Св. Филарет (Вознесенский): О новом стиле, любви и страшном экзамене. Беседа с молодежью
Приближается великий праздник Рождества Христова. Давно уже Церковь нас готовит к тому, чтобы мы встретили этот праздник должным образом, и Рождественский пост, который давно начался, перешел во вторую свою половину, и всего 13 дней нас с вами отделяет от нашего великого праздника. Но мы с вами находимся здесь, в мире, который является чуждым для нас, прежде всего по своим верованиям, иным, чем у нас, да и по укладу своему. Те, кто помнят уклад русской жизни, знают, что он совсем не похож на американский. И вот, в этом укладе их жизни, не русском, они празднуют сейчас свои праздники. Сегодня празднуют то, что они считают праздником Рождества Христова, а скоро будет Новый год. Что касается Нового года, то должен заметить, что поскольку это условная дата, с которой начинается новый круговорот всяких дел гражданских и прочих, то, когда эта дата отмечается как чисто внешнее, гражданской, то нет беды, если человек православный принял какое-то участие в этом торжестве, лишь бы только он помнил, что сейчас пост, помнил, что он — сын своей Церкви, которая установила посты, помнил, к чему его это обязывает.
Но вот что касается того дня, который сегодня у нас и который они именуют днем Рождества Христова, то тут вопрос несколько иной. Это праздник церковный, воспоминание события такого, больше которого не было и не будет никогда в мире, ибо и самый наш величайший праздник из праздников — св. Пасха — корень свой имеет в Рождестве Христовом, ибо тогда родился Тот, Кто потом восславил и Крест. И вот, Церковь наша через 13 дней будет торжественно праздновать это пресветлое и радостное событие. Окружающие нас уверяют, что день Рождества Христова сегодня. Наша Церковь этого не признает, поэтому, если кто-либо из православных русских людей включается в это празднование, то нужно говорить откровенно: это в каком-то смысле измена своей Церкви. Наша Церковь не признает этого дня днем Рождества Христова. Конечно, есть так называемые новостильники, ибо некоторые Православные Церкви, к сожалению, приняли новый стиль. Но, слава Богу, нашу Зарубежную Церковь эта зараза миновала, и этот день днем Рождества Христова мы не считаем.
Помните же, что при всем том, что мы окружены чужим укладом, при всем том, что соприкасаться как-то с ними приходится, все-таки помните, что совсем для нас это не праздник. Между прочим, много слышалось и слышится голосов, которые говорят, что пора Русской Православной нашей Церкви покончить с устаревшими пережитками старины и включиться в этот праздник, который празднуют очень много людей. Приходилось слышать высказывания, что все это устарело, что наш старый стиль устарел, и что нужно идти в ногу со временем и так же праздновать, как празднуют другие.
Но, конечно, если мне говорит человек православный о том, что нужно от этих пережитков освободиться, мой ответ будет таков: “Да как ты смеешь так говорить? Ты сын своей Церкви или нет, чтобы говорить, что Церковь хранит какие-то пережитки? Как ты можешь так говорить? Православному христианину, сыну нашей Церкви, не позволительно ни говорить, ни думать так”.
Все, что Церковь хранит, свято и истинно, и когда нам предлагают оставить наш правильный путь, который идет, как вы знаете, от самого начала христианской эры, оставить его и взяться за эти новостильные глупости только потому, что сейчас всюду горят лампочки и идет бесшабашное веселье, то тот, кто на это соглашается, тот изменяет Церкви своей.
Помните, не нужно их осуждать, у них жизнь идет своим порядком. Я не для того говорю, чтобы смотрели на них с осуждением, презрением, негодованием, — нет.
Оставим им свое, но сами мы свое должны хранить, как должно, потому что Церковь наша хранит то, что свято и истинно. Правда, вопрос об истине не очень интересует людей теперь, если говорить о настоящей истине, неподдельной истине. Вы помните из Евангелия, что Сам Господь Иисус Христос, когда беседовал с Пилатом, обращаясь к его совести, его внутреннему голосу, сказал: “Я на то родился и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, и всякий, кто от истины, послушает гласа Моего”, — это было Его обращение к совести, к душе, сердцу Пилата. Говорят обыкновенно, что на это последовал Пилатов вопрос: “Что есть истина?” Но это был не столько вопрос, сколько скептическое восклицание человека, не верующего в истину. Если бы Пилат действительно заинтересовался: что есть истина, как ее уразуметь, как сделаться ее последователем; если бы у него заговорил интерес живой, то очень может быть, Господь ему сказал бы другими словами, но то же, что Он сказал за несколько часов до этого Своим ученикам: “Я есмь Путь и Истина и Жизнь”.
Но фраза Пилата не была таким вопросом. Скорее, ее можно понять так: да все есть истина, стоит ли говорить об этом; у одного свои понятия, у другого свои; Бога, быть может, совсем нет. Этим скептическим восклицанием он от Истины, Которая стояла перед ним, отвернулся, но сказал по совести: “Никакой вины не нахожу в Нем”. Это был трагический момент. Истина стояла перед ним, а очи его был закрыты его скептицизмом, он в Истине ее истинности не уразумел.
Но повторяю, и в наше время вопрос о настоящей истине не многих интересует. Я хотел обратить ваше внимание на одно обстоятельство: как раз сейчас много говорят о всяких юрисдикциях.
Прежде всего помните, что это ходячее выражение истинному положению вещей совсем не соответствует. Речь ведется в такой плоскости, как будто действительно есть какие-то юрисдикции, параллельные, равноправные ветви в нашем Зарубежье Православном. Если бы с самого начала пошло так: есть одна ветвь — наша Зарубежная Церковь, есть другая ветвь, самостоятельная, которая именует себя сейчас автокефальной, есть третья — в Западной Европе. Если бы они с Зарубежной Церковью пошли с самого начала, то тогда можно было бы говорить о разных трех юрисдикциях.
Но нет, Зарубежная Церковь была едина, когда была основана, и они входили в ее состав. Поэтому теперь это совсем не юрисдикции какие-то, а просто отколовшиеся группы. Это раскольники. И сколько бы это ни продолжалось, и какие бы они ни пытались находить оправдания, и как бы они ни нападали на нашу Зарубежную Церковь, правда остается правдою. Они были в Зарубежной Церкви и потом от нее откололись. А теперь вообще перестали быть русскими, потому что одна ветвь сама заявила о том, что она не русская. А другая совсем далеко ушла и наши русские храмы, там, в Западной Европе, передала фактически уже в Греческую Церковь, отняв их у Русской Церкви. Я не буду подробно об этом говорить, укажу только вот что: когда сейчас приходится приезжать в Западную Европу, во Францию, в Париж, там, где есть храмы и паства нашей Зарубежной Церкви и есть этот самый “Парижский экзархат”, так называемый — раскольники, — сразу бросается в глаза, страшная мешанина. Многие ходят то в одни храмы, то в другие; прискорбно видеть, что, например, молодежь ходит то в один храм, то в другой. — “Не все ли равно, там и там молятся Богу”. И вот тут-то, когда с этим встречаешься, то скорбно очень бывает, потому что это получается именно из-за того, что истина подлинная не дорога людям.
Двух истин быть не может. Если проследить историю Церкви, сразу увидите, что когда раскольники откалывались от своей Церкви, то благодать теряли и уже становились раскольничьей группой. В конце концов, понятнее еще было бы, если бы они, откалываясь, считали себя стоящими в настоящей истине, но тогда нужно уже других не считать стоящими в истине, потому что двух истин быть не может.
Истина — одна, Истинная Церковь — одна, и Господь не сказал, что “создам Церкви Мои”, — а сказал: “создам Церковь Мою”. Значит, если получился такой раскол, то обе части, совершившие раскол, равно истинными быть не могут. Если человеку истина дорога, то он и мысли не потерпит, чтобы он оказался где-то там, где истины нет, он будет искать. И Господь сказал: “ищите и обрящите”, — и были случаи, что некоторые, ища, возвращаются в Зарубежную Церковь, но, увы, слишком немного таких.
А многие, к сожалению, не ценят своей Зарубежной Церкви: и в свой храм пойдут, и в тот пойдут. А я повторяю: это именно оттого, что людям истина не дорога. Св. апостол Павел предупреждал о том, что настанет время, когда люди ложь примут за истину и будут ей служить, считая ее истиной, а это будет ложь. Это будет страшное искушение, когда Господь допустит такое явление, что люди ложь примут за истину. Вот так и бывает в подобных случаях, о каких я говорил. Истина должна быть дорога человеку. Говорят о том, что в Зарубежной Церкви любви не хватает, что должна быть любовь. Конечно, любовь — основа христианства, Господь прямо сказал, что по тому люди узнают, что они Его ученики, если они будут иметь любовь; но помните, что вне истины нет любви. Основное начало — это именно та истина, которая Спасителем принесена на землю. Только основываясь на ней, может существовать истинная любовь.
Например, апостол и евангелист Иоанн Богослов, апостол, которого именовали “апостол любви”; он больше всех о христианской любви писал, он был учеником, “егоже любляше Иисус”, его особо любил Господь Иисус Христос, и он сам Его любил всем своим существом. Вы знаете, наверно, трогательную подробность, что когда апостол Иоанн Богослов состарился совсем и ученики его в храм носили на руках, то ослабевшими устами он одно повторял: “любите друг друга”. — Когда его спросили, почему он это все время повторяет, он ответил: потому, то это главная заповедь Христова, кто ее исполнит, тот весь Христов закон исполнит. И однако же, когда этот апостол любви оказался в одном помещении и еретиком Керинфом, отступившим от истины, апостол торопливо сказал своему ученику: уйдем отсюда, здесь враг истины, я боюсь, что потолок обрушится на нас.
Вот как он отнесся к тому, кто истине не верит, а это был сам апостол любви. Да и в подобных случаях бывало, что когда речь идет о неверности истине, тогда любовь отступает в сторону, она отменяется праведным гневом и негодованием на того, кто от истины уклоняется или, как выражался св. апостол Павел, содержит истину неправо.
Изучайте святых отцов, они ли не были любвеобильны! — А с каким негодованием и гневом, например, святитель Василий Великий пишет об еретиках, когда обличает еретические заблуждения. Там не слова любви, хотя святитель и их любил и жалел, но тут нужно было опровергать их поход против истины, и он это делал беспощадно, обличая и все вещи называя своими именами.
Так вот, помните, нужно истину, которую принес Господь Иисус Христос на землю, любить паче всего и быть верными чадами истины. Только тогда человек может сделать то, о чем мы говорили: стать на тот путь, по которому он понесет благое и легкое бремя и иго Христово.
Вы знаете, что деятельность человека только тогда будет целесообразна, плодотворна и разумна, когда пред ним ясно стоит цель, которую он должен достигнуть. Если он ее не видит, то его жизнь превращается в бессмыслицу. Не забывайте же о той цели, которая стоит пред вами, молодежью, пред всяким чадом Церкви. Цель эта — спасти свою душу для вечности.
Когда предстоит ученику или ученице серьезный и трудный экзамен, они никогда не забудут о нем. Память о нем не отойдет, а все время будет пребывать, заботиться будут они, чтобы как следует подготовиться к экзамену и дать на нем ответ. Не забудьте, что всех нас ждет страшный экзамен на страшном Господнем суде, за всю эту жизнь, экзамен страшный не только потому, что Господь Своим всеведением обличит нас, а потому, что переэкзаменовки после этого экзамена не будет: провалился на всю страшную вечность!
Помните, что нужно человеку направлять свою жизнь так, чтобы главная цель стояла все время пред ним, и ничто бы ей не мешало. Сейчас вы сами видите, друзья мои, во что обратился жизнь, никогда в ней не было столько фальши, столько зла, столько обмана, столько отвратительной грязи разврата, которая лезет на глаза всюду. Никогда еще не было такого развития лжи и грязи. Она заражает души человеческие, в особенности молодых. Помните, что жизнь земная дается один раз, второй раз она уже не дается, и если человек не использовал, как должно, не приготовил себя к ответу перед Божией правдой на последнем суде, то страшной будет его участь; никогда об этом не забывайте. Недаром Церковь за каждой службой учит нас молиться о добром ответе на страшном Христовом суде. Эта память должна быть неотлучной от человека. Святитель Василий Великий писал: “Помни последний день и последний ответ: если будешь о нем помнить, не будешь уклоняться от правильного пути”.
Все усилия прилагайте, чтобы взять на себя благое и легкое бремя и иго Христова закона, потому что только тогда вы обрящете покой душам вашим. Взяв на себя это иго и пройдя свой путь по-христиански, получите возможность и на страшном Господнем суде услышать от Господа не страшное осуждение на вечность страдания, а милостивое призывание наследовать светлую, радостную и блаженную вечность. Чего от всей души вам желаю. Аминь.
Православная Русь № 23 (1994) 2-4
Источник: portal-credo.ru
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.