О том, что в Германии существует движение «Консервативные российские немцы» («Die Russlanddeutschen Konservativen»), я знал давно. Более того, встречался с его лидерами и руководителями на разных общественных мероприятиях – таких, как памятные даты истории российских немцев, митинги протеста (в связи с искажением нашей истории в школьном учебнике), семинары по проблемам СМИ, в том числе – российских немцев; на собраниях, конференциях и семинарах российсконемецких литераторов; наконец, на встречах в клубах друзей нашего журнала «Ost-West-Panorama», который многие члены Движения не только выписывают и, следовательно, разделяют его принципиальные позиции, но и активно с ним сотрудничают – регулярно публикуют статьи и сообщения, помогают в распространении, делятся оценками общественно-политических событий и советами. В первую очередь, это относится к руководству Движения и его лидерам – Иоганну Тиссену, Андрею Триллеру, Лидии Вальц, публикации которых по самым острым и актуальным вопросам общественной и политической жизни неизменно привлекают к себе интерес как читателей журнала в Германии, так, судя по откликам из России и Казахстана, и за рубежом.
Но всё это – что знал я о Движении и его лидерах – было, так сказать, вершиной айсберга. А потому, получив приглашение принять участие в годичном собрании по итогам прошедшего, 2011-го, года, я, не задумываясь, согласился, о чём сразу же сообщил организаторам. Приглашение получили и другие члены клуба друзей «Панорамы», и вот в субботу 29 октября мы отправились из Бонна в Дюрен, «резиденцию» правления Движения и местожительство его председателя Иоганна Тиссена.
Программа конференции была рассчитана на субботу и включала в себя следующие мероприятия.
– Торжественное открытие с внесением знамён дружественных организаций и землячеств Германии.
– Сообщение председателя Иоганна Тиссена об активности Движения в прошедшем году и планах на 2012 г.
– Сообщение о состоянии информационного бюллетеня «Die Russlanddeutschen Konservativen».
– Обсуждение докладов
– Доклад на тему: «Политическое положение в мире. Геополитика на европейско-азиатском пространстве». Д-р Ригольф Хенниг (Rigolf Hennig).
– Доклад на тему: «Германство (Germanentum) и остров Туле». Д-р Бернд Вургер (Bernd Burger).
– Обсуждение докладов.
– Культурная программа с народными танцами, пением, застольные беседы.
Деловая программа, естественно, прерывалась обедом, кофе-паузой и закончилась ужином, после которого и последовала культурная программа. Кто желал остаться на следующий день, чтобы совершить экскурсию по Дюрену и его окрестностям, должен был забронировать заранее гостиницу – всё было чётко предусмотрено, расписано и сообщено в предварительно разосланном плане мероприятия.
Сразу скажу, программа была выполнена полностью и точно. При этом никакой казёнщины и формальностей. Присутствующие, а я насчитал их более 50 человек, чувствовали себя непринуждённо, не гостями на «мероприятии», а непосредственными участниками события и даже, если хотите, его устроителями, что на самом деле так и было: и члены самого движения, и приглашённые на конференцию читатели информационного бюллетеня с тем же названием, что и само движение – «Die Russlanddeutschen Konservativen», и мы, «панорамовцы», – все были одновременно и гостями, и хозяевами-устроителями, и исполнителями всего этого очень душевного и приятного… язык не поворачивается даже назвать это казённым словом мероприятие – этой почти семейной встречи близких друг другу земляков с общим прошлым, единым настоящим и, дай Бог, предсказуемым будущим…
Показательным было и то, что в собрании приняли участие и местные немцы, часть которых тоже является членами Движения «Консервативные», и я не заметил, чтобы кто-то из них чувствовал себя здесь гостем. Оба доклада, кстати, – о политическом положении в мире и о «германстве» – делали как раз они, местные, доктора Хенниг и Бургер. Несколько слов о докладах.
Оба они были очень разными, и оба были внимательно выслушаны и вызвали большой интерес. По политическому обзору Хеннига было задано много острых вопросов, на которые автор дал прямые, честные и смелые ответы. Приведу для примера один, особенно запомнившийся, чтобы показать атмосферу и душевную боль присутствовавших за страну:
– Как Вы оцениваете услужливое и подобострастное поведение канцлера Меркель по отношению к американскому руководству и всем его политическим играм и затеям? Что это, безвыходность, отражающая объективное зависимое положение Германии, или чрезмерное усердие, личное стремление выслужиться?
Скорее всего, «beides» – и то, и другое, – ответил докладчик и, подумав, добавил. – Если бы она вела себя иначе, проявляя хоть какую-то независимость, то тут же вылетела бы, как пробка из бутылки.
Больно было слышать такое… Хотя примерно такой же ответ мог бы, наверное, дать и каждый из нас. В притихшем зале я уловил чей-то громкий полушёпот: «Лучше вылететь, чем быть подстилкой». Что тут скажешь…
Тема второго доклада – «Germanentum und die Insel Thule» – была для меня неожиданной, и поэтому я ещё до доклада, в перерыве, подошёл к д-ру Бернду Бургеру и поинтересовался, чем вызван его интерес к столь специфической теме. Здесь я позволю себе сделать небольшое отступление и в самых общих чертах, на всякий случай, напомнить читателям суть проблемы.
Существует гипотеза, по которой белая раса возникла на нынешнем Крайнем Севере, это так называемая концепция её полярного происхождения. В соответствии с ней в Северном Ледовитом океане существовал материк или архипелаг с мягким, субтропическим климатом, и вот как раз там появился белый человек и достигла высокого уровня развития цивилизация этого народа – ариев. Наличие ископаемых останков флоры и фауны (субтропических папоротников, саблезубых тигров и т.д.), а также большие залежи углеводородов однозначно предполагают наличие там в древности буйной растительности, что подтверждает и соответствующий климат. Но в один далеко не прекрасный исторический момент в результате космической катастрофы (столкновение Земли с астероидом?) произошёл геофизический сбой, в результате которого изменила своё направление земная ось, что привело к смещению полюсов земного шара в их нынешнее положение и резкому изменению климата на Земле, в частности к сильному похолоданию в этой части земного шара, что и заставило жителей Арктиды – гиперборейцев (так называли их античные авторы), или ариев (так называли себя ещё древние иранцы и идийцы), сняться с обетованных мест и несколькими волнами переселиться на юг. Пути этого эпохального исхода наших далёких общих предков шли с севера на юг через Восточно-Европейскую равнину, Урал, Среднюю Азию, разветвляясь в направлении Индии, Ирана, Ближнего Востока. В последнее время гипотеза эта находит всё больше подтверждений, а потому и сторонников. На предполагаемых путях миграции древних ариев археологи обнаруживают следы городищ с остатками высокой цивилизации (об одном из таких городищ – Аркаиме – в южном Приуралье в своё время я рассказал читателям «Панорамы»). Поразительное в этом отношении предание сохранилось в древнеиндийском (восточная ветвь ариев) письменном памятнике «Ведах» (тот же общеиндоевропейский корень -вед-, что и в славянском ведать=знать), в котором сообщается, что предки ариев вышли из тех мест, где вода была твёрдой, как камень (то есть – лёд?), а ночь и день длились по шесть месяцев (полярные дни и ночи?). На предание это раньше просто никто не обращал внимания, принимая его за необъяснимый абсурд, так как никому и в голову не приходило связывать историю ариев с Севером, да ещё и с Арктикой(!). Но в свете последних и всё нарастающих открытий эта информация приобретает совершенно другой смысл.
Какое отношение ко всему этому имеет «германство» да ещё и какой-то там остров Туле? По преданию, так назывался ушедший под воду остров/материк (не напоминание ли о нём – название русского города Тула?), с которым немецкие исследователи на том же основании, что и русские, связывают своё этническое происхождение от арийской расы, но только склонны располагать его поближе к Германии – в Северном (Немецком) море. (Каждый кулик своё болото… видит)
Во время национал-социализма эта этногенетическая гипотеза происхождения расы ариев была в Германии уже известна, но она была крайне политизирована и возводилась в расовый императив, по которому прямыми и самыми чистыми (столбовыми!) ариями признавались немцы-германцы со всеми вытекающими отсюда политическими и моральными последствиями. После же войны, с низвержением в Германии национал-социализма, как это часто бывает, с купелью выбросили и младенца: очищаясь от идеологии расизма, отказались и от самого научного понятия «раса», без которого не может обойтись и становится беспредметной и вся наука этнология. А уж об арийской расе, ариях, арийцах – и говорить нечего: только одно упоминание самих этих объективных этнических и вполне научных понятий повергает современных «политкорректных» неучей в Германии, да и на всём Западе, просто-таки в ужас. Именно потому, что ничегошеньки в этом не смыслят – слыхали звон…
Поэтому мне тем более было интересно познакомиться с докладом и самим докладчиком – чтобы яснее понять истоки интереса к этой теме и выяснить, какой информацией и на основе каких материалов он располагает. И я ещё перед докладом, во время перерыва, подошёл к Бургеру, представился и задал ему этот интересовавший меня вопрос, тем более что тема эта меня всегда привлекала и в значительной мере отражала мои собственные научные интересы.
Выяснилось, что в Германии существует общество – так называемое Germanische Glaubens-Gemeinschaft, занимающееся изучением древнегерманских обычаев, традиций и преданий, публикующее свои исследования и имеющее даже своё периодическое и издание «Nordische Zeitung». Д-р Бургер – заместитель председателя этого общества. По специальности математик и физик, а история, археология и тема исчезнувших цивилизаций – это его хобби, ничего общего с вульгарным политизированием не имеющее. Вопросы же немецкой и, шире, германской истории, культуры, мифологии интересуют его в их чисто научном содержании. И он с достоинством и увлечением показал это не только в ходе самого доклада и отвечая на вопросы – мои и других слушателей, но с интересом и уважением выслушал и мою информацию о последних открытиях и исследованиях в этой области, сделанных в России, в частности моим земляком – омичом доктором философии Валерием Дёминым, которые он, исходив «собственноножно» весь Русский Север и обобщив огромную информацию, изложил в ряде книг. Две последние – «Тайны Русского Севера» (2007) и «Арийский след на карте России» (2008) – можно выписать по книжным каталогам Германии «JANZEN» и «GELIKON». Интерес к этой теме в России, названные мной открытия и публикации были для Бургера настоящим откровением, а также вызвали неподдельный интерес и у всех присутствовавших, как наших земляков, так и местных.
Так совершенно нежданно-негаданно обнаружились у нас с местными общие и столь близкие интересы там, где этого никто и не ожидал. И это по теме, которая, казалось бы, так далека от повседневной жизни и насущных проблем. Вот уж воистину не хлебом единым жив человек..
Полезной и приятной для меня была эта встреча с земляками ещё и тем, что дала возможность лично познакомиться со многими читателями «Панорамы» и даже некоторыми нашими постоянными авторами, с которыми мы сотрудничаем давно, а знакомы лишь по телефону или через электронную связь. Это такие активные и преданные читательницы и читатели «Панорамы», как Лидия Хлынина и Роза Бони из Кёльна, Йоган Броцман из Нойвида, подаривший мне двухтомник своей книги об истории российских немцев «Тернистый путь немцев-переселенцев», наш постоянный автор Виктор Баймлер, пишущий на темы нетрадиционной медицины, статьи которого с нетерпением ждут и с большой пользой для себя читают подписчики журнала, ну и, конечно, наш народный художник Андреас Предигер, который, несмотря на свой более чем преклонный возраст, всегда в гуще наших людей и наших событий. В предыдущем номере мы поздравили его с юбилейной датой – 85-летием и посвятили ему специальную страничку. Он привёз и выставил стенд с эскизом картины, в которой отражена трагическая судьба нашего народа со времени, когда он в ХVIII в. покинул Германию, и до массового возвращения на историческую родину в 90-х. Художник также подарил устроителям встречи каталог своих картин. А я, пользуясь встречей, от души и теперь уже лично поздравил его ещё раз со знаменательной датой. Всё это было не только трогательным и незабываемым в личном плане, но и полезным в смысле контактов и делового сотрудничества. Потому что обсуждались наши насущные проблемы, в том числе и – журнала. Люди задавали много вопросов, давали дельные советы, подсказывали практические решения, обменивались адресами, телефонами. Из этих разговоров выяснилось, что значительная часть участников «Движения консервативных» выписывают «Панораму». Что ж, это лишний раз говорит о том, что наши взгляды на главные жизненные ценности совпадают или очень близки.
Особо хочется и следует сказать теплые слова благодарности в адрес организаторов и хозяев – в первую очередь, самого председателя Движения Иоганна Тиссена и его жены Ольги, которая хлопотала весь день, начиная с приёма гостей и кончая обедом, ужином и общей организацией и устройством всех сопутствующих подобным событиям дел. Кто из нас не знает, какой энергии требуют и каких трудов стоят такие мероприятия!.. А ведь самому председателю надо было подготовить ещё и два доклада, которые он прекрасно сделал на хорошем немецком и подробно ответил на многочисленные вопросы. Я уже не говорю о всей документации, которую надо было подготовить и разослать в ходе подготовки собрания, о довольно содержательной и репрезентативной выставке книг и журналов, так или иначе отражающих содержание работы и связи Движения с различными общественными организациями и объединениями по интересам.
Хорошо постарались хозяева и в приготовлении обеда, ужина, кофе-паузы – всё было вкусно, с большим выбором блюд, так что никто из участников собрания не смог даже всего и перепробовать – как ни старались… Высоко оценили гости в том числе и обязательный наш Riebel-, или, иначе, Streuseluchen – это уж как кто привык называть.
Серьёзное, насыщенное интересным содержанием деловое мероприятие закончилось, как и было предусмотрено планом, – культурной программой: народными танцами и песнями, сопровождавшимися душевными разговорами, знакомствами, обменом книгами, адресами и телефонами, приветами обнаруженным общим знакомым и обещаниями поддерживать связь до следующей встречи.
Специально надо сказать о молодёжном коллективе народных немецких танцев. Им обучает девушек и юношей молодая девушка, которая сама прошла специальную подготовку в специальном центре народного германского танца в Трире, которым руководит человек, присутствовавший, кстати, на собрании, очень скромный и неброский на вид мужчина средних лет, не пожелавший, однако, по определённым соображениям (… – ?), чтобы я публично назвал его имя. Что ж, пусть так и будет. Но на тревожные размышления это наводит… (Неужели из опасений быть причисленным к расистам только из-за того, что он занимается изучением и распространением национального фольклора?!) Каким должно быть моральное состояние и национальное здоровье народа, если люди доведены до таких опасений… Но капля точит камень: выучилась и молодая девушка, российская немка, в центре германского народного танца – и появился теперь свой такой же центр у российских немцев, в который ходят не только свои – как наши, так и местные – парни и девушки, но приезжают и из других городов, иногда более чем за 100 километров! Что влечёт их к этому? Трудно сказать. Неиссякаемая ли сила национальных корней, так сказать, зов предков или просто красота, которая, по Достоевскому, спасёт мир? Один из участников встречи рассказывал мне, как видел исполнение таким народным коллективом числом что-то чуть ли не в двести человек на большой лесной поляне такого древнего германского танца. Это было что-то захватывающее – как эти исполнители в национальных костюмах ходили по кругу, повторяя траекторию движения солнца – по коловороту (древнейший символ вечного движения у ариев), сопровождая это ритуальными движениями рук и корпуса… Незабываемое зрелище!
Обратили на себя моё внимание юноши, вносившие национальный флаг Германии и флаги своего объединения. Стройные, красивые, культурные на вид. После торжественного открытия они постоянно снимали камерами ход собрания. Строгие, деловые, сосредоточенные. Во время перерыва я заговорил с одним из них по-русски. Он смущённо ответил, что родился уже здесь, а потому по-русски почти не говорит. Учится в высшем учебном заведении. Входит в молодёжную организацию «Консервативных российских немцев». Разделяет патриотические взгляды и национальные интересы Движения. То же относится и к его товарищам. Когда я спросил одного из зачинателей движения «Консервативных» Андрея Триллера, что собой представляют эти парни и как они пришли к ним, он ответил так. Эти парни пришли к нам, потому что имеют чётко выраженную национальную ориентацию. Как известно, то, что похоже – притягивается. Они очень активны и много помогают нам, ведь они высокообразованные люди по самым разным специальностям, к тому же прекрасно владеющие литературным немецким, и мы обращаемся к ним во всех случаях, когда нам это нужно. И они безотказны. Ведь они наши.
Возвращались мы домой порядочно усталыми, но на душе было легко и приятно, даже часовой «штау» не испортил настроения. Перед глазами стояли милые, приятные лица старых и вновь обретённых знакомых, в ушах звучали их приветливые голоса…
А в голове всё вертелась навязчивая мысль о… консерватизме. Что же это всё-таки такое – консерватизм? И кто они – консерваторы? Чуть ли не с детства твёрдо усвоил, что консерватизм – это очень плохо. Это всегда отсталость, что-то устаревшее, антипод всему прогрессивному, а значит, революционному (!)… То есть – контрреволюция! Реакционное царское правительство… Реакционные политические партии… Реакционная-контрреволюционная белая армия… Господи, спаси и помилуй, так ведь до того договориться можно, что… Лучше и не продолжать… А в памяти снова и снова возникают эти милые «консервативные» земляки, которые всего-то и хотят, что, по большому счёту, жить так, как жили их отцы и матери, бабушки и дедушки. И не надо это утрировать и представлять себе и другим как отсталое и примитивное. Ретроградное. Никто не собирается в повседневной жизни навязывать средневековые юбки с оборками и фартуками, бабушкины чепчики или на дискотеках выплясывать «гопса-польку». Ради бога, носите себе джинсы и шорты, танцуйте рок-эн-ролы и ламбады или что там сегодня в моде, молодёжь пусть ходит себе на дискотеки, коль это стало единственным местом, где можно потанцевать. Ведь речь не столько о формах культурного времяпрепровождения, они всегда сменяли друг друга, сколько о самом содержании культурной жизни и жизни вообще. О её наполнении. Об интересах и смысле. А вот они-то, главные интересы в жизни, – вечные и неизменные. А отсюда вечны и неизменны понятия добра и зла. На эту тему можно (и нужно!) говорить много, но… всему своё время и место. А здесь я вспомнил об этом только потому, что с возрастом стал иначе смотреть на консерватизм. Не так, как меня учили, начиная со школьной скамьи и во всех университетах, аспирантурах и докторантурах, а примерно вот так, бесхитростно и очень доступно, как это наглядно продемонстрировали сегодня мои консервативные земляки и сохранившие национальное самосознание местные немцы: стоять за сохранение существующего, принятого твоим народом общественного порядка, справедливых правовых и высоких моральных норм и отношений, которые выработал твой народ, твоя религия, которые сложились в течение веков в браке, семье, в обычаях, традициях и жизненных правилах твоего народа. Всё это твоё, а потому правильно и хорошо – потому еще, что проверено временем и оправдало себя. А значит, всё это и должно сохраняться, так сказать, консервироваться и быть консервативным, потому что conservate означает по-латыни «сохранять», «охранять». Так что же в этом плохого? Ещё раз об этом задуматься заставило меня всё то, что я увидел и услышал на годичном отчётном собрании Движения «Консервативные российские немцы». Спасибо им за это.
Этими своими впечатлениями и мыслями мне захотелось поделиться и с очень небезразличными для меня читателями моего родного журнала. Иногда, бывает, всю жизнь ищет человек ответ на, в общем-то, простой, но мучащий его вопрос, а ответ на него – что такое хорошо, что такое плохо – находишь порой в самой простой и даже неожиданной ситуации. Вот как это сейчас случилось у меня: побывал на собрании в Дюрене – и в самой жизни увидел, что быть «консервативным» – это даже очень хорошо. Просто необходимо. Особенно здесь, сейчас, в нашей стране. Пока ещё не поздно!
Журнал «Ost-West-Panorama“
источник: www.volksdeutsche-stimme.de
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.