«Я взглянул окрест меня –
душа моя страданиями человечества уязвлена стала».
А.Н.Радищев
По приглашению Чарышской районной библиотеки, мы – сотрудники редакции журнала «Алтай»: главный редактор Станислав Вторушин и редактор отдела публицистики Константин Филатов – вскоре после полудня 7-го дня августа 2012 года отправились на встречу с читателями в этот отдаленный уголок Алтайского края. Поскольку авиационное сообщение с селом Чарышским, как, впрочем, и со всеми другими райцентрами нашего региона «приказало долго жить» много лет назад, в первые годы существования ельцинской «независимой» (от трети своей территории) России, то путешествовали мы на автобусе корейского производства. Ведь и автобусы разучились делать в нашей бывшей индустриальной стране, а, вернее сказать, в том, что от нее осталось после горбачевской перестройки и двадцати лет правления организованных группировок «демократов» и «питерских» с их новоявленными олигархами.
Пейзажи за окном не радовали наши взоры. За 7 часов пути от краевого центра до границы Чарышского района удалось нам увидеть всего четыре понурых коровы, и только опаленные солнцем жидкие, низкорослые нивы тянулись по сторонам дороги, перемежаясь с заброшенными полями.
В салоне автобуса то и дело разносилась ругань с задних мест, незатейливые матерные пожелания близсидящим пассажирам раздавала крепко нетрезвая пожилая селянка. Не довелось в тот день доехать до Чарышского этой неугомонной женщине – была она оставлена в Алейске на попечение местной полиции, пообещавшей после протрезвления отправить ее в родное село очередным рейсом. Позже из разговоров с местными жителями выяснили мы, что изготовление браги и самогона в Чарышском – одна (если не единственная) из немногих стабильных отраслей производства. Да и как не впасть в запой безработным чарышцам, взирающим на «античные» руины заброшенных коровников, зияющих пустыми «глазницами» зданий Сельхозтехники, останков колбасных цехов, виднеющихся в долине реки Чарыш и на склонах поросших густой травой окрестных гор? Мерзость запустения в сочетании с удивительными горными природными красотами представляла собой картину столь угнетающую, что и нас самих повергла в глубокую тоску…
За несколько десятков километров до Чарышского закончился асфальт, и автобус наш, поднимая клубы пыли, покатился по щебенке по горным крутоярам…
Прибыв на место вечерней порой, попытались мы было связаться с представителями районной власти через встретивших нас библиотекарей, чтобы поговорить по душам, узнать – чем живет и дышит Чарышская земля, но муниципальных предводителей в кабинетах застать не удалось. Впрочем, и на другой день не состоялась наша встреча, не нашлось у властей предержащих то ли времени, то ли желания для беседы с заезжими писателями.
Зато встретилось нам немало людей добрых и достойных всяческого уважения. В числе их нужно, прежде всего, назвать гостеприимного начальника районного ремонтно-строительного управления Владимира Ивановича Турбавина, что обеспечил автотранспортом поездки наши по окрестностям, познакомил нас интереснейшими людьми. В усадьбе своей у камина принимал нас вечером в день приезда архитектор Анатолий Пономарев с супругой, хлебосольный хозяин самого красивого в селе дома, построенного по его собственному оригинальному проекту. А на другой день в селе Сентелек довелось нам пообщаться с Николаем Петровичем Борисовым – волевым человеком и мудрым руководителем единственного в районе «живого» хозяйства, в котором работают более 300 местных жителей. Его силами в самом отдаленном уголке края нашего, на границе с Горным Алтаем, где и мобильная связь отсутствует, удержалось от разорения крупнейшее по нынешним меркам животноводческое предприятие, в котором насчитывается несколько тысяч коров, лошадей и маралов. Однако же и он на вопрос наш о перспективах района, о путях выхода его экономики из кризисного состояния, сказал, что есть только две возможности переломить ситуацию к лучшему – либо чудо, либо революция. Ничто иное при нынешней власти не приведет к повышению благосостояния народного, не очистит затхлую, лживую и бездуховную атмосферу в стране нашей, не пресечет разграбление богатств ее…
Эти мысли присущи и многим другим жителям района. В этом убедились мы на встрече с читателями Чарышской межпоселенческой центральной библиотеки 8 августа. В долгом разговоре литературные вопросы не были основной темой, обсуждали, преимущественно, наболевшие социальные и политические проблемы. Собеседниками нашими были 18 человек в возрасте от 16 до 60 лет – разные люди, но многие беды общие для них. Рабочих мест нет, молодежь уезжает. Зарплаты низкие, и при этом цены в местных магазинах заметно выше, чем в Барнауле, поскольку большинство товаров в Чарышский район завозят издалека, за неимением собственного производства, и дополнительные транспортные расходы торговцев оплачивать приходится покупателям.
Как мы – писатели – могли их утешить, чем обнадежить? Уже два десятка лет почти ничего не зависит от слова русского писателя на нашей земле, где ничего не принадлежит народу, и ничем народ не может распоряжаться. Одно могли мы посоветовать – ни в коем случае не продаваться на выборах за посулы и подачки, не отдавать голоса свои кандидатам от партии власти, не верить изолгавшимся политикам, толкающим страну к деградации и социальной катастрофе. А еще подарили мы людям книги свои и номера журнала «Алтай», желающим раздавали автографы, фотографировались с чарышцами на память о нашей встрече.
После этой поездки множество вопросов остались без ответов. И, прежде всего, у нас самих. Спрашиваем мы себя и друг друга, и не можем найти однозначного ответа. Доколе народ наш будет пребывать в летаргическом сне, одурманенный водкой и сигаретами? Доколе править сатанинский бал на земле нашей будет рыбоглазый кипоносец со своими подручными: шутом-головастиком, «святым чертом» (то ли из бутылки, то ли из табакерки) и высокомерными прокураторами на местах, презирающими «простонародье»? Доколе олигархическое «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» будет измываться над народом и высасывать все соки из страны, попирая всякий стыд и даже здравый смысл? Доколе мы будем терпеть мы эту бесовскую вакханалию?
Написал комментарий в 2000 символов, но отправить не смог. Указано, что комментарий большой. Но ведь не более 2 тысяч. Идиотизм или цензура?