ИСЛАМСКАЯ УГРОЗА РОССИИ?

Об исламской угрозе говорят и пишут много. Об исламофобии тоже немало. Беда многих таких речей и писаний в неглубоком знании предмета, в излишнем, иногда чуть ли не мистическом страхе, в недостатке евангельского взгляда на проблему. А главное в том, что наши реальные жизненные проблемы: этническая преступность, хамское поведение некоторых пришельцев с Кавказа в русских городах и поселках, коррумпированность чиновничества, покрывающего этот криминальный беспредел, — достаточно необдуманно возводятся к религиозным корням ислама. Исламское и христианское религиозное невежество, сталкиваясь в национальных и социальных конфликтах, пытаются (каждое со своей стороны) разжечь пожар священной, межрелигиозной вражды.

А если посмотреть на ислам не теми глазами, какими смотрит американский солдат в Ираке? Не через прицел, не через броню… И не глазами обывателя, не видящего ничего, кроме телевизора и любимого блога в Интернете.

Ведь Россия не Ирак и не США. По сути дела в нашей стране две (а не четыре) традиционных, базовых религии, объединяющие значительное число людей. Это христианство (разных конфессий) и ислам (разных направлений). И есть долгая и поучительная история совместного существования.

Ныне наша беседа обращена к молодому русскому православному патриоту. Еще раз повторю специально для придирчивых бородатых критиков: это написано для молодых людей. С соответствующими особенностями, как стиля, так и объема информации.

Человек, любящий свою родину, ценящий ее историю, способный сострадать своему народу, может сделать для своей страны много добра. А может наделать и много зла, одушевляемый теми же самыми ценностями и идеологемами. Потому что многое зависит не только от глубины сердечного чувства и твердости воли, но и от ясности в голове, от знания и понимания уроков истории. С этой точки зрения и стоит подумать об исламе, а чтобы разговор был серьезным, надо, прежде всего, отложить все фразы, типа: «да, знаем их, понаперлись сюда и начали…» Все мы прекрасно знаем, кто «приперся» и что «начал». Пусть об этом говорят прокурор и следователь. А наш разговор будет о религии.

Но начать придется немного издалека.

Национализм, понимаемый, как любовь к своему народу и его культуре, — качество доброе, нужное и ценное. Вытекает оно из пятой заповеди Божией: почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе (Исх. 20, 12). Во множестве языков, практически во всех европейских языках, слово «родина» имеет прямую связь со словами: отец, мать, род. Здоровое почитание родителей – основание патриотизма. Семья дарит человеку его родной язык, его песни, книги и сказки.

Нормальный путь национализма здорового – это путь позитивный, идущий от почитания родителей, от семейной любви, через которую обретается чувство народа и родины. С чего начинается родина? – С картинки в твоем букваре, с той песни, что пела нам мать, и так далее.

Но есть другой путь к национализму, не позитивный, а негативный. Это путь подросткового бунта. Подросток стремиться утвердить свое, личное, которое он едва только ощутил в самом себе. В этом своем личном может быть и корпоративная ценность. Мы, подростки, сбившиеся в стайку, ценим наше, компанейское, а главное, мы отвергаем чужое, то, что мы противопоставим нашему. Вот мы и русскими становимся потому, что мы не черномазые. Вчера мы дрались и конкурировали улица на улицу, а сегодня подросли и показываем тяжелый кулак всем инородцам.

И путь этот нехороший, и плод его, соответственно, тоже не лучше. Всякому молодому русскому националисту хочется задать вопрос: а каковы твои отношения с родителями? Ты действительно обрел святое чувство родины, как логичное расширение любящей семьи? Твоя родина начиналась с той песни, что пела тебе мать? Или с дворовой ватаги пацанов? Или с подворотни, где рассказали первый анекдот про жидов и черномазых?

Проще сказать: на любви или на ненависти был основан твой патриотизм изначально? Что было вначале? От худого семени не жди доброго племени. Если ты строишь хорошую постройку на плохом фундаменте, то либо все у тебя развалится, либо получится какая-то уродливая кособокая хибарка, но совсем не то, что ты хотел бы видеть.

А как твои родители оценят твой патриотизм? – Тоже, кстати, довольно серьезный вопрос. Почему в националистических организациях так мало взрослых, зрелых людей? У них у всех не хватает патриотизма? Или сам патриотизм их другой?

В том-то и дело, что в подростковом возрасте я сам обретал свою родину, как и нынешняя молодежь: отталкиваясь от патриотизма старших (так сказать, казенного) к патриотизму бунтарскому, ксенофобскому, простому и зеленому, как три советских рубля. Поэтому я не осуждаю младших товарищей за свою же собственную ошибку (за нее осуждаю себя), но только при условии, что этой ошибке мои юные читатели не будут следовать долго, упорно и через преступления. И хочу рассказать сейчас то, что мне так нужно было бы услышать в свои семнадцать лет, и чего я не мог бы тогда ни от кого услышать.

До нас на земле жили разумные люди, которые тоже любили свой народ, желали ему добра, пытались принести ему добро. Они делали свои ошибки, которые являются даровым уроком нам. Понять их ошибки, выучить их, чтобы самому не повторять – и это будет прекрасно. За чужие ошибки ты платить не будешь, за них платил уже тот, кто их совершал, а также его дети. Поэтому умный человек учится на чужих ошибках. На бесплатном отделении жизненного университета.

А за свои ошибки придется уже платить самому. Причем иногда несправедливо большие суммы. Такова жизнь: последствия ошибки могут быть многократно больше ее самой. Эту большую сумму раздели надвое: половина пойдет за сам грех, а половина за науку. Средний человек, не умный, учится на таком вот платном отделении, учится на своих ошибках, за которые дорого платит. И, разумеется, вынуждает платить и свою родню, и своих детей.

Но кто даже на таких ошибках не учится… Тот уже по-настоящему дурак. А если он еще и злой дурак, то дров он наломает.

Итак, если ссориться с головой ты не желаешь, то несколько исторических уроков изучить с самого начала будет невредно.

Итак, первый хороший урок о плохом национализме преподает нам избранный народ еврейский. Очень важный урок о том, как не надо любить свой народ и свое отечество. Полагаю, излишней юдофилией ты не страдаешь, а потому и урок этот оценить сможешь правильно. Кстати сказать, много патриотических изданий, содержат в заглавии слово: «русский», но в самом содержании гораздо больше говорится о евреях и о всем еврейском. Однако даже при этом главный урок еврейской истории остается у нас невыученным. Мы его сами повторяем на каждом шагу!

Все началось задолго до Иисуса Христа. Бог действительно избрал еврейский народ, действительно заключил с ним завет, действительно любил его и заботился о нем. Многие русские патриоты этому не верят, но это правда. И это совсем не значит, что это был лучший народ. Просто устами Иисуса Бог имел призвать в будущем всех людей к любви по отношению к врагам, вот и Сам первым показал пример любви к не самым лучшим людям.

Первая ошибка большинства евреев (только не пророков!) в том, что это Божие избрание, они расценили, как высший бал, как «пятерку» себе в табель. Пророки не раз говорили им, что это не правильно, но их не слушали. Кстати, здесь же первейшая ошибка и русского национализма. Эта же ошибка присутствует и в семейных отношениях. Люди часто путают: если я люблю отца, мать, жену, брата, сына, — то это автоматически должно означать, что они вообще самые лучшие, по крайней мере, для меня. Но это не так! У всех людей есть грехи и недостатки, а любить мы должны не лучшее, что есть в человеческом роде – за то, что оно лучшее, — а должны мы любить тех, кого Бог послал нам на пути – несмотря на то, что они не самые лучшие. Если по ложной любви к своему ребенку внушать ему, будто он – самый лучший, то нет другого способа глубже исковеркать детскую душу. Также и народ свой любить – это вовсе не значит: воображать его самым лучшим, выдумывать ему самое высокое место среди других народов и самое высокое служение в истории. У каждого народа – свой путь, свое избрание, своя задача, поставленная ему Богом. А если эти задачи и призвания, данные разным народам, просто не сравнимы между собою по такой простой шкале: кто лучше, кто выше?

И вот, еврейскому народу Бог не велел смешиваться с окружающими его племенами, имеющими неверные религиозные представления и скверные обычаи. Это привело к тому, что маленький Израиль на земле Палестины оказался, как семечко посреди жерновов. Маленькое царство среди больших империй: Египетской, Вавилонской, Ассирийской. Благодаря своей религиозной, национальной и культурной обособленности, Израиль не мог создать большую империю сам. Постепенно это стало его внутренней, а не только внешней бедой.

Несколько веков после Моисея израильтяне шатались между почитанием Единого Бога и чужих идолов. За это были посланы им наказания, вплоть до пленения вавилонского и разрушения Храма. После вавилонского плена они вернулись к единобожию и пытались стоять в нем крепко. Борьба за религиозную свободу при Маккавеях усилила чувство религиозной и национальной исключительности. Но при этом не дала иудеям чувства национального единства. Слишком много вокруг было врагов. Уже и глаз замылился, чтобы разглядеть рядом друга. И вот после освобождения от эллинизации при Маккавеях лет сто в Иудее шла почти непрерывная гражданская война за престол.

Вот урок второй из еврейской истории, очень плохо усвоенный нашими патриотами. Пропишите в тетрадке и подчеркните жирным красным карандашом: чувство национальной исключительности не создает в людях чувства своего народного единства! Это совершенно разные вещи! В русском патриотическом движении так и мелькают крошечные секточки под названиями типа: национальное единство, национальный собор. И все эти «единства» и «соборы» насчитывают жалкие единицы последователей, постоянно ищущих среди своих же по крови братьев всяких там «жидков и поджидков».

Гражданскую войну, столетнюю войну между патриотами Израиля, протекавшую после победы Маккавеев, описывает нам не какой-нибудь антисемит, а известнейший еврейский историк конца I века, любящий свой народ, Иосиф Флавий. Он же сообщает, что притихла эта война только под руководством римлян, когда по приглашению обеих противоборствующих сторон римский полководец Помпей в 64 г. до Р. Х. вступил в Иерусалим и отдал царский престол той партии из иудеев, которую счел более законной.

Если все евреи терпеть не могли все иноземное и языческое, то римляне, напротив, относились с большим уважением к традициям других народов. Под их владычеством Афины оставались центром философии и учености, Александрия хранила свою библиотеку и школы, а Иерусалимский храм, в который, пользуясь случаем, Помпей все-таки заглянул, на следующий же день по его же приказу был освящен и продолжил обычное богослужение. Из храмовой казны Помпей не тронул ни одной монетки.

Вопрос: какой из двух народов способен создать большое и крепкое государство? Правильно, именно римляне. С их безмерной религиозной терпимостью и уважением к традициям других народов. А заодно – с удивительным правовым сознанием, с чувством законности и справедливости, которое очень привлекало к римлянам других людей, всю жизнь живших среди культа силы, произвола, самосуда и кровной мести.

И вот Иудея оказалась под римским владычеством. Ты, вероятно, слышал бесчисленные воздыхания о римской жестокости, о том, как худо бедным евреям жилось под их произволом. И о том, с каким героизмом они бросились в неравную борьбу за свободу.

Такая оценка, по самой малой мере, однобокая. Чтобы не сказать: просто лживая.

Приведу свидетельства только трех еврейских источников.

Первый – это оценка Самого Иисуса. Не запретив отдавать подать кесарю, повелев любить врагов, Он явно дал понять, что еврейский стон об угнетении не оправдан, а вооруженная борьба против римлян обернется для евреев национальной катастрофой. Иисус даже в подробностях предсказал, как это будет. И все это исполнилось.

Второй автор – Иосиф Флавий. Во введении к своей книге «Иудейская война» он констатирует: «Ибо случилось так, что из всех государств, находящихся под властью Рима, именно наше сначала достигло вершин процветания, а затем пало во глубину ничтожества». Иосиф был очевидцем и участником всех описанных им в этой книге событий. Ему нет смысла кого-то обманывать. И первый из семи томов «Иудейской войны» посвящен описанию того огромного строительства, накопления богатств и высокого уровня жизни в Палестине при Ироде Великом, в последние дни царства которого родился Иисус Христос.

Подробностей здесь много. Масштаб строительства был грандиозен. Храм при Ироде увеличил свою территорию в несколько раз, а его убранство стоило неисчислимых денег. Важнейшие города и крепости: Кесария, Антипатрида, Махерон, Масада и многие другие украсились стратегической важности постройками и роскошными зданиями. Такие стройки ведутся, разумеется, только там, где можно прокормить работников. Еврейские семьи были многодетными. Население Иудеи быстро росло.

Религиозная свобода в Иудее была полною. Ни один религиозный символ язычества не мог быть внесен в святой Город Иерусалим. Когда однажды Понтий Пилат (тот самый, по приговору которого распяли Христа) попытался внести в Иерусалим знамена с изображениями римских орлов, еврейская депутация смогла его отговорить от такого неуместного шага, показав неизбежность народного бунта. Попытавшись было запугать депутатов кровавой расправой, Пилат довольно быстро одумался и отступил, отменив свое решение. Иными словами, речи не могло идти о том, чтобы в столице якобы оккупированной страны было хотя бы религиозное равноправие. Речь не шла о том, чтобы хотя бы какое-то маленькое капище в честь Зевса прилепить где-нибудь на окраине Иерусалима, даже просто государственный флаг Римской империи не мог быть водружен в стенах Святого Города! И римляне такую пилюлю проглотили и долго терпели такое положение.

Представь себе, как англичане где-нибудь в Австралии или в Новой Зеландии нигде не имели бы права, чтобы над своей колониальной резиденцией поднять британский флаг. Можешь себе такое представить? Я тоже не могу.

На входе в Храм висели каменные доски, сохранившиеся, кстати, до наших дней, где по-гречески и по-латыни было написано запрещение любому необрезанному человеку вступать в священные пределы Храма под страхом смерти, — даже если это римский гражданин. И гордые римляне, эти глаголемые тираны и поработители, спокойно терпели такое к себе отношение.

Вот такая оккупация, при которой Иудея «достигла вершин процветания»!

И третий автор, описавший тогдашнее еврейское счастье – Альфред Эдершейм (1825-1889). Он родился в Вене, в еврейской семье, прекрасно знал и Библию, и Талмуд. Еще будучи студентом обратился в христианство и стал ведущим ученым своего времени в области доктрин и традиций иудаизма в период конца Второго Храма и в первые годы христианской эры. Его капитальный пятитомный труд «Жизнь и времена Иисуса Мессии», недавно до конца переведенный на русский язык, служит ценнейшим историческим источником. И вот, вся первая книга этого труда посвящена, по сути, подтверждению оценки Иосифа и описанию этих самых «вершин процветания». С учетом жизни евреев не только в Палестине, но и в рассеянии по всей Римской империи.

Повсюду евреи беспрепятственно имели свои синагоги, кладбища, в том числе в самом Риме. Их не брали в армию, они имели налоговые льготы. Рабов из евреев практически не было – выгоднее было отпустить его за выкуп, чем заставить работать в субботу. В самой Палестине не было рабского труда, кроме как в порядке домашней помощи. Сельскохозяйственный труд в Палестине был вольно-наемным, что отражено и в Евангелии. И это в то время, когда повсюду были крупные рабовладельческие хозяйства, со множеством рабов на казарменном положении.

Император Август, друг и покровитель Ирода Великого, очень благоволил евреям. С его легкой руки многие знатные римляне посылали щедрые пожертвования на Иерусалимский Храм, просили там приносить за них молитвы и жертвы. Многие греки и римляне знакомились с иудейской верой и принимали ее. Они веровали в Единого Бога, сотворившего небо и землю, давшего людям свое откровение в том Писании, которое хранят евреи. Эти люди назывались прозелитами, а в Новом Завете, особенно в книге Деяний они именуются: «боящиеся Бога». Далеко не все из этих «боящихся» решались принять обрезание (это достаточно больно). Потому полностью в иудейскую веру обратиться они не могли. Но в синагогах (не путайте их с Храмом; синагог было много везде, где жили евреи, Храм же, где приносили жертвы – только один, в Иерусалиме) и им было отведено особое место, и они ходили туда послушать из книг Закона и помолиться. К таким необрезанным сами евреи относились с презрением и подозрением, не ели вместе с ними, не пользовались общей посудой.

И, несмотря на это, библейская вера в Единого Бога пользовалась большой популярностью. Даже те, кто не становились прозелитами, считали, что с Богом Иерусалимского Храма им не нужно портить отношения.

До прочтения книги Эдершейма, я сам полагал, что золотой век мирового еврейства наступил после Второй мировой войны в результате создания ими собственного государства. Думаю, эта ошибка распространена, тем нужнее ее скорректировать. Нет, не теперь, а именно тогда, в конце царствования Ирода, при императоре Августе, еврейское счастье было на пике, достигало «вершин процветания». Конечно, все это относительно, как вообще, все, принадлежащее тленному миру. Но именно относительно всей истории евреев за три с половиной тысячи лет, пик был именно тогда.

Если рассказать немного дальше, то можно будет найти много иллюстраций к известной истине: революцию делают не голодные люди, а те сытые, которым дали две недели поголодать.

Этому невозможно найти рациональные причины, но именно к концу правления Августа в еврейской среде зреют революционные настроения. Конечно, их подогрел и сам Ирод, сознававший свою неполную законность, как царь, а потому ставший очень подозрительным. Интриги при его дворе, казни им своей ближайшей родни – захватывающее чтение для любителей исторической хроники. Конечно, все это вновь начало раскачивать притихшую междоусобную брань. И все же гнев евреев против Рима тогда не был исторически оправдан. Объясняется он только ложно понимаемым патриотизмом.

Первые восстания против римлян прошумели незадолго до рождения Иисуса Христа и когда Он был еще ребенком. Происходили они именно в Галилее, где и жило святое Семейство. И приурочивались к периодическим переписям населения. Иными словами, даже льготные подати платить евреи не хотели. Причем не по бедности, а именно из принципа.

Мало-помалу это бунтарство начинало римлян раздражать. И в целом после императора Августа, при Тиберии, затем в краткое правление полубезумного Гая Калигулы, затем при Клавдии и Нероне римлянам приходилось все туже подтягивать палестинские гайки, пока наконец резьбу совсем не сорвало.

Большая резня началась в 66 году. Но и все время до этого огонь революции кипел в сердцах, периодически прорываясь наружу. Причины тому были и политические, иногда и экономические, вызванные злоупотреблениями некоторых римских прокураторов, особенно последнего – Гессия Флора, но главным двигателем революции была все же мессианская идея. Никогда ни до того, ни после иудеи с таким горячим желанием не ждали Мессию, как в эти самые годы, когда Он был к ним послан и отправлен ими на Крест! От Мессии ждали, конечно, не того, что проповедал Иисус, а чудодейственного и божественного уничтожения римлян и установления мирового еврейского господства.

Вы думали, это товарищ Троцкий придумал всемирную и перманентную революцию? Нет, копните поглубже, минимум на две тысячи лет.

И свои товарищи троцкие тут, разумеется, появлялись и конкурировали друг с другом. Вот в такой обстановке и началась еврейская революция в Палестине в 66 году, сразу перешедшая в борьбу еврейских мессианских партий. Тогда они делились не на большевиков, эсеров и анархистов, а проще: по именам предводителей Симона, сына Гиоры, и Иоанна.

Иосиф Флавий, сам один из лидеров этого восстания, затем попавший к римлянам в плен и перешедший на их сторону, свидетельствует, что междоусобная война среди вождей восстания обеспечила большинство потерь с еврейской стороны. А заодно она же привела к пожару на продовольственных складах в Иерусалиме и массовому голоду среди осажденных, унесшему сотни тысяч жизней. Повстанцы не стеснялись проливать братоубийственную кровь во дворах самого Храма, что особенно возмущало Иосифа.

Вот и третий урок. Национализм, возводимый уже на религиозный уровень, на уровень культа вождя-мессии, непременно обернется борьбой в своем же народе, а также стиранием всяких нравственных ограничений. Такая религия собственной исключительности достаточно быстро расчеловечивает человека. А расчеловеченный человек всегда опустится ниже кровожадного зверя или всеядной скотины, он уподобится не менее чем бесам.

И итог этой войны был достаточно закономерен. Иерусалим разрушен, Храм сожжен, жертвы междоусобицы, голода, рабства и гладиаторства над пленными, в общей сложности далеко превысили миллион человек. По сути, холокост, самый настоящий. Отношение к евреям по всей империи стало значительно хуже, чем прежде, а бывшее почитание Единого Бога и Храма сменилось презрением и ненавистью. К евреям в окрестных народах теперь отнеслись так, как сами лидеры этого восстания относились ко всему нееврейскому человечеству.

Вот четвертый урок, самый простой: что посеет неумеренный националист, то и пожнет весь его народ, включая и тех, кто не разделял его заблуждений. С «высоты процветания» в бездну падения привела евреев неправильная любовь к своему народу, неумеренная национальная гордыня, презрение к прочим народам, обожествление народа своего.

И если, прочитав историю Флавия (что я очень советую), ты, воскликнешь: «Ух, жиды!» – то это будет означать только одно. Значит, главного ты в этой истории так и не понял. Такие книги нужно читать не для того, чтобы запасаться местью и антисемитизмом, а для того, чтобы никогда, ни при каких условиях не забыть еврейский урок и никогда самим не повторять их ошибку и великий грех.

Умный русский человек, прочитавши, хлопнет себя по лбу: «О, Боже, кому и в чем мы подражаем! На кого мы стали похожи!» И это сознание его отрезвит.

Я уверен, что если бы Гитлер вовремя прочитал эту историю без презрения к евреям, то и Германия не свалилась бы с вершин процветания в бездну национального падения и унижения, не выплачивала бы десятками лет репарации евреям за холокост, не видела бы на улицах Берлина гей-парадов в полмиллиона человек. А была бы сильной страной со здоровым и счастливым населением, хотя бы и с умеренными национальными амбициями. Точно так же, как и Израиль времен Иисуса имел реальные шансы быть процветающей, высококультурной страной в составе Рима и с духовным лидерством во всей империи.

А теперь время сказать пару слов и о Евангелии, к которому националисты традиционно питают недоверие, видя в проповеди Христа о подставленной другой щеке проявление слабости и чуть ли не обучение подхалимству.

Да, в Нагорной проповеди Иисуса достаточно много политической составляющей. Понимать ее нужно в контексте еврейских революционных мессианских настроений. Несомненно, Иисус сразу дает понять, что Он – Мессия, а потому сразу же раскрывает свою политическую программу. Под кратким девизом: любите врагов ваших!

Мы часто склонны эти слова прилагать к контексту бытовому. Переиначиваем их примерно так: терпи, сколько можешь, вредную тещу. Иисуса представляем отвлеченным философом на все времена. Но это однобоко и неточно. Конечно, и тещу нужно любить и терпеть. Конечно, учение Христа – это вечные истины, но в Его речах о любви к врагам содержится и совершенно явный политический подтекст для Его времени. Если угодно – целая политическая программа, соответствующая реалиям Его эпохи. И Он раскрывает ее сразу. И на уровне человеческих взаимоотношений (если отложить мысли о предвечном плане Божием) именно эта Его политическая позиция привела Его на Крест.

Давайте снова прочитаем эти строчки глазами политического обозревателя первого века. Открываем 5-ю главу Евангелия от Матфея.

Блаженны нищие духом – понимающие всецелую свою зависимость, в том числе и политическую, от Бога, а не от римского прокуратора.

Блаженны плачущие. Мы привыкли в толкованиях добавлять: о грехах своих, но такой добавки в самих евангельских словах нет. Блаженны плачущие не только о грехах своих, но и об обидах, наносимых им; блаженны просто плачущие, но не мстящие. Утешение от Бога для них придет, оно близко.

Блаженны кроткие, то есть не мстительные. Как ни странно, именно они наследуют землю – святую Землю Палестины, как вековечную ценность еврейского народа. Для евреев земля Палестины – это именно духовная ценность, высшая ценность. Иисус напоминает слова псалма, сказанные не о какой-то, а именно о Святой Земле: эту землю смогут наследовать только кроткие. Тогда это прорицание не сбылось, точнее, сбылось наоборот: еврейские повстанцы, полностью лишенные всякой кротости, землю свою потеряли. Потеряли на долгие века. И даже, вновь отняв ее в ХХ веке, сделали ее землей крови до сего дня. Но вывод этим подтверждается, хотя и от противного: землю наследуют только кроткие!

Блаженны алчущие и жаждущие правды. Национально-освободительная борьба евреев времен Иисуса (в отличие от эпохи Маккавеев) не отличалась справедливостью. Это очень важно. При Маккавеях Храм был переделан в капище Зевса, евреям запрещали иметь свои книги, обрезываться, учить закону детей, иудеев принуждали насильственно приносить жертвы идолам и есть свинину. Евреи восстали за свою веру против этого ужасного гнета язычников. И тогда Бог помог еврейским повстанцам. А теперь даже римский флаг нельзя было внести в, так сказать, оккупированный Иерусалим. А евреи обижались на религиозное притеснение. Как говорится, почувствуйте разницу! И будьте же справедливы!

Блаженны милостивые – ко всем людям, а не только к своим.

Блаженны чистые сердцем. У нас это принято трактовать только про блудные помыслы и похотливые взгляды. А почему бы не увидеть здесь отказ от двойной жизни и от двойной морали, неизбежных для любого революционера-подпольщика? Чистый сердцем – это не Штирлиц среди своих же соотечественников в своей же стране. А таковыми Штирлицами и вынуждены были быть лидеры повстанцев.

Блаженны миротворцы, ибо их роль в данном случае в комментариях не нуждается.

И наконец, блаженны гонимые за эту правду. Совершенно верно: предложить евреям такую политическую линию – это было крайне опасно для собственной жизни.

Революционная борьба заполнена подозрительностью, недоверием, ненавистью. И вот Христос прежде всего учит мириться с братом своим, не молиться и не приносить жертв в состоянии вражды и подозрения, в состоянии непрощенности и непрощения.

И вот дальнейшая политическая программа Иисуса. Тут уж только слепому было не видно, что речь идет об отношении к римлянам, собирающим налоги:

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Мф. 5, 38-48).

Кто раньше всех ударит по щеке, отберет одежду и заставит нести свои вещи целую милю? Сосед? Нет, конечно. Даже закон такой был в римских провинциях, что местный житель обязан при нужде помочь римскому воину пронести поклажу на определенное расстояние. Христос призывает подчиниться этому порядку. Более того, говорит о любви к врагам. Именно образ оккупанта первым всплывет при этих словах в сознании еврея. Но Иисус не призывал к какому-то предательству, лицемерию или подхалимажу. Нет. Любовь к врагу в Его понимании раскрывается далее. Благословляй – значит, по меньшей мере, не злорадствуй, не зложелательствуй. Благотвори и молись – тоже достаточно понятные дела, еще не требующие особого сердечного чувства. Делай добро тому человеку, при приближении которого ты привык ощетиниваться, от кого привык ожидать удара или обиды. Так ты будешь подражать справедливости и милости Небесного Отца.

Правильна ли эта позиция? Могла ли она принести какие-то добрые плоды? – Безусловно!

Не забудем об интересе к еврейской вере в среде самих римских воинов, в среде знатных римлян, вплоть до императорского дома! Это не враги, даже не поработители, и уж менее всего их можно представить гонителями еврейской веры. На страницах Евангелия мы встречаем римского сотника, просившего у Иисуса исцеления для своего слуги. Иисус похвалил веру этого человека, присоединив пророчество, что многие язычники придут и возлягут в Царстве Божием. Христос Сам показал, как нужно выполнять Его повеление. Подобное же поведение прочих евреев могло не только смягчить сердца римских воинов и чиновников, но и привести их к истинной вере. Для такой надежды были совершенно реальные основания.

Другого сотника из Италийского полка в Кесарии приводит нам 10-я глава Книги Деяний Апостолов. Вот еще один римский офицер, принявший веру сначала в Единого Бога, а затем (через проповедь Петра) и веру в Господа Иисуса. Благожелательное и терпеливое поведение евреев позволило бы и грекам, и римлянам, общавшимся с ними, скорее принять правую веру и спасение в ней. Это был бы прямой и правильный путь.

И он был столь же осуществим и доступен, как и для наших прародителей вполне возможно было соблюсти Божию заповедь в раю. Ничего фантастического, ничего запредельного тут не было. Элементарное терпение и отказ от национальной гордыни ради Божьего дела. Не так уж и много. Не требовалось жертвовать жизнью, своей и своих близких, не требовалось рисковать и подвергать себя многим лишениям, соизмеримым с бедствиями развязанной войны. Просто немного смирить свою национальную гордость – и все.

И что бы тогда было? – Вполне мог получиться тот же союз народов, какой получился у римлян с греками. Политическая воля, политическое лидерство остались за Римом, а философия, наука, культура стали преимущественно греческими. Так и здесь при сохранении политической столицы в Риме, духовной столицей империи вполне мог стать Иерусалим, подобно тому, как интеллектуальными столицами были Афины и Александрия. Дело прямо-таки и шло к тому. Бог Сам давал евреям в руки духовное лидерство в тогдашнем мире.

Так ведь нет, они полезли в политическую бутылку!

Теперь ты понимаешь, почему плакал Иисус, входя в Иерусалим со всем торжеством Мессии? Хотя и встречали Его с радостью, хотя и видели Его подчеркнутое миролюбие и кротость, — все равно скандировали в сердце своем: мы ждем политических перемен! А не других. Вот Он, и чувствовал эти сердца, и плакал о них, предсказывая с полной точностью то, что сбылось через сорок лет.

Теперь ты видишь, что в политической программе Иисуса было не какое-то идеалистически возвышенное нравственное содержание, недоступное, а потому даже вредное простым смертным. Как раз наоборот! Его позиция была реалистичной, здравомысленной и глубоко патриотичной, вдобавок вполне отвечающей текущему политическому моменту. Следуя Ему, своему Царю, Израиль утвердился бы на этих самых вершинах процветания не только в экономическом и социальном, но и главное – в духовном отношении. Только следуя за Иисусом, Его народ как раз и достиг бы предназначенного ему от Бога лидерства в мире. Правда, оставив при этом политическое лидерство за римлянами, как более способными к этому. Самое удивительное: мир сейчас уважал бы евреев, признавал бы их лидерство. Никакого антисемитизма не было бы!

Так ведь нет, евреи схватились за то, чего им Бог не давал и не повелевал, и довели самих себя до руин и черепков. Помнишь: добьемся мы освобожденья своею собственной рукой! Ну вот, попробовали и чего добились?

Очень простой вывод: на такой национализм нет воли Божьей, только дьявольская и порабощенная ей человеческая.

Снова выпишем в тетрадку красными буквами: обостренный национализм никогда не создаст ни национального единства, ни сильного национального государства. Мало примеров? – Пожалуйста, еще.

Сама Римская империя. Более долгого и сильного государства, наверное, вообще в истории не было. Удивительная справедливость к другим народам, полная веротерпимость ко всем традиционным религиям (христианство сюда не вписалось, как религия молодая и не принадлежащая конкретному народу). Вот основы римского могущества. Цари соседние искали союза с Римом, желая избегнуть собственной междоусобной борьбы.

С подъемом национального сознания входящих в империю народов сама империя всегда разрушается. Наследница Римской империи – Византия стоит мощно и богато, пока любовью и справедливостью обнимает все входящие туда народы. И одной из причин гибели этой империи опять же становится обострение местных национализмов и превращение имперского сознания византийцев (ромеев) в узкий греческий шовинизм.

Национальная гордость современных греков лишь чуть поменьше еврейской. Соответственно, и территория современной Греции лишь чуть побольше территории Израиля. Достаточно закономерно.

Еще один прекрасный пример дурного национализма – Балканы. Ты, наверное, наслышан о свободолюбивом и гордом сербском народе. Пора бы уже все такие хвалебные песни-кричалки немножко приглушить. Тут уже не только национальные, но главным образом, межконфессиональные противоречия со всех сторон доведены до предела. Представить себе: один народ, один язык намертво разрезан на православных, католиков и мусульман, которые при любом удобном случае, каждый каждому, совершенно безжалостно вонзает зубы в горло. До поры до времени только империя как-то сдерживает эту национально-конфессиональную ярость. Сначала турецкая, потом империя Габсбургов, королевство сербов-хорватов-словенцев. Даже коммунистическая империя. Но в любой из них — только дай небольшую трещину – и потоки крови заливают несчастную Югославию. Причем, корень беды не в НАТОвских бомбежках, а именно в национально-конфессиональном сознании. И вот, вместо одного небольшого, но стабильного государства мы видим семерку кровавых карликов, в которой не видно конца-края остро или вяло текущей гражданской войне. Причем и православные здесь отнюдь не являются образцом кротости, — если только смотреть на них честно. Одно слово: пороховой погреб Европы, из которого начались две мировых войны.

Скажи честно: ты и своей родине этого желаешь?

Та же петрушка и в Средней Азии и на Кавказе. Нигде не проведешь справедливых границ, которые разграничили бы соседние народы: здесь мы живем, а здесь – вы живете. Потому что, как «вы», так и «мы» живут и там, и здесь, в одном селе, в одном городе. И даже не в одном, а во всех подряд городах целой области. Как провести границу национального государства? – Да, никак. Только общее сильное и справедливое многонациональное государство может решить такую проблему.

А если большое государство слабеет, национализмы тут же обостряются, вековые обиды вспоминаются, воинские песни со слезами умиления поются все громче, герои в них прославляются, ножи точатся – и все до первой искры. Все стороны мечтают о несбыточном – о своем национальном государстве. Выкидывают лозунги, типа: Лилипутия для лилипутов. И режутся бедные народы-лилипуты, за родную свою землю, которая тысячу лет назад была в одних границах, пятьсот лет назад – в других, а сто лет назад – в третьих. А пятьдесят лет назад товарищ Сталин вообще республику Лилипутию пытался пересадить на Северный полюс! Ну и как тут дальше жить?

И на таком-то фоне слышен бравый лозунг: Россия для русских!

Давай посмотрим, что получится, если за него взяться всерьез.

Чтобы не обидно сразу было про свою бузину в огороде, лучше сперва на киевского дядьку посмотреть. Вот ему, киевскому дядьке, выпал целый вагон яблок – такая территория, что съесть сразу нельзя, только понадкусать. И стал дядька всю эту страну в голубую и желтую полоску раскрашивать, в вышиванку зашивать. Но ему говорят: извини, дядя, Украина – это прекрасно, национальное ее сознание – пожалуйста. Но поимей совесть, ты все это разверни на территории исторической Украины. Украина для украинцев – замечательно. Но только в границах Украины. Крым тут причем? Когда он был украинским? А Донбасс? А Закарпатье, Харьковщина, Новороссия, Таврия? При чем тут Украина? Все это стало Украиной лишь потому, что один усатый вождь когда-то любил перерисовывать карту. Границу Украины он провел по границам немецкой оккупации по давно уже отмененному Брестскому мирному договору. А теперь ты, киевский президент, будь любезен, отрежь эти территории: две трети по площади и три четверти по населению от государственного образования под названием Украина, — и пляши себе гопак на Крещатике. А если не нравится такой разговор, то смекни, что тебе волею радянськой власти досталась по площади целая империя. В ней жить и управлять ею можно только с имперским же сознанием, но ни в коем случае не с узким своим национализмом.

Скажи, друг, ты хочешь, чтобы и современная Россия стала похожа на такую Украину? Наверное, ведь, нет! Ведь эта бедная страна, это государство-подросток никак не может начать заниматься своим хозяйством, жить и строиться, как независимая страна. Она двадцать лет только и занята криком о своей незалэжности, доказательством своей независимости, раскручиванием исторических обид на Россию и бесконечной борьбой за власть между одними националистами и другими националистами. И все это при постоянном недовольстве населения русских, татарской и гуцульской областей, волею сталинского и хрущевского карандашика пририсованных к жовто-блакитному прапору.

Согласен ли ты, что нам это не нужно? Ни балканский вариант, ни украинский, ни среднеазиатский или кавказский.

Отрезанная от единой империи часть Кавказа сразу вспыхнула множеством гражданских войн.

Тот же «отец народов», швыряющий целые народы единым росчерком пера в разные стороны, среди прочего Абхазию и Осетию пристегнул к своему малому грузинскому отечеству. И крепко «огрузинил» эти территории, перебив местную интеллигенцию и переселив в эти области грузин. Пока такие пестрые картинки были только на карте, а власть держалась в Москве – было еще полбеды. Едва только треснула центральная власть – кровь полилась ручьем.

И вот теперь: Россия для русских.

Но ведь сразу услышишь в ответ: что такое Россия? На какой ее части справедливо написать: только для русских?

И тебе в нос сунут карту Киевской Руси, точнее ее обрубок на территории нынешней РФ. И увидишь ты территорию от Твери до Рязани и от Ярославля до Брянска. И все! А как ты хотел? Какой Тамбов-Воронеж? Нет, это дикое поле, Великая Степь. Киев и Чернигов – пожалуйста, можешь забрать их у Украины, если тебе отдадут. Полоцк проси у белорусского батьки. Новгород? Это тоже «относительная часть» России. Это начало русской демократии, земноводная республика, член Ганзейского союза и почти что «зона евро». До Ивана III новгородцы были совершенно независимы от прочей России. Если бы новгородцы подхватили украинскую игру в независимость – у них на эту независимость от Москвы исторических прав не меньше, чем у киевлян. Милостью Божией только это сумасшествие на новгородцев не напало.

И уж тем более, если Россия для русских, то Татарстан для татар, Удмуртия – для удмуртов, Коми – для зырян, а Дальний Восток для китайцев. А Саха-Якутия, соответственно, для самой себя. И, короче говоря, получаем мы сербский вариант в масштабе 100:1, со стократным увеличением национализмов, где каждый гордый и вольный народ, чем гордее и вольнее, тем беднее и униженнее.

И над всем этим лоскутным одеялом восседать будет или заокеанский дядька или желтый наш сосед, с которым мы «братья навек».

Еще раз: ты этого хочешь?

Нет. Для России есть только один путь к выживанию и существованию: это империя, это дружба и единство всех входящих в нее народов, каждый из которых, в том числе и русский, в одиночку уже бессилен, как говорят: не конкурентоспособен. Мы должны жить только вместе, понимая и уважая все народы, входящие в наше большое содружество. Иначе нас разотрут в националистический порошок.

Заранее слышу законный вопрос: и против кого же мы дружим? Ответ прост: мы дружим против своей гражданской войны, против своей разобщенности. Если хотите, то и против наших гигантских просторов и нашего климата. На двух третях территории России жить невозможно, можно служить вахтенным методом и зарабатывать северную пенсию, подыскивая себе какое-нибудь жилье на так называемой «большой земле». А эта «большая земля» по территории составляет меньшую часть общей площади России. И на этой «большой земле» – лишь малая часть наших природных ресурсов. А там, где залегают эти ресурсы – там жить невозможно. Эти земли освоены лишь монахами, казаками да зэками, — вольными или невольными подвижниками, а сейчас там также работают и живут подвижники, и живут лишь на кое-как обжитом месте. И здесь единственный выход – сплоченность народов.

Так что дружим мы не против людей, а, так сказать, против самих стихий нашей природы. И если эта дружба народов России начнет кого-то раздражать – это его проблемы. А если он начнет здесь клинья вбивать и гражданскую войну в наш дом тащить – тогда пусть не обижается, мы его первыми не трогали.

Вспомни золотой век величия России на международной арене. Когда он был? Трудный вопрос? Конечно, патриотизм у всех нас разный, кому мила еще языческая Русь, кому киевский период, кому московский, кому петербургский. Люблю отчизну я, но странною любовью, — так может повторить за поэтом всякий. И сказать, что, допустим, самой светлой в истории отечества была, с его точки зрения, эпоха преподобного Сергия Радонежского. Но государственное величие – это все-таки нечто, более-менее объективно оцениваемое в истории состояние. И в нашей истории оно попадает на XIX век. Империя от моря до моря по широте, и от моря до моря по долготе. И эпоха великого братства народов внутри великой страны. Посмотри дворянские фамилии. Великорусские среди них составляют малую часть. Малороссийские, польские, татарские, грузинские и армянские и в придачу фамилии всех народов Европы. В то время родилась поговорка: мама турка, папа грек, а я русский человек. И это было то время, когда русских во всем мире уважали. Не боялись, не ненавидели, а именно уважали.

Прекрасный пример из истории – поведение русских воинов в Париже в 1814 г. Помня пожар Москвы и свои многочисленные бесчинства, грабежи и мародерства в России, французы опасались возмездия. Но русские отплатили им воистину по-христиански. Не только не допустили грабежей или мародерства, но даже снабжение своих войск оставили за собою, практически не обременив французского обывателя. На Пасху того года служили царский молебен в центре Парижа, на месте казни последнего французского короля Людовика XVI, где сам государь Александр Благословенный христосовался и с союзниками, и с французскими маршалами. А если где-то французам и случались притеснения от пруссаков или австрийцев, то лучшим гарантом безопасности для побежденного француза всегда был русский офицер. Человек, неизвестно какого этноса из множества народов России и Европы, но зато в большинстве случаев знавший французский язык и понимавший основы евангельской нравственности. Преданный своему Государю и отечеству.

Вот тогда Европа уважала Россию по-настоящему. Вот тогда поход русской армии в Европу был подлинно освободительным – в коренном отличии от 1945 года. Вот тогда русских встречали во Франции, как подлинных освободителей. А карету с низложенным Наполеоном, препровождаемым на остров Эльбы (откуда он потом сбежал еще на сто дней), пришлось охранять русскому конвою, едва сдерживавшему негодование французской толпы, готовой повесить тирана на первом же суку.

Любишь ты славное прошлое своей страны, своего народа? Оцени вот эти его страницы. Вот именно тогда политическая программа Иисуса Христа была реализована, насколько это возможно, христианами, строителями христианской империи. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас… – Сожженая Москва и ликующий Париж, встречающий православную Пасху в своих стенах через два года! Разве это не иллюстрация к тому, что Иисус Христос не был каким-то философом-идеалистом, что Он дал умные, добрые и реальные практические заповеди, которым нужно, во-первых, поверить, во-вторых, следовать им.

Теперь понимаешь, почему Россия могла существовать и расти только как христианское государство? Потому что на полном серьезе умела руководствоваться политической программой Иисуса Христа. А почему теперь мы не можем руководствоваться ею же в своей жизни?

Не только можем, а просто обязаны. У нас вообще нет другого выхода, как ты видел на грустном примере почти всех наших соседей.

От общего введения в тему нам теперь пора перейти к более частной проблеме: как христианам и мусульманам научиться жить и ладить между собою в одной стране? Опыт этого сосуществования в императорской России накоплен огромный, но каждому поколению его нужно усваивать заново. Взаимная рознь и неприязнь постоянно находит для себя основания и пробивается наружу. Основания для ненависти очень просты; и главное из них вообще проще простого – это невежество. Ничего не знай и ни о чем не думай, кроме того, что мой сосед не похож на меня, и чтобы разжечь вражду и ненависть, этого будет вполне достаточно. Следуя таким путем, можно всю Россию пригнать в Косово.

А вот основания для нормальных отношений, необходимых в одной многонациональной стране, гораздо сложнее. Здесь нужно научиться друг друга слушать и понимать. Для начала – коль скоро мы называемся православными – слушать и понимать хотя бы Евангелие. Все эти его неудобные и непонятные страницы про любовь к врагам. Этого мало. Затем нужно будет научиться слушать и понимать Коран. А затем слушать и понимать самих мусульман, научиться говорить с ними на понятном для них языке.

А для начала неплохо бы выбросить из своего сознания образ мусульманина с кинжалом в зубах и взрывчаткой на поясе. Да, такие встречаются, но они встречаются в разных религиях и в разных народах. Наши революционеры-бомбисты XIX-XX века тоже вполне соответствовали такому образу, не будучи мусульманами.

Может быть, если ты интересовался исламской темой, то читал фантастический роман Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери, 2048 г». Мусульмане там показаны, прямо скажем, карикатурно. Тупые и злые чудища, с которыми вступают в неравный бой доблестные бойцы французского сопротивления. Но по ходу дела в этой фантастике о будущем описываются и христианско-мусульманские отношения в России. И вот тут-то выясняется, что русские со своими мусульманскими согражданами как раз таки сумели найти общий язык. Освободительная национально-религиозная война идет во Франции, а в свой родной дом писательница не собирается и на порог пускать эту войну, даже в самых черных своих фантазиях. Мне это кажется очень характерным и показательным. При всей несправедливости романа к исламу, эта побочная черта в его сюжете говорит об очень многом. Для России христианско-исламская конфронтация однозначно смерти подобна. Нам с ними нужно учиться мирно жить в одном большом доме. Но мирная жизнь возможна только без ненависти. А без ненависти – это и значит, без страха.

Греческий язык богат своими словами и понятиями. Для обозначения любви там имеются, как минимум, три различных слова. Крайне интересно при этом, что страх и ненависть по-гречески выражаются одним словом: фобос, откуда и происходит наше: фобия. Исламофобия и христианофобия. Это психологически очень точно: ненависть боится, а страх ненавидит. То и другое человека ослепляет: и страх, и ненависть. Они сливаются во что-то одно. Победи страх – и ты победишь ненависть. Об этом же учит нас и апостол Иоанн: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви (1 Ин. 4, 18). Именно эта диалектика страха и ненависти в основном и определяла поступки лидеров Иудейской войны 66-70 г. Апостол Иоанн, современник событий, знал, о чем пишет.

В заключение, если уж затронут вопрос, против кого мы дружим, то уместен и симметричный вопрос: ради кого мы враждуем? Здесь «мы» – это и разные народы России, и конкретно ее мусульмане и христиане. Пожалуйста, подумай сам над таким несложным вопросом: кому выгодно, чтобы Россия в штыки ударила на мусульманский мир, причем так, что эта война сразу станет гражданской? Думается, не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы найти ответ, он лежит на поверхности.

Все-таки, я немножко подскажу.

В конце 1990-х годов в среде русской эмиграции, в том числе в ее широких православных изданиях (например, в «Православной Руси»), пестрели сообщения о планах китайского руководства начать войну с Россией примерно в 1999-2000 г. Русские люди на Западе были более чем всерьез обеспокоены ближайшей судьбой своего отечества. Они прекрасно знали, были абсолютно уверены, что китайцы – это такие живые роботы, без души и совести, без малейших признаков человечности, которые для начала привыкли убивать, не моргая глазом, своих сепаратистов, а теперь с такими же не моргающими глазами идут на Русь. Вспоминаю, как ошарашила меня убежденная беседа русского человека, пожившего в Америке лет десять и точно узнавшего все тонкости гегемонистской политики Китая.

Последующий ход событий эту картинку существенно скорректировал.

Я лично знаком как с теми русскими православными людьми, кто жил в Америке и интересовался китайской угрозой оттуда, так и с русскими же христианами, кто в это же время жил в Китае и знает обстановку из этого угла. Две картины – диаметрально противоположны, притом, что обе опираются на некие факты. Тебе это тоже ни о чем не говорит?

Есть на белом свете такой «большой шайтан», который и рисует подобные картинки. У него хорошие краски и спецэффекты, с помощью которых картинки получаются очень убедительными. Он ненавидит мусульман. Он делает вид, как будто хочет защитить от них христиан, но это неправда. Христиане ему тоже не нужны.

Есть у него еще один друг и помощник на Ближнем Востоке, «малый шайтан». Хотя тут еще вопрос, какой из них значимее и какой другим руководит. Как в известном фильме: то ли собака виляет хвостом, то ли более умный хвост виляет собакой. Не стану сейчас разбираться с этим вопросом, кто кем виляет. Мне важнее, чтобы ты понял принцип: кому и для чего нужен этот красивый рисунок: клинок в зубах и бомба на поясе?

Только еще одну важную оговорку сделаю: «большой шайтан» – это не сама Америка, хотя он там и живет, а «малый шайтан» – это не страна Израиль и даже не народ Израиля, хотя он там и живет. И не просто живет, а все рули держит. Есть и американцы, и израильтяне, отнюдь не способствующие шайтану, хотя есть и обманутые им. И, вероятно, обманутых больше. Но те, кто не следует за этим пропагандистским шайтаном, большей частью – христиане. Только Евангелие на самом деле дает нам возможность освободиться от его козней – точно так же, как и в конце первого века!

Это – самая важная мысль, которой я хочу с тобою поделиться: каждый из нас лично, и каждый народ на белом свете нуждается в спасении от своего греха. Грех придуман шайтаном (сатаной), и к нему сатана приобщил человека. Спасение это может подать только Иисус Христос. Спасение, которое приносит Иисус Христос, напрямую связано с Его заповедями о любви к врагам, заповедями, имеющими прямой политический подтекст, подходящий к политическим реалиям разных эпох, а также к отношениям между разными народами и религиями. Сам Его Крест является исполнением с Его стороны этих самых заповедей. На Кресте Его любовь к врагам, Его отношение к миру (можешь назвать это отношение Его политической программой, и ты не ошибешься) вступает в борьбу не только с метафизическим злом мира, но и с человеческим грехом (тоже можешь назвать его политической программой еврейского мессианизма и тоже не ошибешься). Иисус Христос побеждает в этой борьбе через собственную крестную смерть. Поэтому христианства нет без евангельского восприятия межнациональных и межрелигиозных отношений.

Неслучайно, Он – Царь Израиля, Царь мира и Спас душ наших. Да, конечно, Он — Царь не от мира сего, Он от вышних, в то время как мы от нижних, но в мире сем Он именно Царь. А Царь – фигура политическая.

Короче сказать: невозможно быть в полной мере христианином, отвергая, или игнорируя, или не понимая национально-политическую программу Иисуса Христа, рассказанную в Евангелии.

Вот и подумаем, стоит ли нам веселить «большого шайтана», заслужил ли он такой подарок с нашей стороны, как наша вражда с мусульманским миром?

Протоиерей Тимофей

источник:https://metanthonymemorial.org/VernostNo163.html