4. Движущая сила «Возрождения», Реформации и капитализма
М.В. Назаров «Русская идея»
Подготовительные тексты для планируемой книги «Русские и немцы в драме истории». Предварительное изложение глав публикуется для обсуждения с целью их последующего уточнения. Автор будет благодарен за указания на погрешности и за советы.
Вступление с разъяснением цели книги: «О месте немецкого и русского народов в Божием Промысле».
1. Русские и немцы. О влиянии языческого наследия на наши национальные характеры
2. О различиях в христианизации германцев и славян
3. Роль Римской империи и ее наследия в германской и в русской государственности
Итак, церковный раскол, официально созревший к XI веку, ознаменовал разделение между восточными и западными христианскими народами на две цивилизации, с тех пор все больше удалявшиеся друг от друга: «удерживающую» и апостасийную. В этой главе придется основное место уделить рассмотрению идеологических и духовных причин и движущей силы процессов, происходивших далее в Западной Европе и судьбоносно отразившихся в истории Германии, России и всего христианского мiра.
XV‒XVI столетия были поворотным рубежом в истории человечества: расцвела эпоха «Возрождения», произошло падение православного Второго Рима, была открыта Америка, устроена Реформация. Эта эпоха стала концом средневековой христианской Европы, а на востоке от нее ‒ началом противоположного развития: становления и расширения Русской православной империи, которую эти европейские процессы поначалу не затронули. (Россия наверстала их и переняла их плоды лишь позже, в петербургский период своей истории, начатый реформами Петра I.)
«Рождение Венеры», около 1485, Сандро Боттичелли ‒ одно из первых со времен античности изображений обнаженного женского тела.
Что возрождалось в эпоху «Возрождения»
Как известно, т.н. «Возрождение» зародилось в Италии (возможно, также на основе ее памяти о языческом древнем Риме? ‒ на эту мысль наводят умножившиеся античные сюжеты в искусстве). Воспользуюсь далее его общепринятыми характеристиками.
«Возрождение, или Ренессанс ‒ одна из величайших культурно-исторических эпох, переломный для истории Европы этап между Средними веками и Новым временем, заложивший основы новой европейской культуры» (Википедия).
«Примерные хронологические рамки эпохи ‒ XIV‒XVI века. Отличительная черта эпохи возрождения ‒ светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной [языческой. ‒ М.Н.] культуре, происходит как бы её «возрождение» ‒ так и появился термин…» (Интернет-ресурс «Наука»)
Обычно об эпохе «Возрождения» говорят применительно к искусству, и оно, действительно, выражает происшедшие изменения в культуре. Главным «стало появление нерелигиозного, секулярного искусства. Портрет и пейзаж утвердились как самостоятельные жанры. Даже религиозные сюжеты приобретали иную трактовку ‒ художники Возрождения стали рассматривать их персонажей как героев с ярко выраженными индивидуальными чертами и человеческой мотивацией поступков». Оголенное человеческое тело выражало его красоту, силу, чувственность ‒ таков был «образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам» (Википедия).
Для литературы «Возрождения» в Италии характерны лирика Данте, Петрарки, но особенно знаменит «Декамерон» Боккаччо ‒ книга «с темами любви и эротики, с духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, являющаяся многоцветной панорамой нравов итальянского общества». Для изобразительного искуства ‒ это работы Леонардо да Винчи (1452‒1519), Рафаэля Санти (1483‒1520), Микеланджело Буонарроти (1475‒1564), Сандро Боттичелли (1445‒1510), Джорджоне (1476‒1510), Тициана (1477‒1576), Антонио Корреджо (1489‒1534) и др.
Но чувственное нерелигиозное искусство было только зеркалом эпохи. Для нас в ней более важны происходившие политические, идеологические, духовные перемены в общественной жизни, вытеснявшие из нее прежние религиозные нормы и также снявшие табу с того, что ранее Церковью считалось запретным и греховным.
«Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма ‒ общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов». (Интернет-ресурс «Наука»)
Мое мнение об искусстве «Возрождения»: обращение к реализму было бы не предосудительно (и таких произведений немало), но не взамен церковной живописи и без попрания христианских норм нравственности и канонов, чем некоторые деятели бравировали, задавая тон. И главное ‒ без подмены Бога человеком как «высшей ценностью»…
Источник: «Антисемитизм в Средние века» (Википедия)
О роли и цели евреев в «Возрождении»
Важной особенностью ХV века стало также умножившееся, по сравнению с прошлыми веками, изгнание евреев-антихристиан из многих христианских городов Европы, в том числе из германских: из Шпейера (1405 и позже многократно), Страсбурга (1438), Аугсбурга (1439‒1440), Эрфурта (1458), Нюрнберга (1498‒1499), Ульма (1499), Нёрдлингена (1506‒1507), Регенсбурга (1519) и других, а также из Испании (1492), Сицилии (1492), Португалии (1497), Неаполя (1540‒1541), Венеции (1550)…
Тем не менее (а, может быть, и поэтому) европейские апостисийные процессы происходили с активным участием евреев, поскольку еврейская диаспора еще с древних времен в чужих национальных организмах стремилась «повлиять на общественное мнение так, чтобы создать нейтральные и дружественные группы», которые могли бы «вести в самых высших кругах античного общества пропаганду широчайшей терпимости по отношению к евреям» (Лурье С. Антисемитизм в древнем міре. Берлин, 1923. С. 146‒147). В данном случае нужно было ослабить влияние Церкви. Для этого они использовали свою основную ‒ финансовую профессию, то есть денежную силу, что проявилось и в эпоху «Возрождения». От рассмотрения этого влиятельного участника исторического процесса нам никуда не уйти, если мы хотим уяснить суть эпохальных событий (и русско-немецких отношений) последующего Нового времени и Мiровых войн вплоть до настоящего дня.
О переселении части изгоняемых евреев в Оманскую империю и об их роли в падении Второго Рима уже сказано в предыдущей главе (со ссылкой на знаменитого еврейского историка Г. Греца). Немалая их часть нашла прибежище в Италии, где они продолжали заниматься ростовщичеством, что поощрялось и римскими Папами, имевшими от этого свою долю прибыли. Еврейские банкиры получили особенное влияние в Венецианской республике (это отражено в пьесе Шекспира «Венецианский купец). А колыбелью «Возрождения» стала Флоренция. Еврейский историк Сесиль Рот, главный редактор «Encyclopaedia Judaica», пишет:
«Характернейшей чертой было постоянное взаимодействие светско-итальянской и еврейской культур… Евреи играли важную роль в интеллектуальной деятельности периода Возрождения… Бородатые раввины, известные своей ученостью, стали обычной фигурой в кружках флорентийских гуманистов. Наиболее известен был Элия дель Медиго Критянин (1460‒1497), … он был учителем рыцаря гуманизма Пико делла Мирандолы и обучал его не только методу Аристотеля, но и тайнам каббалы. Знакомясь с раввинскими текстами этого периода, с удивлением видишь, какой блестящий кружок собирался вокруг Лоренцо Великолепного… Примером активного участия евреев в Возрождении может служить деятельность дона Иуды Абрабанела (известного под именем Леоне Эбрео, ум. в 1535 г.), сына известного дона Исаака. Он был связан со всеми выдающимися культурными деятелями итальянского общества… Ни один итальянский правитель не проявил себя более благосклонным к евреям, чем папы периода Ренессанса, особенно представители дома Медичи Лев Х (1513‒1521) и Клемент VII (1523‒1533). Обогнавшие просвещенностью свой век, в достаточной мере терпимые, они ценили талант, где бы он ни проявился. Даже еврейскую ученость они считали неразрывной частью той интеллектуальной жизни, стойкими приверженцами которой они являлись…». (Сесиль Рот. История евреев с древнейших времен по шестидневную войну. Иерусалим, 1967).
Каббалист Рейхлин ‒ отец «Возрождения» в Германии
Истоком «Возрождения» слывет Италия, однако культура «Возрождения» была наднациональной и общей для Европы. При этом в более консервативной Германии «Возрождение» начинается с некоторым запозданием и со своими национальными особенностями. Самым ярким представителем германского искусства эпохи Возрождения считается Альбрехт Дюрер (1471‒1528), а наиболее знаменитыми его работами ‒ реалистичные портреты, но и гравюры философского и религиозного содержания (цикл «Апокалипис» и др.) ‒ отличие от телесно-чувственной итальянской живописи заметно.
Хотя известен и близкий к итальянскому свободомыслию Лукас Кранах Старший, сочетавший не только античные, но и библейские религиозные сюжеты с эротикой. Знаменита его эротическая картина «Венера и Амур» (написанная 1509 году и в 1769 году вместе со всем его собранием живописи купленная поклонницей искусства «Возрождения» Екатериной II, находится в Эрмитаже). Кранах был соратником и пропагандистом идей церковного реформатора Лютера. Отметим у Кранаха и тягу к изображению отрубленных голов библейских персонажей, загадочно-демонической женской натуры и ее красоты, натуралистических анатомических подробностей…
Продолжу цитирование контролируемой евреями Википедии:
«В XV веке немцы знакомятся с идеями Возрождения тремя путями: на Констанцском и Базельском соборах, куда приезжали из Италии гуманистические прелаты и их секретари из гуманистов, непосредственным изучением новой науки в Италии (Людер, Карох, Рейхлин и др.) и пропагандою итальянских гуманистов в Германии… С конца XV века начинается расцвет немецкого Ренессанса…»
Отметим, что в то время еврейский Талмуд с его антихристианской моралью вызывал у христиан протесты, ‒ это и было причиной их изгнания из христианских стран. В начале 1500-х годов противник гуманистов Иоганн Пфеферкорн (принявший христианство еврей) стал в Германии издавать издавать книги с разоблачением ненависти, которую питают евреи к христианам, и призвал к ограничению их деятельности.
В связи с этим историк С. Рот в указанной книге сообщает: «По их [евреев] поручению этим делом занялся один из известнейших немецких ученых того времени Иоганн фон Рейхлин [1455‒1622]. Во время своей поездки в Италию Рейхлин встретился с Пико делла Мирандолой, который рассказал ему о важности еврейской каббалы как ключа к великим истинам жизни. Под влиянием этих рассказов Рейхлин начал изучать древнееврейский язык…».
Историк Г. Грец в «Истории еврейства» (т. 10) подробно описывает, как Рейхлин под влиянием своих еврейских учителей проникся великой любовью к иудаизму, занялся переводами на немецкий язык еврейских книг, включая каббалу, побуждая немецких христиан к их изучению. Завязался публичный спор между Пфеферкорном и Рейхлиным, в котором германский император, курфюрст майнцский и все гуманисты приняли сторону Рейхлина.
Папа Лев Х тоже внес свой вклад. Рейхлин обратился къ лейб-медику папы, еврею Боне де Лат, с письмом, в котором евреи просили его замолвить пред папой словечко в пользу немецкого ученого. Ведь «с откровенностью, которая нас теперь поражает, папа Лев X выразился однажды: «Какъ много пользы принесла нам басня о Христе, общеизвестно». И вот ему был предложен для решения [этот] вопрос… Понятно, что Боне де Лат воспользовался всем своим влиянием на папу, чтобы расположить его в пользу Рейхлина», хотя это потребовало времени. «Вместо того, чтобы проклясть Талмуд, папа Лев убедил некоторых предпринимателей напечатать его. Таким образом, благодаря непонятному для всех современников новому движению, случилось нечто неожиданное: Рейхлин оправдан, Талмуд оправдан и даже находится под покровительстном папы… Левъ снабдилъ это издание Талмуда всяческими охранными привилегиями» (с. 151). «Все друзья свободной науки, все враги схоластики, одурачиванья народа и церковнаго боголовия, одним словом гуманисты, воспрянули духом и соединились для общей борьбы. В западной Европе образовался чуть ли не орден гуманистов, партия рейхлинистов (exercitus Reuchlinistarum), все члены коей, точно по молчаливому соглашению, помогали друг другу и Рейхлину» (с. 115-118).
Рейхлин «был на высоте своей славы, высоко ценимый за свою честность высшими и низшими, возведенный императором Фридрихом въ дворяне, назначенный императором Максимилианом советником и судьей Швабскаго союза, а также лично глубокоуважаемый, почитаемый, любимый и почти боготворимый кружком гуманистов, известным образом, орденом свободных умовъ внутри и вне Германии» (с. 69). Сочинения Рейхлина в защиту иудеев стали «первым сильным и метким ударом великана в одну из голов ядовитой гидры, и этот удар эхом отозвался во всей христанской Европе» (с. 107). Грец пишет, что диспут Рейхлина с Пфеферкорном разбудил дремавшие в «считавшемся глупым» немецком народе «силы, чтоб осуществить возрождение…» (с. 52).
Разумеется, сами евреи активно участвовали в этом процессе, в том числе своими деньгами, в которых нуждались и светские и церковные власти. Желающие подробнее ознакомиться с ролью евреев в германском гуманистическом «Возрождении», в котором большую роль играла каббала, могут обратиться к указанному труду Г. Греца, который писал: «Как ничтожна и жалка ни была эта христанствующая каббала, все же она стала модной, благодаря покровительству Рейхлина. Увлекающеся гуманисты были вовлечены въ этотъ водоворот». При этом, нахваливая восторженного каббалиста Рейхлина, в то же время Грец откровенно называл каббалу лженаукой (с. 142‒146).
Тем не менее Википедия отмечает:
«Немецкий гуманизм, сохраняя основные черты движения, отличается от итальянского прежде всего более интенсивным патриотизмом. Немецкие гуманисты считают одной из главных своих задач ‒ «выгнать варварство из Германии» и «вырвать науку у римлян». С этой целью они усердно переводят классиков на родной язык, отыскивают памятники немецкой старины, основывают школы, учреждают ученые общества для изучения прошлого, пишут исторические сочинения, учебники и памфлеты в патриотическом духе (труды Цельтеса, Вимпфелинга, Пиркгеймера, Бебеля [Генриха Бебеля, 1472‒1518. ‒ М.Н.] и других). Их политический идеал ‒ единство Германии, ‒ сходный в основе со стремлениями первых итальянских гуманистов, отличался большей определенностью, находил больше сочувствия и понимания в немецкой нации. Они хотели средневекового императора сделать политическим вождем нации и во имя этого боролись с крупными феодалами, с папою, с духовенством…
Другая особенность немецкого гуманизма ‒ религиозность его представителей, которая внушила им интерес к Священному Писанию, помогла различить католицизм и христианство и примирить с последним новые потребности. Хорошим знакомством с древними языками они воспользовались для критического установления текста и толкования Писания. Гуманистический критицизм они с полной последовательностью приложили к церковным учениям; усвоив новый взгляд на человеческую природу, они примирили его с Писанием и сделали Библию оружием в борьбе против средневекового аскетизма, а разум — авторитетным судьей в делах веры. В силу этого в Германии борьба против папства и монашества велась гораздо смелее, чем в Италии, где, кроме того, общественное положение связывало гуманистов с папой и прелатами. С другой стороны, религиозность связывала немецких гуманистов с массой и, кроме того, делала их союзниками реформации и предшественниками деизма…». (Википедия)
Почему консервативная Германия стала колыбелью Реформации
Напомню удивление Г. Греца: «Кто же мог бы предчувствовать, что как раз от этого неуклюжего, повсюду считавшегося глупым, немецкого народа… из этой страны изойдет движение, которое потрясет еврейские порядки до глубины… нанесет смертельный удар средневековью и наложит свою печать на начало нового периода истории?» (т. 10, с. 52). Еврейский историк, согласно своей шкале умности, считал немцев глупыми за их консервативные черты, отмеченные выше: религиозность и патриотизм, включая немецких деятелей «Возрождения», но именно это привело к тому, что в Германии проявился наибольший и оправданный протест против уже отмеченных злоупотреблений и пороков католического духовенства (вспомним отношение папы Льва Х к «басне о Христе»), породив явление протестантской Реформации. Германия тогда была политически раздробленной, вследствие чего Римский папа имел большое политическое и экономическое влияние в отдельных феодальных княжествах, подвергая население поборам (десятина, индульгенции и др.). Это и моральное разложение духовенства послужили поводом к знаменитому выступлению доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483‒1546) в 1517 году, положившее начало новой эпохе. И поскольку евреи продолжили играть в этом решающую роль, вновь обратимся к еврейским авторам.
«Когда интерес к рейхлиновскому спору стал ослабевать, в Германии возникло новое движение, которое, продолжая начатое Рейхлиным дело, потрясло самыя основы папства и католической церкви и подготовило обновление Европы. Эта, чреватая важными последствиями, реформация, исходившая от Лютера, своимъ успехом обязана рейхлиновскому спору, без коего она не могла бы ни возникнуть, ни развиться… Рейхлин, защищая Талмуд и борясь против доминиканцев, был, не ведая этого, орудием Божественного Провидения… Рейхлин и Лютер, Талмуд и реформация ‒ все перемешалось… Но реформационное движение, которое в течение короткого времени npиoбрело вcемирнo историческое значение, было в начале весьма слабо…» (Г. Грец, т. 10. с. 147, 150).
Однако противодействие ему со стороны следующего папы, Адриана VI, укрепило движение Лютера, вызвав обратную реакцию против папы, в том числе со стороны немецких политических властей.
«Булла, проклинавшая сочинения Лютера и Рейхлина, была холостым зарядом; она уже никого не воспламеняла, ибо вера в нее уже давно угасла; только в немногих немецких городах она в небольшом количестве была расклеена; в большинстве городов она не была допущена; во многих городах она была сорвана… Последствием этой буллы было лишь то, что Лютер публично сжег ее (10 декабря 1520 г.) и окончательно отрекся от папы. В этот день произошел формальный и окончательный разрыв между католицизмом и новой церковью, только еще зарождавшейся и еще не получившей определенного имени. Авторитет папы настолько ослаб, что князья, собравшиеся на имперский сейм в Вормсе, пригласили уже проклятаго папой и осужденнаго на сожжение еретика, витенбергскаго реформатора, к себе, чтобы выслушать его доводы. Во всех городах, которые он посетил на своем пути, он праздновал триумфы. Не было недостатка ни в демонстрациях, ни в адресах. Но, к счастью, молодой император, Карл V, который покровительствовал доминиканцам Испаниии, зажигавшим по всей этой стране костры, и охотно искоренил бы огнем и мечом все эти новаторства, принужден был опереться на реформационное движение, которое он мог политически использовать против папы; в противном случае Лютер вряд ли нашел бы защитников, кроме Гутена и еще нескольких рыцарей…» (Г. Грец, т. 10, с. 153).
Разумеется, этим оправданным протестом против церковных злоупотреблений воспользовалась всё та же антихристианская сила, превратившая Реформацию в новую ступень антихристианского гуманистического «Возрождения». «Многие пылкие евреи видели в этом восстании Лютера против папства падение христанского учения и триумф иудаизма… основывали на этом неожиданном перевороте и особенно на потрясениях, пережитых папством с его идолопоклонническими реликвиями и изображениями, самые смелые надежды на близкое падение Рима и приближение месианскаго времени избавления… Три ученых еврея пришли кь Лютеру, чтобы обратить его в иудейство…» (Г. Грец, т. 10, с. 164).
Нью-йоркский раввин Л.И. Ньюмэн опубликовал большое исследование на эту тему, резюмируя: «почти все реформаторы христианства имели по крайней мере одного друга или учителя-еврея, все важнейшие движения Реформации в своих истоках обращались к міру еврейской Библии» (Newman, Louis Israel. Jewish Influence on Christian Reform Movements. New York, 1925).
«Благодаря рейхлиновскому и лютеровскому движениям, столь долго пренебрегаемое изучение Библии расцвело». Еврейское учение, «до того времени пренебрегаемое всеми, к началу реформации вошло в моду. Благодаря его рвению [Рейхлина] и укреплявшемуся сознанию, что Библия, без знания еврейскаго языка, останется книгой за семью печатями, князья и университеты буквально гонялись за учителями еврейскаго языка и основывали особые кафедры не только в Германии и Италии, но и во Франции и Польше… Сам Лютер обучался еврейскому языку, чтобы глубже вникнуть в смысл Библии… Лютер… в уединенности Вартбурга перевел Библию, Ветхий и Новый завет, на немецкий язык… Скоро Библия была переведена и на другие европейские языки; сами католики были вынуждены нарушить запрет папы и дать народу Библию на понятном ему языке…» (Г. Грец, т.10, с. 165‒168). (Ранее эти тексты были европейцам доступны только на латыни.)
В результате Реформация, углубленная последователями Лютера, не привела к оздоровлению западной Церкви. Она ограничилась протестом против внешних злоупотреблений. Основное богословское положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает спасения души не через Церковь и ее обряды, а при помощи веры и благодати, даруемой ему непосредственно Богом. Лютер отверг все исторические и догматические постановления Церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника религиозной истины Священному Писанию в его собственном толковании. (Таким образом протестантизм постепенно отверг почти все церковные богослужебные традиции и таинства: крещение, миропомазание, исповедь, причастие, елеосвящение, таинство брака и священства, большинство протестантских течений сохранили лишь таинство крещения.) Тем самым Реформация вообще отвергла прежнее понятие Христианской Церкви с ее догматами и таинствами, заменив ее молитвенными собраниями верующих. Вероятно, в этом сказалась и немецкая рациональность, во всяком случае Реформация еще больше приземлила и исказила западное христианство под сильным влиянием иудеев.
Реформация вызвала ответную реакцию со стороны Католической церкви ‒ Контрреформацию, которая имела как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Если внешне это проявлялось в насильственном подавлении реформаторского движения путем преследования протестантов, распространения инквизиции и создания Индекса запрещенных книг, то внутренне это были некоторые меры очищения в самой Католической церкви. В 1536 г. папа Павел III создал комиссию, которая признала, что во многих злоупотреблениях были виновны папы и кардиналы, ставившие меркантильные интересы выше духовных. В 1545 г. по инициативе Павла III был созван Тридентский собор, на котором были приняты документы в связи с церковными злоупотреблениями. Павел IV (участник комиссии Павла III) изгнал из Рима 113 епископов. Преследованию подвергались даже кардиналы, заподозренные в аморальности. Немцы в этом очищении Католической церкви тоже были очень активны.
Тем не менее главных своих еретических новшеств католики так и не преодолели, а вожди Реформации их и не порицали, ограничиваясь критикой внешних злоупотреблений.
Реформация вызвала многочисленные религиозные конфликты, крупнейшим из которых была Тридцатилетняя война с 1618 по 1648 гг., затронувшая практически все европейские страны. Общие потери по разным оценкам составили от 5 до 8 миллионов человек. Многие регионы потерявшей от 20 до 45 % своего населения Европы были опустошены голодом, эпидемиями и долгое время оставались безлюдными.
Концом утверждения Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 г., по итогам которого стороны отказались от своего исключительного права на знание истины, вместо этого был принят принцип религиозного плюрализма и политической децентрализации. Признание за князьями национально-государственного суверенитета означало, что на своей территории каждое государство обладает всей полнотой власти и князь имеет право выбирать религию.
В итоге католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии, Ирландия. В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (территория современной Бельгии) и в Речи Посполитой. Во Франции государственной религией остался католицизм, однако протестанты долгое время пользовались правом свободного вероисповедания.
Карта распространения реформации в Европе
В этот период и отношение Лютера к антицерковной деятельности еврейства изменилось с благожелательного на ненавистное, писал Сесиль Рот в указанной книге:
«Реформация на ранних стадиях, казалось, несла с собой некоторое облегчение тяжкой доли евреев… Нет ничего удивительного, ‒ утверждал Лютер, ‒ что евреи не видят ничего привлекательного в религиозной системе, во имя которой им приходится столько страдать. Теперь, когда перед ними евангелие в его чистом первоначальном виде, ‒ убеждал Лютер, ‒ их отношение изменится. Он возлагал большие надежды на то, что одним из главных результатов его деятельности будет массовое обращение евреев в истинную веру. Обнаружив, что дело обстоит не так, Лютер был глубоко разочарован и постепенно проникся ненавистью к евреям… Он советовал своим последователям сжигать синагоги и относиться к евреям без всякой жалости. В проповеди, прочитанной незадолго до смерти, Лютер убеждал христианских князей не терпеть их более и изгнать их из своих владений. Его предписания не были выполнены, но что касается отношения к евреям, то разницы между протестантской и католической Европой практически не было». (Сесиль Рот. История евреев с древнейших времен по шестидневную войну. Иерусалим, 1967)
Тем не менее еврейские наставники Лютера успели сделать свое главное дело. В историософском плане Реформация исказила христианское учение об антихристе, признав за иудеями прежний статус богоизбранного Народа Божия, которого они были лишены Христом с передачей благодати христианам. Этот однозначный смысл выражен во многих притчах Христа: о передаче виноградника другим виноградарям – «отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21:41-43); о Хозяине дома, затворяющем врата для тех, на чьих улицах Он учил, но растворяющем врата для тех, которые «придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк. 13:29); о Царстве Небесном, которое подобно брачному пиру: «званные не были достойны», почему и было повелено звать «всех, кого найдете» (Мф. 22:2–14); тот же смысл притчи о званных на вечерю (Лк. 14:16–24). Апостол Павел подтверждает: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29). И об этом ожидаемом иудеями мошиахе Христос тоже сказал четко: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43), ‒ это будет антихрист. Реформаторы-протестанты всё это проигнорировали. Разрушение этого эсхатологического стержня христианского богословия было для евреев наиболее важным в Реформации.
Разумеется, всё это еще больше отдалило друг от друга православное христианство и западное в его новой метаморфозе, поскольку на Руси ни «Возрождения», ни Реформации не было. Однако главным религиозным противником и далее оставался еретический католицизм, к протестантам же русское духовенство относилось уже как к организации, не претендующей на церковное соперничество.
Евреи и попытка Реформации на Руси
Так же, как в средневековой Европе, еврейские общины существовали и на Руси в крупных городах. И так же из-за ростовщичества и иудейской религии, презирающей гоев, на Руси с древности к «жидам» относились как к врагам (можно вспомнить былину «Илья Муромец и жидовин»). Политической причиной было также хазарское иго (религией в Хазарском каганате был иудаизм), от которого освободил Русь Князь Святослав в Х веке, затем были погром ростовщиков в Киеве и высылка евреев решением совета князей при Владимiре Мономахе в 1113 году. Особый след оставила борьба с ересью жидовствующих на рубеже XV-XVI веков, на чем остановимся подробнее как попытке, родственной европейской Реформации.
Православное осмысление Реформации началось на Руси вскоре после выступления Лютера. Оно известно у Максима Грека, причем он, отвергая реформаторскую программу Лютера, был согласен с ним в оценке папства. К 1640-м годам относится сатирическое стихотворное «Изложение на люторы» московского книжника Ивана Наседки, опиравшегося на опыт полемических сочинений архимандрита Киево-Печерской лавры Захарии Копыстенского.
Сходную с протестантством реформу на Руси попытались внедрить не западные протестанты, а еще до их появления опять-таки евреи в попытке навязать Русской Церкви реабилитацию еврейской богоизбранности с опровержением божественной природы Иисуса Христа. (Советская историографическая школа считала ересь жидовствующих реформационно-гуманистическим движением.)
«Во время управления русской митрополией Филиппом I с 1464 по 1474 годы, какой-то иудей Феодор, прибыв в Московское государство, по всем вероятиям, из Литвы, крестился и так повел свои дела, что митрополит поручил ему, как знающему иудейский язык, перевести на славянский Псалтырь, что тот и сделал. Псалтырь эта сохранилась в собрании рукописей Кирилло-Белозерского монастыря [на 1913 г. – М.Н.] и по новейшим исследованиям наших ученых оказывается Иудейской молитвенной книгою «Махазор», причем, по словам одного из исследователей, М.Н. Сперанского, «ни в одном из псалмов нет пророчеств о Христе», которых так много в истинной Псалтыри, так как Феодор жид, «фанатически преданный иудейству», перевел вовсе не псалтырь Давида, а молитвы иудейские, употребляемые при богослужении, в которых ярко просвечивает иудейская оппозиция (неприязнь) учению о троичности лиц Божества.
Темная личность Феодора-жида была только предшественником гораздо более опасных разрушителей нашей веры. [Мы именуем иудеев – жидами, а не евреями, как их часто называют многие русские писатели новейшего времени, и делаем это потому, что Евер, предок Авраама, считается родоначальником многих семитических племен, в том числе и арабов; иудеи же происходят от потомков Иуды, почему на всех европейских языках для них и имеются названия, происходящие от слова Иуда: – юде – (по-немецки), джю – (по-английски), жюиф – (по-французски), жид – (по-польски) и так далее; наши летописцы, а также историки – Карамзин и Соловьев, тоже неизменно называют иудеев – жидами. – Прим. Нечволодова.]
В 1470 г. новгородцы пригласили себе литовского князя Михаила Олельковича. С ним вместе из Киева прибыл и ученый жид Схария, который был хорошо научен «…чародейству же и чернокнижию, звездознанию и астрологии», как его впоследствии описывает один из обличителей. Этот Схария и взялся за прочное насаждение жидовства в лоне нашей Церкви. Первым его учеником был священник Дионисий, которого он, без сомнения, привлек тайнами иудейского чернокнижия или каббалы… В каббалу входит астрология, … а также магия, или искусство производить чары с помощью заклинаний и др. волхвований.
Заманчивые и таинственные сведения, которые сулит изучение каббалы, служат на протяжении множества веков, вплоть до настоящего времени, сильнейшей приманкой для людей легковерных… Наставники-каббалисты постепенно убеждают учеников, что полное посвящение в тайные науки возможно лишь при условии отречения от Христа.
ХIV и ХV столетия ознаменовались особенным увлечением западно-европейского общества занятиями каббалистическими науками, преимущественно же астрологией… «Отреченные книги», во множестве появившиеся на Руси в ХIV и ХV веках в переводах с западноевропейских языков: «Аристотелевы врата, или тайные тайных», «Рафли», «Шестокрыл», «Трепетники» и «Лопаточники»… имеют самую близкую связь с иудейской каббалой, и, по-видимому, значительная часть их составлена иудейскими раввинами… Одним из таких странствующих раввинов-каббалистов, которых в это время имелось много в Западной Европе, и был, очевидно, Схария.
Дионисий не замедлил совершенно поддаться опытному жиду-совратителю и привел к нему вскоре другого священника… Оба новообращенных священника так усердствовали в новом учении, что хотели даже обрезаться, но жиды их до этого не допустили, говоря, что в случае падения на них подозрений обрезание будет служить уликою, и что иудейства они должны держаться тайно, явно же оставаться христианами и строго исполнять наружное благочестие. Это наружное благочестие первых еретиков… содействовало быстрому распространению их учения, причем новообращенные жидовствующие всеми силами старались получить священнические места, чтобы успешно воздействовать на свою паству. Кроме того еретики отличались ученостью и имели книги, которых не было у православного духовенства, которое потому не могло успешно бороться с ними…
Увидя, что дело разрушения православной веры благодаря усердию новообращенных… стало на прочные основы, жид Схария счел благоразумным скрыться со своими жидами-помощниками из Русской земли».
(Из книги А. Нечволодова «Сказания о Русской земле»)
Архиепископу Геннадию Новгородскому удалось собрать Московский собор, который проклял еретиков и приговорил их к заточению. Осужденных новгородцев посадили на лошадей лицом к хвосту в вывороченном платье и в берестовых остроконечных шлемах с надписью: «се есть сатанино воинство». В таком виде их провезли по всему Новгороду и в заключение подожгли на их головах шлемы. Тем не менее осужденные пошли не на костер, как это было бы в Европе, а были разосланы по монастырям.
Собор 1490 года. Лицевой летописный свод
Однако собор 1490 г. не обезсилил ереси в Москве, где главные жидовствующие, и в том числе первоиерарх Зосима, не пострадали и продолжили свое дело. Привлечение к ереси невестки Великого князя Елены Стефановны (дочери молдавского господаря) укрепило положение еретиков Потребовалось еще 14 лет борьбы и поддержка знаменитого и могущественного союзника – прп. Иосифа Волоцкого, чтобы на Соборе 1504 г. была окончательно обличена ересь жидовствующих и на основании гражданского закона было принято решение о казни около десятка главных еретиков через сожжение в специально построенных деревянных срубах. Остальных разослали по монастырям. В самом полном списке анафематствования жидовствующих, где собраны имена всех осужденных Соборами 1490 и 1504 годов, названо 43 имени, открывает этот список имя митрополита Зосимы.
Ересь жидовствующих стала хорошей «прививкой» против Реформации на Руси. В дальнейшем переселение евреев в Россию запрещали Иоанн Грозный и Петр I (впрочем, для отдельных лиц Петр делал исключения). Был указ Императрицы Елизаветы 1742 года «О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех Жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со всем их имением за границу и о невпускании оных на будущее время в Россию, кроме желающих принять Христианскую веру Греческого вероисповедания».
Возникновение и «богоизбранная» основа капитализма
С Реформацией западная апостасия выходит на новый важный этап. Реформация западного христианства ослабила нравственные запреты в общественно-экономической деятельности. Протестантство и еврейство (ранее сдерживавшееся однородным христианским окружением) рождают капитализм: небывалую ранее экономическую активность людей, сбросивших с себя христианские нравственные запреты, вследствие чего стяжательство материальной выгоды перестало считаться грехом ‒ наоборот: оно было провозглашено мерилом богоугодности. И произошло это под влиянием иудаизма, в котором именно так оправдывается и благословляется страсть к наживе и ростовщичество, ранее осуждавшееся Церковью.
«Свобода богословских суждений» в протестантизме привела к тому, что «среди множества религиозных сект, которые были вызваны Реформацией…, возникли и такие, которые склонились более к иудаизму» (Г. Грец, т. 10, с. 253). В них утверждается, что Бог изначально и неизменимо предопределил одних людей к спасению, других к погибели ‒ независимо от человеческой воли (чем отрицается и свобода воли человека, и необходимость его усилий ко спасению, и всеблагость Бога, который, получается, способен произвольно и незаслуженно обрекать человека во власть зла).
Наиболее известные и крупные из таких протестантских сект (пуританство, кальвинизм) выводят отсюда и немыслимое ранее оправдание нового экономического уклада: признаком «богоизбранности» объявляется богатство. В этом главный смысл и цель так называемой пуританской «трудовой аскезы». Немецкие ученые М. Вебер и В. Зомбарт убедительно показали, что капитализм как освящение материальных земных ценностей стал возможен именно вследствие такой иудаизации западного христианства в виде протестантизма.
Капитализм как власть денег возник не просто в результате накопления денег каким-то слоем людей ‒ иначе он возник бы уже в античном мiре. Он возник именно в христианском обществе, сначала освободившем людей от языческой плененности природе, ‒ а затем стал употреблением этой свободы для отхода от Бога в сторону небывалой ранее земной, материалистической, активности. Известный немецкий социолог и экономист М. Вебер подчеркивал, что в возникновении капитализма первичны не запасы денег, а капиталистический дух: «Там, где он зарождается, он создает себе денежные запасы как орудие своей деятельности, а не наоборот» («Протестантская этика и дух капитализма», 1904; см. также: Вебер М. «Избранное. Образ общества» М., 1994).
Такой экономический переворот произошел именно в результате Реформации, потеснившей христианские нормы жизни в сторону ветхозаветной (иудейской) морали ‒ с ее утилитарным освящением материальной жизни, с оправданием «богоизбранности» одних для богатства и эксплуатации других (что наиболее выражено в кальвинизме). Это обезпечивало «фарисейски спокойную совесть при наживе денег» (М. Вебер).
Духовная связь капитализма с протестантской этикой и еврейской активностью подробно прослежена в западной социальной науке авторами разных мiровоззрений (поскольку большинство из них сделали это не в виде упрека еврейству, а в виде признательности его заслуг). Помимо Вебера, широкую известность приобрели работы главного авторитета в этой области ‒ немецкого ученого Вернера Зомбарта («Евреи и хозяйственная жизнь». СПб., 1912). Зомбарт констатирует:
«Внимательное рассмотрение веберовских доводов обнаружило, что все те элементы пуританской догмы, которые… имели в действительности влияние на образование капиталистического духа, были заимствованиями из круга идей еврейской религии». «Соединенные Штаты Америки получили свою экономическую формацию главным образом под влиянием еврейских элементов… Соединенные Штаты вообще обязаны евреям своим существованием… только благодаря наличности еврейского элемента они таковы, какими мы их знаем… Ибо то, что мы называем американизмом, есть в своих главных чертах не что иное, как кристаллизовавшийся еврейский дух». «Я доказал с полной очевидностью, что хозяйственная жизнь нашего времени все в возрастающей мере подвержена еврейскому влиянию… без них мы никогда бы не достигли кульминационного пункта человеческой культуры: современного капитализма…» («Евреи и хозяйственная жизнь». СПб., 1912).
Причем евреи с древнейших времен взяли в свои руки мiровую торговлю и деньги ‒ материальную «кровь» экономической деятельности человечества (чем они гордятся). Ж. Аттали, президент Европейского банка реконструкции и развития, отмечает особое еврейское «чутье», благодаря которому с самого возникновения торговли «еврейские общины селятся вдоль силовых линий денег». «Уже в III в. еврейские общины сильно рассеиваются по міру, обезпечивая торговые связи от севера Германии до юга Марокко, от Италии до Индии и, быть может, даже до Японии и Кореи». И, обладая наилучшей информацией – становятся советниками монархов, влиятельными людьми. Возникает «почти абсолютное, но совершенно ненамеренное, тысячелетнее господство евреев в международных финансах», длившееся до XI–XII вв. И в дальнейшем, хотя они больше не являются единственными финансистами, «их власть остается могущественной» (Attali Jacques. Un homme d’influence. Sir Siegmund Warburg. Paris, 1985. Р. 23, 25), – гордится Аттали.
Сесиль Рот отмечает «расцвет еврейского господства в финансовом міре» к XII веку, объясняя это церковным запретом для христиан на занятие ростовщичеством, почему евреи и «нашли лазейку в этом, самом презираемом и непопулярном занятии»; от него «к XIII веку зависело большинство евреев в католических странах» (Roth С. А Short History of the Jewish People. London, 1936. Р. 202, 204, 207). Однако это распространенное объяснение не выдерживает критики, ибо то же свойство прослеживается у еврейства опять-таки с древнейших времен.
Эта особенность еврейства – следствие земной, материалистической направленности иудаизма. В своей книге «Евреи, мiр и деньги» Аттали дает этому феномену более точное объяснение:
«Бог «просил Авраама быть богатым, чтобы служить Ему…
Исаак и Иаков подтверждают необходимость обогащения для того, чтобы нравиться Богу… Бог благословляет богатство Исаака и разрешает ему купить право первородства у его брата Исава – это доказательство, что все имеет материальную цену, даже в виде чечевичной похлебки… Деньги – машина, которая превращает священное в светское, освобождает от принуждения, канализирует насилие, организует солидарность, помогает противостоять требованиям неевреев, является прекрасным средством служения Богу…
Еврейский народ сделал деньги уникальным и универсальным инструментом обмена, точно так же, как он сделал своего Бога уникальным и универсальным инструментом превосходства… В этом жестоком мiре, управляемом с помощью силы, деньги постепенно оказываются высшей формой организации человеческих отношений, позволяющей разрешать без насилия все конфликты, включая религиозные. Авторы Талмуда сами были в большинстве торговцами, экспертами по экономике…»
О ростовщичестве Аттали приводит поучение Рабби Якова Тама: «Это почетная профессия, ростовщики зарабатывают деньги быстро и достаточно, чтобы отказаться от других профессий и посвятить себя религиозным занятиям». (Attali J. Les Juifs, le mondе et l’argent. P. 20-23, 36, 124, 196-197)
Такое обожествление материальных благ и стяжательства в сочетании с расистской религией (Талмуд), рассматривающей имущество неевреев как свободную собственность, подлежащую присвоению, придавала особую моральную безцеремонность и эффективность еврейскому финансово-экономическому натиску в среде других народов. (Христиане подобного себе позволить не могли, ростовщичество запрещалось Церковью.) Эта безцеремонность евреев особенно проявилась в создании колониальных империй европейских государств: финансируя завоевательные экспедиции, участвуя в ограблении аборигенов и работорговле, евреи получали огромные прибыли, укрепляя свою власть. С другой стороны, евреи сделали для этого много важных финансовых изобретений (долговые векселя, разные формы кредита, акции и другие ценные бумаги, биржа т.п.), давших толчок экономическому росту. «Точно солнце, шествует Израиль по Европе: куда он приходит, там пробуждается новая (капиталистическая) жизнь», ‒ пишет Зомбарт…
И вот результат нового экономического уклада: в XIX веке «английские Ротшильды устанавливают міровые цены на золото и финансируют большинство европейских правительств», ‒ констатирует Аттали (Un homme d’influence. Р. 48). Как писал в том же XIX веке наш юдофил В. Соловьев, «иудейство не только пользуется терпимостью, но и успело занять господствующее положение в наиболее передовых нациях», где «финансы и большая часть периодической печати находятся в руках евреев (прямо или косвенно)» (Соловьев В. Еврейство и христианский вопрос. 1884 // Соловьев В. Статьи о еврействе. Иерусалим, 1979. С. 8.). Внук раввина Маркс делал из этого вывод, что именно евреи – носители капиталистической эксплуатации («К еврейскому вопросу», 1843). Еще до Маркса, повлияв на него, отождествил еврейство с капитализмом один из основоположников сионизма М. Гесс (напр.: «О капитале», 1845).
Известная еврейская публицистка Х. Арендт описывает, какими социально-психологическими сдвигами это сопровождается в эмансипированной части еврейства:
«Превращение Ротшильдов в международных банкиров… дало новый стимул для объединения евреев как группы, причем международной группы… в тот момент, когда религиозно-духовная традиция перестала объединять евреев. Для неевреев имя Ротшильда стало символом международного характера евреев в міре наций и национальных государств. Никакая пропаганда не могла бы создать символ, более удобный, чем создала сама действительность… Еврейский банковский капитал стал международным, объединился посредством перекрестных браков, и возникла настоящая международная каста. Возникновение этой касты, разумеется, не ускользнуло от внимания нееврейских наблюдателей». Их, банкиров, «изоляция и независимость укрепляли в них ощущение силы и гордости» ( Арендт Х. Антисемитизм // Синтаксис. Париж, 1989. № 26. С. 134, 146).
Аттали пишет о таких еврейских финансистах как «власти над властью», «большую часть времени они скрыты… но иногда становятся видимы» (как Ротшильды в XIX в., которые «финансируют большинство правительств»); «они организуются в странную аристократию, своего рода строгий орден с безпощадными законами морали и хищными ритуалами» (Attali. J. Un homme d’influence. P. 13-15, 48).
Так протестантской Реформацией христианства еврейство превратило западный мiр в благоприятную для себя среду, в которой финансовое господство обезпечивало и политическую власть, а деньги становились мерой всех вещей и от этого образа жизни нельзя было уклониться.
Вебер писал уже о капитализме начала XX в., что это «могущественный космос современной экономики… он определяет при помощи принуждения, превосходящего силы индивидуума, стиль жизни всех, кто с самого рождения попал в водоворот его развития, а не только тех, кто принимает непосредственное, прямое участие в экономической приобретательской деятельности… Человек, все более и более превращавшийся из управляющего на службе у Бога в машину на службе у капитала, должен был выполнять какой-то категорический императив, который становился тем иррациональнее, чем дальше заходило отмирание религиозных его корней». В сущности это форма уже не экономического, а духовного рабства человека у той силы, которая стремится господствовать в материальном мiре.
Созданный таким образом мiровой экономический механизм оправдывается якобы «непреложными экономическими законами». (Об этом см. в статье «Ложь и правда рыночной экономики»). Однако эти «законы» существуют не как заложенные Богом в мiроздание физические законы, они созданы людьми ‒ вернее той силой, которая добилась такого состояния мiра для своего глобального эксплуататорского господства над всеми народами. Мы живем в еврейском мiре, утверждает русско-еврейский профессор Калифорнийского университета Ю. Слезкин в книге «Еврейский век» (The Jewish Century, в русском переводе с менее откровенным заглавием: «Эра Меркурия», М., 2005): идеология успеха в современном мiре, – «это когда все становятся евреями».
И, разумеется, эта «кульминационная культура капитализма» может быть верно осознана лишь в масштабе христианского понимания смысла истории и ее предсказанного конца. Евреи стали дрожжами капитализма, поскольку были соблазнены диаволом на мiровое гоподство и овладение всеми земными ценностями ‒ потому основная часть еврейского народа во главе со своим руководством и не признала Мессию-Христа с его ценностями неземного Царствия Небесного ‒ она ждет своего «иного мессию», земного израильского царя, называемого в святоотеческой традиции «антихристом», посланцем сатаны. Сатана (он же диавол) лишен творческой способности, он ничего не может сотворить сам, а может только обманом (он «отец лжи») похищать у Бога сознанный Им земной мiр, надеясь стать его властелином. И отказавшийся от Мессии-Христа еврейский народ со своими талантами стал его эффективным инструментом в достижении этой цели. Слова Христа ‒ «ваш отец диавол» (Ин. 8:44) ‒ были произнесены не аллегорически. Своей глобальной материальной активностью, начиная с создания колониальных империй и до сегодняшних транснациональных корпораций, евреи в сущности объединяют мiр в будущее материалистическое царство антихриста, прообразом которого является уникальное государство США (о нем и об участии немцев в его создании подумаем в следующей главе).
Так Запад благоустроил свою землю материальными ценностями ‒ в ущерб ценностям небесным. С ними как бы заключался компромисс: они должны помогать земному «счастью», стремление к которому провозгласила американская «Декларация независимости» (1776). Она стала образцом для европейских буржуазных революций, в которых антихристианские силы добились новых успехов ‒ равноправия христианской и антихристианской религии: во Франции (1791), Англии (1849 и 1857), Дании (1849), Австро-Венгрии (1867), Германии (1869 и 1871), Италии (1860 и 1870), Швейцарии (1869 и 1874), Болгарии и Сербии (1878 и 1879).
+ + +
Таким образом, именно в Германии, ‒ провозгласившей в 1512 году «Священную Римскую империю германской нации»! ‒ всего лишь пять лет спустя, благодаря, как ни странно, ее национальному консерватизму и патриотизму, но использованному антихристианской силой в своих целях, началась апостасийная религиозная Реформация, которая вместе с предшествовавшим ей т.н. «Возрождением» погасила христианское Средневековье в Европе, открыв в Европе совершенно новую эпоху ослабления христианских сил… Стоит также отметить, что авторитетные еврейские историки участия евреев в этом не отрицают, а гордятся им…
Эту эпоху называют Новым временем. В нем главным инструментом «тайны беззакония» в Европе становится масонство ‒ тайная организация на основе унии протестантских конфессий с иудаизмом для достижения евреям равноправия, которого они в христианских монархиях не имели. Это было достигнуто в результате масонских антимонархических революций (т.н. буржуазных), которые дали евреям не просто гражданское равенство, но и формально «узаконенную» политическую власть посредством их давнего международного финансового господства.
(Будут уточнения и дополнения. Продолжение следует: 5. «Просвещение», масонство, Французская революция. Англосаксы и Америка…)
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.