Созерцание истории для её осмысления
В этом 2012 году исполняется несколько важных годовщин в русской истории. Во-первых, мы отмечаем 1150-летие учреждения Русского Государства, каковое нашими летописцами отмечено под 862 годом. Во-вторых, мы отмечаем 770-летие изгнания с Руси тевтонских рыцарей, на голову разбитых святым князем Александром Невским 5 апреля 1242 года, на льду Чудского озера. В-третьих, мы отмечаем 400-летие изгнания из Москвы польских интервентов, в 1612 году. Наконец, в этом году мы также отмечаем и 200-летие изгнания из России великой французской армии, с её западноевропейскими союзниками, в 1812 году.
Русская история – сравнительно продолжительная история. Россия как государство существует вот уже двенадцатый век, больше, чем большинство современных европейских государств, не говоря уже об американских. В течении такой продолжительной истории, в ней было не мало важных событий, круглые годовщины каковых иногда образуют интересные комбинации, не лишенные символического смысла.
Известный голландский философ Йохан Хейзинга (Johan Huizinga, 1872 – 1945), в своей речи «Задача истории культуры», перед cобранием европейских историков в 1927 году, отметил, что «важнейшей задачей истории является осмысление (толкование смысла) того, что полно смысла (Sinndeutung des Sinvollen), а не придание смысла бессмысленному (Sinngebung des Sinlosen)».
История, понимаемая как наука, а не как подсобная идеологическая система домыслов, должна отвечать основным требованиям любой науки, недвусмысленно установленным еще Аристотелем: «Утверждать, что есть то, что есть, и что нет того, чего нет». Однако, «нет науки случайностей (частностей), так как всякая наука является наукой постоянного (общего)». Посему, «высшая степень знания, это созерцание причин… ибо мы думаем, что знаем полностью… когда думаем, что знаем причины».
Вместе с другими науками в древней Греции зародилась и история как наука. Первый историк Геродот так и назвал эту науку: история, от глагола «исторео», что в первую очередь значит исследовать, расследовать, разузнавать, допрашивать, допытываться, и лишь во вторую очередь – повествовать, описывать, рассказывать о разузнанном.
Значит, в истории нужно повествовать лишь о том, что хорошо исследовано и хорошо осмысленно, и чье место в сложной цепи причин поддается созерцанию.
Учреждение Русского Государства в 862 году
Главная причина учреждения Русского Государства в 862 году чётко и недвусмысленно указана летописцом в «Повести временных лет», при его повествовании об этом событии:
« и рѣша сами въ себѣ · поищемъ собѣ кнѧзѧ · иже бꙑ володѣлъ нами · и судилъ по праву · … всѧ землѧ наша велика и ѡбилна · а нарѧда въ неи нѣтъ · да поидѣте кнѧжитъ и володѣти нами · »
Начальный анализ этих летописных слов повествования о цели призвания Рюрика, «да судит по праву», ясно нам говорит, что Рюрику не поручалось никакое законодательство, ни списанное ни наново написанное. Право у наших предков к тому времени уже существовало, так что развёрнутый полный смысл этой фразы следующий: «да будет нашим судьёй, да судит нас по нашему праву». Значит, у них к тому времени уже существовали развитые общественные структуры, ибо, как говорили римляне, «где общество, там и право», ubi societas ibi jus.
Известный немецкий юрист и философ права Рудольф фон Игеринг (Rudolf von Ihering, 1818–1892) считал, что право является продуктом общества, а не отвлечённых доктрин. Право каждого общества отображает верования, идиосинкразию и быт этого общества. В свою очередь, общество учреждает государство, чтобы обеспечить соблюдение этого своего права. Без сохранения и соблюдения своего права, никакое общество не может сохранить свою внутреннюю свободу и свой быт. (Согласно А. Хомякому, «свобода» и есть «свой быт»).
Некоторые современные исследования причин различной средней продолжительности жизни у отдельных народов пришли к предположению, что среди других причин существуют также и социологические причины для такой дифференциации. Согласно этим предположениям, средняя продолжительность жизни увеличивается в тех обществах, в которых существует социальная иерархия, но при одновременном наличии чётких правил игры. Когда общество вырабатывает такие правила игры и придерживется их, частично благодаря наличию иерархии в обществе, его члены в среднем живут дольше, ибо живут лучше. Право и есть высший вид таких правил игры, выработанных в согласии с естественной внутренней природой человека.
Получается, что право является главной причиной учреждения государства. Однако, испанский философ Хосэ Ортега-и-Гассет (Jose Ortega y Gasset, 1885–1955) не совсем согласен с Игерингом, ибо считает, что первой причиной учреждения государства является необходимость организации и возглавления военной обороны общества от внешних врагов, и лишь затем необходимость обеспечения непредвзятого и справедливого суда для всех, в согласии с правом. На самом же деле эти две причины тесно между собой связаны, ибо оборона от внешних врагов в конечном итоге тоже имеет целью сохранение собственного права и собственной свободы (быта), так как враги несут с собой не только свои верования, но также и свое право и свой быт. В летописной формуле «поисков князя» присутствуют эти обе причины: суда и княжения (то есть возглавления обороны).
Поисками князя для суда и княжения занималось не только народное вече восточных (русских) славян в Новгороде. Существует много исторических повествований и у других народов об аналогичных процессах. Например, одна английская хроника рассказывает о призвании британскими кельтами саксонских князей. Даже в самих истоках римской истории имеется тоже подобный случай, подробно описанный Титом Ливием.
После смерти Ромула, основателя Рима в 753 году до Р. Х., «народ Рима, на собрании, постановил, чтобы сенат вынес решенье, кому быть в Риме царём… В те времена славился справедливостью и благочестием Нума Помпилий. Он жил в сабинском городе Кумы и был величайшим… знатоком всего божественного и человеческого права…». Причём, «в чистоте нравов народ сабинян не знал себе равных». Посему, Нума Помпилий и был выбран римским сенатом, при народном согласии, царём Рима, несмотря на то, что он не был римлянином. Однако, став вторым царём Рима, Нума Помпилий, с первого же момента своей инаугурации как царь, стал придерживаться римского права, а не сабинского или какого-нибудь иного. Тит Ливий пишет: «Приглашенный в Рим, Нума Помпилий, следуя примеру Ромула, который принял царскую власть испытав волю богов касательно основания города, повелел и о себе вопросить богов… Тогда авгур, чье занятие отныне сделалось почетною и пожизнененной гоударственной должностью… положив правую руку на голову Нумы… помолился…, Нума сошел с места гадания уже царём.» (Таким образом, эта первая в истории «инаугурация» заключалась в рукоположении царя авгуром, при молитве!) Тит Ливий отмечает, что Ромул царствовал 37 лет, а его сабинский преемник 43 года.
Большинство современных западноевропейских государств в своих истоках не выискивали и не призывали князей, ибо таковыми у них становились вожди их варварских завоевателей, которые подчиняли завоёванные территории своему праву. Вандалов, остготов, вестготов, франков, лонгобардов, норманнов и прочих варваров никто никуда не приглашал. Они сами устанавливали свои государства и свое право на завоёванных ими обломках римских провинций. Их предводители становились не только новой государственной аристократией, но также и владетелями значительных недвижимых имуществ, и даже бывших отдельных пограничных римских укреплений, щедро раздаваемых главными вождями своим соратникам. Так возникла феодальная система в Западной Европе. (От германского слова «феод» – скот, имущество, родственого современному немецкому слову Vieh, скот.) Феодалы не перемещались из одного города в другой, как русские князья в Древней Руси, ибо не служили всей земле, а крепко цеплялись за свой личный замок. В Древней Руси замков не было и не было феодалов, а был один единственный княжеский род, члены которого должны были служить всей Земле Русской, как об этом пишет киевский Летописец и поёт автор «Слова о полку Игореве».
Дальнейший анализ этого учредительного процесса в Древней Руси нам указывает, что общественные до-государственные структуры наших предков имели в основном племенной характер. Летописец перечисляет по имени ряд отдельных племён восточных славян, а также и племена, представители которых «решили сами по себе» поискать общего для них князя. На уровне племён и существовали у них общественные и до-государственные структуры, со своими племенными князьями, выборными посадниками и тысяцкими и, по-видимому, племенными думами, состоящими из окончивших свой срок выборных старейшин.
Учреждение Русского государства было актом создания общих надплеменных и надродовых (на-родных) территориальных структур. Аналогичные процессы происходили и при создании Афинского Полиса, около 1000 года до Р. Х., путем объединения нескольких атических племён, каковое объединения афиняне называли актом «сожительства», «синокии» (от слов «син» – со, и «ойкос» – дом). У них даже была «богиня сожительства», Синекия. Подобный процесс происходил и в истоках Рима, где три племени стали составными частями одного общего государства. Именно поэтому, в латинском языке само слово «треть» стало синонимом слова «племя». От этого слова «tribus» затем и пошли все производные от него слова, до сих повсеместно употребляемые: трибунал («племенной суд»), трибуна (подмостки для судьи и для выступающих перед судом ораторов), трибун (племенной судья, в Риме одновремено бывший и «полковником» одного из трёх полков, входивших в состав первоначального общего легиона), и т. д.
Учреждение общего надплеменного государства Русь было необходимо для обороны всего «этноса», всего народа всей Земли Русской. Посему, уже через двадцать лет после учредительного надплеменного веча в Новгороде, столица нового государства переноситься в Киев, при втором князе, Игоре Рюриковиче. Киев находился приблизительно на середине «великого водного пути из Варяг в Греки». Северный конец этой геополитической и экономической оси был в Новгороде, а южный – на Азовском море, в Тмутаракани. Этот путь, по-видимому, возник незадолго до призвания Рюрика, так что даже можно предположить, что возникновение этого нового экономического и геополитического пути, и необходимость его обороны, было тоже одной из причин учреждения общего государства восточных славян. Однако в Киеве тогда еще были местные племенные князья, которым вскоре пришлось уступить место общему русскому Великому князю.
С этого момента становится актуальной необходимость защиты независимости не только собственной государственной территории, но также и обшего геополитического и экономического положения нового государства. Новгород был свободным городом, но Киев платил дань соседнему Хазарскому государству. Население этого Хазарского государства было в основном тюркским, но его религиозные и культурные верования не были однородными, а смешанными. Ведущий слой этого государства исповедовал иудейскую религию, но среди населения были кроме того христиане, мусульмане и язычники. Уже при малолетнем киевском князе Игоре, при местоблюстительстве князя Олега, Русь стала оказывать военное сопротивление хазарам. При Святославе, сыне Игоря, хазарское государство было разгромлено, и Русское государство стало полностью суверенным (самодержавным), ибо уже не должно было никому платить дани.
Походы Руси на Константинополь при киевских князьях Игоре, Олеге и Святославе в основном преследовали цель закрепления справедливых коммерческих договоров Руси с Византией, что подтверждает геополитическую роль «великого пути из Варяг в Греки». Тексты этих международных договоров частично сохранились, и из них мы узнаём, что уже тогда в них Русь называлась греками «Россией», иногда с одним «с». Однако, значение посещения Константинополя вдовой князя Игоря, княгиней Ольгой, выходило за рамки геополитики и международной торговли. Киевская княгиня Ольга, урождённая псковитянка, крестилась в Константинополе и таким образом указала Руси также религиозную и культурную ориентацию. Её внук, великий князь Киевский, Владимир Святой, Крещением Руси свободно выбрал для Русской Земли окончательную макроисторическую ориентацию.
Сын Святого Владимира, Ярослав Мудрый создал первый на Руси письменный сборник законов, под названием «Русская Правда». Однако, уже его отец, Владимир Святой, по словам летописца, «думал», вместе с дружиной, «о строе землене и о уставе землене». К этому времени, Русь уже приняла из Византии не только Православие, но и многие начала и плоды византийской культуры, в том числе и познакомилась с Римским правом, спасённым для человечества Кодексом Императора Юстиниана от 629 года. Несомненно, «Русская Правда» частично учитывает принципы и этого права, но всё же она является сборником русского обычного права, как это говорит само её имя. «Русская Правда в главной основе своей имеет княжеские уставы, возникавшие из судебных приговоров… Но судебные приговоры основывались большею частью на обычном праве». (М. Ф. Владимирский-Буданов, цит. по: К.Н. Зайцев. Киевская Русь. Шанхай, 1949).
Первый период истории России длился 380 лет: со столицей в Новгороде в течение 20 лет и со столицей в Киеве в течение 360 лет. За всё это время наша Русская Земля не только жила свободно, но и достигла больших политических, экономических и культурных успехов. «Киевская Русь, со своим стольным городом – матерью городов русских – Киевом, вошла в историю России с ореолом славы, с памятью благоденствия, с нимбом святости. Воздухом, светом залита пленительная панорама Киевской Руси: свободою, простором веет от нея… Лучи славы ярко озаряют Киевскую Русь. Не в меньшей мере характерно для нея и материальное благосостояние» (Проф. К.Н. Зайцев).
Изгнание тевтонских рыцарей в 1242 году
Потеря политической свободы в результате татарского нашествия в 1240 году приняла катастрофические формы. Киев, блестящая столица Руси, был разрушен и сожжен. Многие города и области Руси тоже сильно пострадали, за исключением Новгородской области. В этот трагический момент, Запад впервые вероломно напал на Русь. Сперва напали в том же 1240 году Шведы, которые были разбиты на Неве русским войском, под предводительством новгородского князя Александра, после этой победы прозванного Невским.
Затем, в 1242 году, 770 лет тому назад, ровно через 380 лет после призвания Рюрика, Тевтонский орден тоже напал на Русь. Этот католический рыцарский орден был основан в Акре, на Ближнем Востоке, в 1196 году, в присутствии великих магистров Ордена Тамплиеров и Ордена Госпитальеров. Затем его перебросили в Прибалтику, хотя его официальная столица была в Монфоре, а с 1271 года в Венеции. (Из Венеции двинулся в 1204 году IV Крестовый поход против Константинополя). В 1237 году Тевтонский орден включил в себя балтийский Орден меченосцев.
5 апреля (по старому стилю) 1242 года рыцари Тевтонского ордена были на голову разбиты войском Александра Невского, на льду Чудского озера. После этого, Тевтонский орден оставил в покое русские владения, и обратил свое внимание на поляков и литовцев. Во времена лютеранского раскола в католицизме последний магистр Ордена Альбрехт Гогенцоллерн объявил в 1525 году владения Ордена светским государством, под именем Герцогства Пруссии, а самого себя – герцогом. От него и пошла прусская династия Гогенцоллернов.
Русь тогда, в XIII веке, сумела спастись от подчинения Западу, которое вело к потере не только внешней свободы, но также и к потере собственных верований, идиосинкразии, самосознания, права и быта, и к замене их чужими верованиями, правом и бытом. Тогда Россия спаслась от такого самоубийства благодаря святому князю Александру Невскому, принявшему на себя лично все жертвы для этого. Он скончался во время своего возвращения из очередной поездки к татарским ханам. Перед смертью он принял монашество. Православная Церковь канонизировала этого величайшего из русских князей. На раке с его мощами в Санкт-Петербурге кратко указаны его княжеские заслуги: он тщательно проходил свое служение. Известный аргентинский философ и политолог Гарсия Вентурини ставил великого князя Александра Невского в пример вообще всем властителям, за его ответ новгородцам на вече, кричавшим ему «княже, мы любим тебя». Святой Александр Невский тогда им ответил, что он не прибыл к ним, для того, чтобы они его любили, а для того, чтобы ими править.
Через 140 лет после татарского нашествия, Русь смогла не только начать процесс собирания земель русских, разрозненных и отторгнутых после этого нашествия, но и одержать над татарами первую большую победу на Куликовском поле. В татарском войске сражались против войск великого князя Димитрия Донского также и некоторые западные полки. А еще через сто лет, в 1480 году, при великом князе Иване III, Русь окончательно обрела и формально свою полную политическую свободу. Татарское иго длилось 240 лет.
Таким образом, при последних четырёх государях из рода Святого Александра Невского, Россия снова вернулась к своей первоначальной исторической роли, достигнутой в славный киевский период.
При великом князе Иване Третьем Россия окончательно осовободилась от татарского ига и соединила московский герб святого Георгия с византийским двуглавым орлом, после венчания московского Великого князя с наследницей византийского престола царевной Софией Палеолог.
При великом князе Василии Ивановиче, западноевропейские властители, в том числе римский папа, германский император и английский король, впервые начали иногда величать московских великих князей «императорами». А сербские монахи на Афоне стали их называть «белыми», то есть свободными, царями.
Царь Иван Васильевич Грозный венчался на царство в 1547 году, достигнв совершеннолетия в возрасте 16 лет, установив при этом Регалиями Верховной власти России шапку и бармы киевского великого князя Владимира Мономаха, правнука Святого Владимира, полученные им от своего деда, константинопольского Императора Константина Мономаха. Сразу после этого, он учредил земское самоуправление и суд целовальников, а затем, через три года, Земский Собор, в 1550 году. При нём к России были присоединены Сибирь, Казань и Астрахань. Основанием Архангельска и торговым договором с Англией при Иване Грозном была частично преодолена экономическая блокада России на балтийском побережье. В результате, частично был восстановлен «великий путь из Варяг в Греки».
При царе Федоре Ивановиче в России было установлено в 1589 году Патриаршество для Всея Руси, при согласии всех четырёх Восточных Православных Патриархов.
Таким образом, династия Рюрика выполнила народный наказ, полученный на вече в 862 году. Государственная территория Руси увеличилась с маленькой территории новгородского княжества до территории великого евразийского государства, соединяющего два великих мировых океана, чья столица стала в некоторых отошениях фактической наследницей Царьграда. История человечества не знает других таких процессов роста и развития. Так что, было бы наивно предполагать, что такие процессы не вызовут соответствующей враждебной реакции.
Изгнание поляков из Москвы в 1612 году
Когда в 1598 году скончался царь Фёдор Иванович, окончилась московская ветвь Рюриковичей, ибо он не имел потомства. Эта московская ветвь русских князей, восходившая своими корнями к Рюрику, началась с первого московского князя Даниила Александровича, сына великого Князя Александра Невского. В процессе собирания Земли Русской под Московскими великими князями, все остальные ветви князей из династии Рюрика со временем постепенно отказывались от прав на возглавление Государства Российского, но их представители продолжали состоять в Боярской Думе.
Фёдор Иванович оставил на «всех своих государствах» свою супругу Царицу Ирину, которая могла бы царствовать до своей кончины. Однако она ушла в подмосковный Девичий монастырь, где постриглась в инокиню под именем Александры и отказалась от государственных дел. Земский собор выбрал Царём брата Царицы Ирины, боярина Бориса Годунова, который уже при Фёдоре Ивановиче принимал участие в управлении государством, под титулом «правителя». Царь Борис Годунов умер в 1605 году, во время нашествия на Россию из Польши Лжедмитрия I, и тогда наступило Первое Смутное время в России.
Со временем Лжедмитрий I воцарился в Москве, окруженный иноземными советниками. Когда русские люди увидели, что он живёт и ведёт себя не по-русски («не был похож на благовоспитанного человека, не был богомолен, не держал постов, кутил и пьянствовал, был слишком близок к иностранцам», пишет проф. С.Ф. Платонов), поднялось восстание, в результате которого самозванец был убит.
В Москве произошёл раскол среди правящего слоя. Было выдвинуто предложение пригласить на русский престол сына польского короля, при двух условиях: принятия им Православия и правления совместно с Боярской Думой и Земским Собором, другими словами при условии соблюдения исторической Конституции Руси. Одновременно, русское посольство в Польше, под возглавлением митрополита Филарета, официально заявило: «Изначала у нас в Русском царстве так велось, если великия государственныя или земския дела начнутся, то великие государи призывали к себе на собор патриархов, митрополитов и архиереев, и с ними о всяких делах советовались, без их совета ничего не приговаривали». Таким образом, под давлением глубокого политического кризиса, формально выяснилась подлинная (неписаная) Конституция Руси-России, органически учрежденная в процессе её исторического развития. Основные моменты такого конституционного учреждения можно резюмировать следующим образом:
1. В 862 году на Руси учреждается Верховная власть с династической легитимностью, с наказом возглавлять оборону страны и быть судебным арбитром, в согласии с существующим правом. Местные управительные власти (тысяцкие воеводы, посадники и советы старейшин) продолжают существовать по-старому.
2. После Крещения Руси в 988 году, эта Верховная княжеская власть обязуется придерживаться Православия. Одновременно, она учреждает «Думу с архиереями и ратными людьми», чтобы совместно с ними «думать о строе земли и об уставе земли».
3. В 1547 году Верховная княжеская власть принимает царский титул, а в 1550 году учреждает «Собор Всея Земли», в состав которого входят Дума, церковная иерархия, правительственные органы, военное руководство и выборные от городов. Децентрализованные выборы по местам не только обеспечивают реальное представительство от народа, но также и предохраняют самих представителей от зависимости от централизованных партий и иных корпораций, перехватывающих и узурпирующих народную волю.
4. В 1589 году учреждается Патриаршество Всея Руси. Патриарх или его представитель председательствует в междуцарствие на Земском Соборе.
Польские войска вступили на территорию России, осадили Смоленск, дошли до Москвы и заняли Кремль. Одновременно, шведские войска тоже оккупировали русские приграничные территории. В самой стране подняли голову воры и проходимцы. Организовались вооруженные отряды воров. Глава русского посольства в Польшу, митрополит Филарет, двоюродный брат Царя Фёдора Ивановича, был брошен поляками в тюрьму. Патриарх Гермоген был заточен поляками под стражей в Кремле, где он скончался в начале 1612 года.
До своей смерти, Патриарх Гермоген разослал по всей стране воззвания к русским людям, с призывом восстать за Русскую Землю. В Нижнем Новгороде этот призыв был услышан. Новгородский староста Кузьма Минин созвал народ на сходку, на которой было решено, что каждый домовладелец должен дать на народное ополчение треть своего дохода. Решили собирать ополчение и выбрали в его начальники князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Собранное земское ополчение в 1612 году пошло не прямо на Москву, а в Ярославль, главный город среднего Поволжья. В течение лета, князь Пожарский устроил свое войско и собрал Земский Собор, во главе с митрополитом Кириллом, который жил на покое в Ярославле. Затем Русская Рать двинулась к Москве. По дороге к ней присоединялся народ. Даже некоторые воры, видя наступление легитимной русской власти, подчинялись ей.
Таким образом, эта акция преодоления Смутного времени не ограничивалась военными мерами, а имела органический политический характер, чему способствовала конституционная структура России: Земский собор мог быть созван и в междуцарствие и даже в отутствии Патриарха. На Собор прибыли те немногие бояре, которые избежали польского плена, а также и выборные люди от многих городов. Политический гений Царя Ивана Грозного учредил Земский собор таким образом, что несмотря на разделение в симфонии между Русской Церковью и Русским государством, государство всегда могло опереться на Русскую Православную Церковь и попросить у неё помощи в тяжелые моменты. Государство есть дело рук человеческих и посему не обладает такой незыблемостью, как Церковь Христова.
Четыреста лет тому назад, 22 октября 1612 года,по православному стилю (4 ноября по новому) Руская Рать взяла приступом Китай-город в Москве. Вскоре, польский начальник Струсь сдал русскому воеводе князю Пожарскому также и Кремль. Польский король появился в окрестностях Москвы со своим войском, чтобы оказать помощь полякам в Кремле, но быстро отступил обратно в Польшу, увидев что на Руси решили преодолеть Смуту. В самой Москве русское ополчение поставило церковь на Красной Площади (теперь Казанский собор) и установило праздновать день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (4 ноября н.ст.).
Окончательный катарсис Смутного времени произошёл в следующем 1613 году, на Земском Соборе. Собор сперва постановил не избирать русского Царя из иноверных, а «из великих московских родов». После этого голоса разделились. Затем поступило предложение, по своей сути сводившееся к тому, что Царя нельзя избирать, а надо лишь установить, кто является «природным Царём», то есть кто стоит в ближайшем родстве к последнему Царю из московской династии Рюриковичей. Именно так и поступили, когда выбрали Царём Бориса Годунова, родного брата Царицы Ирины, супруги Царя Фёдора Ивановича. Все знали, что ближайшим родственником Царя Фёдора Ивановича был его двоюродный брат по матери, в миру боярин Фёдор Романов, а затем митрополит Филарет, стоявший во главе русского посольства в Польшу, заточенный поляками в тюрьму. Посему, 7 февраля 1613 года Собор остановил свой выбор на его 16-летнем сыне Михаиле Фёдоровиче, но для окончательного решения решил призвать на Собор отсутствующих бояр, а также запросить мнение городов. Вскоре из городов пришли одобрительные вести и бояре съехались на Собор, и тогда 21 февраля 1613 года Земский Собор торжественно провозгласил Михаила Фёдоровича Романова русским Царём, и ему принесли присягу все члены Собора и жители Москвы.
Таким образом, Земский Собор 1613 года внёс важные дополнения в конституционный строй России. Поводом к этому было прекращение царствовавшей московской ветви династии Рюриковичей. Собор следовал в этом предписаниям ветхозаветного законодательства Моисея, которые наш великий учёный Лев Тихомиров чётко резюмировал в своем труде «Монархическая государственность», указав, что легитимная монархия нуждается в трёх предпосылках:
1. Народ должен хотеть иметь Царя.
2. Народ не может выбирать Царя, ибо Царь должен быть указан Богом и самой природой.
3. Царь должен царствовать строго в согласии с Законом и должен «читать Закон каждый день».
Земский Собор решил окончательно и навсегда закрепить эти постулаты, а также принципиально пресечь дорогу всем будущим самозванцам. Земский Собор наперёд отлучил от Церкви и от Пресвятой Троицы любого будущего самозваннного лжецаря, не являющегося потомком Михаила Федоровича Романова.
В следующем 2013 году исполняется 400-летие Земского Собора 1613 года. В связи с такой чрезвычайной годовщиной, необходимо по этому поводу вкратце отметить три важных момента:
1. Земский Собор 1613 года ничего не указал о порядке наследования среди потомков Царя Михаила Фёдоровича, ни касательно старшинства ни касательно мужского или женского пола, и вооще не упоминает готское морганатическое право.
2. В составе Земского Собора 1613 года участвовало священноначалие Русской Православной Церкви. Оно и отлучило канонически будущих самозванцев, а остальные члены Собора присоединились к этому отлучению.
3. Ветхозаветное законодательство предполагает также и теоретическую возможность народного нежелания иметь монархию. Посему, в случае такого нежелания, или в случае невозможности ясно установить наличие желания народом монархии, в России также может образоваться и немонархическая власть. Однако она не имеет права претендовать ни на царские титулы ни на царские прерогативы, и не имеет права препятствовать образованию народной воли для восстановления законной монархии. Таким образом, временный возглавитель немонархической власти в России на самом деле является местоблюстителем в будущем потенциально возможной царской власти в России, и посему он обязан охранять исторические интересы и права России, в её истоках доверенные народом исторически легитимной русской монархии.
Изгнание французов из России в 1812 году
Преодоление Смутного времени и освобождение оккупированных поляками и шведами русских территорий еще продолжалось долго. Земский Собор продолжал заседать еще десять лет, чтобы помогать молодому Царю Михаилу Фёдоровичу. Когда смог вернуться из польского плена отец Царя, митрополит Филарет, он был избран Патриархом. В качестве Патриарха и отца Царя, он принимал участие в решении многих государственных дел.
При внуке Царя Михаила Фёдоровича, Царе Петре Алексеевиче, в 1700 году началась война со шведами, которая продолжалась 21 год. В результате этой изнурительной войны, Россия была вынуждена провести ряд экстренных и глубоких военных, административных и экономических реформ. В этом процессе реформ во время войны, возглавляемых лично самим царём, былы допущены «де факто» три упущения:
1. После смерти Патриарха Адриана в 1700 году, не был избран новый Патриарх. Высшее управление Русской Православной Церковью взял на себя «Святейший Правительствующий Синод».
2. После 1711 года Царь больше не созывал Боярской Думы. В первые годы царствования Петра Великого Боярская Дума заседала зачастую ежедневно. Именно Боярская Дума учредила в 1696 году Русский Военно-морской флот, указав: «морским судам быть».
3. Царь Петр Великий больше не созывал Земский Собор.
Отсутствие этих трёх столпов русской исторической Конституции не увеличивало и не умаляло царской власти, но сильно затрудняло переходы власти во времена междуцарствий. Это особенно проявилось во время первых пятнадцати лет после смерти Царя Петра в 1725 году. Лишь после воцарения его дочери Елизаветы Петровны в 1741 году верховная власть в России стабилизировалась. Так как у Елизаветы Петровны не было детей, она назначила наследником престола своего племянника Петра III Федоровича, сына её сестры Анны Петровны.
Тем временем процесс «модернизации» России, начатый еще при Алексее Михайловиче и резко ускоренный при Петре Алексеевиче, продолжался долго и не был лёгким, ибо отрыв России от остального мира, во время своей почти четырёхвековой изоляции, из-за татарского ига и западноевропейской блокады, был весьма глубоким.
Однако, не весь Запад соглашался признать равные права России на участие во всемирных делах. Французская революция провозгласила новую форму западной идеологической гегемонии. Вскоре появился и военный вождь этой идеологии, заявивший, что он лично и является её олицетворением.
Так Западная Европа, под возглавлением своего нового вождя, снарядила против России не виданную до тех пор западноевропейскую армию. Обыкновенно говорят о шестисоттысячной армии. Однако, совсем недавно, один потомок Жеромэ Бонапарта, брата Наполеона Бонапарта, заявил в одном интервью, что на самом деле это была восьмистотысячная армия. Всего лишь менее десяти процентов от общей численности этой армии вернулось из похода на Россию. Из них сохранило более или менее свой военный строй менее 20 000 человек. Так что это было самое крупное военное поражение в истории мира, сказал он.
В самый день Рождества 1812 года Россия торжественно праздновала избавление от нашествия французов и «с ними два десяти язык». В память об этом знаменательном событии и в память русских воинов, русский народ (дважды) воздвиг Храм Христа Спасителя, а П.И. Чайковский написал увертюру «1812 год», с глубоким символическим смыслом. В этом всемирно исполняемом музыкальном произведении, русский гимн «Боже царя храни» торжествует над революционным гимном Западной Европы. Также отчетливо слышен и древний византийский гимн, «Спаси Господи люди Твоя».
И. Н. Андрушкевич
(«Русские тетради», № 11. Буэнос-Айрес, апрель 2012)
kadetpismo@hotmail.com
источник: http://srn.rusidea.org
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.