А был ли «дранг нах остен»?
В порядке дискуссии. Взгляд немца на русско-германские отношения
Не знаю, может ли хоть какое общество существовать без устоявшегося и исторически накопленного набора клише и стереотипов, но убежден, что на планете пока нет ни одного такого общества. Стереотипы передаются из поколения в поколение и зачастую живут своей самостоятельной жизнью многие века, и они есть не что иное как экономия усилий при формировании личной картины мира в системе определения «свой – чужой», в системе, в которой всё упорядочено и чётко определено. Есть целое направление науки о том, как клише и стереотипы формируются и как долго живут.
Одним из таких стереотипов в российском обществе является убеждённость в том, что немцы извечно стремились на восток, угрожали вообще всем славянам и русским в частности, что существовал так называемый «дранг нах остен» (Drang nach Osten) – натиск немцев на восток. Согласно этому стереотипу злобная и агрессивная немчура невзлюбила Русь с самого изначального её возникновения и всеми возможными и невозможными силами пыталась её извести, прибрать её землицу и истребить единственно верное православие. Несмотря на то, что этот слишком явный пропагандистский миф не признаётся честными и объективными историками, тем не менее, он и сегодня продолжает гулять по учебникам истории как «исторический факт» и даже оглашается как таковой с некоторых университетских кафедр.
Российский филиал «свободной» электронной энциклопедии Википедия сообщает об этом следующее: «Сам лозунг «Дранг нах остен» появился в немецкой истории рано, а именно в VIII—XIII веках, когда германцы вели острую территориальную борьбу с западнославянскими народами, особенно в бассейне реки Лаба и прибрежных регионах Балтийского моря от Шлезвига до Прибалтики, где они также остро конкурировали с местными балтийскими и финно-угорскими племенами (предками литовцев, латышей, эстонцев). По различным данным, авторами концепции экспансии на восток явились Карл Великий или император Священной Римской империи Фридрих I Барбароса. Для борьбы с этими восточными народами были организованы и немецкие крестовые походы, имеющие переменный успех. В целом в эпоху развитого Средневековья немецкие княжества одержали верх в прибалтийском регионе, вытеснив в 13 веке русских купцов из Латвии. Немцами были ассимилированы, в том числе насильственно, многие коренные славянские и балтийские племена, в частности, пруссы. Подобная же политика проводилась в восточном направлении и в более южных регионах Европы Австрийской Империей, а затем Австро-Венгрией, где немцы находились в положении доминирующего меньшинства, хотя в континентальных районах политика онемечивания имела несравненно меньший успех и немецкие колонисты смогли закрепиться лишь за крепостными стенами городов, окружённых местными этническими просторами».
Надо учитывать, что Википедия считается «свободной энциклопедией» потому, что в ней может оставлять свои статьи и комментрарии каждый, кто считает себя компетентным в затрагиваемой теме. Разумеется при такой «свободе» эта энциклопедия обречена на ошибки, как это и произошло в случае с пресловутым «натиском на восток». Однако эта энциклопедия остаётся наиболее массовой, наиболее употребляемой, а статья в ней – и сегодня всё с тем же содержанием и продолжает укоренять в сознании российских граждан изначально неверный, в своё время искусственно созданный стереотип.
Дело в том, что очень долгое время российская общественность о «дранг нах остен» вообще ничего не знала. А придуман этот термин был поляками, боровшимися с царизмом в 19 веке. Автором этой концепции был публицист и поэт Юлиан Клачко. Клачко родился в 1826 году в Вильне в семье состоятельного еврейского торговца текстилем Цви Хирша Клачко – человека в городе очень известного и влиятельного. Бизнес отца Юлиана Клачко был связан с Германией и, кроме того, он фактически был главой тамошней еврейской общины. Сам Юлиан Клачко в 1843-1847 годах учился в университете Кенигсберга, а с 1847 года – в Гейдельберге. Писать Юлиан начал рано, первые стихи датируются 1842-1843 годами.
В то время Польша была разделена между тремя империями – Россией, Пруссией и Австро-Венгрией. Причём большая часть собственно Польши оказалась в руках Российской империи, земли западной Польши – великое княжество Познаньское – в 1815 году по решению Венского конгресса вошли в состав королевства Пруссия. Изначально здесь, как и в русской части, вводилась достаточно широкая автономия, сохранялся польский язык и местная культура. Однако позже эта автономия подверглась значительным ограничениям.
Ситуация изменилась с волной европейских революций 1848 года. В Пруссии в конце марта 1848 года было сформировано новое либеральное правительство, во Франкфурте-на-Майне собрался общегерманский парламент, который разработал конституцию будущей империи и торжественно попросил Фридриха-Вильгельма IV принять корону Германской Империи. Таким образом, прежний Германский Союз, в котором был соблюден баланс сил между Пруссией и Австрией, упразднялся, а объединение Германии оказывалось в руках Берлина. Революции 1848-49 годов разбудили и поляков, в Познани был создан Народный комитет, и началось формирование отрядов боевиков. Члены Народного комитета начали распространять листовки и прокламации, в которых требовали для Познани широкой автономии, а также призывали Пруссию разорвать союз с «дикой, варварской империей русских». Одним из деятелей этого комитета и был Юлиан Клачко. В мае 1848 года он опубликовал небольшой памфлет, в котором изложил свой вариант идеальных польско-германских отношений: Познань получает независимость от Пруссии и становится союзником Берлина. А далее обе страны совместно с Австрией выступают против России, которая должна вернуть новообразованной Польше захваченные у Речи Посполитой земли. Вот собственно это и есть изначальная суть родившейся в Польше идеи «дранг нах остен».
В самом памфлете Клачко никаких серьезных упреков в адрес немцев не содержалось: автор не обвинял немцев в «поисках жизненного пространства на востоке», в ассимиляции балтов, пруссов и славян, крестовых походах и прочих ужасах. После поражения революций 1848-1849 годов, Клачко эмигрировал в Париж, где занимался литературной деятельностью, а умер он в 1906 году в польском городе Кракове, входившем тогда в состав Австро-Венгрии.
Придуманный Клачко термин понравился польским писателям-романтикам, создававшим в XIX веке беллетризованный вариант национальной истории. В 1861 году его использовал польский романтический историк Кароль Шайноха в своем историко-мифологизированном труде «Ягвида и Ягелло». А вот в ноябре 1865 года термин «дранг нах остен» наконец добрался и до России, где впервые был упомянут на страницах газеты «Московские ведомости». После этого про «дранг нах остен» на долгое время все забыли и только перед Первой мировой войной, когда пропагандистская машина Российской Империи начала работать на полную катушку в режиме военной антигерманской пропаганды, этот слоган снова выскочил на поверхность. Ну и уж тем более ко двору пришёлся он после начала Второй мировой войны.
Если же говорить о том, что происходило на протяжении долгих веков германской истории, то никакого упорного и коварно задуманного «натиска на восток» не было. Да и не могло быть, даже если бы немцы на самом деле хотели его осуществить. Никто не съел и не извел каким-то другим образом завоеванные славянские племена. Завоеванные еще в XII веке примитивные и малочисленные племена полабских и поморских славян были ассимилированы лишь к первой половине XVIII века, а народ лужицких сорбов (верхних и нижних лужичан) существует до сих пор. Несколько сложнее была ситуация с пруссами, их ассимиляция закончилась только к концу XIX века, причём только меньшая их часть была ассимилирована немцами, а большая часть попала в Речь Посполитую и была ассимилирована литовцами и поляками.
Не было никакого немецкого вторжения и в собственно русские земли. Не было как такового многократно раздутого советской пропагандой «исторически поворотного сражения на Чудском озере», якобы положившего конец восточному наступлению рыцарского ордена, было крошечное приграничное столкновение новгородской дружины с парой десятков рыцарей Дерптского епископа, причём произошло оно на территории, принадлежавшей тогда Немецкому Ордену. Да и вообще, по утверждениям историка Александра Нестеренко, никакой единой политики по «натиску» на Русь немцы в Прибалтике не могли вести при всем желании. Ибо немцы в Прибалтике в XII-XIII веках были не чем-то единым, это была так называемая «Ливонская конфедерация» с весьма ограниченными ресурсами, состоявшая чересполосно из владений Тевтонского ордена, которые практически не граничили с русскими землями, независимых от него архиепископов, а также городов Рига, Венден, Дерпт, многие из которых потом вошли в состав торгового союза Ганза, и вассалов датского короля в северной Эстонии. Все участники этой конфедерации сами постоянно враждовали между собой, а часто и просто воевали. Единственное крупное сражение между русскими и немцами произошло в 1268 году под Раковором, где войска псковского князя Довмонта немцев разбили.
Обвинение немцев в извечном стремлении на восток выглядят сегодня особенно лицемерно. Если мы сравним территорриальные приобретения России и Германии за последние 500 лет до Первой мировой войны, то окажется, что русские увеличили свои территоррии более чем в 30 раз, в том числе и за счет немцев, то есть присоединив земли, населенные немцами, а немцы же свои не расширили вообще.
Так, при Петре I в 1710 году были завоеваны населенные большим количеством немцев Лифляндия и Эстляндия, при Екатерине II в 1795 году – Курляндия, при Александре II в 1815 году по результатам Венского конгресса к России была присоединена часть Польши с большим количеством немецкого населения, которое жило здесь, как и немецкое население в Прибалтике, уже с раннего средневековья. Большая часть немцев в Российской империи в 19 веке – это были немцы-колонисты, то есть жители сельских поселений. Они, так же, как и немцы-ремесленники в городах, были приглашены в Россию, а не появились в ней в результате какого-то «натиска».
Лживое клише о том, что немцы веками осуществляли агрессивную политику «дранг нах остен» с целью истребить или поработить славянские народы, очень опасны, ибо мешают россиянам формировать нормальные отношения со своим соседом и потенциальным геостратегическим союзником. А это, в свою очередь, ослабляет не только русских и немцев, но и всю европейскую цивилизацию.
Вальдемар Бетц
В сокращении
источник: www.volksdeutsche-stimme.de
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.