В высших эшелонах власти резко усиливается борьба за сохранение контроля над ключевыми постами, сферами влияния и активами. Похоже, что даже нынешний президент начинает понимать масштабы той пропасти, к которой Россию привели оккупировавшие финансово-экономический блок правительства либералы, и неизбежность системного кризиса в случае продолжения реализации нынешней ультралиберальной социально-экономической политики.

Судя по всему, именно по этой причине Путин решил начать искать альтернативные пути развития российской экономики и неожиданно для многих постарался удалить от себя либералов. По крайней, создал иллюзию того, что намерен радикально изменить подходы к проводимой в стране налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютно-финансовой, научно-технической и промышленной политике.

И намеренно публично стал демонстрировать своё пренебрежение к либеральному клану и правительству в целом – начиная от трёх выговоров министрам за срыв реализации президентских указов и введения процедуры периодических отчётов правительства перед президентом и заканчивая недавним откомандированием на Международный форум в Давос вместо себя Дмитрия Медведева с его либеральной командой.

Это же касается и недавнего поручения Путина президенту РАН Юрию Осипову подготовить доклад «О комплексе мер по обеспечению устойчивого развития России в условиях глобальной нестабильности» и пакет документов, необходимых для реализации этих мер». Куратором проекта назначен видный отечественный экономист, академик РАН и по совместительству советник президента Путина Сергей Глазьев.

Сам по себе факт того, что президент страны озаботился проблематикой разработки альтернативной программы социально-экономического развития России и даже поручил разработать её неприкормленным правительством либералам (Мау, Ясину, Кузьминову, Гуриеву, Нечаеву и прочим «гайдаровцам»), а настоящим учёным-экономистам, уже сам по себе способен вызвать приступ радости. Однако есть целый ряд косвенных сигналов, которые весьма убедительно говорят о том, что так называемый «антилиберальный» крен Кремля является не более чем попыткой имитации бурной деятельности и затягивания времени.

Во-первых, несмотря на всю бурную риторику Путина о необходимости реиндустриализации экономики, возрождения наукоёмких производств (объёмы выпуска которых в 3-5 раз ниже отметок 20-летней давности) и предвыборных обещаний стимулировать технологическую модернизацию, повышение уровня жизни россиян и снижение имущественной пропасти, власти втянули Россию в ВТО. Участие в которой автоматически блокирует модернизацию, усиливает зависимость экономики от импортных товаров и иностранных кредитов и лишает правительство возможности оказывать адресную поддержку как всей экономике в целом, так и её отдельным приоритетным и инновационно ёмким секторам.

Во-вторых, под давлением Минфина был принят откровенно антимодернизационный и антисоциальный бюджет на ближайшие 3 года, который делает нереализуемыми не только все предвыборные обещания Путина и ставит крест на отраслевой диверсификации экономики, но даже не в силах обеспечить элементарную социальную стабильность. В принципе невозможно обеспечить структурную перестройку экономики и развитие человеческого капитала в условиях, когда только с учётом официальной оценки инфляции расходы федерального бюджета на национальную экономику, науку, здравоохранение, спорт, культуру и ЖКХ сократятся на 30-60% в реальном выражении.

В-третьих, ещё наглядней о серьёзности намерений президента, который по неведомой причине только сейчас озаботился проблематикой разработки альтернативной программы социально-экономического развития и поручил президенту РАН Юрию Осипову подготовить доклад, свидетельствует закрепление на законодательном уровне пресловутого «бюджетного правила».

Оно не просто легитимизирует изъятие из экономики всех поступающих в страну сверх запланированного уровня нефтедолларов, которые затем складываются в «нефтегазовой кубышке» и вывозятся за рубеж для кредитования бюджетных дефицитов и финансирования модернизации стратегических конкурентов России. Но также создаёт искусственный бюджетный дефицит, вгоняет государство в ненужные долги, провоцирует усиление инвестиционного кризиса в обрабатывающей промышленности и дальнейшую структурную деградацию экономики.

Путин одной рукой подписывает документы, в которых законодательно закрепляет курс на дальнейшее изъятие денег из экономики и лишает свои предвыборные обещания финансового обеспечения. А другой подписывает многочисленные президентские указы, в которых ставит совершенно правильные, но категорически нереализуемые в рамках проводимой макроэкономической политики цели и задачи. Причём, что характерно, указывает правильную и благую цель, но совершенно не говорит о том, каким образом, за счёт каких ресурсов и какими методами её можно и нужно достичь. И тем более не называет ответственных за исполнение своих предвыборных обещаний – чтобы никто из коррумпированных чиновников не пострадал.

В-четвёртых, несмотря на тот факт, что буквально в июле 2012 г. советником Путина был назначен академик РАН и видный отечественный экономист Сергей Глазьев, помимо него в администрации президента больше нет реальных учёных-экспертов, способных на основе научно обоснованного подхода предложить стратегию вывода России из состояния технологического упадка и структурной деградации.

Но дело отнюдь не в Глазьеве или других экспертах – они уде давно сделали своё дело и подготовили все необходимые документы. Беда в заказчиках, которые вместо того, чтобы начать исполнять свои служебные обязанности и служить национальным интересам, занимаются имитацией бурной деятельности, просят подготовить альтернативные стратегии развития страны, сталкивают лбами экспертное сообщество. К огромному сожалению, с крайне высокой долей вероятности и этот очередной труд лучших отечественных экономистов, подготовленный РАН под руководством академика Глазьева, просто-напросто будет поставлен на полку и про него все удачно забудут.

 

Источник: http://slavic-europe.eu