Фотий (в миру Росен Димитров Сиромахов; 13 июля 1956, София) — епископ Болгарской православной старостильной церкви; её основатель и предстоятель с титулом митрополит Триадицкий.
Задавленные заботами, погруженные в поток повседневности, запыхавшись от быстрого ритма уходящего столетия, мы очень редко вспоминаем о суде Божием, пред которым мы встанем все без исключений. Даже наше знание о том, что нам предстоит умереть и явиться на суд Господний – неясное, вялое, оно очень трудно входит глубже в сердце. Живя ритмом этого скоропреходящего мiра, мы редко осознаем, что каждый уходящий миг выковывает нашу вечную участь. И в то же время немалое число христиан сегодня с интересом, с безпокойством и даже как-то с нездравой лихорадочностью задают себе вопрос: “Когда будет все это? Когда сбудутся эти Христовы слова? Когда наступит великий и страшный день Господний? Когда Господь придет вторично?” Горестно, что это безпокойство, что эти вопросы редко исходят из сердец, предстоящих с трепетом пред Господом. И в этом мы оказываемся печально раздвоенными. Мы живем ритмом этого мiра. Нас непрестанно стягивают рамки его логики. Мы остаемся полухристианами-полуязычниками в наших сердцах, и в то же время ум лихорадочно спрашивает, ум хочет знать, когда именно сбудутся Христовы слова о конце мiра.
Господь Иисус Христос ответил на тот же самый вопрос, заданный апостолами: “+когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?” (Матф. 24:3). В действительности и им, и нам Господь оставил одну единственную примету и одно единственное знамение Своего славного второго пришествия на землю – крест. Крест, который Господь возлагает на плечи каждого из нас. Крест, который все живые человеческие существа увидят на небе, сияющий ярче даже солнца, в день, когда Господь Иисус Христос придет вторично, чтобы совершить Суд в Божественной славе и с безчисленным множеством святых ангелов.
И все-таки мы с тревогой спрашиваем себя: “Когда придет, когда наступит это время?” Мы все знаем, что пришествию Спасителя будет предшествовать приход антихриста. Много говорится о печати антихриста, предлагаются разные толкования таинственного смысла числа 666. А как мало тех, кто относится к этим вопросам смиренно, углубленно, поистине духовно! Кто знает, что число зверя, увы, запечатлено в наших сердцах, он не будет лихорадочно безпокоиться и ждать каждую новую смену документов и паспортов, а направит все свое внимание на то, чтобы сличить эту печать, – вот здесь, в сердце, где она зловеще запечатлена.
Наверное, немногие православные знают, что это лихорадочное безпокойство и эти вопросы: “Какова будет эта печать? Наверное, это будет последнее слово техники, это будет какой-то чип?”, – берут свое начало из протестантских текстов и от протестантских богословов. Этого нет в недрах Православной Церкви, тем более в богословии Святых Отцов. Истина, однако, такова – мы не знаем, в чем именно будет состоять печать антихриста. Будет ли это действительно технический прием или один из обрядов будущей мiровой лжерелигии? Обряд, который кощунственно будет имитировать христианское мvропомазание? Мы этого не знаем. Но нам надо знать одно: абсолютно никакие внешние действия и никакое внешнее предохранение не может гарантировать нам, не может обезпечить нам верность Господу. Наложение этой печати будет органично связано с нашей совестью и нашей волей. А мы не желаем жить в непрестанном духовном напряжении совести и в непрестанной борьбе с грехом – в напряжении воли, чтобы быть снова и снова верными Господу после каждого падения, вставать, хотя и израненными, после каждой нашей измены Спасителю чувствами, мыслями, словами и делами.
Никакие крики, никакие партии против паспортов и цифр, никакие внешние средства не спасут нас от печати зверя. Нашей целью должно быть остаться верными святоотеческому духу, Православному Преданию. Ни один из Святых Отцов не пускается в подробные вычисления и поспешные толкования значения числа 666. Это сегодня делает впавшее в истерику, неспокойное, в своих сердцах отдаленное от Христа человечество. Для одних это просто забава, для других – серьезный вопрос, у третьих – проявление душевных заболеваний.
Труднее всего человеку остаться духовно трезвым. И дьявол это знает. Вот почему неисчислимы пути, которыми он пытается разлучить нас со Христом. Разлучить нас как раз с этой внутренней верностью Господу, верностью, которую мы сами попираем каждый день. Если мы не в состоянии послужить ближнему с простотой и любовью, если мы не в состоянии накормить голодного, посетить больного, напоить жаждущего и утешить в темнице заключенного, мы не в состоянии послужить Христу. Следовательно, наше место – ошую. Если у нас нет любви к ближнему, у нас просто нет Христа. Вот к чему должно быть направлено наше внимание. Верность – настоящая, глубокая верность Православному Преданию в его полноте как слово, дух, жизнь и дела. Или иными словами, верность и любовь ко Христу путем исполнения Его заповедей, святоевангельских добродетелей. Не надо заблуждаться: на Страшном Суде Христовом устоит единственно смирение, устоит истина, устоит покаяние, устоит любовь.
Господи, избавь нас от всего, что нас разлучает с Тобой! Аминь.
Источник: журнал «Русский Сигор» №№4-6
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.