Димитрий Саввин: ЦЕРКОВЬ И ВЫБОРЫ: «ВАС ЗДЕСЬ НЕ СТОЯЛО». Скорый крах нынешнего политического режима в России чувствуют все, а вот «религиозного фактора» во всем этом — никто
В заголовке этой статьи имеется слово «выборы» – причем без кавычек. Сразу должен оговориться: оно мною использовано, так сказать, лишь в качестве дани одной скверной традиции, согласно которой некое ритуальное действо почему-то принято именовать именно так. Это во-первых.
Во-вторых, о партии жуликов и воров, о том, что выборы выборы – фиктивны, и что даже этот фиктивный выбор, при отсутствии настоящей, а не игрушечной оппозиции в списках, суть опять же выбор между жуликами и ворами – здесь и сейчас рассуждать не хочется. Не потому, что это не так, а потому, что это совершенно очевидно. Ну а если кому-то это нравится – что ж, мазохистом в этом мире быть не ново, но я с такими людьми ни спорить, ни как-либо иначе общаться не хочу. И писать предпочитаю тоже для несколько иной аудитории.
И вот внимание этой-то почтенной публики очень бы хотелось обратить на некоторые факты, которые – увы! – выглядят неким подобием библейского «Мене, Текел, Фарес». На этот раз слова сии обращены к современной православной общественности и руководству Русской Православной Церкви Московского патриархата.
При всем ритуально-жульническом характере нынешних нелегитимных выборов, нельзя не отметить сравнительно высокую активность и политической оппозиции (и настоящей, и декоративной), и возросшее внимание населения к предстоящему 4 декабря действу. В этом смысле нынешняя ситуация существенно отличается от того, что было в 2007 г. Тогда была просто какая-то кома, что-то среднее между анабиозом и зомбированием. Путин пользовался еще во многом настоящей, а не нарисованной ВЦИОМом поддержкой, и все так называемые «оппозиционные» партии вели агитацию вяло – что называется, «на отвяжись». Что было совершенно логично – кому нужна была вся это драматургия, когда и так все было ясно?
Теперь все качественно иначе. Скорый крах нынешнего политического режима, который автор этого текста дерзнул прогнозировать еще в 2009 г., чувствуют почти все. Да и сами власти не скрывают, что спиной и иным частями тела уже ощущают знойное дыхание «арабской весны». И в этой ситуации представители так называемой «системной оппозиции» надеются не так чтобы сильно, но все-таки немного укрепить свои позиции в Думе, предполагая, что совсем уже внаглую цифры переписывать не будут, и десяток-другой мандатов от «Единой России» отвалится кому иному. Для ЕР это некритично, а вот ЛДПР или СР клюют по зернышку, им и этим не стоит брезговать. Стало быть, появляется стимул бороться за голоса более-менее всерьез.
Кроме того, сейчас уже очень многие в России и мире уверены, что эти выборы для ЕР, да и для путинского режима как такового – последние. Стало быть, нынешняя выборная комедия – это повод обратиться к людям, заработать очки, которые через год-другой могут опять пригодиться и опять на выборах. Только уже на настоящих. Поэтому сейчас, в отличие от 2007 г., все несколько более всерьез. В частности, это касается и агитации, и тех вопросов, на раскрутке которых пытаются подтянуть свой рейтинг различные партии. И по их пропагандистской активности достаточно легко определить, какие вопросы сейчас волнуют российское общество.
Не вдаваясь в подробности, следует отметить, что ключевым и наиболее выгодным с точки зрения пиара остается национальный, или русский вопрос. Несмотря на строжайшие запреты со стороны Кремля «спекулировать» на национальной теме, голоса русских националистов, незаконно лишенных парламентского представительства, пытаются оттянуть многие. Традиционно окучить этот электорат пытается ЛДПР.
Другая вкусная тема – вечно неработающая «социалка», весь этот комок из нищенских пенсий и нищенских зарплат бюджетников, тарифов ЖКХ и прочих радостей эпохи номенклатурно-олигархической диктатуры.
Третий пункт – «партия жуликов и воров». ЕР реально достала по гланды абсолютное большинство населения, и всякий противник оной партии автоматически получает бонус.
Собственно, вокруг этих трех пунктов – русский вопрос, «социалка» и борьба с жуликами и ворами – все и крутится. Вопросы дальнейшего развития экономики никем в ходе предвыборной агитации особенно внимательно не разбираются – по той простой причине, что основному электорату это неинтересно. Чтобы был интерес, нужен средний класс, который в курсе дела, и является достаточно многочисленным, чтобы влиять на исход выборов. Но в России после 1991 г. (в отличие от Восточной Европы) все слабые ростки среднего класса благополучно затоптали.
Но есть еще одна тема, которая вроде бы должна быть интересна и важна многим: религия и вера. И почти всегда и почти в любой стране в предвыборной агитации религиозные вопросы присутствуют – в позитивном или негативном контексте. Естественно, чем выше уровень религиозности общества, тем больше внимания уделяется соответствующей тематике.
Страны, где Римско-Католическая Церковь до сих пор сохраняет свое влияние, дают впечатляющие примеры значения религиозного фактора в предвыборных баталиях. Так, Даниэлю Ортеге, ярко выраженному леваку, для победы на выборах 2006 г. в Никарагуа пришлось исповедаться, причаститься и обвенчаться со своей супругой. И лишь после этого его успех стал возможен.
В Польше также невозможно себе представить борьбу за голоса, где так или иначе не будет фигурировать религиозный фактор. С одной стороны – консерваторы, отстаивающие католические ценности, с другой – антиклерикалы. Наличие и тех, и других наглядно показывает, что религия и Церковь в Польше имеют весьма значимое влияние на общественно-политическую жизнь. Можно собирать под свои знамена тех, кто за, и тех, кто против. (Яркий пример последнего – «Движение Паликота», ничем, кроме своего антиклерикализма, не знаменитое.) Но игнорировать данную тематику – невозможно.
Но что там Никарагуа с Польшей – и в Украине, которая так же как и РФ до 1991 г. была частью СССР, предвыборная гонка не обходится без использования ее участниками соответствующей риторики. Одни подчеркивают свою верность УПЦ МП как «канонической Церкви», другие выступают с позиций автокефализма, третьи считают истинно-украинской Церковью униатов. В канун битвы за избирателя даже украинские левые способны рождать впечатляющий креатив соответствующего рода.
Ну а что же в РФ? В РФ, где РПЦ МП, если верить разного рода «православным экспертам», сильна как никогда? Где кто-то даже умудрился разглядеть «опасность клерикализации»? Здесь хоть кто-то хоть где-то попытался всерьез использовать религиозную, церковную тематику в предвыборной агитации?
На этом направлении – почти абсолютная тишина. Ни одна партия, представляющая так называемую «системную оппозицию», не высказалась ни за, ни против. Никто не обещает бороться за православные ценности – или не допустить клерикализации. Никто не сулит избирателю построить в спальных районах храмы шаговой доступности – или же защитить от «церковников» парки и детские площадки. Чрезвычайно важная, с православной точки зрения, тема абортов также не звучит.
Что касается несистемной оппозиции, то даже русские националисты, которые всегда более всех прочих готовы были поддерживать православную Церковь, сейчас предпочитают ограничиваться светским этническим национализмом, не связывая себя с какой-либо конфессией. Ну а про космополитов-либералов нечего и говорить.
Единственное и весьма странное исключение в этой картине молчаливого безразличия – это коммунист Геннадий Зюганов, пришедший в храм Христа Спасителя поклониться поясу Пресвятой Богородицы. Но и этот шаг большинством людей был расценен скорее как нелепый анекдот (каковым, собственно, и является поклонение православной святыне со стороны атеиста), а не как серьезный и нетривиальный предвыборный маневр.
Нет никого, кто рвал бы на груди тельняшку, что он за Православие. Нет никого, кто рвал бы тельняшку на почве борьбы с клерикализмом.
Что может свидетельствовать только об одном: Православие и РПЦ МП занимают крайне мало места в жизни большинства граждан РФ. Влияние Церкви (любой юрисдикции, кстати) на умы основной массы населения – ничтожно мало, вследствие чего практически все политические силы, от партии власти до радикальных русских националистов, – религиозный фактор всерьез не учитывают.
О причинах такого нерадостного статус-кво мне доводилось писать не раз. Сергианская пропаганда непротивления власти и инсталляция социальной пассивности прихожанам РПЦ МП, последовательно осуществлявшаяся на протяжении последних двадцати лет Чистым переулком (как впрочем, и до того), неминуемо выбросили Московскую патриархию на периферию общественно-политической жизни. Храм для абсолютного большинства как бы верующих людей стал лишь приложением к свечной лавке, частью сферы услуг, причем услуг, к которым обращаются весьма редко.
И вот – наступил момент истины. И вдруг выяснилось, что ни воцерковление общества с православными дружинами и храмами шаговой доступности — с одной стороны, ни антиклерикализм и борьба за светское государство — с другой, подавляющее большинство электората не интересуют.
Он не за. И он не против. Ему просто это неинтересно, ибо он этого не замечает.
Вот и двадцать лет «церковного возрождения». Вот и все «успехи миссии». Короче говоря, приехали. Если это не «Мене, Текел, Фарес» – то уже что-то близкое. Это – приговор той «линии», которая проводила все эти годы Московская патриархия; и делала эта, кстати, вполне «симфонически» с Кремлем.
Что ж, дай Бог, чтобы этот приговор подлежал обжалованию…
И напоследок – это не предвыборная агитация, если что.
сточник: www.portal-credo.ru
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.