Греческий полис как модель самоорганизации современных православных общин в России
Культура древней Греции была, прежде всего, культурой городской. В таком виде она сформировалась и затем распространилась во время Великой Греческой колонизации вплоть до самых отдаленных районов средиземноморского и черноморского бассейнов. Основной структурной единицей греческой цивилизации был полис, в российской научной литературе традиционно именуемый «город-государство», поскольку в древнегреческом языке слово полис имело два основных значения: город и государство. Однако, это не совсем точный термин, поскольку среди греческих полисов были и такие, что не имели стен и потому не были городами в точном смысле этого слова. Например, Спарта оставалась на протяжении всей классической античности совокупностью нескольких поселений сельского типа.
Кроме того, в политической мысли древних греков господствовало убеждение, что сущность полиса (города) составляли не материальные приметы его бытия, а некое упорядоченное человеческое сообщество. Например, как сообщает Фукидид в своей «Истории», полководец Никий накануне отступления афинян от Сиракуз в 413 г., говорил: «Ведь город – это люди, а не стены и корабли без людей».
Самым убедительным подтверждением распространенности такого взгляда у греков явилось следование ему на практике во время похода 10 тысяч греков-наемников, участвовавших в попытке Кира Младшего свергнуть с персидского престола царя Артаксеркса. Во время этого похода, блестяще описанного Ксенофонтом в его «Анабасисе», греческие воины общим решением на сходке объединились в полис. Оставшись после гибели Кира и предательского захвата персами их военачальников одни в чужой стране и во враждебном окружении, греки сумели организоваться и пробиться с боями на родину именно потому, что они ощущали и вели себя как самодеятельный коллектив, вполне способный к самостоятельному существованию даже при отсутствии обычных материальных оснований – земли и города.
В позднеклассический период понимание полиса получило теоретическое обоснование в трудах греческих философов, особенно у Аристотеля и Платона. Оба мыслителя подчеркивали возможность благой жизни для греков только в рамках полиса. Они тщательно обосновали идею становления и развития полиса из типологически более низких форм человеческого общежития – семьи и деревни. Основную задачу полиса философы видели в формировании гражданского коллектива в соответствии с потребностями граждан и законами полиса.
Подводя итог взглядам древних на полис, можно сказать, что в основе их понимания его сущности лежало следующее представление: полис – это коллектив граждан с наличными материальными условиями, обеспечивающими его существование.
Сегодня православные люди в мире и, в том числе, в России пребывают в положении все более напоминающем то, что описал Ксенофонт… Сложившаяся ситуация требует «отделения зерен от плевел» и поэтому достойную жизнь православному человеку может обеспечить православный полис – своеобразный светский монастырь, отделенный от мира стенами и охраняемыми воротами. Определенные правила должны при этом ограничивать прохождение не граждан полиса не его территорию, не допускать внесение на его территорию наркотиков, табачных изделий и т.п. товаров, пагубно влияющих на физическое и духовное здоровье православных людей.
По экономическому типу хозяйствования современный полис должен быть агрогородком – центром сбора, переработки, хранения и торговли продуктами сельского хозяйства.
Своим земельным участком гражданин полиса должен владеть как собственник с правом полной хозяйственной самостоятельности вплоть до продажи участка, однако возможности продажи земли должны быть ограничены определенными условиями и утверждаться решением Народного собрания полиса.
По способу управления современный православный полис должен быть прямой демократией собственников недвижимости полиса и части его земельных владений (хоры). А для приобретения такой недвижимости на территории полиса обязательным условием должно быть православное вероисповедание нового собственника.
Система управления полисом традиционно включает в себя следующие институты. Народное собрание – главный орган законодательной власти полиса, решающий все основные вопросы его жизни, затрагивающие интересы каждого гражданина полиса, в том числе определяющее размеры взносов в казну полиса на строительство и содержание общественных зданий и др. Высшим органом исполнительной власти полиса является Совет в составе всех избираемых на определенный срок должностных лиц, в том числе архонтов (во главе с василевсом курирующих вопросы обороны – стратегов, строительства и благоустройства – архитекторов, исполняющих представительские функции – протов), номофилаксов (курирующих вопросы внутреннего правопорядка и законности), астиномов (курирующих вопросы денежного обращения полиса, мер и весов, контролирующих расходование средств бюджета полиса), агорономов (курирующих вопросы торговли на территории полиса), гимнасиархов (курирующих вопросы воспитания и образования, занимающихся организацией спортивных соревнований), экклесиархов (курирующие вопросы материального обеспечения полисных культовых сооружений). Количество избранных в коллегии должностных лиц может быть различным в зависимости от численности населения полиса, но не менее двух человек. Для исполнения разовых поручений Народного собрания могут избираться особые должностные лица – эпимелеты.
Все полисные должности традиционно исполняются без оплаты, но наиболее отличившиеся на службе полису должностные лица решением Народного собрания могут быть предоставлены к различным почетным поощрениям.
Кроме обязательного исповедания Православия, гражданин полиса обязан беречь свое имущество и трудиться на своем земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости защищать родной полис с оружием в руках в рядах его ополчения.
В сегодняшнем значительно урбанизированном обществе городская модель организации обособленной православной общины мне представляется более перспективной, чем сельская, примером которой может служить община села Потеряевка в Алтайском крае. Последняя достаточно устойчива, но она не стала образцом для подражания в России, именно потому, что «классический» сельский уклад жизни уже не является приемлемым для большей части православного населения страны.
Хорошо! Хотя на мой взгляд несколько утопично. Но вот частично вполне реализуемо.