9.12.1919. – Уничтожение красными партизанами трети населения г. Кузнецка (сегодня Новокузнецк)
Установление советской власти в г. Кузнецке
В советской пропагандной историографии общим местом является упоминание «зверств колчаковщины». Однако до сих пор не найдено ни одной директивы А.В. Колчака на массовый белый террор в отношении рабочих и крестьян, в чем его обвиняли советские партийные историки. Призванный в ноябре 1918 г. на пост Верховного правителя России и получивший затем письменное благословение на борьбу от св. Патриарха Тихона, адмирал Колчак восстановил в Сибири справедливые законы Российской Империи. Так называемые «зверства белогвардейцев» – это были оборонительные зачистки многочисленных отрядов красных партизан, совершавших диверсии в белом тылу с убийством администрации и мирных граждан. Приведем один такой известный и хорошо документированный пример того, к кому следует относить понятие «зверств» в те годы: установление советской власти в г. Кузнецке (ныне Новокузнецк).
В 1918 г. страны Антанты лишь для виду поддерживали Белые армии, надеясь с их помощью восстановить восточный фронт против еще воевавшей Германии. После окончания Первой мiровой войны (11.11.1918) необходимость в этом отпала. Эмиссары Антанты еще с августа 1917 г. имели тайные сношения с большевиками, помогая им удержаться у власти. Правительство Ленина через своих тайных агентов в Париже, Лондоне, Токио, Нью-Йорке вело секретные переговоры с Антантой о нэпе.
К середине 1919 г. против 150-тысячной армии Колчака сосредоточилась полумиллионная группировка красных войск, включая 50 тысяч «красных интернационалистов»: китайцев, латышей, венгров и др. наемников. В белых войсках началась страшная эпидемия тифа, поразившая более половины всех войск. Умножились партизанские восстания в тылу. В это же время «союзники» полностью прекратили поставки вооружения и медикаментов, негласно аннулировав уже оплаченные золотом военные заказы за границей. Чехословацкий корпус также предал белых (он был предназначен лишь для военных действий против Германии, а после окончания Міровой войны начал эвакуацию через Дальний Восток, ограбив Белую армию и захватив часть золотого запаса России и все железнодорожные составы, полностью блокировав железнодорожную дорогу, связывающую колчаковский тыл с фронтом). Затем, по решению Антанты, командование Чехословацким корпусом было передано в январе 1920 г. Иркутскому большевицко-левоэсеровскому Политцентру, которому выдали на расправу и адмирала Колчака с его белым правительством.
По мере отступления белых совершалось и «триумфальное шествие советской власти». После оставления белыми г. Кузнецка первым 9 декабря 1919 г. в город вошел многотысячный отряд красных партизан под руководством Г.Ф. Рогова. Начались грабежи, насилие, казни, поджоги церквей и учреждений. В историю гражданской войны это установление советской власти вошло как «погром кузнецкой интеллигенции».
Убивали без разбора по социальному признаку. «Из четырёх тысяч жителей Кузнецка две тысячи легли на его улицах. Погибли они не в бою. Их, безоружных, просто вывозили из домов, тут же у домов, у ворот раздевали и зарубали шашками. Особо «именитых» и «лиц духовного звания» убивали в Преображенском соборе. Редкая женщина или девушка избегала гнусного насилия. Рубились люди по «классовому признаку»: руки мягкие – руби…» (В.Зазубрин. «Неезжеными дорогами», 1926).
«Разбиты наголову учреждения, все бумаги в учреждениях, книги – все предано огню. Разрушены или сожжены все церкви и дома богатеев… Печать роговщины до сих пор лежит на Кузнецке. Почти четвертая часть домов в городе зияет черными впадинами вместо окон…» (Андрей Кручина. «В глухом углу, в Кузнецке», 1923). Итак, даже спустя четыре года город не мог оправиться от разрушений, нанесенных роговской ордой! – пишет В. Тогулев. «Журналист Кручина, впрочем, о расправах с местным населением знал отнюдь не все. В сибирской периодике двадцатых годов упоминается несколько методов умерщвления, которые практиковал Рогов. Помимо отрубания голов, весьма распространенным было четвертование, сжигание живьем вместе с домами, распиливание живых двуручной пилой… В общем, роговцы упражнялись в искусстве пыток кто во что горазд». (Подробнее см. в статье В. Тогулева «Зверства красных в городе Кузнецк».)
«Массовые убийства творились Роговым в стенах Спасо-Преображенского собора… На соборном алтаре роговцы изнасиловали и убили купчиху Акулову, воткнув ей в живот рублевую свечу…» (М. Кушникова, В. Тогулев. Кузнецкий рабочий, 20.01.1998). Священника Леонида Назарова заставили бежать в гору и убили разрывной пулей, снесшей полчерепа. Жена его сына Виктора спаслась от расправы, спрятавшись в погребе в доме своего отца.
Позднее, на губернском съезде представителей ревкомов и парткомов председатель Кузнецкого ревкома говорил: «было вырезано до 1400 человек, главным образом, буржуазии и служащих». Кузнецкий погром был столь безсмысленным и садистским, что впоследствии сами же советские власти стали его стыдиться и замалчивать. Советские авторы стали «открещиваться» от Рогова – якобы он «был не красным партизаном, а анархистом». Однако факты говорят об ином: уже в начале 1918 г. Рогов (до установления власти белых) был членом большевицкого губсовдепа. С формированием советской администрации в 1920-е гг. роговцы заняли руководящие должности в кузнецком исполкоме (сам Рогов окончил жизнь в 1920 г.). В 1927 г. к 10-летию Октября роговцы награждались почетными грамотами за участие в партизанском движении. Затем, пряча концы в воду, большевики снесли кузнецкое кладбище, где были похоронены жертвы роговщины, и на этом месте устроили парк культуры с танцплощадкой…
С тех пор прошел почти век, власть КПСС пала, президенты РФ Ельцин и затем Путин объявили о «примирении» белых и красных и об «окончании гражданской войны». Однако, в отличие от белых героев, памятники красным палачам все еще украшают наши города, улицы носят их имена (и памятников их жертвам в Новокузнецке нет как нет). В то же время ФСБ отказывает в реабилитации колчаковцев. Так в ответ на просьбу Новокузнецкого краеведческого музея, в который было передано много материалов по истории города из семейного архива Пахомовых-Назаровых, Кемеровское областное управление ФСБ отказало предоставить данные о деле расстрелянного колчаковского офицера Виктора Леонидовича Назарова: поскольку «Назаров В.Л. реабилитации не подлежит, сообщить какие-либо сведения о его судьбе не представляется возможным» (6.06.2000).
Аналогичным был ответ ФСБ на соответствующую просьбу московского «Мемориала». Из перечисленных в ответе ФСБ «Мемориалу» фактов и показаний свидетелей, упоминается только один (!) случай расстрела красноармейца по приказу В.Л. Назарова, причем не указано, за какое преступление (возможно, расстрелянный того вполне заслужил). За эти «зверства» В.Л. Назаров, не смогший эвакуироваться при отступлении белых (у Назаровых была большая семья), был расстрелян ЧК в 1920 г. у Святого колодца под Кузнецком, и тело выброшено на свалку. Итак, «реабилитации не подлежит», утверждают упомянутые Кемеровское ФСБ и Кемеровский суд. Аналогично власти РФ отказали и в реабилитации адмирала Колчака. Впрочем, вряд ли они нуждаются в подобной «реабилитации».
В. Тогулев заключает: «Иные скажут: чиновники не хотят ворошить прошлое. Но, может, как раз наоборот – хотят, еще как хотят! Не просто хотят – издают панегирики роговцам, дают деньги на пропаганду роговских «воспоминаний», готовы записать Рогова в «герои минувшего века», «не замечают» просьб увековечить память жертв партизанщины. Возникает стойкое ощущение, что нынешние власти чувствуют генное родство со своим предшественником, который ведь тоже был – властью, именно с него началась эра большевицкого правления в Кузнецке и его окрестностях, а то, что мы по сю пору одной ногой в «тоталитарном» прошлом, о котором открыто сегодня ностальгирует кузбасское чиновничество, спонсирующее массовый выпуск литературы соответствующей направленности, – кто бы сомневался…».
Источник: http://rusidea.org/?a=25120908
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.