СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РУССКИХ КОНСЕРВАТОРОВ первой трети XIX века

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РУССКИХ КОНСЕРВАТОРОВ первой трети XIX векаА. Ю. МИНАКОВ[*]

Несмотря на очевидный и увеличивающийся с каждым годом рост интереса к истории русского консерватизма, подогреваемый политической конъюнктурой (на съезде в ноябре 2009 г. партия «Единая Россия» заявила о приверженности кон­сервативной идеологии), экономические воззрения русских консерваторов пер­вой трети XIX в. (Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, А.С. Шишкова, Ф.В. Ростоп­чина, С.Н. Глинки, А.С. Стурдзы, С.С. Уварова и др.) должным образом еще не ис­следованы. В то время русский консерватизм еще только начинал складываться в некую относительно стройную систему взглядов, и исследователь данной темы вынужден анализировать отдельные мнения, гораздо реже — публицистические ста­тьи, заметки и проекты мыслителей, чьи убеждения можно классифицировать как консервативные. Сами они, как правило, не старались систематазировать свои идеи и зачастую не подозревали о существовании аналогичных подходов у других «кон­серваторов». Поэтому говорить о наличии некой целостной консервативной эконо­мической доктрины в указанный период можно лишь с известной долей условности. К тому же русские консерваторы тех лет явно не считали экономические проблемы приоритетными (что является характерной особенностью большинства направлений русской консервативной мысли). Гораздо больше внимания они уделяли борьбе с гал­ломанией, формированию программы «народного воспитания», осмыслению значе­ния и роли самодержавия, отстаиванию интересов православной Церкви, борьбе с западноевропейским мистицизмом и масонством, политике в отношении цензуры и просвещения и т.д.

Позиции консерваторов определялись при этом отнюдь не абстрактными прин­ципами, почерпнутыми из сочинений Э. Бёрка или Ж. де Местра, а необходимостью реагировать на конкретную политическую и экономическую ситуацию. Существенной особенностью экономического развития России первой трети XIX в. помимо аграрного характера экономики была крайняя узость потребительского рынка, вызванная пре­обладанием натурального хозяйства (крестьянского и помещичьего), обеспечивавшего себя почти всем необходимым. Во многом следствием этого являлась хроническая ску­дость финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых империи, которая постоянно вела тяжелые войны, требовавшие колоссальных затрат. В этих условиях были неизбежны недоимки, периодически возникавший дефицит бюджета, острая по­требность в иностранных займах, снижение курса бумажных денег1. Несмотря на на­чавшийся во второй четверти XIX в. промышленный переворот, представление о том, что Россия — страна исключительно земледельческая, было тогда общепринятым2. Со­ответственно и в размышлениях русских консерваторов об экономическом укладе им­перии аграрные отношения и крепостное право занимали центральное место3.

Одним из первых среди консерваторов сформулировал свою позицию по кресть­янскому вопросу Г.Р. Державин, резко отрицательно оценивший указ о вольных хлебо­пашцах 1803 г.4 Державин владел несколькими имениями, насчитывавшими в общей сложности около 2 тыс. душ. Постоянно пребывая в долгах, он тем не менее, по сло­вам В.С. Иконникова, «не позволял себе прибегать к суровым взысканиям с крестьян… заботился, чтобы повинности крестьян не были отяготительны… требовал, как чад, рабов любить». Державин «хлопотал об устройстве в имениях фабрик и заводов (по­лотняных заводов, винокуренных и конского) не с целью только прибыли, но чтобы приучить к тому, как для их пользы, так и для полезного изучения нового дела; по­этому он запрещал привлекать к тому насильно, но за плату, как чужим, так и своим крестьянам, настаивал на обучении грамоте (русскому языку, закону Божию, арифме­тике), церковному пению и музыке, посылал ноты и книги, необходимые для обучения и поучения в церкви»5. При этом он считал, что от освобождения крепостных крестьян «в нынешнем состоянии народного просвещения не выйдет… никакого блага государ­ственного, а напротив того вред»: «чернь обратит свободу в своевольство и наделает много бед»6. Апеллируя к тому, что «хотя, по древним законам права владельцев на рабство крестьян нет, но политические виды, укрепив крестьян земле, тем самым вве­ли рабство в обычай», Державин подчеркивал: «Обычай сей, утвержденный временем, соделался столько священным, что прикоснуться к нему без вредных последствий ве­ликая потребна острожность»7. Ему представлялось, что помещики в качестве выкупа будут требовать слишком много, а крестьяне не смогут заплатить всю сумму сразу, в результате начнутся бесконечные судебные тяжбы из-за неустоек. К тому же крестьяне, получив свободу, перестанут исполнять повинности, а от этого пострадают интересы государства8. Однако при всей категоричности суждений, Державина сложно назвать последовательным «крепостником»: в одном из вариантов своего завещания он выра­зил желание, чтобы все его крепостные крестьяне были обращены в вольных хлебо­пашцев. Впрочем, согласно окончательному варианту завещания, после его смерти на волю следовало отпустить лишь нескольких дворовых людей9.

Взгляды Державина были типичны для основной массы консервативно настроен­ного дворянства. Несколько более сложный путь решения крестьянского вопроса ука­зывал в своей журнальной публицистике первых лет XIX в. Н.М. Карамзин. Его взгля­ды именно в эти годы приобрели отчетливо консервативный характер10. Карамзин, как и Державин, придерживался патриархальных представлений, согласно которым по­мещик являлся отцом-покровителем крестьян, кровно заинтересованным в их нрав­ственности и благосостоянии. Этот патернализм, с точки зрения Карамзина, служил залогом процветания и зажиточности крестьян. В случае же освобождения они неиз­бежно должны были разориться. Карамзин создавал образ добродетельного помещика, который «смотрел не только за своими, но и за крестьянскими полями: хотел, чтобы и те и другие были хорошо обработаны — и в … деревне хлеб родился лучше, нежели во многих других; господин богател, и земледельцы не беднели». Получив волю, эти же крестьяне станут «в волю лениться и предаваться гнусному пороку пьянства», и сво­бода может обратиться «в величайшее зло»11. Пьянство Карамзин считал едва ли не самой серьезной причиной, мешающей крестьянам добиться зажиточного состояния: «Они все могли бы разбогатеть, если бы гибельная страсть к вину не разоряла многих, страсть, которая в России, особливо вокруг Москвы, делает по крайней мере, столько же зла, как в Северной Америке между дикими народами»12. Он обращал особое вни­мание на то, что самыми богатыми крестьянами были старообрядцы, которые не пьян­ствовали13. Выход из нищеты и невежества для крепостных крестьян Карамзин видел в их просвещении. В 1793 г. он писал о невиданной даже в более поздние времена идиллии: «Просвещенный земледелец!… Я поставлю в пример многих швейцарских, английских и немецких поселян, которые пашут землю и собирают библиотеки; пашут землю и читают Гомера и живут так чисто, так хорошо, что музам и грациям не стыдно посещать их»14.

В начале XIX в. среди помещиков Центральной России возникла мода на «англий­ских фармеров», на современную по тому времени земледельческую технику и техно­логии. Однако она быстро прошла, и вскоре земельные собственники «возвратились на старый, но проверенный путь — к усилению эксплуатации крестьян»15. Тем не ме­нее осмысление этого «эксперимента» дало серьезный толчок русской консервативной мысли. Один из «экспериментаторов» Ф.В. Ростопчин опубликовал в 1806 г. брошюру «Плуг и соха», в которой критически оценивал возможности применения в русских условиях западноевропейской агрокультуры16. Ростопчин сурово осуждал некоторых помещиков за стремление ввести в своих поместьях модные нововведения: то, что «со- делалось в других землях веками и от нужды, мы хотим посреди изобилия у себя завес­ти за год … по склонности к новостям, и в подражание чужестранным, по множеству перемен в одежде, в строении, в воспитании, даже и в образе мыслей»17.

«Русские англичане», полагали, что «удобрение полей, содержание большого ско­товодства, превосходные семена, обширные поля, превращенные в огороды», приве­дут к товарному изобилию и к обогащению, как их самих, так и их крестьян18. Дей­ствительность же оказалась иной: обзаведение хозяйством нового типа потребовало от помещиков непомерно больших затрат19. По подсчетам Ростопчина, рентабельность даже образцовых хозяйств была крайне невелика: «Если бы в существующих уже те­перь в России английских фермах те, кому они принадлежат, хотели вычислить повер­ней все издержки на заведение, содержание людей, скота, строений, орудий, жалованья иностранным, и прежний доход, тогда бы, пожертвуя самолюбием истине, признались, что едва получают два процента на сто за сию модную перемену сохи на плуг»20. Ан­глийское зерно быстро утрачивало свои свойства в русских климатических условиях: «Превосходство семян иностранных есть заманка … от сильного жара, короткого лета и скороспелости, через два посева делаются зерном не крупней наших»21. Размеры земельных участков в России были чрезвычайно велики в сравнении с площадями ан­глийских ферм, что также порождало существенные проблемы с их обработкой: «В Англии отделение земли, называемое фермою, очень велико, когда в 50 десятин, а мно­гие есть и в 10… Как возможно все оное число успеть обработать, посеять, убрать и свозить? Любовники англинского земледелия забывают всегда одно, что у нас и соха действует с конца апреля до конца августа»22.

Немаловажное значение имело и отсутствие квалифицированных специалистов. «При англинском земледелии, — отмечал Ростопчин, — должно непременно иметь анг­личанина и для смотрения. Сколь не трудно сыскать способных, знающих свое дело, не ветреных, деятельных и не падких на деньги; но полагая и сие возможным, всякое заведение сего рода не пойдет в ход, если господин сам не станет жить в том месте по крайней мере семь месяцев в году, дабы охранить иностранцев от насмешек, от про­исков, от хитростей, а иногда и от побоев. Но со всем тем первые два года пользы ждать не можно, потому что смотрители, не зная языка, не в состоянии ни толковать, ни приказывать порядочно; а когда они начнут хорошо говорить по-русски, работники привыкнут к новой пашне, поля начнут приходить в порядок, тогда-то, заведший анг­лийскую пашню сделается совершенно сам из господина прикащиком англинского свое­го фармера и должен будет непременно решиться или ему угождать, или спустя видеть разрушение целого заведения с потерею времени и знатной суммы денег»23. В своем трактате Ростопчин сформулировал признаки, которые, по его мнению, отличали рус­ского крепостного и государственного крестьянина от западноевропейского фермера: «Фармер в Англии не что иное, как содержатель некоторой части земли, кою он нани­мает, обрабатывает, и тем содержит себя и всю семью… Следственно фармер не есть крестьянин, а временный хозяин участка земли. Русской же мужик имеет казенный собственную землю, а помещичий определенную, с коей они платят повинности и до­стают себе содержание, обрабатывая все своею семьею»24.

Положение крепостного крестьянина имело, с точки зрения Ростопчина, непрехо­дящие достоинства. Так, он утверждал, что Россия не знала, что такое голод, и уверял, будто крепостной крестьянин почти идеально защищен от разного рода невзгод бла­годаря постоянному попечению со стороны помещиков и общинной взаимопомощи25. Если же в России нищета и существовала, то исключительно в силу порочности чело­веческой натуры: «В Англии множество людей без пропитания … у нас же во всяком крестьянском доме есть скот, птица, овощ и хлеб, в коем от старшего в семье до малого ребенка всякой имеет равное участие. Если в казенном селении обедняет мужик, то ему помогают миром. Помещичий же столь уверен в помощи барской, что многие ленятся от сего работать на себя, а чаще пропив хлеб, идут на господский двор просить оного. В таком случае и во всех тех, где крестьянин имеет нужду в помощи, он всегда оную находит, и помещики точно делаются для них отцами, большая часть по человечеству, некоторая по ращету; но из сего равно выходит то, что с голоду у нас люди не мрут»26. Ростопчин привел аргументы в защиту черных изб и черного хлеба, как исконных ат­рибутов русской крестьянской жизни: «Иностранные маратели бумаг с ужасом кричат 200 лет в один голос, что народ наш живет в черных избах и ест черной хлеб; а того ни один еще не заметил, сколь нужно топить избу в зимнее время, что дым чистит воздух, истребляя испарения; что наши солдаты в походах, где они имели белой пшеничной хлеб, иногда приходили просить у начальников черного ржаного»27.

Главный же довод Ростопчина против введения западноевропейских новшеств за­ключался в том, что они, по сути, отторгались всей системой крепостного хозяйства. Так, сложившаяся структура крайне низких цен на сельскохозяйственную продукцию и ее повсеместный избыток в крестьянской стране сами по себе исключали широкое внедрение фермерского хозяйства, делали его ненужной и дорогой помещичьей заба­вой: «Ежегодный ее (России. — А.М.) хлебный урожай достаточен не только на собс­твенное продовольствие, но и на содержание других земель … в половине почти России ржи, овсу, ячменю и сену нет совсем цены. Рожь сеется для собственного продовольс­твия, овес для своих лошадей, сено косится, сколько нужно для скота, ячмень для птиц, свиней и для дурного к празднику пива»28.

В этих условиях, если и имело смысл заводить фермерское хозяйство, то исключи­тельно вблизи столиц, для удобства их снабжения овощами, да и то со значительными оговорками: «Два или три подобных англинских заведений унизят на овощь до того цену, что не будет хозяину никакой прибыли, точно так, как в Москве нашлось от мно­жества оранжерей с плодами»29. На более же далеком от столиц расстоянии подобные хозяйства будут не просто нерентабельными, но и разорительными для помещиков и крайне обременительными для крепостных крестьян, поскольку резко увеличат уро­вень их эксплуатации: «Что там делать с дятлиной (клевером. — А.М.) где изобильно сена с овощами, коих никто не купит, и с большим урожаем коего убрать некогда и про­дать негде? На что искать излишнего при большом изобилии? Какая надобность сеять хлеб для птиц, для мышей, и чтоб он гнил в поле? Какой ращет в издержках, когда на хлеб и на мясо нет цен? Можно ли, не показав крестьянину очевидной пользы, решить его переменить вдруг образ его жизни и работу?… Когда у него земля без удобрения родит во многих местах в 10 раз, и он выработывает в 24 дни годовое свое содержа­ние, на что и так трудную крестьянскую работу обращать в египетскую? Какая нужда переображать русского пахаря в англинские и делать новое прибавление к Овидиевым превращениям»30.

Ростопчин, будучи вполне эффективным хозяином для своего времени, отмечал, что положительный эффект в русских условиях может принести внедрение лишь не­которых западноевропейских сельскохозяйственных орудий, например, молотилки и плуга31. В целом же, по мнению Ростопчина, западноевропейские новшества скорее вредны, чем полезны, и являются легкомысленной модой русских помещиков, входя­щей «в число забав, свойственных богатству и роскоши, потому что от нее не более пользы, чем от роговой музыки, англинского сада, скаковых лошадей, коллонад с фрон­тонами, псовой охоты и крепостного театра»32.

Надо полагать, что подобные оценки были в той или иной мере убедительны для сознания значительной части консервативно настроенных дворян-помещиков вплоть до 1861 г. Факторы, которые их обусловили, — относительная дешевизна сельскохозяй­ственной продукции в крестьянской стране, распространенность натурального хозяй­ства, узость внутреннего рынка — сохранялись очень долго. Ростопчин одним из пер­вых заговорил о том, что русское сельское хозяйство должно развиваться с учетом гео- климатических и исторических особенностей России. Конечно, в этом Ростопчин был отнюдь не одинок, его единомышленником был известный поэт и драматург И.А. Кры­лов, который, по словам Н.С. Тихонравова, «по самой природе своей не терпевший тео­рии, не чужд подобного же взгляда на английское хлебопашество, хотя он, разумеемся, и не думал об опытах, а просто преследовал его как иноземщину… В произведениях Ростопчина и баснописца попадается очень много общих черт и в самом взгляде их на дело много общего… в комедиях Крылова осмеиваются те же стороны русского обще­ства, которые преследует и автор “Мыслей вслух на Красном крыльце”»33.

В 1811 г. была опубликована на русском языке работа польского графа В. Стройновского «О условиях помещиков с крестьянами». В ней предлагалось произвести личное безземельное освобождение крестьян на основе добровольных договоров по взаимному согласию обеих сторон и с соблюдением интересов государства, землевла­дельцев и крестьян34. Консерваторы получили весомый повод уточнить и публично высказать свои представления по крестьянскому вопросу. Откликом на книгу Стройновского стали «Замечания» Ростопчина. Главной мишенью своей критики последний избрал «вольность» или «свободу», которые он определял как «лестное, но не естес­твенное для человека состояние, ибо жизнь наша есть беспрестанная зависимость от всего». Вольность же приводит к самовольству, непослушанию и восстанию против власти. Свобода «есть слово, пленяющее наши чувства обещанием независимости, и столько же опасно для человека и для общества, как прекрасные на взгляд плоды, со­держащие в себе жестокий яд»35.

Крепостное право, по словам Ростопчина, сложилось в России исторически: рус­ские цари вынуждены были ликвидировать крестьянскую вольность, т.е. право перехо­дить от одного хозяина к другому, поскольку «вольность обращалась в своевольство, производила расстройство имуществ помещичьих и разорение самих крестьян… вред ее — истина, доказанная опытами». Крепостной крестьянин, полагал он, «все имеет, пользуется собственностью, оставляет ее своим детям и располагает имением по сво­ей воле». Помещичьему произволу «препятствует человеколюбие, рассудок и закон, ибо разорять крестьянина есть самый верный способ разорить себя». Кроме того, Рос­топчин ссылался на екатерининское законодательство, согласно которому губернаторы получили право «отнимать власть у бесчеловечных помещиков, отдавая их имение в правление дворянской опеки»36. Поэтому жестоких помещиков в России, по его мне­нию, было крайне мало.

Тезис об эффективности и предпочтительности свободного труда, составлявший главную идею книги Стройновского, «опровергался» Ростопчиным весьма своеобраз­но. Он настаивал на том, что «земледелие вольностию крестьян в России процвести не может, потому что русской крестьянин не любит хлебопашества и пренебрегает своим состоянием, не видя в нем для себя пользы». Даже свободные государственные крес­тьяне, по утверждению Ростопчина, «едва имеют хлеб на пропитание от лени и дурно­го порядка в обрабатывании полей, истощая их безрассудно». Поэтому свободный труд всегда будет в России неэффективен. В итоге, Растопчин фактически приходил к апо­логии подневольного труда: «Крестьянин к обработыванию земли и к приуготовлению чистого и хорошего хлеба должен быть доведен принуждением»37.

Ростопчин предсказывал, что безземельное освобождение крестьян будет иметь многочисленные негативные последствия. Крестьяне захотят заниматься ремеслами и станут покидать свои хозяйства и семьи. Вдовые и бедные крестьяне останутся неже­натыми, лишившись попечения помещиков. Все заведения, фабрики и заводы остано­вятся за отсутствием рабочей силы и не имея возможности платить запрашиваемую ра­ботниками плату. Разорятся винные заводы, которые все почти помещичьи, что лишит казну существенного дохода. Осложнится сбор подушной подати, дворовые люди, ни­чего не умеющие делать, будут обречены на голодную смерть. Суды, состоящие из по­мещиков, в случае конфликтов между крестьянами и помещиками, будут решать дела в пользу помещиков. Между тем крестьяне вскоре впадут в новое рабство: «У них найдутся… богатые мужики, которые неприметным образом сделаются новыми поме­щиками, и станут заставлять работать бедных, давая им взаймы деньги и выговаривая вместо процентов работу, чем совершенно их закабалят»38.

Впоследствии доводы Ростопчина едва ли не буквально повторил в своей «Записке о древней и новой России» Н.М. Карамзин. Исторически возникшее на Руси крепост­ное право представляло, по его мнению, «гордиев узел», поскольку лишь «одни воль­ные, Годуновым укрепленные за господами, земледельцы могут, по справедливости, требовать прежней свободы», выяснить же, кто из крестьян происходил от холопов, а кто от вольных, было уже практически невозможно. Карамзин был также солидарен с Ростопчиным и в том, что для пресечения произвола помещиков достаточно админи­стративных распоряжений: «Не лучше ли под рукою взять меры для обуздания господ жестоких? Они известны начальникам губерний»39.

В своих размышлениях Карамзин признавал возможным только безземельное осво­бождение крестьян, так как земля, «в чем не может быть и спора, — есть собственность дворянская»40. Как и почти все русские консерваторы той поры, он полагал, что «сво­бода» приведет к значительному увеличению эксплуатации крестьян, а «корыстолю­бивые владельцы захотят взять с них все возможное для сил физических». Из-за сво­боды передвижения сократятся налоговые поступления: «Буде крестьянин ныне здесь, а завтра там, казна не потерпит ли убытка в сборе подушных денег и других податей? Не останутся ли многие поля не обработанными, многие житницы пустыми?». Вслед­ствие упразднения вотчинной власти помещиков, «крестьяне начнут ссориться между собой и судиться в городе», «станут пьянствовать, злодействовать»41. Крестьянство, по мнению Карамзина, не было морально готово к освобождению: «Для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу, для которой надобно готовить человека исправлением нравственным, а система наших винных откупов и страшные успехи пьянства служат ли к тому спасительным приготовлением?»42. Именно представление о необходимости «нравственного исправления» крестьян отличало взгляды Карамзина от ростопчинских и формально, и по существу.

Известно, что С.С. Уваров во многом разделял взгляды Карамзина43. Он исходил из того, что крепостное право было тесно связано с самодержавием, представляя как бы «две параллельные силы, кои развивались вместе», «у того и другого одно истори­ческое начало; законность их одинакова». Поэтому, полагал он, к отмене крепостного права «должно приступать с величайшей осторожностию»: «это дерево пустило дале­ко корень, оно осеняет и Церковь, и престол. Вырвать его с корнем невозможно, надо постепенно. Довольно теперь пустить мысль эту в оборот, чтоб поколения приготови­лись постепенно к ее восприятию. Одно образование, просвещение может приготовить ее исполнение наилучшим образом»44. Перспектива освобождения «непросвещенного» народа, лишенного основ правового сознания и уважения к чужой собственности, пу­гала русских консерваторов и в николаевское царствование, когда большинство из них, подобно Уварову, были уже убеждены в необходимости создать условия для постепен­ной отмены крепостного права. Освобождение необходимо было подготовить, создав соответствующую систему образования, которая сделала бы крепостных крестьян за­конопослушными и просвещенными гражданами. Об этом и заботился Уваров, впро­чем не вполне успешно.

Адмирала А.С. Шишкова традиционно и справедливо считают убежденным сто­ронником крепостного права45. Известны слова, внесенные им в проект манифеста, изданного 30 августа 1814 г.: «Крестьяне, верный наш народ, да получат мзду свою от Бога»46. В отличие от Ростопчина, Шишков не рассуждал о сословных экономичес­ких интересах. «Я стар, — писал он, — одержим болезнями, недолгий в здешнем свете гость; имение у меня самое малое; от рождения моего я не продавал и не покупал ни­чего. Итак, никакие виды или страсти не могут меня побуждать к защищению одной стороны больше, чем другой. Я говорю, как думаю, как мне кажется, горя единственно усердием к пользе и общему благу»47. Однако он искренне считал крепостные порядки разумной и оптимальной формой социальных отношений, а помещиков — отцами-бла- годетелями для детей-крестьян.

В проекте манифеста 30 августа 1814 г. он утверждал от имени самодержца: «Мы уверены, что забота наша о их (помещичьих крестьян. — А.М.) благосостоянии предупредится попечением о них господ их. Существующая издавна между ими, на обоюдной пользе основанная, русским нравом и добродетелем свойственная связь, прежде и ныне многими опытами взаимного их друг к другу усердия и общей к оте­честву любви ознаменованная, не оставляет в нас не малого сомнения, что, с одной стороны, помещики отеческою о них, яко о чадах своих, заботою, а с другой, они, яко усердные домочадцы, исполнением сыновней обязанности и долга, приведут себя в то счастливое состояние, в каком процветают добронравные и благополучные семей- ства»48. Именно эта декларация вынудила Александра I заявить: «Я не могу подписать того, что противно моей совести и с чем я не мало не согласен». Либерального само­держца возмутила фраза, характеризующая отношения между крепостными крестья­нами и помещиками как основанные «на обоюдной пользе». Шишков же, судя по его запискам, исходил из того, что «всякая связь между людьми, из которых одни повеле­вают, а другие повинуются, на сем токмо основании нравственна и благотворна; что самая вера и законы предписывают сие правило, и что помещики, не наблюдающие оного, лишаются власти управлять своими подчиненными»49. Характерно, что Шиш­ков патриотично объяснял отрицательное отношение императора к его проекту тле­творным французским влиянием: «Сие несчастное государя предубеждение против крепостного в России права, против дворянства, и против всего прежнего устройства и порядка внушено в него было находившимся при нем французом Лагарпом и другими окружавшими его молодыми людьми, воспитанниками французов, отвращавшими гла­за и сердце свое от одежды, от языка, от нравов и словом от всего русского»50.

В октябре 1820 г. Шишков резко выступил против проекта закона о пресечении продажи дворовых людей и крестьян порознь и без земли, представленный Комиссией составления законов51. В своих возражениях он утверждал, что «данное в России над людьми право не есть ни беспредельное, ни насильственное, но огражденное закона­ми, требующими, чтоб помещик сочетавал пользу свою с пользою своих подвластных, и купно с государственным благом, наблюдая между ими, как отец между детьми, бла­госостояние, порядок и устройство, в противном случае законы приемлют на него жа­лобы, отнимают от него власть и его самого наказуют»52. Иначе говоря, если помещики и допускают какие-либо злоупотребления против крестьян, то и наказывать их нужно за эти злоупотребления, но никак не ставить под сомнения сам принцип крепостного права. Ослабление власти помещиков над крестьянами могло привести, как ему ка­залось, к самым тяжелым последствиям: «Благо состоит в наблюдении правосудия, в равенстве каждого пред лицем закона, воспрещении сильному угнетать бессильных, а не в снятии с них должного повиновения и обузданности; ибо тогда, почувствовав силу свою, они возложат иго на сильного и в неистовстве своем сами себе нанесут вред и погибель. Народ — есть река, текущая мирно в брегах своих; но умножь в ней воду, она выступит из пределов, и ничто не удержит ея свирепства. Благоденствие народа состоит в обузданности и повиновении. Божественное писание говорит: Повинуйтесь властям, начало премудрости страх Господень»53. Именно незыблемость крепостного права, по мысли Шишкова, являлась залогом стабильности и безопасности Российской империи в отличие от сотрясаемой революциями и войнами Западной Европы: «В то время, когда мы слышим и видим, что почти все европейские державы вокруг нас ме­тутся и волнуются, наше благословенное отечество пребыло всегда и пребудет спокой­но. Единодушный гром на восставшего врага, далеко простертые победы и внутренняя среди неустройств Европы тишина, не показывают ли, что оно больше благополучно, больше благоденствует, нежели все другие народы? Не есть ли это признак доброду­шия и не зараженной еще ни чем чистоты нравов? На что ж перемены в законах, пе­ремены в обычаях, перемены в образе мыслей?… Мы явно видим над собой благодать Божию. Десница Вышнего хранит нас. Чего нам лучшего желать?»54. Поэтому всякое публичное обсуждение возможности отмены крепостного права представлялось Шиш­кову опасным и вредным. Из-за этого «во многих местах крестьяне отлагались от пови­новения своим помещикам, и тогда посылались воинские отряды для усмирения их»: «Отселе происходило, что с одной стороны слухами и разными внушениями поощря­лись они к возставанию против господ, а с другой обуздывались силой оружия, нака­заниями и ссылкой в Сибирь. Таким образом, новомыслие, вступаясь за человечество, отягощало оное бедствиями и обагряло кровью!»55.

В начале XIX в. консерваторы часто выступали в защиту земледелия и связанно­го с ним образа жизни, и не скрывали опасений, связанных с перспективами разви­тия промышленности. К примеру, А.С. Стурдза одно время по нравственным и поли­тическим соображениям возражал против роста мануфактур56. В 1830-х гг. он развил теорию превосходства сельского образа жизни над городским. По его мнению, про­мышленность, торговля и города не имели, в отличие от земледелия, «постоянного, спасительного влияния… на судьбу, характер и нравственное развитие человечества»57. Напротив, «земледельческая гражданственность» доминировала над «искусственным бытием, доставляемым одною торговлею»58. Государства, основанные на земледелии, были, с его точки зрения, долговечнее и прочнее прочих, поскольку на земледелии «утверждается самобытность народов», а торговля и промышленность «могут занять в быту общественном не первое, но второе, подчиненное и, следовательно, условное лишь место»59. В огромной степени зависящий от климата и погоды земледелец ближе к Богу, он чувствует над собою «десницу Всевышнего», учится смирению, «Страху Божию, покорности, младенческой вере и сыновнему упованию»60. Земледелец — есте­ственный патриот: «В народах, обреченных землепашеству, любовь к отечеству неис­коренима»61. Россия же, с точки зрения Стурдзы, была одной из тех стран, которые, будучи преимущественно земледельческими, «приняли на сцене мира венец первен­ства нравственного, не подверженного быстрому увяданию и упадку, постигающему коммерческие государства»62.

Стурдза считал, что промышленность и торговля необходимы там, где земледелие не может прокормить население, только в этом случае «верховная власть, соображая обстоятельства времени и места, должна прибегнуть к заведению мануфактур, к уси­лению мореплавания или к правильной, зрело обдуманной системе повременных пе- реселений»63. Для городской цивилизации, по мнению Стурдзы, характерны «туман­ная атмосфера условного бытия», «яростное, мятежное состязание и злопамятство», «пагубное забвение близости Божией», «которыми обыкновенно заражены бывают со­словия высшие, живущие в волшебном кругу вымышленных утонченных потребнос- тей»64. Он не жалел красок, чтобы описать «страдальческий образ жизни» «фабрично­го класса» в Англии, Франции, Голландии и Германии, приводивший его в «содрогание и ужас»65. Но, как ему представлялось, «корень зла таится в самом образе жизни, в свойствах изысканной, вынужденной промышленности, в ложном, доныне господ­ствующем убеждении, что торговая промышленность есть душа государств»66.

Впрочем, подобная позиция представляла все же некую крайность и отнюдь не отражала настроения большинства русских консерваторов. Так, в восторженно-пат­риотическом тоне писал о необходимости развития русской промышленности в своем журнале «Русский вестник» С.Н. Глинка67. «Промышленность, — указывал он, — есть истинный и неиссякаемый источник богатства. Какая страна способнее к сему России? Не в недрах ли ее заключаются несколько различных народов и многообразных клима­тов? Там истекает злато и сребро; там леса для сооружения флотов; здесь обширные степи и тучные пажити для скотоводства; там все привольности для заводов»68. Ремес­ла, фабрики и мануфактуры должны были стать источником не только изобилия, но и просвещения: «С умножением фабрик и мануфактур сопряжена еще другая выгода: распространение просвещения… необходимого для благополучия человеческого. Где будут фабрики и мануфактуры, там без сомнения, учредятся и училища для первона­чальных познаний… искусство писать, читать и числить»69.

В отличие от Стурдзы, Глинка стремился показать несомненные достоинства про­мышленного производства и торговли. Так, рост мануфактур, начиная с эпохи Петра Великого, «праздношатающуюся нищету употребил в пользу, малолетним преграждал путь к разврату, взрослым доставлял труд и пропитание»70. Проблему излишнего ко­личества дворовых, которые «разорительны и для деревенского хозяйства, и для на­личного имущества» дворянам-помещикам, Глинка предлагал решать, отдавая «людей своих для научения ремеслам, художествам и искусствам, готовя таким образом для фабрик и мануфактур полезных людей»71. Развитие промышленного производства су­лило только пользу и государству, которое получало возможность обеспечить снабже­ние армии оружием и сукном. Впоследствии, как ожидал Глинка, горожане «научатся лучше строиться и приобретут новые сведения к жизни выгодной и приятной», кон­куренция возбудит «дух благородной деятельности», крестьянство получит дешевые орудия и инструменты и начнут «вместо гнусного порока, то есть пьянства… зани­маться тем, что усовершает семейственную и гражданскую жизнь». В целом, разви­тие промышленности, по мнению Глинки, вело к нравственному усовершенствованию человеческого общества: «Прилежание, умеренность и трудолюбие животворят при­роду, превращают дикость и мрачность в виды прелестные для взора и души; одушев­ляют человека чувствием его благородства и доставляют народам истинное понятие о щастие»72. Стимулом «к усовершению искусств, ремесел и художеств» могли служить «ободрение, награды и уважение к трудам»73. Глинка явно идеализировал последствия развития капиталистического производства, игнорируя или искренне не замечая его негативные стороны. Очевидно, к тому времени в России они проявились еще не столь остро, как на Западе.

Обычными для консерваторов начала XIX в. были призывы развивать собственную промышленность, ограничивая внешнюю торговлю в интересах производства внут­ри страны74. Для них это было верным способом достичь состояния относительной экономической автаркии, «чтобы неприхотливое свое, заменяло прихотливое чужое», «чтобы свое не пропадало в своем отечестве»75. При этом надо было «только отыс­кивать и совершенствовать все отрасли внутренней промышленности»76. Естествен­но, что в основе таких предложений лежало стремление избавиться от реальной или мнимой зависимости от Европы и представление о способности России самостоятель­но обеспечить все свои потребности. «То, что целая вселенная вмещает в отдельных пределах своих, — писал Глинка, — то она одна заключает в различных своих областях. К сохранению и приращению родных ее сокровищ нужны только рачение, усердие, опытность и убеждение, что Россия живет Россией»77. Поскольку идеи протекциониз­ма были отчасти реализованы в политике Николая I, в его лице консерваторам виделся, наряду с Петром Великим, «отец русской промышленности».

В консервативной публицистике часто осуждался разорительный для России им­порт предметов роскоши, звучали даже призывы к «истреблению роскоши». Так, Глин­ка приравнивал «выдумки моды» к «поддельным товарам»78. Его единомышленником в этом отношении являлся Д.П. Рунич, считавший, что торговля естественна только тог­да, когда представляет собой обмен товарами, необходимыми в повседневном обиходе, и категорически осуждавший торговлю предметами роскоши79. Роскошь воспринима­лась Руничем как болезнь сердца и ума человека, который в силу греховной натуры стремится к плотским наслаждениям. Ее проникновение в Россию из Европы вместе с французскими нравами, модами и революционными идеями, грозило «общею гибелью и государствам, и народам»80. Соответственно и промышленность должна была про­изводить лишь самые необходимые для человека «продукты». Только учитывая столь своеобразные аскетические воззрения Рунича, сформировавшиеся под сильным влия­нием масонства, можно адекватно понять его заявление: «Какой русский не обрадует­ся, обходя выставки отечественных произведений мануфактур»81.

При этом русские консерваторы вовсе не отрицали возможности заимствования с Запада «полезного» для российской экономики. «Заем полезного не есть обезьян­ство», и «умное подражание лучше неосновательных и затейливых вымыслов», полагал Глинка, ссылаясь на пример римлян, которые «заимствовали все полезное у соседних народов и потом, собственным оружием сих народов, побеждали и низлагали их»82. В частности, он призывал перенимать практику европейских торговых домов, чтобы «вековые торговые пользы переходили от одного поколения к другому, и чтобы веко­вые торговые домы служили всегда благотворным светильником для новых производи­телей отечественной промышленности и внутренней и внешней торговли»83.

Консерваторы пытались внушить предпринимателям мысль о необходимости по­ставить свое дело на «нравственную почву» и руководствоваться прежде всего государ­ственными интересами. Глинка развил учение о «нравственном основании купеческого сословия». «Отречение от личных выгод», «праводушие, добрая вера, совесть и чест­ность», по мысли Глинки, «есть первое основание нравственности сословия купеческо­го», а «купец-гражданин есть первый удовлетворитель нужд общественных»84. «Стыд­но и упоминать, — добавлял он, — о той личной, о той ненасытной корысти, которая жадничая все захватить, мертва для себя и для общества»85. Истинные «купцы-гражда­не» осторожны, расчетливы, «соображают даже и то, что может произойти, когда, по неизбежному жребию всем смертным, переходят они за пределы жизни», «страшатся неустройства, они не хотят оставить семействам своим дел запутанных, или состояния, не укорененного трудом и не обеспеченного от долгов всепожирающих», «они переда­ют детям своим в наследство свою правоту, свою честность и предохраняют потомство от неисправного платежа»86. «Речь о нравственном основании купеческого сословия, силе внутренней промышленности и наследственных добродетелях российского купе­чества», произнесенная 11 июля 1827 г. членом Общества любителей коммерческих знаний Глинкой на торжественном акте в Московской практической коммерческой ака­демии, имела явный успех, и «министр финансов, граф Егор Францевич Канкрин, по­ручил обществу изъявить от его лица сочинителю благодарность»87.

Подведем итоги. Часть русских консерваторов первой трети XIX в., причем весьма влиятельная (Г.Р. Державин, Ф.В. Ростопчин, А.С. Шишков), решительно выступала против отмены крепостного права, мотивируя это тем, что крепостное право представ­ляет органически сложившуюся в течение длительного времени часть самодержавной государственности и уклада народной жизни. С особой настойчивостью они указыва­ли на предполагаемые негативные последствия освобождения крестьян (возможность социального взрыва, крах фискальной системы, появление в деревне нового эксплуата­торского слоя, поголовное пьянство и т.д.). Более сложным было отношение к кресть­янскому вопросу тех консерваторов, которые испытали при становлении своих взгля­дов известное влияние либеральных идей (Н.М. Карамзин, С.С. Уваров) и не отрицали того, что крепостное право, являясь социально-экономическим и моральным злом, в перспективе должно исчезнуть из русской жизни. Однако в сложившейся ситуации они предлагали воздержаться от каких-либо серьезных изменений, поскольку отмена кре­постного права должна была привести к обнищанию, как крестьянства, так и дворян­ства и, в конечном счете, к социальной революции. Кроме того, логика консерваторов допускала возможность лишь безземельного освобождения крестьян и предусматри­вала постепенность осуществления столь радикального преобразования. Ему должно было предшествовать просвещение крестьян, формирование у них правового сознания и уважения к собственности.

Таким образом, некоторые ключевые идеи, например, необходимость просвеще­ния крестьян, приоритет промышленного производства перед торговлей, экономиче­ская автаркия и жесткий протекционизм, призывы к соблюдению нравственных прин­ципов в экономической деятельности были присущи русской консервативной мысли уже на этапе ее становления. В рамках консервативной идеологии они были детально разработаны в более позднее время88.

Примечания

  • Марней Л.П. Финансовая политика России в первой четверти XIX века // Экономиче­ская теория. Ежегодник: 2001. М., 2002; Шацилло М.К. Эволюция налоговой системы России в XIX веке // Экономическая история. Ежегодник: 2002. М., 2003.
  • Козлов С.А. Аграрные традиции и новации в дореформенной России (центрально-черно­земные губернии). М., 2002. С. 52.
  • Подробнее о воззрениях консерваторов на крестьянский вопрос см.: Семевский В.И. Кре­стьянский вопрос в России в XVIII — первой половине XIX века. Т. 1. СПб., 1888; Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д. Киселева. Т. 1. М.; Л., 1946. Т. 2. М., 1958; Пред- теченский А.В. Очерки общестенно-политической истории России в первой четверти XIX века. М.; Л., 1957; Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989; его же. Страницы тайной истории самодержавия: Политическая история Рос­сии первой половины XIX столетия. М., 1990; Козлов С.А. Указ. соч.
  • О взглядах и деятельности Г.Р. Державина см.: Альтшуллер М.Г. Беседа любителей рус­ского слова: У истоков русского славянофильства. М., 2007; Грот Я.К. Жизнь Державина по его сочинениям, письмам и по историческим документам. СПб,, 1880; Коршунова Н.В. Обществен­но-политические взгляды Г.Р. Державина // Сборник материалов научных конференций: «Кон­серватизм в России и мире: прошлое и настоящее», «Национальный вопрос в Европе в новое и новейшее время», «Правый консерватизм в России и Русском зарубежье в новое и новейшее время». Воронеж, 2005.
  • Иконников В.С. Г.Р. Державин в своей государственной и общественной деятельности. Пг.; Киев, 1917. С. 62-63.
  • Сочинения Державина. Т. VI. СПб., 1871. С. 816.
  • Грот Я.К. Указ. соч. С. 823.
  • Державин Г.Р. Записки М., 2000. С. 259.
  • Грот Я.К. Жизнь Державина. М., 1997. С. 662.
  • Казаков Р.Б. Крестьянство и власть в сочинениях Н.М. Карамзина: проблемы источни­коведения // Народ и власть: Исторические источники и методы исследования: Материалы XVI научной конференции (Москва, 30-31 января 2004 г.). М., 2004. С. 87-98. См. также: Дегтяре­ва М.И. Два кандидата на роль государственного идеолога: Ж. де Местр и Н.М. Карамзин // Ис­торические метаморфозы консерватизма. Пермь, 1998; Ермашов Д.В., Ширинянц А.А. У истоков российского консерватизма: Н.М. Карамзин. М., 1999; КислягинаЛ.Г Формирование обществен­но-политических взглядов Карамзина. М., 1976; Китаев В.А. Николай Михайлович Карамзин // Против течения: исторические портреты русских консерваторов первой трети XIX столетия. Во­ронеж, 2005. С. 171-195; Лотман Ю.М. Карамзин. СПб., 1997; Погодин М.П. Н.М. Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников. Ч. II. М., 1866; Предтеченский А.В. Указ. соч.; Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I: Исторические очерки. СПб., 1908.
  • Письмо сельского жителя //Карамзин Н.М. О древней и новой России: Избранная проза и публицистика. М., 2002. С. 218.
  • Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице и в сем монастыре // Там же. С. 341.
  • Путешествие вокруг Москвы: письмо первое из Коломны от 14 сентября // Там же. С. 359.
  • Нечто о науках, искусствах и просвещении // Там же. С.
  • Козлов С.А. Указ. соч. С. 43.
  • О Ф.В. Ростопчине см.: Кизеветтер А.А. Исторические отклики. М., 1915; Горноста­ев М.В. Федор Васильевич Ростопчин // Против течения: Исторические портреты русских кон­серваторов первой трети XIX столетия. Воронеж, 2005. С. 113-141; Мещерякова А.О. Ф.В. Ро­стопчин: у основания консерватизма и национализма в России. Воронеж, 2007.
  • Плуг и соха, писанное степным дворянином. М., 1806. С. 5.
  • Там же. С. 6.
  • Там же. С. 25.
  • Там же. С. 29.
  • Там же. С. 15.
  • Там же. С. 17-18.
  • Там же. С. 26-27.
  • Там же. С. 21-22.
  • «Россия еще не знает, что такое настоящий голод, — писал Ростопчин, — а под сим назва­нием разумеет иногда неурожай в некоторых губерниях, где в недородной год поселяне семь месяцов нуждаются продовольствием, но отнюдь не гибнут от голоду; ибо правительство и по­мещики всегда поспевают на помощь к страждущим» (Там же. С. 7).
  • Там же. С. 23-24.
  • Там же. С. 20.
  • Там же. С. 7-8.
  • Там же. С. 41.
  • Там же. С. 27-28.
  • Там же. С. 41, 44.
  • Там же. С. 45.
  • Тихонравов Н.С. Граф Ф.В. Ростопчин и литература в 1812 г. // Отечественные записки. 1854. № 7. Отд. II. С. 29-31. «Мысли вслух на Красном крыльце российского дворянина Силы Андреевича Богатырева» — одно из основных политических произведений Ростопчина.
  • См.: Семевский В.И. Указ. соч. С. 295-299.
  • Замечание графа Ф.В. Ростопчина на книгу г-на Стройновского // Чтения в Обществе ис­тории и древностей российских. 1860. Кн. 2. Пат. 5-я. С. 205-206.
  • Там же. С. 207-210.
  • Там же. С. 212.
  • Там же. С. 213-216.
  • Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском от­ношениях. М., 1991. С. 73-74.
  • Там же. С. 71-72.
  • Там же. С. 72-73.
  • Там же. С. 73-74.
  • О взглядах С.С. Уварова подробнее см.: Виттекер Ц.Х. Граф С.С. Уваров и его время. СПб., 1999; Шевченко М.М. Конец одного Величия: Власть, образование и печатное слово в Императорской России на пороге Освободительных реформ. М., 2003; его же. Сергей Семе­нович Уваров // Против течения. С. 344-411; его же. Записка С.С. Уварова о крепостном праве в России (1830-1831) // Русский сборник: исследования по истории России. Том II. М., 2006. С. 157-192; его же. С.С. Уваров в борьбе за новый курс внутренней политики России в 1826— 1832 гг. // Петр Андреевич Зайончковский: Сборник статей и воспоминаний к столетию истори­ка. М., 2008. С. 303-318.
  • Цит. по: Виттекер Ц.Х. Указ. соч. С. 119-120.
  • О А.С. Шишкове см.: Альтшуллер М.Г. Беседа любителей русского слова: У истоков русского славянофильства. М., 2007; Минаков А.Ю. Франкобесие // Родина. 2002. № 8; Файн- штейн М.Ш. «И славу Франции в России превзойти…»: Российская Академия (1783-1841) и развитие культуры и гуманитарных наук. М.; СПб., 2002; Martin A. Romantics, Reformers, Reactionaries: Russian Conservative Thought and Politics in the Reign of Alexander I. DeKalb, 1997.
  • Шишков А.С. Записки, мнения и переписка. Т. 1. Вerlin, С. 306.
  • Там же. Т. 2. Вerlin, С. 131.
  • Там же. Т. 1. С. 306-307.
  • Там же. С. 308-309.
  • Там же. С. 309.
  • Там же. Т. 2. С. 111.
  • Там же. С. 122-123.
  • Там же. С. 128.
  • Там же. С. 128-129.
  • Там же. С. 133-134.
  • Об А.С. Стурдзе см.: Мартин А. А.С. Стурдза и Священный союз // Вопросы истории. 1994. № 11; его же. Александр Скарлатович Стурдза // Против течения. С. 308-343; Лямина Е. Новая Европа: Мнения «деятельного очевидца». А.С. Стурдза в политическом процессе 1810-х гг. // Россия/Russia. Культурные практики в идеологической перспективе: Россия, XVIII — начало XX века. Вып. 3(11). М.; Венеция, 1999; ДомниковаГ.М. Александр Скарлатович Стурдза (опыт характеристики) // Христианство и русская литература. Сб. 4. СПб., 2002; Парсамов В.С. Жозеф де Местр и Александр Стурдза: Из истории религиозных идей Александровской эпохи. Саратов, 2004; Martin A.M. cit.; Chervas S. Alexandre Stourdza (1791-1854). Un іпіеііееіиаі orthodoxe face à l’Occident. Genève, 1999.
  • Стурдза А.С. О влиянии земледельческих занятий на умственное и нравственное состоя­ние народов. Одесса, 1834. С. 155.
  • Там же. С. 158.
  • Там же.С. 163.
  • Там же. С. 164-165.
  • Там же. С. 169.
  • Там же. С. 159.
  • Там же. С. 161.
  • Там же. С. 165.
  • Там же. С. 166.
  • Там же. С. 167.
  • О С.Н. Глинке см.: КиселеваЛ.Н. Система взглядов С.Н. Глинки (1807-1812 гг.) // Ученые записки Тартуского университета. Вып. 513. Тарту, 1981; Мартин А. «Патриархальная» модель общественного устройства и проблемы русской национальной самобытности в «Русском вест­нике» С.Н. Глинки (1808-1812) // Консерватизм в России и мире. Ч. 1. Воронеж, 2004; Воло­дина Т.А. Сергей Николаевич Глинка // Против течения… С. 142-170; Walker F.A. Reaction and Radicalism in the Russia of Tsar Alexander I: The Case of the Brothers Glinka // Canadian slavonic papers. Vol. XXI. № 4. Dec. 1979.
  • [Глинка С.Н.] О пользе в России ремесел, художеств и искусств // Русский вестник. 1808. № 3. С. 312.
  • Там же. С. 308.
  • Там же. С. 305.
  • Там же. С. 306.
  • Там же. С. 309-311.
  • Там же. С. 314; [Глинка С.Н.] О промышленности отечественной // Русский вестник. 1810. № 3.С. 83.
  • Консерваторы высказывали и другие точки зрения. Так, Карамзин до 1812 г. выступал за свободу торговли и невмешательство государства в частную жизнь (История экономической мысли в России. М., 1996. С. 36-37). Впрочем, в условиях, когда Россия была вынуждена при­мкнуть к континентальной блокаде, требование свободы торговли для консерваторов было более чем естественным.
  • Глинка С.Н. Мысли по случаю выставки в Москве изделий русской отечественной про­мышленности. М., 1831.
  • Речь о нравственном основании купеческого сословия, силе внутренней промышленности и наследственных добродетелях российского купечества, читанная на торжественном акте после открытых испытаний в Московской практической коммерческой академии июля 11 дня 1827 года почетным членом состоящего при оной Академии Общества любителей коммерческих знаний С. Глинкою. М., 1827. С. 4.
  • Там же. С. 13.
  • [Глинка С.Н] Отрывки о внутренней промышленности и о сношении оной с нравствен­ностью // Русский вестник. 1811. № 1. С. 49. См. также: Путеводитель в Москве, изданный Сер­геем Глинкою, сообразно французскому подлиннику Г. Леконта де Лаво, с некоторыми пере­сочиненными и дополненными статьями. М., 1824. С. 309. Позже позиция Глинки несколько смягчилась. Он признал, что может быть и «роскошь полезная», т.е. приносящая прибыль внут­реннему производителю. «Такая отечественная роскошь, — полагал он, — питает соотечественни­ков, оживляет промышленность и способствует ходу и обращению денег. Следственно, умерен­ное действие сей внутренней роскоши, существующей своими избытками, своими изделиями и не передающей звонкую монету в чужие руки, действие такой роскоши нельзя назвать действи­ем пагубным. Чего же желал Петр Великий? Того, чтобы Россия имела все свое. А потому, еще раз повторяю, если по нынешнему образованию роскошь необходима, то будем же иметь и свою роскошь. При непосредственном существовании внутренней роскоши, если одни и разорятся от прихотей тщеславных, зато подкрепится состояние сословия трудолюбивого» // Речь о нравс­твенном основании купеческого сословия… С. 16.
  • О Д.П. Руниче см.: Азизова Е.Н. Государственная и общественно-политическая деятель­ность Д.П. Рунича // Консерватизм в России и мире. Ч. 1. Воронеж, 2004. С. 143-170; Канда- ков Ю.Е. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России пер­вой четверти XIX века. СПб., 2005. С. 45-81; Минаков А.Ю. Опыт типологии течений в русском консерватизме первой четверти XIX в. // Российская империя: стратегии стабилизации и опы­ты обновления. Воронеж, 2004. С. 267-280; Рождественский С.В. Первоначальное образова­ние Санкт-Петербургского университета 8 февраля 1819 г. и его ближайшая судьба. Пг., 1919; Martin A.M. cit.
  • PO ИРЛИ, ф. 263, оп. 1, д. 111, л. 8.-8 об.
  • Там же, л. 12 об.
  • Речь о нравственном основании купеческого сословия… С. 6.
  • Там же. С. 7.
  • Там же С. 2, 3.
  • Там же. С. 3.
  • Там же. С. 4-5.
  • Федоров Б.М. Пятидесятилетие литературной жизни С.Н. Глинки. СПб., 1844. С. 17.
  • См.: Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.

[*] Минаков Аркадий Юрьевич, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета Воронежского государственного университета.

https://naukarus.com/sotsialno-ekonomicheskie-vzglyady-russkih-konservatorov-pervoy-treti-xix-veka