8. Европейские революции и удерживающая Россия
М.В. Назаров «Русская идея»
Подготовительные тексты для планируемой книги «Русские и немцы в драме истории». Предварительное изложение глав публикуется для обсуждения с целью их последующего уточнения. Автор будет благодарен за указания на погрешности и за советы.
Вступление с разъяснением цели книги: «О месте немецкого и русского народов в Божием Промысле».
1. Русские и немцы. О влиянии языческого наследия на наши национальные характеры
2. О различиях в христианизации германцев и славян
3. Роль Римской империи и ее наследия в германской и в русской государственности
4. Движущая сила «Возрождения», Реформации и капитализма.
5. «Просвещение», масонство, Французская революция. Англосаксы и Америка… Часть 1.
5. «Просвещение», масонство, Французская революция. Англосаксы и Америка… Часть 2 (окончание главы)
6. Петровское окно в Европу, женский век «Просвещения» и масонство в России
7. Философия «немецкого идеализма», «романтизм и «антисемитизм» в Германии
В предыдущей главе рассмотрена реакция в Германии на «Просвещение» и Французскую революцию. В области философии («немецкого идеализма») она не дала должных духовных результатов ‒ каким должно было бы быть восстановление средневекового христианского понимания смысла жизни и истории, но вместе с «романтизмом» это способствовало формированию национального самосознания немцев, хотя и тоже, к сожалению, с нехристианскими признаками древнегерманского дохристианского наследия.
Россия в то время, в конце XVIII века, несмотря на славные военные, политические и территориальные достижения (обращение вспять турецкой экспансии на юге и возвращение Черноморского побережья, присоединение Кавказа, освобождение от многовековой польской оккупации западно-русских земель, освоение Дальнего востока и тихоокеанского побережья Америки) представляла из себя весьма печальную картину в духовном плане ‒ вследствие петровских и екатерининских западнических реформ. Унижение Церкви, разрушение прежних национальных устоев, озападнение верхнего слоя общества, закрепощение основной массы православного народа ‒ фактически всё это тоже происходило под влиянием того общеевропейского процесса апостасии (отхода от Бога), который разрушил европейское христианское Средневековье, начиная с эпохи «Возрождения», затем Реформации и «Просвещения». Материалистическое веяние всех этих эпох отличалось от их европейских истоков лишь в том, что в России еще не было той главной антихристианской силы истории, которая была закваской европейской апостасии. Эта сила была впущена в Россию почти одновременно с Французской революцией, которая своим антимонархизмом и кровавым террором, а затем и наполеоновским нашествием побудила российское общество к сопротивлению.
Политика Императора Павла I
Как уже сказано, поначалу Екатерина II не видела опасности в «Просвещении» и старалась подлаживаться под него, хотя и менее радикально. Однако Французская революция с казнью монарха испугала Императрицу, и она предприняла ряд ограничительных мер.
В 1793 г. Екатериной был принят указ «О прекращении сообщений с Францией»; пограничные таможни были разосланы указы ‒ отбирать и сжигать все издания, «имеющие какое-либо отношение к Французской революции», запретить ввоз в Россию ведомостей, журналов и других сочинений из Франции. В сентябре 1796 г. вышел именной указ Екатерины II «Об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг, об учреждении цензур в городах: Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Одессе и при Радзивиловой таможне, и об упразднении частных типографий».
В то время согласно т.н. второму «разделу Речи посполитой» в 1793 г. Россия возвратила себе белорусские земли до линии Динабург-Пинск-Збруч, восточную часть Полесья, малороссийские области Подолье и Волынь. Польская шляхта не пожелала смириться с этим, ее будоражили идеи Французской революции. Надеясь на помощь революционной Франции, предводителем восстания шляхта избрала Тадеуша Костюшко – приверженца демократических идей французского «Просвещения» и участника войны за назависимость США от Великобритании (в США ему было присвоено звание бригадного генерала). В марте 1794 г. в Кракове был провозглашен Акт восстания, первыми жертвами которого стали русские мирные жители, администрация и захваченные врасплох небольшие русские гарнизоны. В Варшаве восстание началось в Великий четверг Страстной седмицы 17 апреля 1794 г. массовыми убийствами русских горожан. Для подавления восстания в Польшу с разных сторон вступили русские войска (под командованием генерала А.В. Суворова) и прусские войска, совместно подавившие восстание.
Поражение восстания Костюшко стало причиной окончательной ликвидации польско-литовского государства. 24 октября 1795 г. (13 октября по русскому календарю на тот момент) три соседних государства, участвующие в разделе, определили свои новые границы. Россия получила литовские, белорусские и малороссийские земли к востоку от Буга и линии Немиров-Гродно, общей площадью 120 тыс. кв. км и населением 1,2 млн. человек. Пруссия приобрела территории, населенные этническими поляками, к западу от рек Пилицы, Вислы, Буга и Немана вместе с Варшавой (получившие название Южной Пруссии), а также земли в Западной Литве (Жемайтия), общей площадью 55 тыс. кв. км и населением в 1 млн. человек. Под власть Австрии перешли Краков и часть Малой Польши между Пилицей, Вислой и Бугом, часть Подляшья и Мазовии, общей площадью 47 тыс. кв. км и населением 1,2 млн. человек.
Вступивший на престол в 1796 году сын Екатерины Павел I, будучи по-настоящему православным Государем (в отличие от своей августейшей матери), оказал антихристианской Французской революции более действенное сопротивление, в том числе за пределами Российской империи.
В 1797 году Павел I принял на себя обязанности протектора Мальтийского ордена. Этот Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна был создан в XI веке как форпост христианских европейских держав против магометан, но в 1792 г. он подвергся преследованиям со стороны революционной Франции и обратился за защитой к русскому Императору. Когда в июне 1798 года французская армия под командованием Наполеона захватила Мальту, русская эскадра адмирала Ушакова приняла участие в действиях против Франции в Средиземном море. Захватив Ионические острова, русские готовились уже овладеть Мальтой, но нежелание англичан вернуть остров Ордену, не дало возможности делать это.
Русский император был избран великим магистром Мальтийского ордена, осуществив таким образом, личную унию ордена с Российской империей. Император дал Ордену убежище в С.-Петербурге и взял на себя его материальное содержание, а также учредил русское православное Великое Приорство. К императорскому титулу повелено было прибавить слова: «Великого Магистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского», а в государственном гербе на грудь орла возложен был мальтийский крест. Мальта должна была стать новой губернией Империи.
По мысли Императора Павла, Мальтийский орден, столь долго и успешно боровшийся против теснивших христианство магометан, должен был в виде рыцарского союза объединить все лучшие охранительные силы Европы и послужить могучим оплотом против революционных движений. (Часто Мальтийский орден неправомерно отождествляют с масонством, хотя «мальтийские» титулы в ложах чисто декоративны. Вероятно, членами ордена были и масоны, но сам орден частью масонства не стал и в данном случае это не имеет отношения к делу.)
При Павле I масоны официально не разрешались, но перестали скрываться (видимо, им тоже удалось ввести благочестивого Императора в заблуждение «христианскими» изданиями Новикова, а также утопической концепцией мирного перерождения современного несправедливого мiра в будущее царство всемiрного братства). Однако надежды масонов на контроль над Императором не оправдались. Павел I на практике противостоял всем масонским веяниям.
В результате этой защиты Мальты в том же 1798 году Россия вступила в коалицию европейских держав против революционной Франции: «Иди, спасай царей!» – напутствовал Император Павел Суворова в знаменитый поход в Европу в 1799 г. В феврале 1799 г. по просьбе союзников Павел назначил Суворова главнокомандующим русскими и союзными войсками в Италии. «Иди, спасай царей!» – напутствовал его Павел.
Итальянский и Швейцарский походы стали в 1799 г. вершиной полководческой славы Суворова. Победы русской армии на реках Адде и Требии, поражение французов при Нови позволили освободить всю Северную Италию от противника. За этот поход Суворову был пожалован титул князя Италийского. Во время Швейцарского похода, когда суворовская армия оказалась в окружении, брошенная союзниками на произвол судьбы, войска Суворова героически взяли перевал Сен-Готард и Чертов мост, выйдя из окружения. За Швейцарскую кампанию Суворов получил чин генералиссимуса. В октябре 1799 г. Павел I разорвал союз с Австрией из-за ее эгоизма и отозвал русские войска в Россию.
В 1800 г. Павел I оказал поддержку ордену иезуитов, которым было разрешено пребывание в России как беженцам от антимонархической Французской революции и от папского произвола. Они вошла в доверие к Императору разговорами о желательном объединении усилий церквей для сопротивления идеям безбожной революции. Благородный русский Царь, не особенно вникая в суть деятельности ордена, поверил иезуитам и разрешил им просветительскую деятельность в западных губерниях России, где имелось много католиков. В Петербурге иезуитам передали церковь св. Екатерины, учредили школу для детей прихода «Петербургский коллегиум Святого Павла» (позднее «Дворянский коллегиум»). В разное время в коллегиуме обучались представители семей Голициных, Строгановых, Барятинских, Прозоровских, Гагариных, Вяземских и др.
В 1803‒1817 гг. в России находился посланник Сардинского королевства иезуит граф Ж. де Местр, который, будучи высокообразованным человеком монархических, антиреволюционных взглядов, заслужил благосклонность Императора Александра I. Иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе, Сибири. Обращения в католицизм участились, особенно после официального восстановления ордена папой в 1814 году. Одновременно усилились и протесты православного духовенства против деятельности иезуитов, в 1820 году им было предписано покинуть Россию.
В апреле 1800 года был издан указ Императора Павла I о запрещении ввоза в Россию иностранных книг и нот: «Так как чрез вывезенные из-за границы разные книги наносится разврат веры, гражданских законов и благонравия, то отныне впредь до указа повелеваем запретить впуск из-за границы всякого рода книг на каком бы языке оные не были, в государство наше, равномерно и музыку…». Упоминание музыки было вызвано, по-видимому, революционной «Марсельезой», которая распространилась по всей Европе.
Павел I провел много социальных преобразований, облегчивших жизнь крестьян (барщина была сокращена до трех дней в неделю, запрещено разделение крестьянских семей), улучшивших положение духовенства, потребовал от дворянства восстановления служилого духа.
В целом воцарение Павла привело к крутой ломке либеральных екатерининских порядков, что вызвало недовольство многих знатных семейств. К этому добавились внешнеполитические причины: в 1800 г. из-за вероломной политики Англии Павлу пришлось разорвать торговые отношения с ней и заключить соглашение с Наполеоном, чтобы ограничить вездесущие британские интриги. Был запланирован поход на важнейшую британскую колонию, Индию, что подорвало бы английское могущество. Это и стало смертным приговором Государю. Так в желании устранить благочестивого Императора совпали своекорыстные интересы русской промасоненной знати и английских масонов. Заговор возглавили генерал-губернатор Петербурга Пален и генерал фон Беннигсен, за ними стоял английский посол сэр Чарльс Уитворт. Ими совместно и было организовано убийство монарха в ночь на 12 марта 1801 года, вдобавок оклеветанного затем как «сумасшедший тиран» ради оправдания этого преступления, – отмечал историк Борис Башилов («Павел I и масоны»). (Убийцы действовали с молчаливого согласия цесаревича Александра Павловича, которого ввели в заблуждение относительно якобы губительности политики его отца и уверив, что речь идет только принудительной передаче престола от отца к сыну.)
Для немецких читателей стоит напомнить, что столь благочестивый православный, благодаря воспитанию своей бабки Императрицы Елизаветы, русский Император был немцем по матери и на четверть немцем по отцу Петру III, в целом имел 3/5 немецкой крови, немцами были и обе супруги Павла. Первым браком Павел был женат на принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадтской (Наталья Алексеевна в православном крещении), которая умерла при родах, второй женой стала принцесса София Доротея Вюртембергская (Мария Феодоровна в православном крещении). В этом браке появилось много детей, среди которых ‒ будущие «немецкие» по происхождению Императоры Александр I и Николай I. Четверо дочерей стали супругами иностранных монархов и оставили потомство Романовых в четырех немецких династиях.
Германские государства и Россия в Наполеоновских войнах
(составлено в сопоставлении сведений из разных энциклопедических источников)
Грандиозной русской и всеевропейской победой над Французской революцией была Отечественная война 1812‒1814 годов. В главе 5, где говорится о возникновении и целях масонства, уже дана духовная оценка этой пасхальной победы Третьего Рима над сводной армией вождя европейского масонства, который возжелал короноваться «императором Вселенной» в столице Третьего Рима. Сейчас следует напомнить о поведении германских государств в сопротивлении Наполеону.
Антимонархическая революция во Франции, естественно, была воспринята германскими монархами как угроза. В 1791 году было достигнуто соглашение между Австрией и Пруссией о совместной борьбе против революционной Франции, которое подписали император Священной Римской империи Леопольд II и король Пруссии Фридрих Вильгельм II 27 августа 1791 года во дворце Пильниц к югу от Дрездена. Заключённый затем австро-прусский союзный договор от 7 февраля 1792 года положил начало первой антифранцузской коалиции против Франции (1792‒1797). В ней участвовали Австрия, Пруссия, Англия, Сардинское королевство, Неаполитанское королевство, Испания. (Российский Император Павел I еще не вступил на престол.)
Военные действия начались с вторжения французских войск во владения германских государств на Рейне, за чем последовало неудачное вторжение войск коалиции в пределы Франции. Франция вторглась в Испанию, Сардинское королевство и в западные германские государства. В 1793 году произошла битва при Тулоне, где впервые проявил себя как полководец Наполеон Бонапарт. Почти все его противники были вынуждены признать Французскую республику и все её завоевания, но затем война возобновилась и шла с переменным успехом и с несколькими перемириями.
В апреле 1795 года король прусский, убедившись, что война расстраивает финансы Пруссии и не доставляет ей никаких выгод, заключил с Францией мир в Базеле и уступил ей все свои зарейнские владения, а почти вся северная часть Германии (отделённая демаркационной линией) была объявлена нейтральной. Испания тоже вышла из коалиции, так что театр военных действий в Европе ограничился Южной Германией и Северной Италией.
В марте 1796 г. французские войска переправились через Рейн, австрийцы были оттеснены, в конце июля герцог Вюртембергский, маркграф Баденский и весь Швабский округ вынуждены были заключить отдельный мир, заплатив Франции 6 миллионов ливров контрибуции и уступив ей множество владений на левом берегу Рейна. В августе их примеру последовали Франконский и Верхнесаксонский округа, так что вся тягость войны пала на одну Австрию. Вскоре, однако, эрцгерцог Карл разбил французов в нескольких сражениях и весь правый берег Рейна был снова очищен от французских войск, после чего на Рейне заключено новое перемирие. Однако Наполеон вытеснил австрийцев из большей части Северной Италии.
В 1797 г. французы снова перешли через Рейн и одержали несколько успехов над австрийцами. Французы находились уже в нескольких переходах от Вены. 17 октября в Кампо-Формио был заключён мир с Австрией, закончивший войну Первой коалиции, из которой Франция вышла полной победительницей. Но прекращение в 1797 г. войны Первой антифранцузской коалиции не означало мира в Европе. Англия и Франция продолжали войну, для Австрии мир был вынужденным, Франция планировала продолжать экспансию в Европе, в 1798 г. захватив Голландию и Папскую область, королевство Сардинию, начала проникновение на Балканы и подчинила себе Швейцарию.
Вторая антифранцузская коалиция (1798–1801 гг.) была создана с участием Австрии, Англии, России, Неаполитанского Королевства и Турции. Пруссия и Испания вышли из войны в 1795 г. и к новой коалиции не присоединились, Испания придерживалась дружественного нейтралитета. Занятие французами Мальты спровоцировало вступление в войну России, Император которой являлся гроссмейстером ордена Мальтийских рыцарей. Франция высадила десант в Египте, что привело к вступлению в союз Турции. Россия завершила раздел Польши и смогла вмешиваться в европейскую политику и также присоединилась к антифранцузской коалиции. К этому времени относятся Итальянский и Швейцарский походы Суворова в 1799 году.
На первом этапе союзники имели численное превосходство и одержали ряд побед в Италии и Германии. Тем не менее французы удержали за собой Швейцарию, а затем, когда Россия вышла из войны, нанесли австрийцам два поражения при Маренго в Италии и при Гогенлиндене в Германии, решив исход войны на континенте. 9 февраля 1801 года в в г. Люневиль (Франция) был заключен Люневильский мирный договор между Францией и Австрией, ставший концом для второй антифранцузской коалиции. Англия тоже пошла на заключение мира. Результатом стало серьезное усиление Франции на континенте. Франция продолжала свою политику захватов.
Так к 1804 году, когда Наполеон I стал французским императором, еще раздробленная Германия оказалась под французским господством. При Наполеоне количество немецких княжеств значительно сократилось за счёт их объединения: было упразднено около 300 небольших государств, их территории были распределены между крупными германскими государствами. Число имперских городов с 51 сократилось до 6: Франкфурт-на-Майне, Аугсбург, Гамбург, Бремен, Любек, Нюрнберг.
Последний император Священной Римской империи Франц II (с 7 июля 1792 по 6 августа 1806 года), который в 1804 стал также императором Австрийской империи, покинул германский престол под давлением Наполеона.
11 апреля 1805 года Россией и Великобританией был подписан Петербургский союзный договор, заложивший основу третьей антифранцузской коалиции. 8 августа к договору присоединилась Австрия. На совещании в Вене, где принимали участие высшее командование австрийской армии и посланник русского царя генерал-адъютант Винцингероде (русский генерал от кавалерии и генерал-адъютант старинного немецкого рода), был принят план войны с Францией. Для борьбы с Наполеоном предполагалось выставить гигантские силы. Конвенция между Австрией и Россией определяла силы этих держав, предназначенные для похода: 250 тыс. австрийцев и 180 тыс. русских. Первоначальный план предполагал участие в войне на стороне коалиции 100 тыс. пруссаков, 16 тыс. шведов, 16 тыс. датчан, 35 тыс. войск различных немецких контингентов, 20 тыс. неаполитанцев и 5 тыс. англичан. Всего 622 тыс. человек. Однако ни пруссаки, ни мелкие германские государства, ни датчане к коалиции не присоединились.
Не присоединились и немецкие государства Бавария, Баден, Вюртемберг, которые предпочли союз с Наполеоном. (По Люневильскому миру (1801) баварский курфюрст Максимилиан IV Иосиф уступил Франции Рейнский Пфальц, герцогства Цвейбрюккен и Юлих, а взамен получил епископства Вюрцбург, Бамберг, Фрейзииг, Лугсбург, часть Нассау с 12 аббатствами и 17 имперских городов (в т.ч. Ульм, Кемптен, Мемминген, Мердлинген, Швейнфурт) — всего территорию с населением 1,1 млн. чел.)
Вступив в коалицию, Австрия, пользуясь тем, что большая часть армии Наполеона была сконцентрирована на севере Франции, планировала начать военные действия в северной Италии и в Баварии (чтобы наказать курфюрста). На помощь австрийцам Россия двинула две армии, под командованием генералов Кутузова и Буксгевдена. Наполеон вынужден был отложить высадку на Британские острова на неопределённый срок и двинуть войска в Германию. 72-тысячная австрийская армия вошла в Баварию, не дождавшись русских войск, ещё не достигших театра военных действий, но капитулировала в битве под Ульмом. Оставшись в одиночестве, Кутузов вынужден был отступать с арьергардными боями (бой у Мерзбаха, бой при Холлабрунне) на соединение с ещё не подошедшей армией Буксгевдена. Наполеон без серьёзного сопротивления занял Вену.
Российский император Александр I и австрийский император Франц II прибыли к армии. По настоянию Александра I армия Кутузова прекратила отступление и, не дожидаясь подхода войск Буксгевдена, вступила в сражение с французами при Аустерлице (2 декабря 1805 г. н. ст.), в котором потерпела тяжёлое поражение и отступила. 26 декабря 1805 года в Пресбурге (Братиславе) был заключен Пресбургский мир.
В сражении при Аустерлице на стороне Наполеона участвовали баварские войска. По Пресбургскому миру курфюрст Максимилиан получил Тироль, Форарльберг, маркграфства Бургау и Лисбах, княжество Эйхштедт, епископства Бриксен, Триент, Пассау и Аугсбург и 26.12.1805 был провозглашен королем Баварии Максимилианом I ‒ так Бавария стала королевством. В закрепление союза январе 1806 года состоялась свадьба его 17-летней дочери и Евгения Богарнэ, сына Жозефины Богарнэ, пасынка Наполеона. Во главе германских князей 12.7.1806 Максимилиан вступил в созданный Наполеоном Рейнский союз. Принял на себя обязательство в случае войны выставить в состав франц. армии контингент в 30 тыс. чел. Вскоре получил имперский город Нюрнберг. 1.5.1808 провозгласил новую конституцию, декларировавшую равенство граждан перед законом, свободу совести и т.д.
По Пресбургскому миру Австрия согласилась с французскими завоеваниями в Италии, признала Баварию и Вюртемберг королевствами, а Баден — великим герцогством, отдала Баварии Тироль, архиепископство Бамберг, епископства Аугсбург, Фрейзинген, Нассау и другие, а Вюртембергу ‒ 5 городов по Верхнему Дунаю, графство Гогенберг, обязалась выплатить контрибуцию в 40 млн флоринов. Франция признавала присоединение к Австрии Зальцбурга и Вюрцбурга.
Баварские войска участвовали и далее в кампании 1809 года против Австрии, и после ее поражения к Баварии были присоединены княжество Регенсберг, маркграфства Байрёйт, Зальцбург, Берхтесгаден.
В июле 1806 г. Наполеон объединил под своим протекторатом 16 германских государств в Рейнский союз, при ведущей роли Баварии. Союз охватил к 1812 г. все немецкие государства, за исключением уменьшенных Австрии и Пруссии и тех земель, которые непосредственно были включены в состав Франции. Создание Рейнского союза привело в августе 1806 г. к ликвидации Священной Римской империи германской нации, при этом речь не шла об объединении германской нации: все участники Рейнского союза по отношению друг к другу сохраняли полную независимость при общей вассальной зависимости от Наполеона.
Четвертую антифранцузскую коалицию (1806‒1807) составили: Пруссия (которая пыталась воспрепятствовать созданию Рейнского союза и укреплению французской гегемонии), Англия, Россия, Саксония, Швеция. В октябре 1806 года в битве при Йене и Ауэрштедте прусская армия была полностью разбита, и Прусское королевство в течение трех недель было завоевано французской армией. В январе 1807 года произошло сражение под Прейсиш-Эйлау, где армия русских и прусских солдат отбили все атаки французов. 2 июня 1807 года русская армия была разбита под Фридландом и отступила за Неман. Поражение привело к заключению Тильзитского мира между Россией и Францией.
25 июня 1807 г. (ст.ст.) Наполеон и Император Александр I встретились на плоту, поставленном посредине реки Неман напротив города Тильзит, и подписали мирный договор. Император Александр I признал изменения, произведённые Наполеоном I в Европе; обещал посредничество между Францией и Великобританией в вопросе о мире, обязывался заключить перемирие с Турцией и вывести русские войска из Валахии и Молдовы; признавал суверенитет Франции над Ионическими островами и обязывался передать их и бухту Котор (Кагтаро), занятую русским флотом, Франции. Наполеон, помимо сохранения Пруссии, согласился восстановить герцогства Ольденбург, Мекленбург-Шверин и Саксен-Кобург и выплатить субсидии некоторым немецким князьям.
Только благодаря вмешательству императора Александра I Наполеон согласился на сохранение Пруссии. 9 июня 1807 года между Францией и Пруссией было подписано перемирие. В результате поражения Пруссия потеряла земли западнее Эльбы, вошедшие во вновь созданное королевство Вестфалию, польские земли, отошедшие к Великому герцогству Варшавскому, должна была заплатить большую контрибуцию.
К 1808 году в Рейнский союз входили почти все германские государства, кроме Австрии, Пруссии (лишь половина ее территории была отнята у неё и вошла в Рейнский союз), шведской Померании, датской Голштинии и давно не участвующей в германских делах Швейцарии (уже и не только немецкой). В государствах Рейнского союза по образцу Франции были проведены преобразования, в частности: частично отменена крепостная зависимость крестьянства; вводился Гражданский кодекс Франции, уничтоживший феодальные привилегии и открывший дорогу для развития капитализма, было утверждено равноправие евреев и т. д. Французское господство проявлялось также в массовых реквизициях, принудительных займах, увеличении налогов, в особой тяжести рекрутских наборов.
В апреле 1809 года образовалась пятая антифранцузская коалиция в составе Австрии, Англии и Испании, представленной временным правительством. Действия коалиции были неудачными, Австрии пришлось уступить часть своих окраинных владений и тоже стать союзником Наполеона. После заключения мира был подписан брачный контракт между дочерью императора Франца, Марией-Луизой, и Наполеоном, которые развелся со своей Жозефиной, стремясь к династическому браку (русский Император отказал ему в сватовстве к своей младшей сестре, 15-летней великой княжне Анне Павловне). В новом браке родился единственный сын Наполеона ‒ будущий Наполеон II; поскольку Мария-Луиза приходилась внучатой племянницей французской королеве Марии-Антуанетте, её сын имел формальное право занять французский престол.
Россия в этой коалиции не участвовала, сохраняя свои обязательства по Тильзитскому миру. Хотя в России Тильзитский мир был воспринят как неравноправный договор, унижавший достоинство страны. Этот мирный договор не мог разрешить противоречий между Францией и Россией, которые привели к войне 1812 г., с началом которой Тильзитский мир потерял силу.
Покоренные Наполеоном немецкие земли, их материальные и человеческие ресурсы были использованы Наполеоном I для подготовки вторжения в Россию. В идеологической подготовке войны против России французская пропаганда прибегала к распространению мифа о «русской угрозе Европе». В составе «великой армии» Наполеона I, начавшей в июне 1812 г. войну против России, третью часть составляли немцы. Ряд немецких государств, в том числе Австрия и Пруссия, были вынуждены стать союзниками Франции в войне против России: вспомогательный прусский корпус в 20 тыс. человек обеспечивал левый фланг французской армии, а австрийский вспомогательный корпус в 30 тыс. человек — правый фланг.
Во время Отечественной войны 1812 г. в России нашли убежище многие немецкие патриоты, активно участвовавшие в борьбе за освобождение Германии от наполеоновского господства. Большую роль в этой борьбе в 1812‒1813 гг. в России сыграл бывший прусский министр Штейн, приглашенный Александром I в Россию в мае 1812 г. «для великого дела». Прибывший в главную квартиру русской армии в Вильне за несколько дней до вторжения Наполеона Штейн предложил образовать Комитет для немецких дел и сформировать немецко-русский легион.
В июле 1812 г. 10 тыс. экземпляров антифранцузского обращения к немцам в наполеоновской армии, составленного Штейном и подписанного главнокомандующим Барклаем де Толли, было распространено в баварских, вестфальских, прусских и других частях, нашло многих читателей в армии и проникло в Германию. Немецко-русский легион принял участие в военных действиях, большую роль в нем играл прусский офицер Карл фон Клаузевиц, будущий крупный военный мыслитель и генерал. В ноябре 1812 г. Штейн разработал радикальный план освобождения Германии и Европы. В начале 1813 г. по поручению императора Александра I Штейн временно управлял Восточной Пруссией, передал прусскому королю Фридриху Вильгельму III проект союзного договора с Россией, который и был заключен; по приказанию Александра I он временно управлял Саксонией.
Отечественная война 1812 и освобождение Европы
Ход и исход нашествия армии Наполеона из «двунадесяти языков» на Россию, хорошо известен, нет необходимости это здесь описывать. Стоит только отметить, что в числе «двунадесяти языков» в этом великом походе на Россию приняли участие все немецкие вассалы Наполеона: Австрия отправила свой 30-тысячный корпус (участвовать в боях ему пришлось мало), король Баварии Максимилиан I ‒ тоже 30 тысяч солдат (из них вернулось домой около 8 тысяч), воевали также саксонский и вестфальский корпуса; много немцев были включены во французские воинские соединения, например, 9-й корпус наполовину состоял из немцев, в 10-м корпусе было 20 тысяч солдат Пруссии, в 3-м корпусе воевала вюртембергская пехотная дивизия (вернулось домой едва несколько сотен человек). (Википедия)
На Рождество 25.12.1812 (ст.ст.) Александр I издал Манифест, извещающий об изгнании наполеоновских войск из пределов Отечества. В этот день ежегодно совершалось воспоминание избавления России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 году.
Русская армия переправилась через р. Неман для продолжения борьбы с Наполеоном за пределами Российской Империи. Во главе с Россией образовалась шестая антифранцузская коалиция. В нее вошли: Россия, Швеция, с 1813 года ‒ Австрия и Пруссия (до 1813 года бывшие союзниками Франции), позднее к коалиции присоединилась Великобритания. В ходе победной кампании 1813 года к шестой коалиции примкнул ряд более мелких германских государств.
20 февраля 1813 года (4 марта нов. ст.) главные силы русской армии вступили в Берлин. Несколькими днями ранее был заключен союзный договор между Россией и Пруссией. В скором времени совместными усилиями русских и прусских партизан территория средней Германии была очищена от французов. Однако Наполеон упорно и умело сопротивлялся, нанося союзным войскам отдельные поражения. Весной 1813 года между союзниками и Наполеоном было заключено перемирие, которое закончилось в конце июля.
Австрия, до тех пор не перешедшая на сторону России, 10 августа примкнула к коалиции. Однако в августе 1813 года в битве под Дрезденом союзники были разбиты. Среди союзных монархов началась паника. Призрак нового Аустерлица замаячил у них за спинами. Но в августе произошло сражение при Кульме. В этом бою отступающие русские части нанесли поражение французам, в плен были взяты до 5 тысяч человек. После такого успеха союзники воспрянули духом.
Баварский король Максимилиан I оставался верен Наполеону, и лишь за 10 дней до «Битвы народов» при Лейпциге (октябрь 1813) вышел из Рейнского союза и заключил союз с Австрией. По этому договору Максимилиан потерял Тироль, Форарльберг, Зальцбург, Инн и т.д., но ему были гарантированы все его прочие приобретения (в т.ч. Вюрцбург, Ашафенбург и Баварский Пфальц). В кампании 1814‒1815 годов Максимилиан участвовал на стороне антифранцузской коалиции.
Закладка мемориала Битвы народов состоялась 18 октября 1898 года. Торжественное открытие состоялось 18 октября 1913 года, к столетию Битвы народов. А через год между участниками битвы началась Первая мiровая война…
4‒6 (16‒18) октября 1913 года на равнине у Лейпцига произошла одна из величайших битв эпохи наполеоновских войн, вошедшая в историю под названием «Битва народов». На стороне Наполеона сражались полки французов, поляков, бельгийцев, саксонцев, итальянцев и голландцев ‒ 155 тысяч человек при 717 орудиях. На стороне антинаполеоновской коалиции ‒ русские, прусские, австрийские и шведские войска — 220 тысяч человек, имевших 893 орудия. В разгар битвы и саксонская армия повернула свои пушки против французов.
В итоге Наполеон потерял 65 тысяч солдат, союзники ‒ 60 тысяч. Для Наполеона эти потери оказались особенно тяжелыми, ‒ они составляли почти половину его армии, а резервы Франции были истощены. Остатки армии Наполеона с боями отступили к Рейну. Союзные войска получили возможность освободить Германию и затем вступили на территорию Франции. Сражение у Лейпцига положило основу для начала новой военной кампании 1814 г., закончившейся полным поражением Наполеона. 19/31 марта 1814 года состоялся торжественный въезд Императора Александра I в Париж.
В ходе освободительных войн 1813‒1814 гг. значительно укрепились русско-немецкие политические связи, возрос авторитет Александра I в Германии.
9 ноября 1814 года в городке Эльберфельд посадили молодой дуб, а позднее вокруг него соорудили мемориал прусскому королю Фридриху Вильгельму III, австрийскому Императору Францу I и российскому Императору Александру I (Drei-Kaiser-Denkmal). (Известен и весьма странный памятник: в 1833 году в Мюнхене на площади Каролиненплатц был установлен 20-метровый обелиск с надписью «Памяти павших 30 тысяч баварцев в походе на Россию в 1812 году. Они погибли, освобождая родину»…)
Памятник трем императорам
Священный союз монархов
Таким образом, в начале XIX века впервые в истории наступил момент, когда немцы и русские сплотились в сопротивлении общему врагу-оккупанту как носителю чуждой революционной идеологии.
Державы-победители Наполеона (в число которых русский Царь великодушно включил Пруссию и Австрию) организовали Венский конгресс, проходивший в Вене с сентября 1814 по июнь 1815 г. под председательством австрийского министра иностранных дел князя Клеменса фон Меттерниха. В конгрессе участвовали представители всех стран Европы. Была выработана система договоров, направленных на восстановление монархий, разрушенных Французской революцией и наполеоновскими войнами, были установлены новые границы европейских государств.
Наиболее важным идеологическим и геополитическим результатом Конгресса стало провозглашение 26 сентября 1815 года по инициативе Александра I ‒ «Священного Союза» монархов России, Австро-Венгрии и Германии для взаимопомощи в борьбе против революции. Предистория Священного Союза такова.
1 апреля 1814 г. (н.ст.) союзные войска во главе с Императором Александром I вошли в Париж. Наполеон был отправлен в ссылку на остров Эльба. На французский престол вернулась свергнутая революцией династия Бурбонов в лице Людовика XVIII, брата казненного короля Людовика XVI (после его казни малолетний наследник Людовик XVII был признан монархистами и европейскими монархами, но умер в 1795 году вследствие издевательств).
Конгресс санкционировал включение в состав нового королевства Нидерландов территории Австрийских Нидерландов (современная Бельгия), однако все остальные владения Австрии вернулись под контроль Габсбургов, в том числе Ломбардия, Венецианская область, Тоскана, Парма и Тироль. Австрия получила также южную часть Малой Польши и большую часть Червонной Руси. Пруссии досталась часть Саксонии (которая активно поддержала Наполеона), значительная территория Вестфалии и Рейнской области, западные земли Великой Польши с Познанью и польским Поморьем. Дания, также бывшая союзница Наполеона, лишилась Норвегии, переданной Швеции. В Италии была восстановлена власть папы Римского над Ватиканом и Папской областью, а Бурбонам вернули Королевство обеих Сицилий.
Российская империя присоединила лишь часть созданного Наполеоном Герцогства Варшавского, поскольку поляки были самыми активными участниками наполеоновского вторжения. Эти польские земли вошли в состав Российской империи под названием Царство Польское, при этом русский Император даровал полякам конституцию с широкой автономией, согласно которой он формально становился и польским королем.
По условиям Парижского мирного договора, подписанного в мае 1814 г., Франция оставалась в своих естественных границах и не платила никакой контрибуции. С нее даже не потребовали оплатить расходы на содержание французских военнопленных. Союзники считали, что воюют не против Франции, а против узурпатора Наполеона. Но и ему они обеспечили вполне комфортные условия существования на острове Эльба. Французский министр иностранных дел Талейран, который представлял Францию на Венском конгрессе, добился того, что его признали в качестве уважаемого участника послевоенного урегулирования.
Однако 1 марта 1815 г. Наполеон с небольшим отрядом высадился во Франции в бухте Жуан. Французские войска отказывались стрелять в Наполеона и переходили на его сторону. 20 марта он без единого выстрела вступил в Париж, откуда накануне бежал в Брюссель король Людовик XVIII. В кабинете короля Наполеон нашел составленный в январе 1815 г. текст секретного договора о союзе Англии, Австрии и Франции против России и Пруссии – такова была верность союзников даже во время проведения Венского конгресса! Наполеон отослал этот документ Александру I в Вену. Русский Император предъявил бумагу сконфуженному австрийскому Меттерниху, а затем бросил ее в огонь и заверил изменника, что после возвращения Наполеона «наш союз должен быть крепче, чем когда-либо». 13 марта Россия, Англия, Австрия, Пруссия, Испания, Португалия, Швеция и Франция Бурбонов своей декларацией объявили Бонапарта вне закона как «врага рода человеческого». После окончательного поражения Наполеон был сослан на далекий остров св. Елены, где и умер в 1821 г.
Инициатором Священного союза был Император Александр I, предложивший его австрийскомц императору Францу I и прусскому королю Фридриху Вильгельму III. 14 сентября они подписали в Париже «Акт Священного Союза». В ноябре к их Союзу присоединился король Франции Людовик XVIII, затем многие другие страны Европы. Формой действия Священного Союза были общеевропейские встречи на уровне монархов, менее важные – на уровне министров иностранных дел и на уровне послов.
Целью Союза была взаимопомощь в подавлении в Европе революционных антимонархических выступлений – отголосков антихристианской Французской революции – и укрепление устоев христианской государственности. Александр I намеревался посредством такого Союза устранить также возможность военных столкновений между монархическими христианскими государствами. Заключившие союз монархи поклялись соблюдать незыблемость границ в Европе и подчинить весь порядок взаимных отношений «высоким истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя», «руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями святой веры» и «почитать всем себя как бы членами единого народа христианского». Акт Священного Союза был символично подписан в православный праздник Воздвижения Креста Господня.
Таким образом, Русский Император, будучи освободителем Европы и сильнейшим Государем в ней, не стал диктовать европейцам свою волю, аннексировать их земли (согласился передать Австрии даже оккупированную поляками в XIV веке Червонную Русь ‒ Галицко-Волынское княжество в составе Руси Рюриковичей), а великодушно предложил мирное христианское братство для служения Божией правде. Такое поведение победителя в тяжелой оборонительной, фактически Мiровой, войне (ведь в нашествии на Русь вместе с французами участвовала почти вся завоеванная революционной Францией Европа) – уникально в истории международных отношений! Этот высокий духовный смысл Священного Союза отражен и в необычной редакции союзного договора, написанного самим русским Императором и не похожего ни по форме своей, ни по содержанию на международные трактаты:
«Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы! Их Величества, Император Австрийский, король Прусский и Император Всероссийский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших в Европе течение последних трех лет, наипаче же вследствие благодеяний, которые Божию Провидению было угодно излиять на государства, коих правительство возложило свою надежду и уважение на Единаго Бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащих держав образ взаимных отношений подчинить высшим истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящаго акта есть открыть перед лицом вселенныя их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководиться не иными какими-либо правилами, как заповедями сея святыя веры, заповедями любви, правды и мира, которыя не ограничивались приложением их единственно к частной жизни, долженствуют, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство утверждающее человеческиея постановления и вознаграждающия их несовершенство. На сем основании Их Величества согласились в следующих статьях:
I. Соответственно словам священных писаний, повелевающим всем людям быть братьями, три договаривающиеся монарха пребудут соединены узами действительнаго и неразрывнаго братства, и почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим, они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которыми они одушевлены для охранения веры, мира и правды.
II. По сему единое преобладающее правило да будет, как между помянутыми властями, так и поданными их, приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всех себя как бы членами единаго народа христианскаго, поелику три союзные государя почитают себя, яко поставленными от Провидения для укрепления тремя единаго семейства отраслями, а именно Австрией, Пруссией и Россией, исповедая, таким образом, что Самодержец народа христианскаго, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как Тот, Кому собственно принадлежит держава, поелику в Нем едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости безконечныя, т.е. Бог, наш Божественный Спаситель, Иисус Христос, Глагол Всевышняго, Слово Жизни. Соответственно сим, Их Величества с нежнейшим попечением убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которыя поставил человеков Божественный Спаситель, яко единозвенное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести, и который один прочен.
III. Все державы, желающия торжественно принять изложенныя в сем Акте священныя правила, и кои почувствуют сколь нужно для счастья колебленных долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут всеохотно и любовно быть приняты в сей Священный Союз».
Великую миссию Священного Союза Александр I пояснил также в Высочайшем Манифесте 25 декабря 1815 г.:
«…Познав из опыта о бедственных для всего света последствиях, что ход прежних политических между державами соотношений не имел основанием тех истинных начал, на коих Премудрость Божья в Откровении Своем утвердила покой и благоденствие народов, приступили Мы, совокупно с Их Величествами Августейшим Императором Францем-Иосифом I и Королем Прусским Фридрихом-Вильгельмом, к установлению между нами союза, приглашая к тому и прочие державы, в котором обязуемся Мы взаимно, как между собою, так и в отношении к подданным Нашим, принять единственным ведущим к оному средством правило, почерпнутое из словес и учения Спасителя нашего Иисуса Христа, благовествующего людям жить, аки братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви. Мы желаем и молим Всевышняго о ниспослании благодати Своей, да утвердится Священный Союз сей между всеми державами, к общему их благу, и да не дерзнет никто, единодушием всех прочих воспрещаемый, отпасть от него. Сего ради, при сем список сего Союза. Повелеваем обнародовать оный и прочесть в церквах».
Фактически Русский Царь, предлагая европейским государям «жить, аки братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви», надеялся совершить «реакционный» христианский переворот в европейских делах, – что для «передовой» Европы было «дико» и неприемлемо. Ведь Французская революция была не случайным срывом антихристианской злобы и насилия, а выросла из общеевропейского процесса апостасии, которую не могло остановить сокрушение «узурпатора» Наполеона. Либеральная европейская «общественность» отнеслась к Священному Союзу как к «реакции», а правые национальные круги подозревали в этом интриги Русского Царя.
Австрийские и прусские дипломаты с самого начала отнеслись к этому многообязывающему и «непрофессиональному» тексту отчужденно и даже неприязненно. Сами подписавшие Акт европейские монархи толковали его не как договор международного права, а лишь как простую декларацию подписавших его лиц. Фридрих-Вильгельм подписал Акт из вежливости, чтобы не огорчать Александра I, освободителя Пруссии; присоединившийся позже Людовик XVIII – чтобы приравнять Францию к ведущим державам Европы. Австрийский же император Франц-Иосиф откровенно заявил: «Если это документ религиозный, то это дело моего духовника; если политический – то Меттерниха», министра иностранных дел.
Меттерних подтвердил, что эта «затея», долженствовавшая «даже по мысли своего виновника быть лишь простой моральной манифестацией, в глазах других двух государей, давших свои подписи, не имела и такого значения». Меттерних писал в своих мемуарах, что «этот Союз был единственно выражением мистических стремлений императора Александра и приложением к политике принципов христианства».
Впоследствии Меттерних лишь искусно пользовался Священным Союзом для своих эгоистичных целей. Ведь, обязывая Государей всегда «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь», документ не уточнял, в каких именно случаях и в какой форме должно осуществляться это обязательство, – это давало возможность толкования его в том смысле, что помощь обязательна во всех тех случаях, когда подданные будут выказывать неповиновение своим «законным» государям.
Подавление революционных выступлений имело место в Испании (1820–1823) – при участии Франции; в Неаполе (1820–1821) и Пьемонте (1821) – при участии Австрии. Но, с одобрения европейских держав, турками было подавлено восстание греков против турецкого господства в 1821 году, хотя турецкий султан не был принят в члены Союза как государь нехристианский. Активным противником помощи восставшим грекам был все тот же Меттерних, который трактовал это восстание как бунт против государственной власти, что может быть опасно и для Австрии, где может случиться подобное восстание славян и других нацменьшинств. Предложение России поддержать христианский греческий народ против иноверных оккупантов не было принято во внимание союзниками и Царь Александр I был вынужден подчиниться формальному общему толкованию, хотя при этом нарушался христианский дух Союза. (Лишь при Императоре Николае I Россия поддержала греческое восстание и внесла решающий вклад в обретение Грецией независимости в 1829 году.)
Казалось, Священный Союз нежизнеспособен. Однако низвержение монархии во Франции в 1830 г. и взрыв революций в Бельгии и Варшаве заставили Австрию и Пруссию вернуться к традициям Священного Союза. Когда в Европе в 1948 года бушевали либерально-демократические революции, Император Николай I по просьбе Австрии, терпевшей поражения от венгерских повстанцев, в июне-августе 1849 года подавил революцию в Венгрии, которая пыталась обрести независимость, а Император Николай I воспринимал это как опасное нарушение европейских монархических устоев и выполнил свое союзное обязательство. Русская армия численностью около 120 000 человек под командованием генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича восстановила законную власть Габсбургов. (Потери русской армии в ходе Венгерского похода составили 708 убитых, 2447 раненых и 10 885 умерших от холеры.)
Нужно, однако, отметить, что большую роль в европейской внешней политике России того времени, нередко противоречившей русским интересам, играл Карл Нессельроде (немецко-еврейского происхождения, до конца жизни был протестантом; так и не научился правильно говорить по-русски), который стал управляющим иностранной коллегии в 1816 году и был министром иностранных дел России с 1822 по 1856 год. Под его руководством Петербург следовал в русле политики Вены, сглаживая возникавшие разногласия.
Тем не менее геополитические и нравственные противоречия между участниками Союза оказались столь велики, что его сохранение оказалось невозможно…
Сейчас вернемся к еще одному решению Венского конгресса.
Германский союз (1815-1866)
Несмотря на то, что германские монархи занимали разные, даже противоположные позиции в наполеоновских войнах, нарастало стремление раздробленного германского общества к национальному объединению. Так на Венском конгрессе вместо распущенной Наполеоном в 1806 году «Священной Римской империи германской нации» был создан Германский союз (Deutscher Bund) ‒ объединение независимых германских государств и вольных городов. Император Александр I считал очень важным для европейского благополучия такое «тесное единение» германских государств и в письме барону И.О. Анстету, полномочному представителю России при этом Союзе, выразил свое желание заботиться о «нации, счастье которой мне дорого» (Внешняя политика России начала XIX — начала ХХ века. М. 1972. Т. 8).
Не забудем, что в русском Императоре преобладала немецкая кровь еще в большей мере, чем у его отца, и женат он был на Луизе Марии Августе принцессе Баденской (в Православии Елизавета Алексеевна), хотя по духу он стал совершенно русским и православным. Правда, восходя на императорский трон, он в своем манифесте Александр I объявил, что будет править «по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей» и действительно в первое время отменил все нововведения Павла I, восстановил либеральные порядки. Но после Отечественной войны Царь поправел, стал более серьезно относиться к Православию, приблизив к себе архимандрита Фотия, и все больше отходить от либеральных идей, осознав подрывную опасность масонства. В 1822 г. Александр I издал указ о запрещении тайных обществ и масонских лож, а в 1821–1823 гг. поручил тайной полиции выявлять заговорщиков в армии. (Легенда о том, что Александр, в виде покаяния за несопротивление убийству отца, инсценировал свою кончину в Таганроге и превратился в сибирского старца Кузьмича, подтверждается реальными фактами.)
В Германский союз вошли 35 суверенных монархий и 4 вольных города — Гамбург, Бремен, Любек и Франкфурт-на-Майне. Каждое из объединившихся в союзе государств обладало суверенитетом и собственной системой управления. В одних государствах сохранялась абсолютная монархия, в других были приняты конституции (в Баварии, Вюртемберге, Бадене и др.), ограничивающие власть монарха. Заседавший во Франкфурте-на-Майне представительный орган Союза (Федеральное собрание) состоял из полномочных представителей государств.
Австрия и Пруссия входили в Союз только теми германскими землями, которые в прошлом были в составе Империи. Членами Союза были также король Великобритании как король Ганновера, король Дании как герцог Шлезвига и король Нидерландов как великий герцог Люксембурга. Союз имел пять крепостей и теоретически ‒ союзную армию (бундесвер), состоявшую из контингентов отдельных государств. Ведущими членами Союза были Австрия и Пруссия, все важнейшие решения достигались путем предварительного обсуждения между ними. Однако, учитывая сохранявшееся соперничество между его крупнейшими членами, Федеральное собрание не решалось ставить своей целью экономическое и политическое объединение немецкого народа.
Федеральное собрание работало постоянно под председательством представителя Австрии, поскольку и упраздненную «Священную римскую империю» возглавляли австрийские императоры. В 1804 году была провозглашена Австрийская империя Францем II (I Австрийским) в ответ на провозглашение Наполеона Бонапарта императором французов, и в германских государствах этот единственный тогда император Австрии имел высший титул также и среди равноправных членов Германского союза.
Фактически в решениях Германского союза доминировала политика Меттерниха, который был противником германского национального единства, опасаясь в нем идей антимонархического либерализма. Действительно, немецкий национализм, формировавшийся как реакция на «Просвещение» и Французскую революцию (см. в предыдущей главе) был преимущественно республиканско-демократическим и даже нерелигиозным, лишенным прежней «римской», то есть историософской, христианской идеи немецкой нации, которая присутствовала в «Священной римской империи» как первом германском Рейхе, образованном в 1512 году.
Тем не менее в преимущественно католической (и потому более консервативной) Австрийской империи этот тысячелетний имперский дух отчасти сохранялся. В частности, именно с Австрией связан своим происхождением гимн Германии ‒ эта мелодия Йозефа Гайдна, сочиненная в 1797 г., называлась «Песнь кайзера» (Kaiserlied) и посвящалась австрийскому императору Францу II ‒ который стал последним императором «Священной римской империи немецкой нации». В 1841 г. Гофман фон Фаллерслебен написал к этой музыке стихи: Deutschland, Deutschland über alles, / Über alles in der Welt («Германия превыше всего в мiре»), и она стала называться «Песнь немцев» (Das Lied der Deutschen) или «Песнь Германии» (Deutschlandlied). (После падения Германской монархии в 1918 г. в результате Первой мiровой войны, в 1922 г. на заседании Национального собрания Германии, где была принята Веймарская конституция, первый рейхспрезидент Германии Фридрих Эберт объявил «Песнь немцев» государственным гимном.)
Меттерних, однако, руководился чисто прагматическими целями недопущения антимонархической либеральной революции, поскольку либерально-демократическое движение в Германском союзе нарастало. В великом герцогстве Саксен-Веймар-Эйзенах была принята одна из первых конституций, гарантировавших всю полноту гражданских свобод в Германии, что сделало возможным проведение там в 1817 г. празднования 300-летия Реформации в Вартбургском замке (под Айзенахом). Поскольку вожди-демократы опасались русского противодействия, там было устроено сожжение сочинений драматурга Августа фон Коцебу, обвиненного в прорусской пропаганде, а в 1819 году он был убит в Мангейме.
Коцебу и Занд как символы в русско-германской истории
В нашей книге уместно привести краткую справку об этом русско-немецком деятеле. ‒ Август Фридрих-Фердинанд фон Коцебу (1761‒1819) родился в Веймаре. В 1781 году двадцатилетний адвокат, выпускник Йенского университета, попал в Россию по представлению прусского посланника и стал домашним секретарем начальника артиллерийского корпуса инженер-генерала Ф. А. Бауера. В Петербурге Коцебу прожил три года, женился на обрусевшей писательнице Христине Крузенштерн, сестре знаменитого российского мореплавателя И.Ф. Крузенштерна (всего у Коцебу от трех браков было шестнадцать детей, из них двенадцать сыновей). В 1795 году, уже известным писателем, Коцебу вышел в отставку и переселился в Вену, где стал режиссером придворного «Бургтеатра», позднее – Веймарского театра.
В апреле 1800 года фон Коцебу выехал из Веймара в Россию, для свидания с родственниками своей жены и детьми от первого брака, воспитывавшимися в Петербурге, но по Высочайшему повелению был арестован на границе, так как попал под подозрение, что он «якобинец», и был сослан в в Тобольск, затем переселен в Курган. Вскоре Император Павел I прочитал драму Der alte Leibkutscher Peter des Dritten (Лейб-кучер Петра III) и был настолько восторжен, что в июне 1800 года помиловал Коцебу в срочном порядке и даже одарил поместьем в Лифляндии с четырьмя сотнями душ и пожаловал чин надворного советника.
С 1802 года жил в Берлине, где выступал горячим противником романтизма и политических идеалов «Молодой Германии». Во время подчинения Пруссии Наполеону Коцебу бежал в Россию. В 1813 году он последовал за русскими войсками и в 1814 году в Берлине издавал газету «Русско-немецкий народный листок». В 1816 году назначен русским генеральным консулом в Кёнигсберге. С 1817 года он состоял при министерстве иностранных дел в России и считался командированным в Германию, с содержанием в 15000 рублей в год, проживал в Веймаре.
Превосходно знавший русский язык, Коцебу многое сделал для знакомства немецких читателей с русской литературой, культурой и историей России. Он издал свои переводы стихов Гавриила Державина и «Слово о полку Игореве». Составленный им «Краткий обзор мануфактур и фабрик России» способствовал развитию экономических отношений. За деятельность по укреплению немецко-русских культурных связей в октябре 1815 г. Коцебу был избран иностранным членом Петербургской Академии наук.
Его убийцей был немецкий националист Карл Людвиг Занд, один из организаторов Вартбургского праздника, студент протестантского богословия Эрлангенского университета, один из лидеров «Германского студенческого союза». По отзывам современников он был неуравновешенным человеком, заядлым дуэлянтом, презирал и ненавидел всё иностранное. Мангеймский суд приговорил его к смертной казни. Среди немецких националистов и либерально (!) настроенной молодёжи имя Занда было окружено настоящим культом. Студенты собирались на сходки на место казни Занда, которое называли местом его вознесения.
Образ Августа Коцебу являет собой должный пример того, как могли бы развиваться русско-немецкие отношения. Но, к сожалению, они развивались иначе…
Убийство Коцебу было использовано Меттернихом для усиления необходимой реакционной политики в Германском союзе. При этом, не желая обращаться к помощи России, Меттерних пытался своими силами подавить и либерально-демократическое и национальное движение (тоже антимонархическое). Например, Федеральное собрание Германского союза приняло правила цензуры, запретившие произведения Генриха Гейне во всех землях Союза. Но эти усилия Меттерниха не могли остановить общеевропейский либеральный дух времени, выпущенный из бутылки «Просвещением».
Июльская антимонархическая революция 1830 г. во Франции, восстание в Польше и революция в Бельгии повлияли и на дальнейшее усиление либерально-революционного движения в германских землях. Его важной вехой стал Хамбахский праздник в Пфальце 27-30 мая 1832 г., в котором приняли участие почти 30 тыс. человек. Это была большая демократическая демонстрация в день годовщины баварской конституции в виде протеста против репрессивных мер. Инициаторами были противники монархии Зибенпфейфер и Иоганн Вирт, которые провозгласили верховенство народа принципом государственного строя и указали как на конечную цель своих стремлений объединение Германии в виде федеративной республики и конфедерацию европейских республик. В Хамбахе демонстрировали не только студенты, как в Вартбурге, но и буржуа, ремесленники, рабочие. Движение продолжало нарастать в 1830‒1840-е годы.
Революционеры в Берлине, 19 марта 1848 г.
Европейские революции 1848‒1849 годов
Европейские революции 1848‒1849 («Весна народов») ‒ общее наименование революционных событий, выразившихся в форме неповиновения власти, вооружённых восстаний. Вспыхнувшие сразу в нескольких государствах движения носили антимонархический характер. Участники выступлений декларировали требования демократизации общественной жизни. В зависимости от местных условий они также выдвигали лозунги национального объединения (Германия, Италия) или выделения из существовавших государств (Венгрия, Польша).
Уже в течение первой половины XIX века в европейских странах происходили либеральные реформы, которые переменили состав правительств, стала более влиятельной пресса, в которой начали появляться новые идеологии, вплоть до социализма. Даже в верхнем слое общества нарастало недовольство сохранявшимся абсолютизмом.
Наибольший успех революции 1848‒1849 годов достигли во Франции и Бельгии. Во Франции «Февральская революция» положила конец конституционной монархии Луи-Филиппа и привела к созданию Второй Французской республики. Новое правительство возглавил Луи-Наполеон, племянник Наполеона Бонапарта, который, однако, в 1852 году устроил государственный переворот и стал императором Второй Французской империи.
Бельгийская революция привела к Декларации о независимости Бельгии от Нидерландов. В феврале 1831 г. Бельгия была провозглашена конституционной монархией во главе с собственным королем Леопольдом I из рода герцогов Саксен-Кобургских, который имел родственные связи с российской императорской Фамилией и был генералом в Русской армии и в 1813 году был награждён орденом Св. Георгия 4-го класса «за отличия в сражениях с французами», за Лейпцигское сражение получил золотую шпагу с алмазами.
Но нас сейчас интересуют революционные события и результаты в германских государствах.
«Мартовская революция» в Германии началась народными собраниями и массовыми демонстрациями, в том числе в столице Пруссии и в польской Познани, включенной Венским конгрессом в состав Пруссии. Протестующие во главе со студентами и интеллектуалами требовали национального единства Германии, свободы печати и свободы собраний. Но все же более консервативной аристократии удалось одержать победу, многие вожди революции были изгнаны из страны.
Хотя в основном эти революции были быстро подавлены, они оказали влияние на дальнейшие политические процессы в Европе. Было повсеместно узаконено равноправие евреев.
Одним из результатов революции в странах Германского союза стал первый немецкий парламент ‒ «Франкфуртское национальное собрание» (заседало церкви Св. Павла с мая 1848 по май 1849 года) ‒ в котором было несколько депутатов-евреев, а активист еврейского равноправия был избран вторым вице-президентом.
В парламент были выбраны лица, «облеченные народным доверием», преимущественно учёные и литераторы, никакой законной власти не имевшие и никем не уполномоченные. 28 марта 1849 года они приняли проект «Конституции» на принципах парламентской демократии соответственно требованиям либеральных и националистических сил в домартовский период, с которыми боролся Меттерних.
В Пруссии последствием революции (уже после ее подавления) стала конституция 1850 года, объявившая более обширный чем ранее перечень прав и свобод.
Вскоре, однако, в Германии вновь наступила реакция, и дарованные монархами конституции были частью сокращены, частью уничтожены. Равноправие евреев формально не было отменено, но практически многое продолжало оставаться лишь на бумаге, считает проеврейская Википедия. Точнее было бы сказать, что неравноправие невреев в той общественной атмосфере стало формальным, учитывая влиятельную еврейскую печать.
Как Австрия перестала быть главным немецким государством
Начавшаяся в марте революция в возглавлявшей Германский союз крупнейшей немецкой монархии, Австрии, также была подавлена, но ее долгосрочные последствия были судьбоносными.
В марте 1848 года волнения в Вене привели к отставке консервативного канцлера Меттерниха. Однако новая конституция оказалась недостаточно демократичной для радикальных лидеров, которые 15 мая 1848 года организовали массовое выступление. Император Фердинанд I, сменивший умершего в 1835 году Франца I, бежал в Инсбрук, а позднее отрекся от престола. В разных частях Австрийской империи началась революция.
В Вене вспыхнуло вооруженное восстание, при подавлении которого был убит известный политик Роберт Блюм, руководитель левых демократов Франкфуртского национального собрания. (Он был активным борцом против «антисемитизма» и потому был похоронен на Еврейском кладбище в Вене, не будучи евреем.)
В декабре 1848 года на австрийский трон вступил 18-летний племянник Фердинанда I ‒ Франц Иосиф I (1830‒1916). Стремясь укрепить имперскую власть в многонациональном государстве с сильными центробежными тенденциями, немецкое столичное правительство всегда опиралось на укрепление социально-экономической гегемонии этнических немцев по всей империи. Немцы, однако, составляли менее четверти ее населения, а потому имперские власти стремились проводить политику германизации, которая вызывала сопротивление со стороны национальных меньшинств, особенно тех, которые до вхождения в Австрийскую империю уже имели историю собственной государственности (венгры, чехи, поляки). Особенно сильным оказалось сопротивление венгров, где в 1848 году тоже началось национальное восстание.
Венгерская революция была подавлена в 1849 году с помощью войск России. Франц Иосиф упразднил все проведённые в ходе революции реформы.
До 1848 года Австрийская империя сохраняла федеративный характер, но после подавления революции 1848‒1849 годов Франц Иосиф установил абсолютную монархию, опиравшуюся на мощный бюрократический аппарат (конституция 1849 года была отменена в апреле 1851 года). Была ликвидирована и прежняя внутренняя автономия областей. Неудивительно, что венгерское национальное движение и после подавления революции продолжалось. Это вынудило императора пойти на компромисс с ним.
Компромисс был ускорен тем, что в 1866 году вспыхнула Австро-прусская война (немецко-немецкая война за лидерство между крупнейшими немецкими монархиями!) и австрийские войска были разбиты в битве при Садове. Это поражение означало исключение Австрийской империи из германской конфедерации и начало процесса объединения Германии под главенством Пруссии. Германский союз был распущен и создан новый, Северогерманский союз во главе с Пруссией. Усилились и национальные движения чехов, хорватов, румын, поляков и словаков, которые выступали с идеями преобразования Австрийской империи в федерацию равноправных народов.
Это заставило австрийского императора искать сближение с наиболее сильным национальным движением в Венгрии. В марте 1867 года было заключено Австро-венгерское соглашение, превратившее Австрийскую империю в Австро-Венгрию (официально с 14 ноября 1868 года). Новое государство представляло собой конституционную дуалистическую монархию, обе ее части возглавил Франц Иосиф I, который правил Австро-Венгерской империей вплоть до 1916 года.
Малый Императорско-королевский герб Австро-Венгерской империи.(Герб королевства Венгрии щит увенчан Королевскою короною Святого Стефана, на которой склоненный крест имеет такое реальное происхождение: он был слегка поврежден в одном историческом эпизоде.)
Россия и революция
В 1848‒1849 годы в России не было восстаний и волнений, подобно европейским. И роль Российской империи в ту эпоху, благодаря нашим православным монархам и несмотря на неизжитое «просвещенческое» наследие XVIII века в высшем общественном слое, действительно была удерживающей наступление антихристианских антимонархических сил.
С началом этой волны европейских революций русский Император Николай I, имевший многочисленные родственные связи с германскими монархами (и сам он был женат на принцессе Шарлотте Фредерике-Луизе, сестре прусского короля Фридриха Вильгельма IV, принявшей после присоединения к Православию имя Александры Федоровны), был готов двинуть войска к Рейну на защиту немцев от французского вторжения и для этого держал наготове полумиллионную мобилизованную армию. Разумеется в союзе с германскими консервативными силами, во главе которых видел Пруссию, однако прусский король имел обширные планы расширения влияния Германского союза на негерманские страны, на вновь «независимую» Польшу (участники польского восстания в России 1830 года нашли убежище в Пруссии) и даже на российскую Прибалтику (где присутствие немцев в верхнем слое было велико), и опасался русского противодействия этому, как и вообще усиления влияния России в Европе. Для этого Фридрих-Вильгельм IV был готов и на конституционные уступки некоторым своим союзникам. Так что просьба о помощи последовала только из Вены в ее уже безвыходном положении (а также в расчете на поддержку России в планах австрийского соперничества с Пруссией во главе немецкой конфередации)
Выдающийся русский поэт Ф.И. Тютчев, около 20 лет проведший на дипломатической работе на Западе (в основном в Германии) писал о том времени:
«Давно уже в Европе существуют только две действительные силы — революция и Россия. Эти две силы теперь противопоставлены одна другой и, быть может, завтра они вступят в борьбу. Между ними никакие переговоры, никакие трактаты невозможны; существование одной из них равносильно смерти другой! От исхода борьбы, возникшей между ними, величайшей борьбы, какой когда-либо мир был свидетелем, зависит на многие века вся политическая и религиозная будущность человечества».Смысл же этого противостояния: «Россия прежде всего христианская империя; русский народ — христианин не только в силу православия своих убеждений, но еще благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения… Революция ‒ прежде всего враг христианства!.. Те видоизменения, которым она последовательно подвергалась, те лозунги, которые она попеременно усваивала, даже ее насилия и преступления были второстепенны и случайны; но одно, что в ней не таково, это именно антихристианское настроение, ее вдохновляющее, и оно-то (нельзя в этом не сознаться) доставило ей это грозное господство над вселенною… Тот, кто этого не понимает, не более как слепец, присутствующий при зрелище, которое мир ему доставляет» («Россия и революция», 1848).
К этому времени в европейском революционном движении, помимо масонской буржуазно-антимонархической сети лож, образовалось и связанное с ними коммунистическое течение, ознаменовавшееся «Манифестом коммунистической партии» К. Маркса (1848). Если масонство предназначалось для разложения и космополитизации верхов общества, то этот новый инструмент «тайны беззакония» имел целью разложение низов для их использования в качестве массовой армии разрушения старого порядка. Оба инструмента имели интернациональный характер, соответствующие связи и финансирование, о чем видный британский политик Б. Дизраэли писал как о «союзе искусных накопителей богатств с коммунистами» для разрушения христианского монархического мира («Конигсби», 1844). Бывший революционер Л.А. Тихомиров покаянно признавал, что, «воображая делать все по-своему», его революционный круг действовал «словно пешки… в виду достижения цели не нашей, а какой-то нам неизвестной… Я уже давно не мог отрешиться от какой-то всесильной руки, нами двигающей…» («Воспоминания Льва Тихомирова», 1921).
И революционные вожди тоже прекрасно понимали удерживающую роль России: «Ни одна революция в Европе и во всем мире не сможет достичь окончательной победы, пока существует теперешнее русское государство» — писал Энгельс («К. Маркс и революционное движение в России», М., 1933).
Однако западные монархи не хотели этого сознавать, будучи сами частью апостасии и защищая в ней лишь свои троны путем компромисса с нею, ‒ иначе бы они не обрекли на крах предложенную русским Царем идею «Священного союза» (1815) для защиты христианско-монархической государственности, справедливости и мира. Несмотря на то, что Россия неоднократно оказывала помощь европейским монархам в их борьбе с революцией, «Священный союз» распался из-за эгоистичной политики западных держав, которая привела их даже к военному союзу с мусульманской Турцией в Крымской войне против России (1853‒1856).
В 1853 г. мусульманская Турция, поощряемая Францией, Англией и Ватиканом, отобрала у православных греков ключи Вифлеемского храма на месте Рождества Христова и передала их католикам. Одновременно турки отказали России в праве на покровительство 12 миллионам христиан на Балканах, порабощенных турками. Россия разорвала дипломатические отношения с Турцией и направила войска на поддержку православных княжеств Молдавии и Валахии. 4 октября Турция объявила войну России.
После полного разгрома турецких сил на Кавказе и в Синопском сражении, в войну против России включились «христианские» Англия, Франция и Сардиния при враждебном нейтралитете Австрии (была удержана от вступления в войну лишь огромным дипломатическим талантом А.М. Горчакова), Пруссии и Швеции.
В этой войне ровно через 400 лет после сокрушения турками православного Второго Рима возникла символическая военная коалиция западных «христиан» с мусульманами против Православия, ‒ чтобы остановить нараставшее русское влияние на Святой земле и в Средиземноморье; даже Ватикан пошел на союз с магометанством против России.
Далее мы перейдем к тому, чему научили эти войны русское общество: к почитанию «немецкого идеализма» и «романтизма» в культурном российском обществе XIX века и к разочарованию в этом увлечении.
(Заключительную часть этой главы из-за размера придется перенести в следующую.)
Постепенно в текст будут вноситься уточнения и дополнения, поэтому при заимствовании теста следует его брать с «Русской идеи». Продолжение следует: 9. Немецкая философия и романтизм в России, западники и славянофилы)
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.