4.12.2012. – Умер писатель Василий Иванович Белов
Василий Иванович Белов (23.10.1932–4.12.2012) – один из основателей немарксистского патриотического литературного течения в СССР, которое у советских критиков-интернационалистов получило презрительное название “деревенской прозы”. Точнее это была попытка восстановления русских национальных ценностей в условиях антирусского коммунистического режима.
Белов родился в страшные годы коллективизации в вологодской деревне Тимониха в крестьянской семье. Отец его в 1943 г. погиб на войне, и Василий еще мальчишкой начал работать в колхозе, помогая матери прокормить младших четверых детей.
После седьмого класса сельской школы в 1949 г. поступил в школу фабрично-заводского обучения в городе Сокол, получил специальность плотника и столяра. Потом освоил специальность моториста-дизелиста, электромонтера, в армии выучился на радиотелеграфиста.
Подлинную его профессию определила любовь к литературе. Поселившись в Вологде, Белов стал сотрудником районной газеты, писал очерки, статьи, стихи. По совету писателя-земляка А. Яшина поступил по конкурсу в московский Литературный институт, окончание которого в 1964 г. и принятие в Союз писателей давало право на профессиональный писательский труд без обвинения в «тунеядстве». Однако городская жизнь, к которой Белов поначалу устремился, лишь помогла ему лучше понять все нравственные достоинства еще отчасти сохранявшегося быта русской деревни.
Первой его книгой стал в 1961 г. сборник стихов «Деревенька моя лесная», однако известность он получил позже как прозаик своими первыми же рассказами и повестями, вошедшими в сборник «Знойное лето» (1963). Прославила его печальная повесть «Привычное дело», опубликованная в 1966 г. в петрозаводском журнале “Север” и ставшая заметным литературно-общественным событием. Показанный в ней простой колхозный труженик Иван Африканыч – типичный русский человек, несмотря на марксистский режим сохраняющий русские национальные черты: честность, совестливость, выносливость и трудолюбие, хотя и не без противоречий. Уже в этой повести Белов чутко отражает конфликт между мертвящей городской и животворящей крестьянской психологией, передавая ее гармоничную душевную связь с природой.
На эти же темы о ценности крестьянской «малой родины» писатель размышляет в повести «Плотницкие рассказы» (1968). В 1970-е гг. Белов печатает повести, составившие цикл «Воспитание по доктору Споку». В 1979–1982 гг. пишет ставшую знаменитой книгу «Лад» о русском народном быте, которая привлекла внимание и русской эмиграции — собрание очерков о северной русской деревне. В 1987 г. уже как один из ведущих «деревенщиков» Василий Иванович публикует роман «Кануны» о большевицкой коллективизации как уничтожении традиционного трудолюбивого русского крестьянства; эта тема продолжилась романом «Год великого перелома» (1989-1991) и «Час шестый» (1994-1998).
В том же 1987 г. вышел роман «Всё впереди», навлекший на автора обвинения в «антисемитизме» в связи с тем, что главным отрицательным персонажем оказался еврей, уезжающий по еврейской визе за границу. Он представлен как типичный носитель городской космополитической психологии, способной только разрушать.
Все эти годы Василий Иванович, будучи авторитетным участником неформальной т.н. «Русской партии», пишет также статьи в защиту уничтожаемых русских деревень, борется против поворота северных рек на юг, в годы «перестройки» активно участвует в разгоревшейся борьбе патриотов и западников за направление реформ, в том числе и как избранный народный депутат СССР (1989-1991), ратуя за восстановление традиционного русского уклада на селе и исторической памяти. На II съезде народных депутатов СССР 17 декабря 1989 г. Белов призывал:
«Реабилитируйте раскулаченных крестьян! Уже одно это подбодрит сельского труженика, заставит думать всерьез о нашем ЦК и о правительстве. Дайте справедливый государственный статус униженной и оскорбленной России! Одно это сразу подстегнет экономику. Верните исторические названия городам, площадям и улицам! Только из одного этого у многих изменится отношение к семье, к работе, к ресурсам, к машинам, природе и к той же рюмке… Вернуть православные и другие храмы и монастыри прежним владельцам — это очень серьезные требования и очень многочисленные».
Белов очень ценил труды И.А.Ильина, чьи избранные работы он подготовил и издал с собственным предисловием (Ильин И.А. Одинокий художник. М., 1993).
Обращение к вере в Бога у Белова было постепенным и совестливым: «…мучает меня, что я очень уж долгое время был… воинственным атеистом. Мне и сейчас, конечно, далеко до полноты христианского понимания и всепрощения, но стремлюсь к православной вере… Пока наш народ не обретет Бога в душе своей, до тех пор не вернется и наш русский лад» (Молюсь за Россию! // Наш современник. 2002. №10). В родной деревне Тимонихе восстановил разрушенную церковь.
Василий Иванович как общепризнанный народный писатель с мiровым признанием имел много государственных наград, однако сторонился участия в правительственных мероприятиях как в советское время, так и в постсоветское. В то же время он участвовал в деятельности патриотической оппозиции, иногда приезжая из Вологды в Москву пообщаться с друзьями (в Союзе писателей, в редакции «Нашего современника», где мы с ним лично познакомились).
Как лауреат Государственной премии В.И. Белов поставил свою подпись под «Письмом 500-5000» (прочел посланный ему по почте текст и сообщил одобрительный ответ по телефону). В дальнейшем Василий Иванович, уже будучи тяжело больным, следил за движением «ЖБСИ!» и читал присылаемые ему издания. Отвечая на анкету «Русская исповедно-завещательная библиография: влиятельные люди о влиятельных книгах», Белов представил такой свой список, который много говорит о его мiровоззрении:
1. Шукшин В.М. Сочинения.
2. Шафаревич И.Р. Трёхтысячелетняя загадка.
3. Куняев С.Ю. Сочинения в 3-х т.т.
4. Небольсин А.Р. Метафизика прекрасного.
5. Свиридов Г.В. Музыка как судьба.
6. Паскаль Б. Мысли.
7. Полторацкий Н.П. И.А.Ильин и полемика вокруг его идеи о сопротивлении злу силой.
8. Кристофанелли Р. Дневник Микеланджело неистового Роландо Кристофанелли.
9. Назаров М.В. Жить без страха иудейска.
Василий Иванович Белов был удивительным образцом той нравственно здоровой и активной части русского народа, которая в условиях богоборческого режима, имея определенные официальные позиции и народный авторитет, стремилась защищать и восстанавливать русские традиции и национальные ценности. Он был деятельным сподвижником таких выдающихся людей, как Ф.А. Абрамов, В.А. Солоухин, В.Г. Распутин, И.Р. Шафаревич и многие другие.
М.Н.
Источник: www.rusidea.org
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.