Юрий Рошка: Русский мыслитель как средство избавления от советолатрии и русофобии

Юрий Иванович Рошка (рум. Iurie Roşca)— молдавский политический деятель и журналист, бывший председатель Христианско-демократической народной партии (19942011).

Юрий Рошка: Русский мыслитель как средство избавления от советолатрии и русофобииВ последние годы в моих статьях и выступлениях я неоднократно ссылался на одного из самых значимых русских православных мыслителей прошлого столетия, Ивана Ильина (1883-1954), чьи философские, юридические, политические и публицистические работы являются золотым наследием русской культуры. Я апеллирую к этому автору с тем, чтобы напомнить о том, что необходимо чётко различать Россию от большевицкого кровавого и богоборческого эксперимента, длившегося 74 года. И среди множества программных, поистине пророческих статей Ильина, я нахожу, что его текст «Советский Союз – не Россия» является одним из наиболее ярких. Именно это, на мой взгляд, должны осознать все те, кто искренне любит Россию, её историю и культуру. Только вникая в глубину мысли таких авторов нам удастся навсегда преодолеть постсоветский синдром ностальгии или то, что я назвал в заглавии данной статьи термином «советолатрия», то есть преклонение перед всем тем, что связано с советским прошлым, этакая идеализированная версия восприятия недавнего прошлого, кажущегося «утерянным раем».

Именно русский народ стал первой жертвой большевицкого переворота и красного террора, заплатив миллионами новомучеников и другими миллионами загнанных в ГУЛАГ невинных русских людей. И лишь немногим позже жертвами этого дьявольского эксперимента стали народы окраин бывшей Российской Империи или социалистического лагеря. Я пишу об этом, поскольку вижу, как сильно еще искушение многих наших сограждан, да и значительно части публичных фигур из России, сохранить в своем восприятии как святыню советский период, который не видится как чудовищная катастрофа, а как почти естественное продолжение развития Государства Российского. Этот синдром был по праву назван Мариной Столяр «Религия советской цивилизации» (её книгу с тем же названием можно скачать из Интернета).

Оздоровление общественного сознания от советомании превосходит цели политической целесообразности. Речь идет о необходимости возврата к метафизическим началам русского народа, о трагическом понимании неслыханного до тех пор ни по своему размаху, ни по своей жестокости и коварности надлома, несущего в себе глубочайшие метаполитические и метаисторические смыслы. И до тех пор, пока в коллективном сознании российского общества, как и значительной части русскоязычных граждан из бывших советских республик, сохранится заблуждение, согласно которому, глубинная, истинная, историческая Россия и её симулякр, лживая имитация, именуемая СССР, суть одно и то же, найти путь к духовному исцелению будет совсем непросто.

Верное понимание советского прошлого невозможно с позиций либерализма, являющегося братом-близнецом коммунизма, обе политические теории будучи своей по сути ничем иным как двумя материалистическими и тоталитарными версиями Модерна с его антропоцентричным, антирелигиозным и прогрессистским толкованием мира, а, следовательно, унижающим человеческое достоинство, созданного по образу и подобию Божьему. (Всякие экономические и социальные достижения есть ничто по сравнению с изгнанием Творца нашего Иисуса Христа из душ человеческих, а значит и попрание основного права и призвания человека – право на спасение души, составляющее истинную цель жизни).

Выбор между Храмом Христа Спасителя и мавзолеем Ленина неизбежен. И этот исторический момент исключительной важности близок. Это поскольку слияние воедино Святой Руси и Советского Союза есть одновременно и историческое, и духовное, и интеллектуальное заблуждение. Более того, пока будет сохраняться путаница между СССР и Россией, геополитические враги России будут продолжать манипулировать сознанием масс посткоммунистических стран, которые, настрадавшись сполна от коммунистических режимов, продолжают ассоциировать этот мрачный исторический период не советской властью, не с большевизмом и Коминтерном, а со страной, откуда географически распространился этот политический строй.

Стремление стран бывшего СССР и соцлагеря войти в НАТО и ЕС во многом связано с болезненной исторической памятью о коммунистическом режиме, который по-прежнему ассоциируется с современной Россией, давно не имеющей ничего общего с преступлениями и репрессиями советского периода. Но эта истина должна стать очевидной для всех: как для россиян, так и для всего мира. В противном случае сети влияния глобального Запада, международная плутократия, паутина НПО и медиа структур, финансируемые американским магнатом Соросом и другими «благотворительными обществами» будут и впредь подрывать добрые отношения соседних народов. Но как только с самых высоких трибун будут расставлены все точки над I, «образ врага» в лице России развеется как страшный сон.

Я выискал в Интернете и смастерил версии «Самиздат» почти всех его книг. Я был просто поражен, насколько близок этот автор к румынским православным авторам того же периода. Напомню лишь о нескольких их них, чье творчество созвучно Ильину: Нае Ионеску, Никифор Крайник, публицистика самого значимого православного теолога 20-го столетия Думитру Стэнилоае.

Именно поэтому молдавская интеллектуальная элита должна осознать свою исключительную историческую миссию «золотого моста» между русской и румынской культурой. Работы великих русских авторов должны переводиться на румынский язык для читателей из Румынии и Молдовы, и наоборот, книги румынских мыслителей должны переводиться на русский для читателей из России и Молдовы.

Трехсторонние научные конференции, «круглые столы», презентации книг, публичные лекции видных видных деятелей науки и культуры должны проходить в трехстороннем формате именно на площадках Кишинева. Время «русофобствующих румынофилов» и «румынофобствующих русофилов» должно отойти окончательно в прошлое как печальное интеллектуальное недоразумение незрелого периода нашего становления. Все три страны – Россия, Румыния и Молдова являются частью одной и той же Православной, Восточной, Континентальной, Византийской, Созерцательной, Евразийской цивилизации. И нет у Молдовы «внешнего врага» ни в лице России, ни в лице Румынии.

С одним небольшим уточнением: Румыния еще остается колонией США и ЕС, её руководство не представляет чаяния, стремления и национальные интересы богобоязненного, светлого и братского нам румынского народа. Великий румынский социолог Димитрие Густи называл подобного рода разрыв между правящими элитами и народом «конфликт между Государством и нацией». И в Молдове пока еще нами также правят люди, не выражающие наши интересы, а интересы закулисных западных кукловодов. Но это никак не меняет сути вещей: правители приходят и уходят, а народам дано существовать, творить и созерцать божественную красоту этого мира до конца времен.

Возвращаясь к Ивану Ильину, скажем несколько слов о его жизни е творчестве. В 1922 году по приказу Ленина он был выслан из России на «Философском пароходе» вместе с другими 160 видными философами, историками и экономистами и стал одним из самых ярких авторов русской эмиграции.

Наиболее известный труд Ивана Ильина – «О сопротивлении злу силою», написан в 1925 году. Он относится к берлинскому периоду творчества философа. Произведение посвящено участникам белого движения и направлено на критику учения Л. Н. Толстого и его последователей о ненасилии. В качестве эпиграфа взята фраза из Евангелия от Иоанна (II,15): «И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул». Эта работа стала для меня поистине открытием, изменив во многом мое понимание нашей веры и того, как должен действовать православный человек по отношению ко злу. Именно этот труд, я убежден, должен быть переведен в первую очередь на румынский язык.

Среди важнейших произведений Ивана Ильина стоить напомнить о следующих: «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», «О сущности правосознания», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Путь к очевидности», «Аксиомы религиозного опыта». Именно Ильин оказал огромное влияние на Александра Солженицына. В 2005 году на телеканале «Россия» вышел авторский фильм Алексея Денисова «Завещание философа Ильина». В 2007 году был снят другой документальный фильм о жизни философа, «Защита Ильина». Осенью 2011 года мне посчастливилось быть на медиа форуме в Астане, на котором был показан документальный фильм Никиты Михалкова «Русский философ Иван Ильин», с участием автора этой картины. Моя статья об этом событии «Никита Михалков и Национальная Идея, или Как обустроить наше будущее. Заметки молдавского консерватора» есть на сайте www.iurierosca.md, а мое короткое выступление и реакция на него Михалкова можно найти на http://inprofunzime.protv.md/stiri/politic/video-regizorul-rus-nikita-mihalkov-l-a-aplaudat-pe-iurie-rosca.html.

Известно, что Иван Ильин – любимый философ лидера России Владимира Путина. Путин использует цитаты из работ философа в своих выступлениях. Вот что сказал российский президент в ноябре 2014-го года, обращаясь к Федеральному собранию: «Кто любит Россию, тот должен желать для нее свободы; прежде всего свободы для самой России, как государства, свободы для России как национального, хотя и многочленного единства, свободы для русских людей, свободы веры, искания правды, творчества, труда и собственности».

И если его идеи стали частью достояния руководителей страны, шансы на окончательное оздоровление российского общества от коммунистического вируса велики. Не случайно сегодня Россия – общепризнанный бастион консервативных, духовных, религиозных и семейных ценностей.

В октябре 2005 года прах И. А. Ильина и его жены были перезахоронены в некрополе Донского монастыря в Москве, рядом с могилой А. И. Деникина и недалеко от могилы И. С. Шмелёва. Виляние идей Ильина набирают и среди Русской православной церкви. Прошлой осенью я купил в одной из церквей что в центре Москвы «О сопротивлении злу силою».

Я написал эти строки, поскольку на днях перевел на румынский язык статью «Советский Союз – не Россия». Но мы сочли нужным, что для русскоязычного читателя он не менее важен. Так что прошу считать данную статью как изложение мотивов для публикации этого блестящего текста гениального русского мыслителя.

Источник: izborsk.md