Димитрий Саввин: ДО СВИДАНЬЯ, ЧИСТЫЙ ПЕРЕУЛОК!.. Вслед за Россией в 2012 году неизбежно изменится и Церковь
По случаю приближающегося гражданского Нового года принято подводить итоги, и действительно, в этот раз определенно есть о чем поговорить. Новый политический год в России уже наступил – как это традиционно происходило и раньше, немного раньше календарного. Если 2011-й начался, по большому счету, с 11 декабря 2010-го, когда события на Манежной площади прочертили канву политического процесса на двенадцать месяцев вперед, то в этот раз политическое новолетие стартовало 5 декабря, когда начались массовые общегражданские протесты против фальсификации выборов.
Митинги на Чистых прудах… Болотная площадь… Проспект академика Сахарова… Навальный, которого посреди ночи, после 15 суток ареста, встречает толпа людей… Все это уже стало историей. И сейчас уже вполне очевидно, что срок жизни нынешнего политического режима исчисляется неделями, самое большое – месяцами. На годы счет уже не идет.
Предстоящие пертурбации неминуемо отразятся на церковной (религиозной вообще) жизни в РФ. Несомненно, что в случае политической «смены режима», нас всех ожидает аналогичная, и, как минимум, не менее радикальная, «смена режима» в конфессиональной сфере.
Причины этого вполне очевидны. Тот общегражданский оппозиционный фронт, который отчасти стихийно (а отчасти и не стихийно) сформировался в РФ к концу 2011 года, должен решить задачу, которую можно было бы назвать работой над ошибками, или устранением недоделок. Существующая в настоящий момент в РФ (и ненавистная большинству населения) власть – по сути своей власть необольшевицкая. Ибо в 1991 г. в России не произошло самого главного: смены элиты. Коммунистическая (комсомольская) номенклатура и тот социальный пласт, который впоследствии будут называть «силовиками», захватили командные высоты в российском обществе после номинального «падения коммунизма». Именно это и предопределило большинство бед и мучений нашего народа на последующие 20 лет. Ибо коммунистическая и чекистская номенклатуры, с их мафиозным сознанием, не могли и не желали строить ни национальное государство, ни правовое общество, ни выращивать нормальные, действительно рыночные отношения в экономике, ни, уж тем более, пестовать средний класс. (То есть делать все то, чем занимались все адекватные посткоммунистические режимы в Восточной Европе.)
Осуществить наконец полноценную смену режима и смену элиты – это и есть объективная историческая задача того общегражданского движения, которое стало действительностью в декабре уходящего года. То есть, доделать, наконец, то, что не сделали в 1991-м.
Достижение означенной цели, кроме всего прочего, вызовет и очень существенные потрясения в гниловатой структуре Московской патриархии. Ибо с самого своего создания (в современном виде) в 1943 г. она была выстроена на принципах сергианства, то есть идеологии, суть которой может быть охарактеризована как непротивление власти, абсолютно любой. После 1991 г. собственно сергианство сменилось постепенно неосергианством – доктриной «симфонии» между Московской патриархией и безбожным режимом имитационной демократии, при Путине окончательно превратившемся в номенклатурно-олигархическую диктатуру. Относительно того, как этот процесс развивался и почему он развивался именно так, а не иначе, ранее уже было сказано (хотя бы вот тут), и повторяться здесь смысла нет.
Отметим лишь, что Патриархом Кириллом за два года его патриаршества было сделано, в общем и целом, все, чтобы укрепить уродливую неосергианскую «симфонию» с кремлевским режимом. В сущности, все его действия были своеобразной (и, мягко скажем, не улучшенной) копией действий Кремля – но только уже в церковной сфере.
Первое – это, конечно, «укрепление вертикали». Патриархом Кириллом был предпринят ряд шагов для того, чтобы усилить связь епархий с Чистым переулком, а также более-менее упорядочить систему собственно епархиального управления (обязательное открытие миссионерского и иных отделов и т.п.). Очевидно, предполагалось и некое обновление епископата, и повышение образовательного уровня архиереев… Также было заметно, что Чистый переулок намерен радикально увеличить количество епископов в РПЦ МП. На это был ряд причин – в частности, сыграл свою роль украинский фактор – после многочисленных архиерейских хиротоний в УПЦ МП необходимо было создать количественный противовес тамошнему епископату, весьма умножившемуся и имеющему право голоса на выборах Патриарха Московского. Но, несомненно, среди этих причин одной из важнейших было то, что все властные полномочия предполагалось оставить исключительно в руках архиереев. А раз так, то всякие церковные преобразования, естественным образом требующие новых и активных руководителей, автоматически означали и увеличение числа епископов.
И, как и с вертикалью государственной, сейчас уже очевидно, что «укрепление» в церковной среде забуксовало. Кстати, по тем же причинам, по каким всякое зерно здравого смысла не дает всходов и на государственной ниве. В системе, где господствует закрытая корпорация, пополняющаяся исключительно путем кооптации, членам которой по негласному соглашению можно все, кроме того, что прямо и очень серьезно противоречит материальной корысти этой корпорации (а епископат РПЦ МП сегодня является именно таким сообществом), – в такой системе никакие серьезные «реформы сверху» невозможны. Ибо фактически отсутствует какая-либо личная ответственность того звена, в руках которого сосредоточены все управленческие рычаги. В итоге «укрепление вертикали» как таковое не состоялось.
Второй важный элемент сходства – это очень амбициозная, крикливая, но и очень расплывчатая внешнеполитическая программа, попытки реализовать которую привели к провалу практически на всех направлениях.
Здесь главный вопрос – это, безусловно, Украина. Совершенно очевидно, что концепция «Русского мира», выдвинутая Патриархом Кириллом, привлекает очень немногих (в силу расплывчатости и невнятности этой концепции). Руководство УПЦ МП продолжает медленное движение в сторону автокефалии, а если кто его и тормозит – так это простые миряне, которым Чистый переулок никакой серьезной поддержки не оказывает.
Нельзя не вспомнить и другое важное направление – подготовку к так называемому «Всеправославному Собору». Здесь тоже ничего утешительного: инициатива пока что находится в руках греков, ибо у Константинополя сейчас есть все возможности для эффективного шантажа Московской патриархии.
Из относительно недавнего, можно вспомнить ситуацию с созданием Среднеазиатского митрополичьего округа. Поскольку образование новых епархий и учреждение округа было осуществлено без согласования с правительствами местных государств (далеко не самых демократических из имеющихся в нашем несовершенном мире), реакция последних была явно неодобрительной.
В общем, в пределах РФ – «укрепительные» реформы буксуют, слово «миссия», похоже, становится ругательным, да и за пределами РФ не видать ничего особо утешительного. Эта безрадостная тенденция, впрочем, характерна для всего периода патриаршества Кирилла.
Новым – что действительно особенно ярко проявилось в 2011 году – стал, во-первых, явный рост пока еще невнятного, но уже вполне ощутимого недовольства политикой Чистого переулка как среди мирян и «рядового» духовенства РПЦ МП, так и в обществе в целом. (Одним из проявлений которого стал знаменитый демарш ижевских клириков.) Во-вторых – также стало заметным некоторое охлаждение внимания со стороны Кремля к Чистому переулку. Последнее объясняется, по всей видимости, тем, что власти РФ всерьез разочаровались в Московской патриархии и более не склонны считать ее институтом, способным существенно влиять на настроения в обществе.
Сегодня взаимоотношения между высшим руководящим слоем РПЦ МП и основной массой духовенства стали подозрительным образом напоминать отношения Кремля и основной массы граждан РФ. Вслед за конфронтацией в социально-политической сфере неминуемо вырисовывается конфронтация в сфере церковной.
Ставка на тесный союз с путинским режимом и фактическую интеграцию высшего руководства РПЦ МП в государственную номенклатуру привела к закономерному результату: паралич режима, признаки которого сейчас уже очевидны, начал распространяться и на Московскую патриархию. (Весьма наглядной иллюстрацией этого процесса стало патриаршее безмолвие в канун стихийных протестных акций.) Высшее руководство патриархии сильно почти исключительно тем, что оно интегрировано в номенклатуру. Как только эта номенклатурная обойма разлетится, влияние Чистого переулка на собственное духовенство (и уж тем более на мирян) снизится в разы. И все те проблемы богословского, нравственного и управленческого порядка, которые накапливались десятилетиями, но которые до этого удавалось «жезлом железным» загонять под плинтус, взорвутся этакой термоядерной бомбой. И случится это, весьма вероятно, в течение ближайших полутора-двух лет (то есть вскоре после того, как сменится политический режим). А может, и раньше – в наступающем 2012 г.
Каковы будут последствия этого взрыва? Во-первых, почти неизбежной становится радикальная чистка епископата РПЦ МП – за политической люстрацией, как правило, следует люстрация церковная. Во-вторых, среди православных юрисдикций в РФ может произойти очень серьезное перераспределение позиций. После прекращения политики давления и даже прямых репрессий в отношении течений ИПЦ и РПЦЗ, они имеют хорошие шансы улучшить свое положение во всех отношениях. Нужно также учитывать, у них будет и существенный имиджевый бонус – их общество воспринимает как диссидентов, в отличие от РПЦ МП, которую рассматривают как официальную Церковь эпохи путинизма. В-третьих, в самой РПЦ МП, в случае осуществления церковной люстрации, появятся предпосылки для возрождения соборных принципов церковного управления.
Будут ли они реализованы, или все так и останется на «предпосылочной» стадии – этот вопрос остается открытым. К тому же, до конца не ясно, сохранится ли РПЦ МП в своем нынешнем виде вообще.
Но, в любом случае, мы можем утверждать: в новом году облик России изменится кардинально. И столь же существенно изменится и церковный ландшафт РФ. Прямо скажем, нет никаких оснований ожидать того, что второе Крещение Руси сразу же состоится – интерес к православию в современном российском обществе очень невысок (о чем см. также здесь). Но есть твердые основания полагать, что у нас, по крайней мере, появится возможность что-то изменить к лучшему в церковной сфере.
А это уже очень немало.
источник: www.portal-credo.ru
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.