Слово архиепископа Аверкия (Таушева) о духовном большевизме

Слово архиепископа Аверкия (Таушева)На устроенном в этом году в Нью-Йорке «Дне Непримиримости» один из ораторов очень хорошо и удачно определил сущность большевизма процитированными им на память словами Священного Писания. Он отнес к большевикам то, что сказал однажды Господь Иисус Христос нежелавшим веровать в Него иудеям:

«Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити: он человекоубийца бе искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи» (Иоан. 8, 44).

«Человекоубийство» и «ложь» – вот действительно основные черты, которыми так ярко проявляет себя большевизм.

Это – так, но этим далеко еще не все сказано, не исчерпана до конца сущность большевизма, как уродливого явления духовной жизни. Большевизм есть нечто гораздо более страшное.

Корни большевизма – в том пагубном настроении духа свободного и разумного существа, созданного Богом, которое Денницу сделало диаволом. Возгордился Денница – высшее и совершеннейшее творение Божие, залюбовался собой и возомнил о себе, что он ничуть не уступает Богу в своих совершенствах, что он – равен Богу. И это послужило причиной его мгновенного страшного падения с той высоты, на которой он находился, в низины ада, а сам он сделался родоначальником всякого зла – всякой гордыни, непослушания и противления Богу.

«Как пал ты с неба, денница, сын зари!» – горестно восклицал о нем пророк: «а говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой… взойду на высоты облачныя, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен во ад, в глубины преисподней… в преисподнюю низвержена гордыня твоя, со всем шумом твоим»… (Исаии гл. 14, 11-15).

Став на путь гордыни, непослушания противления Богу, падший Денница, в слепой злобе своей против Бога, этому же научил и первозданных людей, внушив им нарушить данную им в раю заповедь Божию, и через них ядом своей гордыни отравив весь происшедший от них человеческий род.

Не все, однако, полностью и целиком поддались этому богоборческому настроению. По признаку своего отношения к нему, по степени своего сопротивления ему или порабощения им, еще в самые древние времена, как свидетельствует Библия (см. кн. Бытия гл. 4-6), возникло деление людей на «сынов Божиих» и «сынов человеческих». Последних правильнее, впрочем, было бы называть теперь «сынами диавола», как и назвал Господь упорно неверовавших в Него иудеев.

Между «сынами Божиими», стоявшими за правду Божию, и «сынами диавола», пытавшимися насадить всюду ложь диавольскую, естественно возникла борьба. Эта борьба, в сущности, и составляет главное содержание всей так называемой «истории человечества». Она будет продолжаться и впредь – до скончания века, ибо диаволу, ненавидящему Бога, ненавистны и служители правды Его – «сыны Божии». По ясному предречению Слова Божия, именующего диавола «князем мiра сего» (Иоан. 12, 31), ложь диавольская будет приобретать все большую и большую власть и силу в этом мiре, о котором потону и сказал Апостол, что он «во зле лежит» (1 Иоан. 5, 19). Мало того: по особому попущению Божию, в «последния времена» – времена антихриста – наступит кажущееся временное торжество лжи диавольской на земле, пока не явится Господь, Который «убиет антихриста духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Солун. 2, 8). Тогда ложь диавольская сгинет, и восторжествует окончательно правда Божия, которая и будет обитать на новом небе и новой земле, после того как прежние «небеса с шумом прейдут», а «земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3, 10-13).

К атому времени произойдет отсеивание «пшеницы» от «плевел», решительное размежевание между «сынами Божиими» и «сынами диавола», которое получит свое окончательное утверждение на Страшном Суде (Матф. 25, 31-46). Ясные признаки такого «отсеивания», или «размежевания» наблюдаются уже в наши дни – дни такого явного безстыдно-открытого богоборчества, дерзкого бунта, непослушания и противления Богу, какого никогда еще не знала история человечества. Вместе с тем никогда еще не было и такого господства лжи, не являлось стольких «прельщений» всякого рода, как в наши подлинно «лукавые» дни: с особо-изощренным искусством облекается ныне диавольская ложь в призрачную видимость правды, дабы «прельстить, аще возможно, и избранных» (Матф. 24, 24). И сколь многие действительно прельщаются или, по крайней мере, становятся в тупик, не будучи в состоянии разобраться, где ложь, а где правда.

Поистине страшное время мы переживаем, и горе тому, кто этого не сознает, не понимает!

А не понимают многие и не понимают самого главного.

Не понимают того, что большевизм уже повсюду торжествует свою духовную победу – далеко за пределами СССР – и в других странах и в рядах самой нашей русской эмиграции, будто бы борющейся с ним.

Забывают то, что большевизм это отнюдь не одна только политическая система, а прежде всего – наиболее яркое и откровенное выражение, в наши дни, диавольской гордыни, дерзкого неистового бунта, своеволия, непослушания и противления Богу и Его Божественному закону. Именно в этом заключается коренная сущность человекоубийственного и исполненного диавольской лжи большевизма, а «человекоубийство» и «ложь» это только «производные» – естественные, так сказать, логические последствия такого богоборческого настроения.

На наших глазах, не без успеха, стремится большевизм к мiровому господству. И при нынешних умонастроениях масс он легко этого может достигнуть, если люди, наконец, не поймут, что борьба с большевизмом не есть политика и не должна вестись в области одной только политики. Большевизм это – целостное мiровоззрение, но отнюдь не атеистическое, как принято думать, а богоборческое. Он претендует на то, чтобы стать всеобъемлющей идеологией, совершенно вытеснив веру в Бога и заняв место этой веры в сердцах людей. А потому борьба с большевизмом в сфере одной только политики ни к какому положительному результату привести не может. Целостному мiровоззрению большевизма должно быть, прежде всего, противопоставлено столь же целостное мiровоззрение, и притом не отвлеченное, а жизненное, находящее себе действительное осуществление в жизни людей.

Борьба с большевизмом настоящая, последовательная, разумная – это борьба за правду Божию против лжи диавольской.

Это – борьба «сынов Божиих» против «сынов диавола».

Только тот и может надеяться на успех в этой борьбе, кто сознает себя «сыном Божиим», кто ведет себя и живет достойно этого высокого звания. Кто же, заявляя себя «антибольшевиком», в душе своей остается причастным большевицкой идеологии богоборчества, гордыни, бунтарства, своеволия, непослушания и противления Богу и Его Божественному Закону, тот и сам себя и других обманывает. Не под силу такому борьба с большевизмом, и ни к чему она не приведет.

Печальные опыты прошлого, казалось бы, всех нас должны бы были научить, что диавольскую силу большевизма победить можно только силою Божиею. Лишь креста Господня боится диавол, а человеческое оружие, вплоть до самой атомной бомбы и всех ухищрений современной разрушительной техники, ему не страшно.

Еще менее страшны диаволу политические программы, которыми некоторые наивные политические деятели думают запугать и победить большевизм. Бумага ведь все терпит! И разве мы не видели, к чему привели на деле такие прекрасные сами по себе лозунги, как «свобода», «братство» и «равенство»?

Довольно празднословия и празднописания!

Кто хочет не на словах, а на деле спасать Россию (а с нею теперь и весь мiр!) от большевизма, тот должен начать с самого себя. Он должен тщательно проверить себя, не живет ли в его собственной душе чего-либо от богоборческой идеологии большевизма? нет ли в нём непослушания и противления Богу и Его Божественному Закону? не одержим ли он гордыней, самолюбием и своеволием? не чванится ли он своим материалистическим мiровоззрением и не прикрывает ли им свою порабощённость разным низменным страстям и порокам, оправдывая свои животные инстинкты и считая их законными для себя? не переживает ли он, хотя бы по временам, бунтарского настроения духа, отвергая все высокие духовные авторитеты и ставя ни во что своих законных, от Бога поставленных пастырей, духовных руководителей, родителей, наставников и начальников? не бывает ли в нем резких проявлений грубости, дерзости и разнузданного противления, когда кто-либо или что-либо становится на пути осуществления им его эгоистических, самолюбивых, тщеславных или низменных страстных стремлений и вожделений?..

У кого живут в душе подобные настроения, кто легко поддается им, не борясь с ними и не обуздывая их голосом трезвенного благоразумия, тот по-настоящему бороться с большевизмом не способен, ибо такой – одно с богоборцами-большевиками, он единодушен и единомышлен с ними, а сатана, как засвидетельствовал об этом Сам Господь Иисус Христос, «разделиться на ся» (сам с собою) не может (Матф. 12, 26).

В том и заключается главное зло и безнадежность нашей эмигрантской жизни, что многие из нас – едва ли не большинство! – совсем не вникают в диавольскую сущность большевизма. Выступая в качестве борцов с большевизмом, они не замечают того, что сами являются носителями, а иной раз – и яркими выразителями его духа, вводя, таким образом, в заблуждение и самих себя и других. Именно в этом причина, что, несмотря на столь очевидную для многих губительность человеконенавистнического большевизма, он до сих пор не мог быть побежден. И никогда не сможет быть побежден, пока борющиеся с ним сами будут носить яд большевицкий в своих душах.

Нельзя забывать, что большевизм это – духовная зараза, которой начало болеть наше русское общество еще задолго до революции 1917 года. А потому крайне неразумно, в противовес гнусным хулителям царской России, злословящим то, чего не знают (Иуд. 1, 10), идеализировать полностью все, что было в прежней дореволюционной России. Только крайняя духовная слепота (если не преднамеренная злоумышленность) может оправдывать разного рода вакханалии и безобразные безнравственные явления в нашей эмигрантской жизни тем, что так, мол, было и прежде в царской России. Если бы все было тогда хорошо и благополучно, то не было бы революции, не было бы кровавого торжества большевизма! Не призывал бы еще в те времена наш великий всероссийский пастырь приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский к нравственному очищению, ко всенародному глубокому покаянию, к перемене нравов языческих на христианские, грозя в противном случае неизбежной карой Божией за богоотступничество, за безбожье, за умножение беззаконий.

А мы – увы! – испытав на себе все страшные, кровавые последствия этого богоотступничества и попав в результате этого заграницу, продолжаем и здесь, в основной своей массе, идти все тем же путем, который привел нашу Родину к большевизму. Где же тут здравый смысл? где простая человеческая логика?

И не к нам ли следует отнести теперь слова великого ветхозаветного пророка Исаии, обращенные им некогда, по повелению Божию, к жестоковыйному Израилю: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство?» (Ис. 1, 5).

И не понимают, в большинстве своем, православные русские люди, оказавшиеся заграницей, что все наши здешние беды и нестроения, все наши нелады, распри, несогласия, взаимная вражда и разделения, начиная со столь печальных церковных расколов, церковно-приходских смут и волнений, постоянных разладов и распадов в среде наших национальных и общественных организаций и кончая скорбными явлениями развала настоящей, нормальной семейной жизни и обезличением отдельных русских людей, продающих свое первородство за чечевичную похлебку и сливающихся с окружающей их, зачастую глубоко преступной средой, – объясняются не чем иным, как живущей в душах их большевицкой заразой – духом диавольской гордыни, непреклонно-упрямого, до смешного доходящего самолюбия и самомнения, явного или скрытого богоборчества, дерзкого, наглого бунтарства, своеволия, разнузданности, непослушания и противления Богу, Святой Церкви, церковным правилам и установлениям, тысячелетним священным традициям.

Необходимо, наконец, понять, что кроме большевизма в сфере чисто-политической, есть еще большевизм духовный, извнутри разлагающий человеческие души, а потому еще более губительный и опасный; что область этого духовного большевизма в настоящее время во много-много раз шире, чем область большевизма политического, и что последний черпает главную для себя силу и поддержку в этом духовном большевизме.

Духовный большевизм – главная опора большевизма политического в предпринятом им грандиозном плане завоевания всего мiра. И пока мы не обратим должного внимания на борьбу с этим духовным большевизмом в наших собственных душах, на решительное искоренение и преодоление его в нашей церковной, общественной, семейной и личной жизни, безплодными останутся все наши надежды на какое-то лучшее будущее для нас, для России и для всего мiра.

И если мы действительно, а не на словах только, стремимся к этому лучшему будущему и к спасению нашей Родины, а с нею и всего мiра от нависшей уже над ним страшной угрозы большевизма, то должны понять, что – путь к этому лежит не через нынешнее нездоровое увлечение устройством постоянных парадных банкетов и всевозможных увеселительных собраний, балов и вечеров, «с танцами до утра», праздно-мечтательными речами и легкомысленным времяпрепровождением, столь не вяжущимся с серьезностью переживаемого нами времени, – а только через полное обновление нашей жизни в духе истинной Христовой веры, в духе подлинной православной церковности, соединяющей нас с Богом и подающей нам ту благодатную силу Божию, без которой невозможно сокрушить сатанинское царство большевизма.

Ибо – «без Мене не можете творити ничесоже», ясно сказал Господь (Иоан. 15, 5).

Источник: roca-vologda.org