С кем вы, наследники Русской Зарубежной Церкви?
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Помню, где-то вскоре после развала СССР по телевидению показали сюжет о сотрудничестве высших иерархов МП с КГБ. В те времена ненадолго приоткрыли архивы ЧК-НКВД-КГБ и достоянием гласности стали тайные гебистские клички митрополитов, архиепископов и епископов. Конфуз был немалый. Как только передача закончилась, у меня в церковном доме раздался звонок. Когда я поднял телефонную трубку, услышал голос своего правящего архиерея епископа Ижевского и Удмуртского Палладия: «Ну что, отец Сергий, смотрел? Наконец, теперь их время ушло. Теперь их будут гнать под самую…» И здесь преосвященный использовал такое слово, которое я и ныне не решаюсь повторить.
Но владыка Палладий ошибся. Ельцинское руководство быстро замяло нелицеприятную для МП тему, архивы закрыли, а единственно законными высшими руководителями Русской Православной Церкви были официально признаны именно те самые архиереи с подмоченной репутацией.
А тогда, в 1991-м, надежда на очищение Церкви от спрута сергианства еще теплилась. Особенно ликовал владыка Палладий, что, наконец, добрались до Блаженнейшего митрополита Филарета (Денисенко) и его «жинки».
«Антонов» и «Дроздов» — члены Священного Синода МП митрополиты Филарет и Алексий
Как мы были наивны! Уже давно лежит в земле еп. Палладий, а Филарет (Денисенко) цветет и пахнет на апостасийном лугу. Личность эта, действительно, знаковая и зловещая для нашей Церкви. Несколько десятилетий тому назад Филарет был первым лицом РПЦ МП, Патриаршим Местоблюстителем, экзархом Украины, Блаженнейшим, матерым экуменистом и патриотом советской родины, кавалером ордена Трудового красного знамени, многолетним сотрудником КГБ под кличкой Антонов. Сегодня девяностолетний старец, патриарх Киевский – не менее матерый экуменист, сергианин, враг исторической России. Несмотря на более чем почтенный свой возраст, он ведет огромную деятельность по расчленению духовного пространства нашей Родины и созданию автокефальной «Украинской Православной Церкви».
«Патриарх Киевский Филарет» и президент «Украины» Порошенко
Недавно на экранах мы могли наблюдать, как этот сергианский лис заискивал перед американскими политиками, призывая помочь Вселенскому патриарху Варфоломею. Рядом с ним в качестве модератора находился бывший посол США на Украине, один из главных ястребов русофобии Джон Хербст.
Президент Порошенко и Джон Хербст. Вместе против России. Не удивляйтесь, Хербст причисляет себя к православным, носит высокий церковный чин иподиакона, что не мешает ему быть матерым противником единой православной России. Он даже стал серым кардиналом и советником митр. Агафангела (Пашковского)
Да, до боли знакомая нам фигура! В роковом 2014 году, когда митр. Агафангел открыто изменил нашей Церкви и поддержал русофобскую украинскую революцию, за ним маячила тень всё того же Хербста. С подачи своего иподиакона и советника Хербста митрополит Агафангел начал антирусский погром в РПЦЗ. На нас обрушились потоки клеветы, запрещений, отлучений. Так мстили нам за верность Русской Церкви и Белому делу. От нас требовали отречься от главного в нашей жизни. Конечно же, эти удары оказались очень болезненными для наших приходов. Митр. Агафангел прекрасно знал, в каких тяжелейших условиях мы находимся. Но тем не менее бил безпощадно, бил на уничтожение наших общин.
Но Агафангел, Хербст и другие сторонники укронацизма просчитались. Как ни больно и горько нам было тогда, по молитвам свв. Царственных Мучеников и всех Новомучеников, Бог поддержал нас, еще раз подтверждая слова пророка Исайи: «Господь – сила наша».
Ну что ж, с Хербстом, Филаретом и их товарищами уже давно всё ясно. Но возникает другой вопрос: как возможно, что иерархи, пастыри, мiряне, называющие себя членами РПЦЗ, терпят дружбу и покровительство таких явных врагов России, как Джон Хербст. Когда нам говорят, что мы не красные и не белые, простите, эта фраза в данном случае не работает, потому что Русская Зарубежная Церковь была создана именно Белыми героями, защитниками Единой и Неделимой России.
Христолюбивый вождь Белого воинства генерал Петр Николаевич Врангель, первоиерарх Блаженнейший митрополит Антоний (Храповицкий) и его преемник будущий митрополит Анастасий, тогда архиепископ
Неужели забыли вы, господа, отцы и братья, слова Господа: «Если бы вы были дети Авраама, то дела авраамовы делали бы» (Ин. 8:39)?
Если вы чада Русской Зарубежной Церкви, ее отцов-основателей, то и должны творить Белое дело первоиерархов Антония, Анастасия, Филарета, свт. Иоанна Шанхайского, генерала Врангеля, Ивана Ильина, без всяких оговорок повторяя на ними, что Крым – наш, Украина – наша, Россия – наша, призывая молиться и молясь за восстановление триединой Святой Руси – Великороссии, Малороссии, Белоруссии.
Если же вы с этим не согласны, вы можете быть старостильниками, кем угодно, но называть себя членами Русской Зарубежной Церкви у вас нет никакого права.
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: У русского народа особая миссия – проповедь святой Православной веры всему мiру. И вот здесь нужно разъяснить, что мы понимаем под русским народом и что есть святая Православная вера.
Понятие русский народ объединяет в себе не только русских по крови, и даже скажу больше, не столько по крови, но и всех, кто считает себя наследниками исторической Православной России, той России для которой главным было стоять за веру Православную. Поэтому-то и преподобный Пафнутий Боровский (по крови татарин), святой царевич Петр Ордынский, Багратион и многие другие называли себя русскими.
Но безбожная коммунистическая власть всё перемешала, искусственно разделив народ на множество национальностей. Она смогла даже собственно русских по крови разделить на три нации – русскую, украинскую и белорусскую, не смотря на то, что ещё совсем недавно и белорусы, и украинцы искренне считали себя русским народом.
К сожалению, противникам исторической России удалось извратить не только понятие, что значит быть русским, но и само понимание, что есть святая Православная вера. Собственно, под православием сейчас понимают набор аскетических правил и традиций богослужения, оставляя без внимания саму суть истинного христианства, т.е. обожение и достижение Царства Небесного.
Именно благодаря тому, что в основном народ православной России всегда помнил об этой главной цели христианского жительства, Русская Церковь явила этому падшему мiру столько святых угодников Божиих. Поскольку в течение многих поколений государи и правители нашего отечества старались жить по-христиански, потому и народ видел в государственной власти исполнителей воли Божией.
Это чувство доверия к власти сохранилось в народе, как говорится, на генетическом уровне. Повторюсь: доверие к власти появилось только благодаря тому, что государи жили по-христиански. И когда безбожники встали во главе нашего отечества, тогда по зову христианской совести народ православный встал на защиту святой веры с оружием в руках против узурпаторов. Сто лет назад началась вооруженная борьба за Православную Россию, во время которой многие наши соотечественники переосмыслили свою жизнь, покаявшись в предательстве Помазанника Божьего.
Христианская Россия, будучи удерживающей от царства зла в этом мiре, была помехой для мировой закулисы и поэтому, когда решалась судьба России, быть ей Православной или безбожной, сильные мiра сего сделали свой выбор и поддержали именно большевиков. Тем не менее миллионы православных русских людей смогли сохранить веру и вынесли на своих руках часть Святой Руси из поверженного отечества, открыв миру Русскую Зарубежную Церковь.
Русское Зарубежье всегда осознавало себя прежде всего православным русским народом, находящимся временно в изгнании. Главную задачу зарубежная часть Русской Церкви видела в возрождении Православной России как той страны, которая способна удерживать мiровое зло. Для осуществления этих надежд Русское Зарубежье в лице своих духовных чад много трудилось над проповедью святой Православной веры.
Молитвы не прекращались никогда, и благодаря им рухнул безбожный Советский Союз. Однако некоторые сегодняшние представители РПЦЗ забыли о главной миссии русской эмиграции. Русская боль перестала для них быть своей болью. Часть из них уже согласилась с тем, что украинцы, белорусы и русские – это разные народы. Кое-кто даже желает и ждёт развала нашей многострадальной отчизны. Вместо того, чтобы всемерно работать над воспитанием народа, больные грехом наши соотечественники предаются ими проклятию и объявляются безнадежными. Но это говорит лишь о том, что такие ругатели священнослужители и миряне, хоть и носят имя духовных чад РПЦЗ, на деле таковыми не являются, ибо потеряли сам дух Русского Зарубежья.
Миссия русского народа все больше вызывает насмешек и ругательств в лице этих горе-зарубежников. В этом смысле один из представителей таковых Дж. Хербст не может называться чадом Русской Зарубежной Церкви, ибо видит в России врага номер один и старается расчленить её, вместо того, чтобы трудиться над восстановлением в ней Православия.
Очевидно, что силы зла будут и дальше стараться не допустить духовного возрождения нашего Отечества, но мы всё равно будем любить свою страну и делать все для её духовного блага, памятуя слова Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». (Ин. 16:33).
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Похоже, что в остатках РПЦЗ происходят сейчас изменения подобные тем разделениям, которые происходили в Русской Зарубежной Церкви в двадцатые годы. Тогда многие представители русской эмиграции сочли рамки русского Православия, в частности упование и молитвы РПЦЗ о духовном возрождении России и восстановлении в ней монархической государственности, слишком узкими и необязательными для себя.
Одни из них, возглавляемые митрополитом Евлогием (Георгиевским) решили, как выражался последний, «умереть в политико-национальном отношении», в результате чего вошли в Константинопольский патриархат. Другие просто не пожелали быть больше русскими людьми, считая себя американцами. Так образовалась Православная Церковь в Америке.
Как писал один из ее членов, «в лице Православной Церкви в Америке православие преодолело свой тысячелетний плен государственности и национализма» (Цит. по: Назаров М.В. Диалог РПЦЗ и МП: «Соединение может быть только в Истине». – М.: Русская идея, 2004, с. 17). Патриотическая настроенность РПЦЗ по отношению к страждущей Родине тяготила тех и других, в результате чего они просто перестали быть ее прихожанами. В чем же проявлялась эта оттолкнувшая некоторых настроенность, которой Русская Зарубежная Церковь не изменяла, несмотря на отделения от нее?
Вот что писали члены Первого Всезарубежного Собора в 1921 году «чадам Русской Православной Церкви в рассеянии и изгнании сущим»:
«Наша неотступная молитва къ Богу Милосердному — да будетъ непрестаннымъ воздыханіемъ — да проститъ Господь и намъ и землѣ нашей тяжкіе грѣхи и преступленія наши, да просвѣтитъ нашъ разумъ свѣтомъ истины, сердце — пламенемъ любви; да укрѣпитъ волю на путяхъ правды.
Издревле спасалась и въ вѣкахъ строилась Русская земля вѣрою, молитвами святителей и подвижниковъ, трудами царственных Помазанниковъ своихъ.
И нынѣ пусть неусыпно пламенѣетъ молитва наша — да укажетъ Господь пути спасенія и строительства родной земли; да дастъ защиту Вѣрѣ и Церкви и всей землѣ Русской и да осѣнитъ Онъ сердце народное; да вернетъ на всероссійскій Престолъ Помазанника, сильнаго любовію народа, законнаго православнаго Царя изъ Дома Романовыхъ.
Молясь о прощеніи грѣховъ, прося свѣта въ путяхъ будущаго, да возьметъ на себя всякій тяготу брата своего, дабы объединенные вѣрою и любовію мы всѣ вошли въ домъ свой, когда Господь откроетъ намъ двери, какъ единое стадо Единаго Пастыря, съ жертвенною готовностію служить родной землѣ и благу народному.
Да благословитъ Богъ всякій трудъ и подвигъ на пользу Церкви Православной и освященнаго ею строительства Государства Россійскаго».
(http://www.russportal.ru/index.php?id=church_history.sobor1921_00_022)
Участники Второго Всезарубежного Собора 1938 года
А вот послание Второго Всезарубежного Собора «русскому народу в Отечестве страждущему»:
«Промыслу Божію угодно было тяжкій крестъ возложить на рамена Русскаго народа, и никто изъ насъ не избавленъ отъ искушеній. Если вамъ указанъ жребій страдать на землѣ нашихъ отцовъ, то намъ суждено ѣсть хлѣбъ болѣзни въ чужихъ странахъ на путяхъ нашего изгнанія.
Далекія пространства, удаляющія насъ отъ нашей Родины, не отдѣлили отъ нея нашего сердца. Связанные узами неразрывной братской любви, какъ и общими, постигшими насъ скорбями и болѣзнями со всѣми вами, мы всегда носимъ въ своемъ сердцѣ нашу Распятую Матерь Россію. Преклоняясь предъ ея страстотерпческимъ подвигомъ, мы лобзаемъ ея язвы, зная, что она за всѣхъ насъ приноситъ свою великую искупительную жертву.
Отъ настоящаго ея униженія мы невольно обращаемся къ нашему славному историческому прошлому; изъ сравненія одного и другого мы видимъ всю тяжесть постигшаго насъ наказанія Божія<…>
Она [Церковь] не отверглась, наконецъ, своего страждущаго народа и послѣ постигшей насъ катастрофы, когда онъ, развращенный антицерковной пропагандой большевиковъ, отвергся въ нѣкоторой своей части самъ отъ Церкви, подвергая ее гнуснымъ насмѣшкамъ и гоненіямъ.
Мы не знаемъ, что стало бы съ Русской землей, если бы въ сумеркахъ теперешней русской жизни тамъ погасъ свѣтъ Христовъ, исходящій отъ Церкви: она превратилась бы въ Содомъ и Гоморру, и Русскій народъ могъ бы исчезнуть совсѣмъ съ лица земли. Но онъ по милости Божіей существуетъ, являя предъ всѣмъ міромъ силу своей вѣры и христіанскаго терпѣнія. <…>
Кто знаетъ пути Господни? Быть можетъ намъ, искушеннымъ по всяческимъ, дано будетъ одухотворить нынѣшнюю культуру, осоливъ ее евангельскою солью и явить міру столь вожделенное для всѣхъ царство мира, любви и правды на землѣ, о которомъ издавно вздыхала и молилась Русь, и котораго такъ жаждетъ все современное человѣчество.
Не напрасно всѣ ждутъ съ нетерпѣніемъ воскресенія Россіи: ея мѣсто остается незанятымъ въ семьѣ народовъ, послѣдніе чувствуютъ ея отсутствіе, которое нарушаетъ не только политическое, но и нравственное равновѣсіе во всемъ мірѣ. Это еще болѣе должно одушевить насъ въ нынѣшней борьбѣ за скорѣйшее возрожденіе нашей Родины; наша брань не есть, однако, брань къ плоти и крови: это есть борьба, происходящая въ нѣдрахъ народнаго духа, гдѣ начинается и оканчивается всякая революція — борьба за русскую православную душу, отмѣченную особенною божественною печатью: ее то и стремятся стереть безбожные большевики, чтобы отпечатать на русскомъ человѣкѣ свой образъ и свое подобіе, столь чуждые нашему исконному православно-національному облику. <…>
Еще громче вопіетъ къ намъ кровь нашихъ мучениковъ, возглавленныхъ Царемъ-Страстотерпцемъ и священиомучениковъ… <…> Жертва, принесенная ими, была бы неоправданной, если бы мы не продолжали ихъ великаго подвига, подъятаго за родную землю. Ничто не вредитъ намъ болѣе на такомъ пути, чѣмъ пагубная страсть къ раздорамъ и раздѣленіямъ: это подлинно нашъ великій національный недугъ, въ которомъ, однако, мы не можемъ винить никого, кромѣ самихъ себя. <…>
Если мы подлинно ревнуемъ о благѣ Родной земли — о томъ, чтобы спасти ее и вмѣстѣ самихъ себя, если мы не хотимъ, чтобы нашъ народъ, имѣющій за собой тысячелѣтнюю исторію и все же еще юный духомъ и тѣломъ, умеръ второю, т. е. духовною смертью, мы должны возникнуть изъ своего нравственнаго разслабленія, побѣдить въ себѣ духъ унынія, любоначалія и празднословія, и, собравши воедино наши помыслы, чувства и желанія, стать мужественно и непоколебимо на защиту не столько внѣшняго, сколько внутренняго духовнаго достоянія Россіи.
Мы переживаемъ поистинѣ огненное время, когда добро и зло, духъ истины и духъ заблужденія, царство Христово и владычество князя вѣка сего, вступили въ страшную непримиримую борьбу между собою, требуя и отъ всѣхъ насъ яснаго и твердаго православно-національнаго самоопредѣленія не допускающаго сомнѣнія и колебанія въ разныя стороны, ибо «человѣкъ съ двоящимися мыслями неустойчивъ во всѣхъ путяхъ своихъ» (Іак. 1, 8).
«Огонь пришелъ Я низвести на землю, — сказалъ Христосъ Господь, — и какъ желалъ бы, чтобы онъ уже возгорѣлся» (Лук. 12, 49).
О, если бы этотъ священный огонь, огонь христіанской ревности, вѣры, любви и патріотической жертвенности, дѣйствительно возгорѣлся въ нашихъ сердцахъ: онъ попалилъ бы тернія суеты и раздоровъ, ослабляющія наши силы, просвѣтилъ нашъ умъ, очистилъ сердца, закалилъ и укрѣпилъ волю и спаялъ бы насъ въ одинъ мощный организмъ, предъ коимъ не устоятъ никакія вражьи силы.
И онъ уже воспламеняется нынѣ, по милости Божіей, какъ въ самой Россіи, такъ и въ странахъ нашего разсѣянія. Не будемъ же угашать его, но, исполняясь духа и силы, соединимся въ дѣйственномъ подвигѣ на защиту Родной Церкви и спасеніе Отечества и въ единодушной молитвѣ къ Тому, Кто одинъ силенъ благословить нашъ всенародный священный подвигъ полнымъ успѣхомъ.
Боже! Спаси Россію. Боже! Сохрани и укрѣпи ея страждущихъ сыновъ, въ самой силѣ своей вѣры и терпѣнія несущихъ Твое свидѣтельство міру.
Боже! Собери насъ всѣхъ въ лонѣ общей нашей Матери Церкви на Родной Святорусской землѣ, которую возстави, заступи, сохрани и помилуй Твоею благодатью».
(http://www.russportal.ru/index.php?id=church_history.sobor1938_00_016)
Третий Всезарубежный Собор. 1974 год
Третий Всезарубежный Собор также счел необходимым обратиться с посланием «к русскому народу на Родине».
«Едиными усты и единым сердцем вознеся ко Господу молитвы о страждущем русском народе и о всех в темницах, заточении и тяжких обстоятельствах сущих, Третий Всезарубежный Собор, как и соборы прежних лет, проходившие под председательством Митрополита Антония Киевского и Галицкого и Митрополита Анастасия, внимательно ознакомился с положением Церкви, с условиями церковной жизни и с судьбами верных сынов и дщерей Русской Церкви на Родине. <…>
Собор свидетельствует:
Граница между охранением Церкви и соблазнительным самосохранением проведена Святейшим Патриархом Тихоном, его законным Местоблюстителем Митрополитом Петром, Митрополитом Казанским Кириллом, Петроградским Митрополитом Иосифом и соловецкими исповедниками. <…>
Эту границу за последние годы вновь четко провели Архиепископ Ермоген, некоторые священники, среди них Николай Гайнов и Димитрий Дудко, вятские мiряне во главе с Борисом Талантовым, защитники Почаевской Лавры, такие как Феодосия Кузьминична Варрава, и многие другие.
Эту границу провел и Солженицын своим призывом «Жить не по лжи!»
Жить не по лжи и чтить память святых мучеников и исповедников нашей Церкви — это и есть граница, отделяющая действительных тихоновцев от «иродовой закваски сергиевщины», как об этом писал умерший в заточении обличитель нынешних возглавителей патриархии Борис Талантов.
В своих неусыпных молитвах друг за друга, в своей любви о Господе Иисусе, в своей верности идеалу прошлой и будущей Православной Руси верные архипастыри, пастыри, иноки и мiряне по обе стороны железного занавеса едины. Вместе они составляют Святую Церковь Русскую ‒ неделимую, как неделим нешвенный хитон Христов. Всезарубежный Собор принял ряд решений об оказании практической помощи духовому возрождению на родине силами российского церковного зарубежья. <…>
Мы, по милости Божией, избежавшие коммунистического плена и всех его бедствий, зовем многострадальный русский народ и в том числе доблестное воинство и всех коммунистов отвергнуть в своей жизни марксизм-ленинизм и возвратиться к вере своих отцов, возвратиться к Христу Спасителю Богу нашему. Нам всем надлежит принести Богу искреннее глубокое и чистосердечное покаяние и в покаянии обрести как бы второе крещение, которым тысячу лет тому назад просветил русский народ святой равноапостольный великий князь Владимiр. Тогда наша великая многострадальная и славная Россия обретет свой исторический путь и дарует всему русскому народу и всем народам, населяющим нашу страну, свободную и благословенную жизнь на обновление всего смятенного ныне человечества.
Ей, Господи, услыши сие моление недостойных рабов Твоих, по предстательству безчисленного сонма святых мучеников, пострадавших от Твоих врагов, с Святейшим Патриархом Тихоном, святителями Божиими, сохранившими истину, Царем Мучеником Николаем Вторым и Его Семейством и безчисленным множеством людей, убитых, замученных и погубленных во имя господства зла на земле, которое да обратится в торжество правды, истины и света Божия.
Сия победа победившая мiр вера наша. Аминь».
Приведем, наконец, отрывок из юбилейного послания последнего первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия 1988 года:
«Тюрьмы, ссылки, лагеря и море крови стали третьей купелью русского народа. Но там, где Голгофа, там рядом и Гроб Господень и Его Славное Воскресение. Вся Земля Русская окроплена слезами святых и кровью мучеников. Русская Земля ‒ Святая Земля, и если бы мы имели духовные очи и смотрели бы на нашу Землю с небесного Свода, то она представилась бы нам излучающей Столпы Огненного Света от всего пространства ее лесов, полей, тундры, вечной мерзлоты, из сыпучих песков ее пустынь, из озер, рек и морей, от святых мощей знаемых и безымянных русских страстотерпцев. Эта величайшая слава Русской Церкви, которой дано будет, от лица всей вселенской Церкви Христовой, сказать на весь мiр последнее Слово истины, Слово любви, прежде чем грянет великий конец всему. Так верили наши святые и праведники, так верим и мы все. Ей, гряди, Господи Иисусе. Аминь».
Мне кажется, что вот эта вера в подлинное возрождение России и Русской Церкви и стремление трудиться для этого, о чем говорил митр. Виталий, оставили или оставляют сейчас многих считающих себя зарубежниками. Не является ли это следствием равнодушия к судьбе нашего Отечества? Нет ли здесь влияния апостасийного духа времени, который стремится расслабить нашу волю к правде и нашу непримиримость ко злу?
Будем же помнить, что покаянное осмысление причин российской катастрофы, молитва о возрождения нашей страны, несение подвига русскости в условиях апостасии были характерными признаками Русской Зарубежной Церкви, той евангельскою солью, о которой говорит Господь Иисус Христос: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13).
Блог о.Сергия Кондакова
25 сентября 2018 г.
Источник: https://rusidea.org/250938367
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.