Большевики взорвали Храм Христа Спасителя в Москве
5.12.1931. – Большевики взорвали Храм Христа Спасителя в Москве
Для чего взорвали и для чего восстановили храм Христа Спасителя?
О создании и значении Храма Христа Спасителя как национально-исторического храма-памятника Отечественной войны 1812 г. мы уже написали.
После Октябрьского переворота и начавшихся гонений на Церковь храм был передан большевиками в ведение обновленческого «Высшего Церковного Управления» митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого «Священного Синода» – вплоть до закрытия храма в 1931 г. Настоятелем храма в те годы был один из вождей обновленчества митрополит Александр Введенский.
Можно иметь разные мнения об архитектурных достоинствах проекта К. Тона, однако русские люди, уважавшие свою историю, видели в Храме Христа Спасителя символ славных побед исторической России и памяти о воинах, погибших «За Веру, Царя и Отечество». Именно это значение величественного храма в центре столицы рядом с Кремлем не давало покоя жидобольшевицкому руководству. По признанию Троцкого в его автобиографии «Моя жизнь», он видел в русской архитектуре, древних кремлевских храмах, даже в Царь-пушке и Царь-колоколе – «тяжелое московское варварство». И помимо Троцкого, это чувство разделяли многие члены ЦК и правительства.
Уже в апреле 1918 г. был издан «Декрет о памятниках республики»: «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера…». Немедленно был снесен памятник Императору Александру III в сквере возле Храма Христа Спасителя.
Особенно на этом поприще уничтожения исторических памятников прославился член Политбюро Л.М. Каганович. По его предложению Сталиным 2 июня 1931 г. было отдано распоряжение снести и Храм-памятник воинской славы с ненавистным жидобольшевикам именем Христа. Каганович собственноручно дернул ручку электрорубильника с возгласом: «Задерем подол Матушке-России!».
18 июля 1931 года в «Известиях» было опубликовано постановление о конкурсе на проектирование Дворца Советов на этом месте. Против Храма-памятника была развернута целая кампания в печати: советские академики клялись, что он не имеет художественной ценности и является образцом «царской пропаганды». В числе немногих защитников храма был художник Аполлинарий Михайлович Васнецов – брат В.М. Васнецова.
Несколько месяцев продолжались работы по разборке здания (ограбили алтарь, смыли позолоту), а 5 декабря 1931 г. храм был варварски взорван вместе с барельефами и фресками. После первого взрыва стены устояли, понадобилось заложить второй, более мощный заряд. По воспоминаниям свидетелей, мощный взрыв почувствовался на расстоянии многих километров. Для разборки обломков храма после взрыва понадобилось еще полтора года. Мрамором из Храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий…
На месте храма планировали по утвержденному проекту архитектора Б. Иофана (соавторы А. Щуко и Г. Гельфрейх) возвести колоссальный Дворец Советов с 75-метровой статуей Ленина на вершине, утопающей в облаках (самый крупный памятник в мiре вождю революции). Эта «вавилонская башня коммунизма» планировалась как новый культовый храм-памятник в честь образования СССР, Коминтерна и лично Ленина. Но Господь не попустил: помешала война.
К 1939 г. закончилась кладка фундамента стороны Дворца, обращенной к Волхонке. Однако осенью 1941 г. из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, в 1942 г. оставшиеся конструкции Дворца Советов были использованы для сооружения железнодорожных мостов.
После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой проект башни. И только в 1960 г. дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. Многие годы после взрыва на месте величественного Храма-памятника зияла чудовищная яма, где в 1958 г., в хрущевскую безбожную «оттепель» устроили плавательный бассейн «Москва» – также «самый большой».
+ + +
В конце 1980-х годов возникло общественное движение верующих за воссоздание храма Христа Спасителя. Регулярно читались молебны на этом месте. Идею в целях саморекламы подхватили московские власти и превратили в бизнес-проект с привлечением «пожертвований» таких олигархов, как Березовский, Смоленский, Гусинский. В 1999 г. работы по отливанию бетонной копии храма, обильно украшенной иудейской символикой, дорогим мрамором и скульптурами З. Церетели из искусственного материала, были завершены – фактически на украденные у народа деньги. Для духовной атмосферы в новом храме показательно, что на большие праздники в ХХС отсутствует таинство Причастия: чашу выносят из алтаря и тут же уносят назад «в целях безопасности» (!).
Перечислим ниже главных лиц, ответственных за воссоздание храма – именно у них православные могут попробовать получить ответ на давно мучающий их вопрос: откуда в восстановленном православном храме такое обилие иудейской символики – от мозаики пола в центральной части зала и светильников до надкупольных крестов? Почему на алтарном кресте также изображена звезда Давида – нынешний символ сионистского (жидонацистского) государства «Израиль»?..
Постановление о начале восстановления храма Христа Спасителя было принято правительством Москвы по согласованию с Московской Патриархией 31 мая 1994 г., а 7 сентября (6-го праздновался еврейский Новый год!) состоялось учредительное собрание Общественного совета по воссозданию храма. Совет возглавили Алексий II и мэр Москвы Ю.М.Лужков. Руководство всем комплексом работ было возложено на его первого заместителя – члена руководства Российского еврейского конгресса В.И. Ресина. 7 января 1995 г. все упомянутые лица совместно совершили торжественную закладку воссоздаваемого храма.
Работой по созданию проектной документации руководил директор управления «Моспроект-2», главный архитектор проекта комплекса храма Христа Спасителя, заместитель председателя Москомархитектуры, академик и член президиума Российской академии художеств, Заслуженный архитектор РФ, член-корреспондент Международной академии архитектуры М.М.Посохин – верный и прославленный наследник Лазаря Кагановича по «реконструкции Москвы».
Работы по строительству храма осуществлялись под руководством Заслуженного строителя РФ, лауреата Государственной премии Российской Федерации генерального директора АО «Моспромстрой» В.В. Мороза.
«Работы по воссозданию храма Христа Спасителя велись в постоянном контакте с представителями Русской Православной Церкви, назначенными для этой работы Святейшим Патриархом… Общегосударственное значение храма Христа Спасителя как национальной святыни определило порядок воссоздания каждого элемента его убранства на конкурсной основе… [Большинство заказов получил З. Церетели.] Непосредственное оперативное руководство воссозданием росписей президиум Российской академии художеств возложил на вице-президента Е.И. Зверькова, который много труда вложил в работу над смысловой и художественной цельностью живописного убранства храма…».
Работы по воссозданию художественного убранства исполнены Российской Академией Художеств во главе с ее Президентом – академиком З.К. Церетели. Руководителем Координационной группы специалистов по художественному убранству комплекса был священник Леонид Калинин. Он также являлся членом Комиссии по художественному убранству.
Использован материал:
http://www.biograph.ru/goldfund/khram.htm и др.
См. также письмо в редакцию: ХХС как прообраз Третьего храма?
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.