8.8.2008. – Нападение грузинской армии на Южную Осетию.
Война в августе 2008 г. между Грузией, с одной стороны, и с другой – республиками Южная Осетия и Абхазия, а также миротворцами РФ, имеет свои истоки в советской национальной политике, кромсавшей естественные исторические границы между народами России, которые не были официально восстановлены и преемниками КПСС после разрушения СССР.
При вхождении Осетии в Российскую империю в 1774 г.это был единый народ, который в документах не делился на Северную и Южную части. Вскоре после этого, 24 июля 1783 г. (ст.ст.), был подписан Георгиевский трактат (в крепости Св. Георгия) грузинским царем Ираклием II о вступлении Грузии под покровительство России. Таким образом, в Российской империи никаких пограничных проблем на этих территориях не было.
Они возникли после отделения Закавказья от России и установления там советской власти. Осетинский народ разделили большевики в 1922 г.: в составе РСФСР была образована Северо-Осетинская автономная республика, также осетинские анклавы находились в соседней Кабардино-Балкарской АССР, и Карачаево-Черкесской АССР. Южную часть Осетии превратили в Юго-Осетинскую Автономную область Грузинской ССР, причем также массивные анклавы осетин располагались в центральной и восточной части Грузии.
В конце 1980-х гг. активизация грузинского национального движения за независимость от союзного центра (при одновременном отказе малым народам Грузии в праве на автономию) и радикальные действия его руководителей (прежде всего, Звиада Гамсахурдиа) на фоне слабости центрального руководства СССР привели к резкому обострению отношений между грузинами и этническими меньшинствами. Абхазы и осетины, имевшие собственные автономные образования в составе Грузинской ССР, выдвигали требования повышения их статуса – и, в конечном счете, самостоятельности.
В 1989 г. Юго-Осетинская автономная область провозглашает автономную республику, а через год объявляет о своем суверенитете. В ответ Верховный совет Грузии 10 декабря 1990 г. упразднил осетинскую автономию вообще, разделив ее территорию по шести административным районам Грузии.
В 1990 г. закон СССР «О порядке разрешения вопросов, связанных с выходом союзной республики из Союза ССР», предоставил право автономным образованиям «самостоятельно решать вопрос о выходе из СССР в составе выходящей республики или о пребывании в составе СССР». Исполком народных депутатов Южной Осетии воспользовался предоставленным правом, и, когда 9 апреля 1991 г. Грузия вышла из состава СССР, Южная Осетия осталась в его составе.
Политическая борьба быстро переросла в вооруженные столкновения, и в течение всего 1991 г. Южная Осетия была ареной активных боевых действий, в ходе которых безвозвратные потери (убитые и пропавшие без вести) с осетинской стороны составили около тысячи человек, ранено свыше 2,5 тысяч.
19 января 1992 г. в Южной Осетии состоялся референдум по вопросу «о государственной независимости и (или) воссоединении с Северной Осетией». Большинство участвовавших в референдуме поддержало это предложение.
Весной 1992 г., после некоторого затишья, вызванного государственным переворотом и гражданской войной в Грузии, военные действия в Южной Осетии возобновились. Под давлением России Грузия начала переговоры, закончившиеся 24 июня 1992 г. подписанием Дагомысского соглашения о принципах урегулирования конфликта. Дагомысские соглашения предусматривали создание Смешанной контрольной комиссии (из представителей четырех сторон: Грузии, Южной Осетии, России и Северной Осетии.
14 июля 1992 г. был прекращен огонь, и в зону конфликта для разъединения противоборствующих сторон были введены миротворческие силы в составе трех батальонов — российского, грузинского и осетинского. В Цхинвали была размещена миссия ОБСЕ.
После 1992 г. Южная Осетия была де-факто независимым государством, обладала собственной конституцией (принята в 1993 г.) и государственной символикой. Власти Грузии по-прежнему рассматривали ее как Цхинвальский регион, но активных действий по установлению контроля над ней не предпринимали.
В 1990-е годы активно шел процесс принятия российского гражданства населением Южной Осетии и Абхазии. Однако 1 июля 2002 г. в России был введен новый закон о гражданстве, который закрывал возможность бывшим гражданам СССР получать российское гражданство в крайне упрощенном порядке. В связи с этим, Конгресс русских общин в Абхазии и Осетии в июне 2002 г. инициировал спешную акцию по массовому получению российских паспортов: российское гражданство получали до 8 тысяч человек в сутки. К концу июля 2002 г. количество российских граждан в Южной Осетии превышало 60 % населения, к 2006 г. — 80 % населения. Предоставление населению Южной Осетии российского гражданства грузинские власти назвали «аннексией грузинских территорий». Представитель МИД России заявил, что принятие российского гражданства населением Южной Осетии происходит добровольно в рамках международного права, и какие-либо претензии по данному вопросу со стороны Грузии неуместны.
Очередное усиление напряженности в зоне конфликта совпало с приходом к власти американского ставленника М. Саакашвили, объявившего курс на восстановление территориальной целостности Грузии. В августе 2004 г. дело вновь дошло до кровопролитных столкновений, в ходе которых грузинские войска безуспешно пытались установить контроль над стратегическими высотами вокруг Цхинвали, но, потеряв несколько десятков человек, были отведены.
В феврале 2006 г. грузинские власти заявили о необходимости наличия виз у российских миротворцев, эти заявления сопровождались частыми задержаниями военнослужащих миротворческого контингента по причине отсутствия виз. Российская сторона не признала законность грузинских требований.
1 мая 2006 г. министр обороны Грузии Окруашвили заявил, что намерен встретить новый 2007 год в столице Южной Осетии. Окруашвили обещал уйти в отставку, если этого не произойдет. Окруашвили добавил, что «в течение нынешнего года планируется заседание лидеров стран «восьмерки», саммит НАТО, а также другие важнейшие международные мероприятия, поэтому с помощью наших друзей, в первую очередь США, мы сможем мирно урегулировать эту проблему».
В мае 2006 г. грузинские власти объявили «уголовными преступниками» российских миротворцев, прибывших в Южную Осетию в рамках проводившейся ротации, по причине нарушения визового и пограничного режима, которое имело место с точки зрения властей Грузии. Южноосетинские власти в ответ на претензии Грузии пригрозили ввести визы для грузинских граждан, включая миротворцев.
12 ноября 2006 г. в Южной Осетии одновременно с парламентскими выборами был проведен референдум о независимости. В том же году Грузия ввела свои войска в Кодорское ущелье, несмотря на протесты Абхазии, после чего контингент российских миротворцев в нижней части ущелья был усилен.
Активные боевые действия начались в ночь на 8 августа (через день после годовщины Георгиевского трактата), когда Грузия подвергла массированному артобстрелу столицу Южной Осетии и предприняла попытку ее оккупации. Днем 8 августа президент РФ объявил о начале «операции по принуждению к миру» в зоне конфликта. В регион были введены российские вооруженные силы. В течение нескольких суток российские войска совместно с юго-осетинскими вооруженными формированиями вытеснили грузинские войска из Южной Осетии, а также во взаимодействии с абхазскими силами – из Кодорского ущелья в Абхазии. Боевые действия продолжались до 12 августа включительно.
Официальный представитель южноосетинского правительства Ирина Гаглоева сообщила 20 августа, что всего в ходе конфликта Южная Осетия потеряла 1492 человека погибшими. По информации заместителя начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковника Анатолия Ноговицына, на 13 августа потери российских военнослужащих насчитывали 74 человека погибшими, 19 пропавшими без вести, 171 – ранеными. Грузия утверждает, что РФ занизила свои потери. Саакашвили заявил, что ВС Грузии уничтожили 400 российских солдат, а потери Грузии составили 356 человек погибшими.
Америка сыграла роль инициатора войны. Ей было наплевать на «территориальную целостность» Грузии. Цель этого конфликта для США была иной. Нужна была эта война, чтобы получить еще один повод для демонизации «агрессивной» России, чтобы усилить геополитическое давление на нее и сплотить членов НАТО, ускорив принятие туда Грузии и Украины. Для этого вооружили и поощрили Саакашвили, возможно даже обманув обещанием вмешаться. Эта внешнеполитическая цель была успешно отработана на сто процентов с помощью мiровых СМИ: якобы это РФ «напала на маленькую Грузию, вызвав тысячи жертв мирного населения». Ведущие мiровые СМИ фальсифицировали ход событий подложными видеоматериалами о якобы российских атаках на грузинские города.
С 14 по 16 августа президентами Абхазии, Южной Осетии, Грузии и РФ был подписан план мирного урегулирования конфликта. Пятидневная война имела значительные геополитические, экономические и иные последствия. Так, 26 августа РФ официально признала Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств. 2 сентября Грузия разорвала дипломатические отношения с РФ.
Ныне независимость республики Южная Осетия признана четырьмя государствами-членами ООН и пятью непризнанными и частично признанными государствами.
Принятая в «цивилизованном» мiре мораль всех подобных конфликтов такова: отделяться от России по незаконным большевицким границам – это всегда легитимно независимо от способа отделения. Но если какой-то народ способом всенародного референдума хочет вернуться в состав России – это вопиющая «российская агрессия, попирающая международное право» и требующая наказания. К сожалению, и «демократические» преемники коммунистической власти в РФ придерживаются принципа незыблемости большевицких внутренних административных границ в качестве новых государственных (в нарушение Хельсинкского акта 1975 г. о незыблемости государственных границ, а не внутригосударственных).
Подробнее о войне 2008 г. см: «Война, выгодная всем…»
Источник: https://rusidea.org/25080808
По данным властей Южной Осетии, в результате нападения грузинской армии погибли более 1,5 тысяч человек, однако Следственный комитет при прокуратуре ( СКП) РФ документально подтвердил гибель 162 жителей республики. Следком признал погибшими в ходе грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года 67 российских военнослужащих, пишут РИА Новости 8 августа 2018 года.