обречены проиграть. Власть и оппозиция, 1922−1934. — М.: ВивидАрт, 2011. С. 854, 500, 766.
[12] Просмотрев подшивку этого журнала за последние годы, мы не обнаружили там, вопреки названию, никаких материалов «против» репутации ведомства.
[13] Терещенко А. Судьба генерала // ФСБ: За и против. 2013. № 2. С.33.
[14] ФСБ расставляет акценты // Российская газета. 2017. 20 дек. С. 4.
[15] Старков Б. А. «План Д»: вымыслы и действительность // Исторические чтения на Лубянке. 2005 год. — М.: Кучково поле, 2006. С. 15−16.
[16] Куренков Г.А. От конспирации к секретности: Защита партийно-
[17] См.Красильников С. А. Серп и Молох. — М.: РОССПЭН, 2003, 2009.
[18] Кондрашин В. В., Мозохин О.Б. Политотделы МТС в 1933—1934 гг. — М.: Русская книга, 2017. — 304 с.
[19] Земсков В. Н. Сталин и народ. Почему не было восстания. — М.: Алгоритм, 2014. С.103.
[20] Там же. С.95, 12.
[21] Верховцев И. Ленинские нормы партийной жизни. —М.: Госполитиздат, 1962. С.29.
[22] Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 1917−2009: учеб. пособие для вузов. 3-
[23] Бакулин В. И. Кадровые «чистки» 1933−1938 гг. в Кировской области и проблемы консолидации советского общества // Отечественная история. 2006. № 1. С. 148−153.
[24] Багдасарян В. Э. «Загадочный тридцать седьмой». Опыт историографического моделирования // Историография сталинизма / под ред. Н. А. Симония. — М.: РОССПЭН, 2007. С.172 — 206.
[25] Хлевнюк О. В. 1937-
[27] Дугин А. Н. Шифротелеграмма И. В. Сталина от 10 января 1939 года (источниковедческий анализ) // Вопросы истории. 2017. № 1. С. 97 —
[28] Дугин А. Н. Антисталинская подлость // Российские вести. 2013. 10−16 мая. № 12 (2119).
[29] Там же.
[30] Книга, обманувшая мир: сб. критических статей и материалов об «Архипелаге ГУЛАГ» А. И. Солженицына / сост. и ред. В.В. Есипов. М.: Летний сад, 2018. — 520 с.
Источник: http://www.imperskiy-fund.com/page-671.html
Комментарий М.В. Назарова:
…. Если бы на какой-нибудь фантастической машине времени коммунист попал из ленинско-сталинского СССР в наше время, особенно в дни коммунистических праздников, у него создалось бы впечатление, что с тех пор власть в стране не поменялась.
Удивился бы он только действующим храмам (странно сохранившимся вопреки учению марксизма-ленинизма). Правда, если бы он вслушался в проповеди церковного начальства, то и в этом отношении частично успокоился бы: поскольку «Святейший» не выступает против коммунистической власти и революции, а лишь призывает к «примирению белых и красных». Лозунг этот, конечно, оппортунистический, и за это «Святейшего» в годы безбожной пятилетки расстреляли бы, тут наблюдается какая-то недоработка и либеральничанье нынешних преемников ВПКб, а может и мерзкое горьковское богоискательство, метко и убедительно осужденное тов. Лениным.
Повезло бы этому коммунисту, если бы он вдобавок не попал в столичный храм на какой-нибудь мракобесный праздник церковников, когда у амвона стоят со свечками и даже крестятся руководители государства, а то и сам глава компартии, ‒ очевидец этого просто усомнился бы, что видит всё в реальности, подумал бы, что это фантасмагорическое сновидение или же он сходит с ума и надо вызывать скорую…
Пришельцу из коммунистического прошлого трудно было бы также понять и простить нарастающую недооценку масштабов и результатов ленинско-сталинской политики историками, преуменьшающими число уничтоженных буржуев, кулаков, черносотенного духовенства, белого офицерства и прочих врагов народа. Эти историки-вредители искажают всю картину того судьбоносного времени, всю опасность, грозившую тогда партии, и те нечеловеческие адские усилия, которые потребовались для отражения этой опасности.
Еще безотлагательнее заслуживают расстрела нынешние т.н. «православные сталинисты», которые систематически клевещут на тов. Сталина ‒ якобы он был «орудием Божиим в Божием Промысле», сохранившим своими карами православие и церковь. Якобы Вождь народов, подписывая расстрельные списки, истово «молился», приказывал облетать города с иконами и даже «принял монашество», чтобы личным вкладом восполнить число расстрелянных монахов. И эта возмутительная хула на Вождя почему-то остается безнаказанной.
Ну а если серьезно, то в нашей стране, бывшем православном удерживающем Третьем Риме, через четверть века после падения рабовладельческого богоборческого режима вместо покаянного обращения к Богу с молитвами о восстановлении попранного исторического величия, ширится загадочное явление государственного массового садо-мазохизма, когда элита и ее обслуга упиваются смакованием кровавой блевотины у гниющего трупа марксизма-ленинизма согласно притче о возвращении пса на таковую… Не весь народ, конечно, в этом участвует, но возвращение культивируется государственной Властью, которой удается повязывать этой кровью многих, вытравляя в них совесть как Образ Божий.
Лично для меня это мистическая загадка, даже если я понимаю причину греха и зла, заключающуюся в злоупотреблении дарованной нам свободой. Думаю, что человек ‒ всё же существо очень таинственное и не вполне разумное в своих греховных глубинах, которое сатане удается не только соблазнить своим «раем на земле», но и побудить поедать собственные и сатанинские экскременты, открывая в этом «высшую богословскую историософию». И еще более таинствен феномен Власти, которой Свыше попускается, перед концом истории, откровенно делать сатанизм государственной идеологией и религией (хотя и в разных формах, соответственно особенностям каждого народа). Для того, чтобы уже не оставалось причин для Божиего милосердия ‒ оно ведь не имеет смысла по отношению к такому мiру, не желающему и уже не способному вырваться из сатанинской паутины зла и богопротивления? Ведь это бы тоже было насилием над свободой воли людей. Или?…
М.В. Назаров, 27.1.2024.
Источник: https://rusidea.org/250971685
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.