Спасутся ли инославные?
В среде наших православных ревнителей много внимания справедливо уделяется критике священноначалия, склонного к экуменизму и особенно ‒ стремящегося к сближению с католиками. Разумеется, это не богоугодное дело: уравнивать истину Православия с ее искажениями. Однако при этом часто можно встретить резко обличительные суждения в адрес католиков, что католики «не спасутся», не говоря уже о протестантах различных толков, отвергших церковные таинства. На это экуменисты возражают, что не в нашей власти судить об этом, предвосхищая Суд Божий. На эту тему кажется уместным привести суждения видных богословов Русской Православной Церкви за границей, которая анафематствовала экуменизм, но жила непосредственно в инославной среде и судила о ней не только в теории, но и на практике. ‒ Ред.
Вопрос о том, могут ли спастись христиане инославные, т.е. не принадлежащие к Православной ‒ Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, в наши дни ставится иногда очень остро и болезненно.
Говоря об ответе на этот вопрос, необходимо, прежде всего, припомнить то, что Сам Господь Иисус Христос в Своем Евангелии только об одном состоянии человеческого духа говорил, как о безусловно и безнадежно погибельном, именно ‒ о хуле на Духа Святого (Матф. 12:31-32). Дух Святый есть прежде всего Дух Истины, как и любил Его называть Спаситель. В соответствии с этим и хула на Духа Святого есть хула на Истину ‒ сознательное и упорное сопротивление ей. Известно (см. там же), что даже хула на Сына Человеческого ‒ т.е. на Самого воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа, может быть прощена человеку, т. к. может быть произнесена по ошибке и заблуждению, и впоследствии ‒ покрыта обращением и покаянием (примером такого обратившегося и покаявшегося хулителя, как известно, является св. ап. Павел ‒ Деян. 26:11 и I Тим. 1:13). Но если человек противится Истине, явной для его сознания и совести ‒ он сам ослепляет и духовно убивает себя, ибо в этом состоянии противления он уподобляется диаволу, который верует в Бога и трепещет, и, однако же, ненавидит Его, хулит и противится Ему…
Так ‒ отказ человека от принятия Божественной Истины и противление ей делают его сыном погибели. И в соответствии с этим Господь, посылая Своих учеников на проповедь, говорил им: «иже веру имеет и крестится, спасен будет, а иже не имеет веры ‒ осужден будет» (Марк. 16:16), ибо пред этим последним Господь поставил Свою Истину, призывая его к принятию ее, а он ее не принял и унаследовал осуждение со всеми «не веровавшими Истине, но возлюбившими неправду» (II Сол. 2:12).
Святая Православная Церковь есть хранительница Богооткровенной Истины во всей ее полноте и верности апостольскому преданию. И тот, кто уходит из Церкви, лично и сознательно отпадает от нее, есть ее противник и ренегат-отступник от апостольского предания. Таких отступников Церковь грозно анафематствует, по слову Самого Спасителя (Матф. 18:17) и ап. Павла (Галат. 1:8-9), угрожая им вечной погибелью и призывая к возвращению в лоно Православия. Но, само собой разумеется, что рядовые христиане-католики или лютеране, члены неправославных религиозных общин, не могут быть названы отступниками, или еретиками, ‒ исказителями истины. Они вырастают, воспитываются и живут в своей вере по наследству и традиции, так же, как большинство из нас, православных; в их жизни нет момента личного, сознательного отступления от Православия. И Господь, «всем хотящий спастися» и «просвещающий всякого человека, грядущего в мир», несомненно, Своими путями и их ведет ко спасению.
В данном вопросе особенно поучительным является тот ответ, который когда-то дал одному «вопрошателю» святитель Феофан Затворник. Будучи спрошен об этом, святитель ответил приблизительно так «спрашиваешь, спасутся ли инославные… А почему ты о них так беспокоишься? У них есть Спаситель, Который ищет спасения всех людей. Он и позаботится об них. А на нас с тобой никто этой заботы не возлагал. Знай себя и свои грехи… Одно, впрочем, скажу тебе: если ты, будучи православным и имея истину во всей ее полноте, изменишь Православию и уйдешь в иную веру, то погубишь навеки свою душу…»
Полагаем, что этот ответ великого святителя подвижника ‒ лучшее, что можно сказать по данному вопросу.
Архимандрит Филарет
Эта статья архимандрита Филарета (будущего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви) была опубликована в журнале «Хлеб Небесный» (Харбин, 1939, № 6) как ответ на вопрос игумена Зосимы из Парижа.
+ + +
Герб папского престола
Необходимо знать и напоминать нашим церковным либералам не только формальные решения исторических церковных Соборов об отлучении католиков, но и причины, препятствующие объединению Православной Церкви с римской. К нашему времени католики отделили себя от Православия такими главными догматическими новшествами.
– Утверждение, возобладавшее в ХІ веке и ставшее формальной причиной откола, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и «от Сына». Тут католики путают предвечное исхождение Святого Духа только от Отца и последующие взаимоотношения трех Лиц Божественной Троицы в историческом времени, которые бывали различными (например, Сын Божий рождается от Девы Марии нисшествием на нее Святого Духа, но это не значит, что Сын исходит от Святого Духа; так же и когда Сын говорит, что вскоре пошлет апостолам Духа Истины от Отца, это не значит, что Дух происходит от Сына). Поскольку тут католики допускают смешение предвечного и исторического времён, быть может, они в своем устремлении к земному даже подсознательно полагают, что Святой Дух исходит «от Сына» как Бого-человека? Во всяком случае, не случайно католическая мистика очень чувственна и экзальтирована.
– Утверждение, появившееся еще в IХ веке и в 1854 году возведенное в догмат, что не только Иисус Христос, но и Божия Матерь была зачата Ее родителями вне первородного греха (что противоречит уже словам Архангела при Благовещении: «Ты обрела благодать у Бога» – Лк. 1:30). Католики выдавали это за возвеличение Божией Матери – на деле же умаляли Ее подвиг в стяжании непорочности всей Ее праведной жизнью. Даже Бернард Клервосский (причисленный католиками к лику своих святых) уже в ХII веке называл эту идею «прославлением греха», ибо фактически католики отвергли этим само понятие первородного греха как поврежденности человеческой природы. Таким изъятием Божией Матери из состава человечества, изымается ключевое звено в Боговоплощении как неслиянно-нераздельном соединении Божественного и человеческого для искупления всех грешных людей.
– Введенный еще в ХI веке папой Григорием VII и официально утвержденный в 1870 году догмат о «непогрешимости» Римских пап в делах веры как «наместников Христа» на земле, чья власть превосходит решения Соборов. В основе этого догмата лежит изначальное превознесение римского епископа (папы) над всеми остальными, обосновываемое горделиво-ложным истолкованием слов Христа об апостоле Петре как о «камне», на котором Господь создает Церковь (Мф. 16:18–19). Из этого никак не следует, что Церковь была создана только на апостоле Петре, тем более, что в другом месте Христос прямо призывает апостолов именно к равенству: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними… Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бόльшим между вами, да будет вам слугою» (Мр. 10:42–43). А о том, что погрешим был и апостол Петр, говорят такие слова Христа о нем: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23).
(В Православной Церкви «епископам всякаго народа подобает знати перваго из них и признавати его как главу и ничего превышающаго их власть не творити без его разсуждения; творити же каждому только то, что касается до его епархии… но и первый [первоиерарх] ничего не творит без разсуждения всех. Ибо тако будет единомыслие…» – Апостольское правило 34.)
– Используемое в Символе веры греческое слово «кафолическая» в переводе на русский означает «соборная», «целостная», «вселенская». Так его и понимают православные: как всеохватывающая в пространстве и времени совокупность всех членов Церкви, связанных в молитве, во всех народах и всех поколениях – именно поэтому она вселенская. Католики же в своем самоназвании «католическая» утверждают вселенскость скорее как организационно-географическую.
– Православное понимание искупления исходит из Божией любви к человеку, святою силою которой Богочеловек воссоединяет людей с Богом и Своим жертвенным Распятием и Воскресением сокрушает ад, избавляет людей от неизбежности адской власти диавола (по формальной аналогии с искуплением-освобождением из рабства). Католическая же трактовка искупления исходит из юридической аналогии возмещения морального ущерба. Искупление понимается как удовлетворение, принесенное Богу Отцу Сыном Божиим за оскорбление, нанесенное Богу грехом Адама. Бог при этом представляется не любящим Отцом, а неумолимым и мстительным Судьей, которому почему-то угодна кровь Его Единородного Сына. При этом церковные таинства в понимании католиков действуют автоматически и на недостойных – отсюда вопиющая практика продажи католическим духовенством сверхдолжных «излишков добродетели» праведных людей грешным в виде индульгенций. Во всем этом присутствует умаление необходимости личного и свободного духовного усилия человека для спасения.
+ + +
Все это, однако, не означает, что католиков и даже протестантов следует ставить наравне с приверженцами нехристианских религий. Приведем суждение выдающегося богослова РПЦЗ:
«Нельзя отрицать, что чтение слова Божия оказывает благодетельное влияние на каждого, ищущего в нем назидания и укрепления веры; что благоговейные размышления о Боге Творце, Промыслителе и Спасителе имеют возвышающую силу и там; не можем утверждать полной безплодности их молитв, если они идут от чистого сердца, ибо «во всяком народе боящийся Бога приятен Ему»… Они являются сдерживающими силами против нравственной распущенности, пороков и преступлений… Но все это не дает основания считать их принадлежащими к Церкви» (Помазанский Михаил, протопресвитер. Православное догматическое богословие. Джорданвиль, 1963. С. 158).
Поэтому, при всей недопустимости богословского экуменизма, внецерковное сотрудничество с инославными в области общественного и политического противостояния явным сатанинским тенденциям современного мiра нельзя считать предосудительным. (См. на эту тему: Между христианской солидарностью и вероотступничеством. Об исторической встрече Папы Римского и Патриарха Московского)
Источник: https://rusidea.org/250945344
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.