В тихом омуте
Блоггер gm_dar: В церковной среде продолжаются активные обсуждения ухода о. Ростислава из монастыря Оптина Пустынь. Все время разговоры идут вокруг женщины. Дескать монах пал и он, негодяй, нарушил обеты.
Дорогие фарисеи. Не могли бы вы объяснить мне одну странность: из Оптиной за последние 20 лет ушли десятки монахов. Десятки!
Пять человек из них женились. Это только те, кого я знаю лично и данные у меня до 1998 года. После того вполне возможно были еще люди, которые ушли из монашества в семейную жизнь, но я о том не знаю. Это уже молодняк, который мне даже не интересен. Из пяти человек два эконома монастыря: игумен и архимандрит. Оба самые доверенные лица наместника. В чем причина такого странного поведения оптинских монахов? Как думаете?
Первый эконом венедиктовой Оптиной — игумен М. — был человеком ревностным, как и его духовник-наместник. Католиков и модернистов не любил, за веру православную стоял горой и любые отклонения от священных традиций и преданья старины глубокой воспринимал как борьбу против Святого Православия и Святой Церкви. Он был очень строг к себе и окружающим и крепок, как броня. За то о. Венедикт игумена очень любил. Наместник вообще терпеть не мог всех врагов Христовых вроде католиков, протестантов или наших обновленцев. Но это другая история, о ней в другой раз. Я только хочу ублажить сердца всех самых рьяных ортодоксов: о. Венедикт всегда был яростным врагом всех еретиков, т.е. всех неправославных.
Игумен М. был прекрасным экономом: каждую копейку считал, во все вникал со тщанием, был жестким в деловых переговорах. Потому, когда наместник решил построить себе огромную дачу под Чеховым, то поручил стройку игумену М. Более того, любезно разрешил своему верному ученику и духовному сыну построить рядом свой двухэтажный дом. Оптина тогда еще была без колокольни, но дачи вышли на славу. Чего в них только не было. Когда дом был построен, спустя год, точно уж не помню, у игумена М. появилась любимая женщина. Первое время все скрывалось. Потом чем-то эта особа насолила соседу по даче о. наместнику и он решил, что пора чадо приструнить. С него сняли крест на месяц. Не сан, а крест. В Оптиной все шушукались, но об этом мало кто знал из внешних. Еще через год игумен из монастыря ушел, сан с него сняли, монашество списали в архив. Ушел игумен к этой самой женщине. Говорят, что позже появилась вторая, но этого точно я не знаю и потому обсуждать не хочу.
Архимандрит Венедикт переживал недолго. Заместитель игумена М. был назначен новым экономом. Этого мальчика я знаю, как чистого, верующего и очень порядочного человека. Таким я его увидел, когда мы познакомились. Помню, как он впервые приехал в монастырь, его привели в оптинский скит, в котором я тогда жил, и он долго мялся в дверях, боясь переступить порог домика старцев. Для него даже вход в мою келью был священным актом, соприкосновением со святыней. И дело, конечно, не во мне, а в келье «амвросиевского домика».
Юноша был из бедной семьи, растила его одна мать, он не имел никаких связей, попечителей, какого-либо духовного образования и даже просто высшего образования. Может поэтому юношу приметил наместник (он любит людей простых, не испорченных лишними знаниями), обогрел и очаровал своей заботой. Фактически он стал его настоящим отцом, духовным и почти физическим (т.е. о. Д. готов был за отца наместника жизнь отдать, если ему прикажут)… Несколько лет спустя, уже будучи архимандритом, с легкостью вращая многомиллионными оптинскими сделками, он приобрел такой лоск и шик, что даже горько становилось от осознания того, что русская экономика потеряла в лице о. Д. выдающегося бизнесмена. Десять или двадцать миллионов для него были не деньги. О них ему было говорить даже скучно. Как взлетел скромный юноша, переминающийся с ноги на ногу у моего порога, — думал я тогда. — Что его ждет дальше? Епископство, митрополия, огромные проекты, высокие связи, миллиардные сделки? Вид у него был очень представительный, борода окладистая, русак-красавец. Панагию на пузо и на амвон — все будут говорить «вот он воин Христов, молитвенник о всех нас, предстоящий за нас пред Богом, сила Оптинская, наследник оптинских старцев».
И вдруг, как гром, прозвучало — о. Д. ушел из монастыря, женился, вскоре родился ребенок… Сан сняли, монашество списали в архив.
О. Ростислав не первый. Далеко не первый. Это только две истории из пяти. Может что-то в консерватории не так?
***
1903 год.
Михаил Васильевич Нестеров: «Белая ночь. Молчание»
***
Блоггер sla_w: За почти четырнадцать лет проведенных в обители, мне доподлинно пришлось убедиться в том, что в современном монашестве скрыт свой дьявол, который может привести к совершенно пустой виртуозности, к самодовольству псевдомолитвенного тщеславия, а особенно к карьеризму, к приобретению власти над другими и, тем самым, к злоупотреблению этой властью.
В монастыре мы подчиняемся морали и уставу совсем не для того, чтобы превратить свою умственно-активную жизнь в оцепенение души, а наоборот — чтобы стать способными к совершению величайших духовных подвигов во спасение души, для чего, собственно, и утвержден Церковью монашеский институт. Именно поэтому Соборные старцы монастыря и, в частности, сам Наместник должны, просто обязаны, примером своего личного благочестия, своей терпеливой и назидательной строгостью, силой своей натуры добиваться от братии самого лучшего, на что они будут способны. Однако в большинстве случаев, этот благотворный дух подавляется откровенным лицемерием, явным человекоугодием и надменной прихотью вседозволенности Наместника монастыря и его администрации. Отчего истинные старцы спасаются под прессингом начальственного цинизма, а воссидающие — представляют собой обычных напыщенных прихвостней, манерно крестящихся и изящно кланяющихся, со строго избирательным местническим чувством, выгодно устроившихся возле дармового «пирога».
Весь этот процесс я воочию наблюдал на Духовных соборах, присутствуя на них в качестве обвиняемого нарушителя покоя, где так называемый «костяк» монастыря, скрепленный лживой круговой порукой, представился моему взору ненавистным и растленным соборищем, кликой заносчивых бездельников, остроумных болтунов, претенциозной и паразитической компанией снобов и карьеристов, притворившихся благодатными старцами. Чье призвание и чей смысл жизни — баловство, притворное благочестие, бесплодное самоупоение чинами, властью и деньгами. Украшенные заветными митрами и красивыми крестами, они с умным видом рассказывают о подвигах святых угодников Божиих, сами не желая так же мыслить и жить; они вычитывают цитаты из св.Василия Великого, св.Иоанна Златоуста, св. Макария Египетского, но сами при этом введут жизнь комнатных певчих птиц, благотворительно замазывая овсянкой рты тех, на чьем труде и на чьей нищете основано их роскошное существование. Видя все это, здравомыслящий зрячий человек может веру потерять. Мне никогда даже в голову не приходила мысль, что людей, обладающих подобными низменными качествами, которых я всегда сторонился в мiру, в монастыре буду называть «отцами», целоваться с ними и говорить при этом, что посреди нас каким-то образом оказался Христос.
Да, двенадцать лет назад я ушел из того святого места, пребывание в котором считал своим долгом, своей обязанностью и миссией. Действие это мой разум не осудил, а отнесся к нему доброжелательно, потому что уход мой хотя и был внезапный, но не позорный. Теперь удивляет лишь то, что совершил я этот поступок так поздно, что так страшно долго терпел.
В упорстве, с каким я столько времени защищал безнадежное дело, мне видится заблуждение, более того, копошение своего самолюбия, и только сейчас понял, почему это упорство привело к таким скверным, по сути, последствиям, к такому душевному разладу и болезням. Вся история моей христианской, монашеской и пастырской жизни, которая была задумана и начата как очищение и просветление, превратилась в сплошное смятение, мрак и чуть ли не в отчаяние лишь оттого, что я слишком идеализировал нравственные устои монастырского священноначалия, которые, как оказалось, вовсе отсутствуют. Но Божией милостью и молитвами наших Великих Старцев мне удалось превозмочь этот недуг и сохранить самое главное — свою ВЕРУ.
Источник: Блог пользователя gm-dar
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.