Ведущие обнинские СМИ системно, напористо, почти без передышки рвут на части («как тузик шапку») медицину наукограда. В чём причина? Раньше, вроде бы, критические статьи на медицинские темы появлялись эпизодически — не чаще, чем материалы о ЖКХ (управляющих компаниях), торговле, внутрисемейных проблемах, донорах, мигрантах, многодетных семьях, вице-мэре Поповой, Доме Учёных и т.д. И вдруг почти для всей местной прессы обозначился главный, стратегический враг – Клиническая Больница № 8 ФМБА России по г. Обнинску. Ни одна из злободневных тем не подхватывается газетами столь стремительно и жёстко, как тема медицины нашего города. Смеем предположить, что сейчас проводится массированная кампания против руководства обнинского управления ФМБА. Не зря корреспондент газеты «Неделя Обнинска» Рената Белич в критическом запале написала: «Вoзмoжнo, pyкoвoдитeли oбнинcкoй бoльницы гaзeт нe читaют и кpитики в cвoй aдpec нe cлышaт, a, мoжeт быть, глaввpaчa Aлeкceя AЗAPEHКOВA, пocтaвлeннoгo pyкoвoдить нaшeй бoльницeй личнo глaвoй ФMБA гocпoдинoм УЙБOЙ»… Зачем журналист делает акцент на том, что А. Азаренков утверждён в должности именно Уйбой, т.е. Москвой?

Зачем один из высших руководителей Калужской области недавно высказался в том духе, что вот, если бы городская медицина подчинялась региону, то порядок навели бы обязательно? Раньше, по слухам, с его стороны тоже проскальзывали подобные высказывания. Как-то это всё настораживает, вызывает сомнения, формирует внутренний протест… Но мы не будем акцентировать внимание читателей на наших догадках и сомнениях. Выскажем свои мысли по существу критических материалов.

 

Мало, кто знает, что по министерским стандартам на врача падает непомерная нагрузка. Врач зачастую физически не может качественно обслужить тот поток больных, который проходит через «его руки» (особенно, в ситуации нехватки кадров). И тем более, потом описывать состояние больных уже в режиме «бумажного потока». Возможно, кто-то в Кремле или на Старой площади уверен в научной обоснованности данных стандартов, но тогда этот «кто-то» явно не в курсе возможностей среднестатистического человеческого организма («организма», живущего вне территории, ограждённой кремлёвскими зубцами).

Теперь о зарплатах медперсонала. Председатель Горсобрания В.Н. Савин утверждает: «Зapплaтa вpaчeй cocтaвляeт ceйчac 32 тыcячи pyблeй, — гoвopит Caвин. — Ho ecть eщё cpeдний мeдпepcoнaл, кoтopый пoлyчaeт 23 тыcячи, a млaдший — нянeчки и yбopщицы — 12 тыcяч. Кaк вы дyмaeтe, бyдyт oни зa тaкиe дeньги xopoшo мыть пaлaты? ФMБA вклaдывaeт миллиoны в oбopyдoвaниe и peмoнты бoльницы, мoглo бы влoжить и в людeй. И этo вoпpoc нe к глaввpaчy, a к Фeдepaльнoмy aгeнтcтвy» (газета «Вы и мы»). Можно посоветовать Владимиру Николаевичу внимательно посмотреть квитки по зарплате санитарок, медсестёр, рядовых врачей – он, наверняка, удивится. Там будут другие цифры. Заметно скромнее.

Прочитали интересный комментарий к одной из «сердитых» статей. Общий смысл: нечего пенять на малые зарплаты. Не нравится — увольняйтесь… Так вот, нам известно отделение, где на полной ставке работает один молодой врач, а все остальные врачи – пенсионеры за 70 лет. Врачи после института работают, максимум, до года и увольняются, как правило, в Москву или в Нарофоминск (заметьте, врачи уходят, отнюдь, не в «калужскую медицину», которая главенствует везде, кроме Обнинска). Вопрос нервному «комментатору» на засыпку. Что произойдёт с данным отделением, когда, возможно, в течении этого года в нём останется один врач и, в среднем, сорок больных? Отвечаем: отделение закроется. Придётся ездить за медпомощью в Калугу, Нарофоминск или в Москву. И вины Азаренкова здесь не будет никакой! Ибо не он устанавливает ставки, стандарты и прочие вневрачебные «процедуры». По слухам, с Нового года сотрудникам Следственного комитета очень сильно подняли зарплату (а именно к ним апеллируют разгневанные читатели вышеупомянутых газет), возможно, эти люди — в случае весьма вероятного исхода пожилого медперсонала из обнинского управления ФМБА (по возрасту) — смогут обслуживаться в местной частной Клинике №1. Но интересно, а где будут обслуживаться «простые люди»?.. Правильно, очень далеко от Обнинска. Вы думаете, мы гиперболизируем описываемую проблему? Ничуть. Ведь ломать – не строить! Предположим, заинтересованные лица сумеют переподчинить медицину нашего города Калуге. И что? Проблемы исчезнут? Тогда почему сейчас именно в Обнинск массово едут лечиться со всей округи? (Создавая тем самым дополнительные очереди). Почему именно в Обнинск устраиваются врачи из соседних городков? И ещё вопрос… А проблемы, вообще говоря, когда возникли – только сейчас? Допустим, только сейчас… Но ведь новое медруководство практически СРАЗУ встретили в штыки. И то плохо, и это плохо. Стало быть, «ПЛОХО» уже было при старом руководстве? Тогда с какой радости именно сейчас началась «охота» на медиков?

И еще, в подтверждение наших слов даём материала из Новосибирска (http://doktor-killer.livejournal.com/3091768.html): «В новосибирской поликлинике дружно поувольнялись педиатры. (Новосибирская поликлиника № 2 осталась без детских врачей)… Все педиатры и заведующая отделением, написали заявления об увольнении…

Они не стоят с плакатами перед резиденцией президента и не митингуют, как это делали врачи в Ижевске. Педиатры новосибирской поликлиники №2 просто написали заявление об увольнении.

 

Марина Оанц, участковый педиатр: «У нас доктор, которая совмещает прием – два участка на днях приняла, 90 человек на приеме – за три часа она приняла 90 человек, то есть, соответственно, качество какое? Страдают опять же люди. А мы уже боимся. И плюс у нас, конечно, снизилась зарплата с января, была федеральная надбавка 12 тыс., которую с января убрали, и была муниципальная надбавка – 5 тыс., которая тоже с переходом в область – медицина перешла – тоже надбавку сняли. Зарплата снижается, а нагрузка растет».

 

«В быстрорастущем микрорайоне много молодых пар и новорожденных, а число врачей не увеличивается»,- рассказывают медики. С 15 февраля нагрузка возросла – добавили выезды по вызовам неотложной помощи. Женщины уверены – пострадать могут пациенты.

Валентина Литвинцева, участковый педиатр: «Опасность в чем, что можно что-то пропустить, пострадают, в конце концов, дети – вот это самое страшное».

Людмила Гуменюк, участковый педиатр: «Практически все педиатры написали заявление и я хочу сказать, что это вынужденная мера, потому что в такой обстановке оказывать качественную медицинскую помощь – невозможно! Это крик души».

Заявления об увольнении написаны. И, если решение останется неизменным, 4 марта поликлиника № 2 может лишиться детских врачей. «Вести» обратились в областное Министерство здравоохранения. Соответствует ли ситуация, о которой рассказали медики, действительности? Ответ нам обещали дать на следующей неделе. О том, насколько загружены врачи сегодня, можно судить в т. ч. и по сайту новосибирской электронной регистратуры. Теоретически, здесь можно записаться к любому специалисту. Но как показала практика, к большинству врачей, в том числе и к участковым педиатрам, в ближайшие 2 недели не попасть – независимо от того, какая поликлиника вас обслуживает.

***

На практике это выглядит так. Участковый в 8 часов приходит на приём, если живёт рядом – идёт домой отдохнуть и пообедать, а потом с 2 часов начинает обслуживать вызова – по своему участку и те, что переданы со «Скорой» на менее скорую – неотложную. Если есть машина – ездит, если нет… ну вы поняли. Добрая половина врачей – дамы постпенсионного и предпенсионного возраста. До 8 вечера. По чужим участкам. По скользким тропкам, мимо шурующих туда-сюда машин. Выматывает это ужасно. Не говоря уже о том, что злостно нарушается Трудовой кодекс. Можно ожидать оттока бабушек-старушек… С увеличением нагрузки на оставшихся.

Передача поликлинической системы в областное подчинение аукнулась и узким специалистам. Городской детский консультативный центр – уролог, нефролог, гастроэнтеролог, центр слуха и речи, пара аллергологов, пол-пульмонолога, спирография и нейрофизиология теперь должны за ту же зарплату (вроде пока не снизили…) обслуживать и пациентов из области. Если учесть, что функциональная диагностика работает и так на пределе возможностей (сотрудников почти в 2 раза меньше, чем ставок), то выбор ясен: или уменьшать количество очередей для «своих» пациентов, или… работать ЗА этим пределом.

Реформа в действии! Модернизация идёт семимильными шагами!

Зачем строить новые здания и закупать новую технику, если катастрофически не хватает кадров?!.

Данный материал был распространён большим количеством ресурсов. Позже власть договорилась с врачами, вроде бы, вернули надбавки. Но кадров-то всё равно страшно не хватает!

Часть «комментаторов» соглашается с тем, что врачи, по сути, загнаны в угол непомерной нагрузкой, маленькими зарплатами, но, мол, равнодушие ничем не оправдано. В частности, на этом же делают упор местные журналисты. Хочется задать вопрос. Журналисты, которые, зачастую, отнюдь не «измордованы» нагрузкой, тяжёлыми условиями труда (особенно, в стационарах и приёмном покое), нервными стрессами, ночными дежурствами (после которых, кстати, сразу начинается рабочий день), они – всегда человеколюбивы, вежливы, неравнодушны, предупредительны? Или у нас в городе учителя, чиновники, работники правоохранительных органов, сотрудники управляющих компаний, водители автобусов, слесари, сантехники, электрики, строители, предприниматели, депутаты, судьи и т.д. сделаны из другого «материала», чем врачи? Они все «белые и пушистые»? Тогда почему системно громят только врачей? Причём, известны случаи, когда «разгромные» статьи оказались откровенной липой! Сколько было гневных реплик, комментариев и призывов к немедленной расправе. А когда выяснилось, что врачи не виноваты, хоть кто-нибудь из неравнодушных и человеколюбивых журналистов извинился перед конкретными врачами?.. Вопрос из разряда риторических.

Легко понять активные нападки на врачей со стороны «простых людей» (см. городские интернет-ресурсы). Как и в древние времена, люди жаждут зрелищ, желательно, кровавых. Но не во имя справедливости, а чтобы на чужой крови почувствовать себя непогрешимыми, «праведными», а еще потому, что «жизнь достала», озлобила. Кто-то, напившись, пускает кровь себе, а большинство предпочитает чужую. Так было и в недалеком 20 веке, когда толпы трудящихся всех мастей дружно голосовали за расстрел «врагов народа», единодушно подписывались под шельмующими письмами в прессе, требуя расправы над Шаляпиным, Шостаковичем, Пастернаком, Ахматовой, Бродским. История все расставила на свои места (даже тогда: Апостолов — главный гонитель и охаиватель Шостаковича от Министерства культуры — умер от инфаркта, во время прослушивания его Четырнадцатой симфонии).

Какой вывод. Надо менять стандарты, ставки, нужно резко наращивать кадровый потенциал. (Но это задачи НЕ УРОВНЯ Азаренкова или Артамонова). Нужно менять человеческую природу специалистов. (Но и это задачи НЕ УРОВНЯ Азаренкова или Артамонова).

Что делать? На наш взгляд, необходимо, определив «узкие места», «болевые точки», «нервные окончания» обнинского здравоохранения, перенаправить «энергию масс» на конструктивный, в рамках существующего законодательства, интенсивный диалог с городскими и областными депутатами, чиновниками, силовиками (последние смогут сделать работу «слуг народа» максимально эффективной, неравнодушной и понятной самому народу). Пусть «слуги народа» объясняют Кремлю и Старой площади, сколько нам требуется врачей, на какие оклады, на какие условия труда, пусть подробно, грамотно и ответственно обоснуют свои выкладки перед верховными чиновниками, национальным лидером и главными «слугами народа» в Государственной Думе и Совете Федерации. Использовать для этого вполне разумно все вышеперечисленные газеты.

Другой путь пока не просматривается.

 

В КАЧЕСТВЕ ПОСТСКРИПТУМА.

Слава Богу, у нас в городе есть замечательные врачи, но местные СМИ они сейчас почему-то не интересуют. Усилий врача не замечает никто, зато с энтузиазмом кричат о неудачах. Об этом рассказывал еще врач и писатель Вересаев в своих «Записках…».

Да, любой летальный случай рассматривается врачами, какого бы уровня они не были. Через это проходили и Пирогов, и Захарьин, и Валентин Войно-Ясенецкий (святитель Лука Крымский), и Федоров, и Бокерия, и Рошаль. Наши врачи точно также переживают за любого погибшего пациента. Потому что сейчас в некоммерческой медицине остались, в основном, лишь те, кому, действительно, людей жалко.

Кстати, по слухам, федеральное правительство планирует сокращение стационаров. Это, безусловно, обострит все вышеперечисленные проблемы… Снова крайними сделают врачей? Или «гражданское общество» немного задумается и начнёт реагировать более адекватно?

 

Источник: газета «МОСКОВСКИЕ ВОРОТА», г. Обнинск