Проф. д-р Фридрих Ромиг  Французская революция: «Eritis sicut Deus»

Вступительный доклад проф. Фридриха Ромига для конференции «Французская революция, 230 лет спустя» ‒ критический обзор
Институт политических исследований, Белград, 14-15 октября 2019 г.

Проф. д-р Фридрих Ромиг. Французская революция

Французская революция (ФР) ‒ это не метеорит, который ударил к удивлению французов 14 июля 1789 года по парижской Бастилии и открыл тюремные ворота, а эпохальное событие и кульминация политико-исторического развития, которое началось самое позднее ‒ с Нового времени или, как мы говорим сегодня, эпохи «Модерна», и своим навязыванием господства партий, демократии, прав человека, просвещения, вражды к Церкви и атеистического гуманизма внесла значительный вклад в разрушение мiра и обезсиливание христианской европейской цивилизации. Противники «Просвещения», традиционалисты, консерваторы, романтики и идеалисты, как и большинство здесь присутствующих, должны были ограничиться ролью «тормоза». «Катехонтами» [удерживающими силами] называют их апостол Павел и консервативные революционеры, такие как Карл Шмитт или Вильгельм Штапель.

Как социальный историк и социальный философ, эти относительно практичные и значительные и познавательные события, имеющие важное значение для истории, как и саму ФР, я рассматриваю на четырех или пяти уровнях.

Первый ‒ это уровень фактического или, как я это называю, «судебного» расследования. Как на самом деле происходил штурм Бастилии? Как там были открыты ворота для десяти заключенных? Как дошло до жестоких убийств тюремных надзирателей и их начальника коменданта Де Лоне, которые капитулировали перед штурмующей толпой, и которых вожаки толпы заверили в безопасном сопровождении?

На втором уровне, как я предлагаю, следует рассмотреть причины события и мотивы действия. Кто организовал штурм Бастилии, возглавил толпу, распорядился о массовой расправе. Были ли в игре массовые психологические процессы, как описал Лебон? Причастен ли к этому маркиз де Сад с его страстью убивать и пытать?

На третьем уровне нужно попытаться понять последствия этого исторически значимого акта. К чему привела ФР? Почему ФР погрязла в терроре Робеспьера и Сен-Жюста? Геноцид в Вандее уже хорошо описан, не в последнюю очередь моим покойным другом Эриком Риттером фон Кюнелтом-Леддином.

На четвертом уровне мы вступаем в область спекуляций, толкований, анализа хода истории или исторического процесса. Здесь проявляются субъективные предпочтения, убеждения, идеологии и теории истории, они приведут, как не в последнюю очередь покажет эта конференция, к противоречивым спорам.

Чтобы как-то упорядочить эти споры, один из моих учителей настойчиво утверждал, что в каждом крупном историко-политическом событии скрывается и в то же время раскрывается теологический вопрос. Философ истории и исторический богослов в конечном итоге объясняет крупные историко-политические события изменением [у людей] образа Бога, образа человека и образа общества, или, по крайней мере, пытается это сделать.

Эрик Фёгелин, ученик Отмара Шпанна, описал это изменение от до античности до последней трети ХХ века в 10-томном труде «Порядок и история» и соединил его с термином «гностицизм». Для Фёгелина конечной причиной этого изменения является самовозвышение человека, желание освободить себя, свергнуть Бога и следовать внушению змея: «Eritis sicut Deus» [Будете как Боги]. Из-за первородного греха было утрачено различие между добром и злом, и так это рассматривается всеми великими историческими мыслителями от Платона до Фомы Аквинского, воспитанников Тюбингенской школы, Фихте, Шеллинга, Гёльдерлина, Гегеля и затем ‒ Ранке, Буркхардта, Бёрке, Карлайла, Элиота, Честертона, Достоевского, Соловьева, Ильина, Ницше, Тойнби, Шпенглера, Зомбарта, Макса Вебера, Эволы, Леопольда Циглера, Генона, Мораса, Томаса Манна, Адорно, Хоркхаймера, Скрутона, и наконец ‒ Шпанна, Фёгелина, Хантингтона, Хайдеггера и Ратцингера ‒ Достаточно здесь назвать только их ‒ как причину «Смерти Запада» (Пэт Бьюкенен) и «Культуры смерти» (Иоанн Павел II).

Этот тезис о необходимости различать добро и зло для жизни людей и народов также подчеркивался II Ватиканским собором (Gaudium et spes [Радость и надежда], п. 15): история и, следовательно, «вся жизнь человека, как индивидуума, так и коллектива, представляет собой драматическую борьбу между добром и злом, между светом и тьмой». Выражение «Свет и тьма» следует понимать как символы вечной борьбы между идеализмом и материализмом, реализмом и номинализмом, субстанциализмом и эмпиризмом, сюрнатурализмом и натурализмом, civitas dei и civitas terrena [Градом Божиим и градом земным], fides et ratio [верой и разумом], естественным правом и правами человека, теизмом и атеизмом, Христом и антихристом.

Простой правдой остается то, что говорится в энциклике Льва XIII Diuturnum illud: «Благо государства зависит от религии, которая чтит Бога» (societas = общество, община, государство).

Так что это не только тезис консерваторов, романтиков или идеалистов, но ‒ и я верю, что данная конференция докажет это ‒ всех тех, кто на Востоке и на Западе задумывается о значении истории и хочет внести свой вклад в оздоровление общества.

(Перевод и заглавие ред. РИ)

См. также: 14.7.1789 (н.ст.). — Национальный праздник Франции: начало Французской революции

Источник: https://rusidea.org/250946240