Покорение Казани войсками Иоанна IV Грозного
К взятию Казани
Возражая историкам-западникам, утверждавшим о «жестоком империалистическом» характере завоевания Иоанном Грозным Казанского и Астраханского ханств, философ И.А. Ильин перечислил все многочисленные и опустошительные нашествия татар на Русь, в том числе и после «стояния на Угре» (1480), которое считается концом татарского ига – в 1521, 1537, 1552, 1571 (сожжение Москвы), 1591 гг. – и сделал вывод:
«Татары громили Московское царство с трех сторон: от Казани, от Сарая и из Крыма… Москва имела все основания считать Казань своим опаснейшим врагом: казанские татары были ближайшими, а потому и наиболее предприимчивыми громилами… Тогдашний полон был явлением жестоким: он вел к пожизненному рабству с правом продажи в другие страны. По словам летописи: татары русских «куют (в цепи) и по ямам полон хоронят». Тотчас же после завоевания Казань выдала русских пленников…; 60.000 пленных вернулось из Казани только через Свияжск; и несметное число вернулось на Вятку, Пермь, Вологду. Общее число освобожденных из одной Казани, наверно, доходило до 100.000 человек. Это означает, что татары искореняли Русь не только грабежом, огнем и боевым мечом;они изводили ее и рабством плена…
В глубоком материке, в суровом климате, задержанная игом, отдаленная от запада, осажденная со всех сторон, – шведами, ливонцами, литвой, поляками, венграми, турками, татарами крымскими, сарайскими (Золотая Орда) и казанскими, – Россия веками задыхалась в борьбе за национальную свободу и за веру и боролась за свои реки и за свободные моря. В этом и состоял ее так называемый «империализм», о котором любят болтать ее явные и тайные враги» («Наши задачи»).
Царь Иоанн Грозный рассматривал взятие Казани как подлинно христианское дело. Перед штурмом в русских полках было велено всем воинам исповедаться и причаститься, сам Царь провел часть ночи со своим духовником. А утром велел не прекращать богослужения даже в разгар битвы: «Если до конца отслушаем службу, то и совершенную милость от Христа получим». В память взятия Казани Иоанн Грозный построил в Москве собор Покрова Пресвятой Богородицы (с приделом в память св. чудотворца Василия Блаженного, именем которого стали впоследствии называть и весь храм).
Все это относится также к завоеванию Астраханского и Крымского ханств, с которыми Русь разобралась позже (все они нападали на Русь в союзе друг с другом).
Следует также отметить, что Русь не знала у себя рабства, даже когда была многажды разоряема и вынуждена платить огромную дань. Поэтому угон в рабство был для русского человека очень тяжел. Тем не менее побежденным татарам не мстили: они были включены в Московское государство с сохранением их местных культурно-религиозных обычаев и прав. Татарская знать была приравнена к русскому дворянству. О татарском происхождении принявших православную веру не принято было упоминать, Годунов, например, так даже стал русским Царем. В дальнейшем большинство татар верно служили общему отечеству, что проявилось уже в их участии на стороне русского ополчения против поляков в Смутное время.
Москва-Казань: полтысячелетия спустя
Татарское национальное движение последних 100 лет основывается на одной стержневой идее – плохое русское войско Грозного уничтожило хорошую татарскую государственность в 1552 г. взятием Казани, и задача всех татар – восстановить порушенное русскими. Учитывая, что наиболее многочисленным этносом современной России после русского (и «украинского», а фактически того же русского) являются татары, этот вопрос остается злободневным и поныне.
Сотни копий сломаны вокруг этой даты. Однако, как выясняется, известно то про это событие совсем немного. Например, кто собственно оборонял и кто штурмовал Казань? Стереотипный ответ, утвердившийся как во всех школьных учебниках, так и оппонирующей им современной татарской публицистике и в протоколах заседаний всемірного конгресса татар – «русское войско Ивана Грозного разбило татарские войска хана Едигера». Однако это, мягко скажем, далеко не так, а точнее совсем не так.
Для начала возьмем войско Ивана Грозного – русских там как раз было меньшинство! В войне участвовало со стороны Царя около 200 тысяч человек (максимальная оценка, если смотреть любые источники – 300 тысяч – является вымыслом). Непосредственно в штурме Казани участвовало 150 тысяч человек.
Состав штурмующих Казань, (все цифры даны округленно до тыс. чел.):
Национальное формирование | Кто руководил | Численность, т.чел. | % в войске Ивана Грозного |
Русские | Шуйский-Горбатый и Курбский | 50 | 33% |
Татары касимовские | Шир-али | 30 | 40% |
Татары астраханские | царевич Кайбула | 20 | |
Татары московские, нижегородские и казанские | командовали Аксеит Черевсеев, Бурнаш , Камай Хусаинов – казанский мурза, Бахмет (или Мурза Бахметко или Юрий Иванович Бахметьев) -нижегородский татарин, первым ворвавшийся на стену Казани являвшийся переводчиком И.Грозного , а также, видимо, последователи Петра и Стефана Казанских, успевших бежать от резни Чапкуна Отуча | 10 | |
Татары ногайские | 3 | ||
Мещеряки | 5 | ||
Чуваши | политическим движением за независимость от Казанского ханства руководили Магмет Бозубов и Ахкубек Тогаев, вооруженными силами– чувашский князь Шептах и тархан Ахплат | 10(или 4) | 3% |
Мордва | князь Еникей Тенниевич Кугушев -астраханский татарин из Темникова, мордовский мурза Дивей (в чью честь было позже названо Дивеево – нынешний центр православия), Иван Кельдяев | 7-10 | 5% |
черкас (адыгокабарда) | Темрюк Идаров | 10 | 7% |
наемников немцев, поляков и англичан | 10 | 7% | |
Черемисы и вотяки (мари и удмурты) | православный Акпарс и сотник Тугай | 10 | 7% |
Итого: | 150 | 100% |
Состав штурмующих Арск. Общий состав по военным действиям:
Национальное формирование | Численность, т.чел | % в войске И.Грозного |
Русские | 85 | 42% |
Касимовские татары | 30 | 15% |
Астраханские татары | 20 | 10% |
Московские, казанские, нижегородские татары | 10 | 5% |
Ногайские татары | 3 | 2% |
Чуваши | 12 | 6% |
Мордва | 7 | 4% |
Мещеряки | 5 | 3% |
Черемисы и вотяки | 10 | 5% |
Черкасс (адыгокабарда) | 10 | 5% |
Наемники немцы, поляки, англичане | 10 | 5% |
Итого: | 200 | 100% |
Таким образом, русских в войске Ивана меньшинство, а тюрки составляют около половины, причем как во время осады Казани, так и в ходе войны!
Гарнизон Свияжска составляли чуваши и русские. Они же в основном тыловые и вспомогательные подразделения. Строили город касимовские татары, чуваши, черемисы.
Надо отметить, что астраханские татары перешли на сторону Ивана Грозного после того, как кабардинцы (черкесы) в 1532 г. возвели на астраханский престол царевича Аккубека. Основную роль в перевороте там сыграл Темрюк Идаров. Так что Иван Грозный был обязан будущему тестю минимум 30 тысячами войска…
Кстати, интересный факт – Иван Грозный имел на Казанский престол династические права не меньшие (если не большие), чем Едигер. По традиции Золотой Орды власть могла принадлежать только чингизидам (потомкам Чингисхана), в том числе и над Казанью. В крови матери Ивана Грозного (Елена Глинская была дочерью Олексы – сына Мансура который был сыном Мамая и дочери Бердибека, являвшегося ханом Золотой Орды) текла кровь чингизидов (справедливости ради надо отметить что с этой версией не все согласны, есть доводы как за, так и против нее).
Возьмем теперь войско Казанского ханства под руководством Едигера (35 тыс в Казани, 25 т. – в Арске и на Арском поле).
Национальное формирование | Кто руководил | Численность, т.чел. | % в войске Едигера |
Казанские татары | Едигер Магмет, Чапкун Отуч, Япанча, Кул Шариф | 30-35 | |
Ногайские татары | Изенеш (Зайнаш) Ногайский, Аликей Нарыков (Брат Чюры Нарыковича) | 2,5-3 | |
Астраханские татары | Шерифи | 10 | |
Крымские татары | Челбан-князь | 1 | |
Турки | Дубрунцов | 1 | |
Русские | князь Эйюб, князь Явуш | 10-15 | |
Черемисы и вотяки | |||
Итого: | 60 | 100% |
То есть в войске Едигера коренных казанских татар было около половины. Остальные – пришлые астраханские ногайцы Едигера и черемисы с вотяками.
И переход на сторону И.Грозного Камая Хусеинова указывает на то, что такое положение многих не устраивало даже в протурецкой партии (прорусская часть элиты либо присоединилась к тому времени к войску И. Грозного или была перебита Чапкуном и его окружением).
Что мы имеем и какие выводы можно сделать из вышеприведенных цифр? Казанское ханство в период 1467-1560 гг. переживало гражданскую войну, вызванную необходимостью переосмысления своего места в міре и выбора ориентации. Причем большинство татар в итоге с оружием в руках встали на сторону Москвы. Протурецкая позиция части элиты не встретила почти никакой поддержки у населения (набрать всего 40-50 тыс. штыков при численности населения Казанского ханства по самым скромным оценкам в 500-800 тыс. чел., из них 300-400 тыс. татар смешно) и была обречена на провал. В общем-то разумная и выгодная всем уния, по факту существовавшая с 1467 г., к формальному закреплению которой (с ведущей ролью Московского княжества) медленно, но верно шла и Казань, и Москва, была провалена усилиями провоцируемой Турцией верхушки духовенства и части элиты, ориентированной на существование от ренты, взимаемой с «ясачных людей» – соседних народов – черемис, вотяков, чуваш, мордвы, мещеры.
Таким образом, взятие Казани – это не злобное русское нашествие, а результат борьбы за осколки Золотой Орды между Москвой и Стамбулом, ставшей актуальной после падения Византии. Эта борьба вылилась в гражданскую войну в Казанском, Астраханском, Крымском ханстве и Ногайской орде. Причем если в Казанском и Астраханском ханстве в этой борьбе победили прорусские силы, то в Крымском – протурецкие. Вхождение татар в состав России было добровольным и осознанным выбором, путь к которому в силу тогдашних геополитических реалий и противоборств был труден и кровав. Уже одно то, что во время русской смуты татары поддержали Русское государство, а не ляхов, говорит об этом…
Сергей Снежко
http://www.pravaya.ru/look/4520
+ + +
Подпитываемые из Турции татарские националисты каждый год пытаются превратить дату взятия Казани в антирусскую сепаратистскую кампанию. В 2007 г. с адреса tatar_center@yahoo.com они произвели массовую рассылку соответствующих материалов и картинок о «жестокости русской оккупации». Предлагаем нашим читателям послать в ответ по этому адресу данный материал из нашего календаря.
Плохо, конечно, противопоставлять друг другу и желать поссорить два народа:руских и татар,которые настолько сжились за время совмесной истории, что в бытовом плане не отличимы и породнились посредством многих и многих совместных браков. Но мы, русские — не ордынцы,мы- не западники и не подданные великой Титарии, мы — наследники великой Восточно-христианской цивилицации. Ядром этой цивилизации в последние столетия до октябрьской трагедии была Россия под скипетром Дома Романовых достойно и прведно несших свой крест державства.
Интересная статья, спасибо.
Только вот множество фактов из историографии, скрываемых от нас доныне, в корне противоречат как сей «истории завоевания Казанского, Астраханского, Сибирского и др. ханств агрессивным Московским русским государством», так и вообще курсу истории Романовых «о вековечной вражде русских и татар».
Надо сказать, много мифов курса офиц.истории, доставшегося нам от романовых-западников, уже развеяно, и выяснено, для чего и кто их сочиняли.
Например, как совершенно верно заметил независимый историк-тюрколог Мурад Аджи, “Иван Грозный не брал Казань — спокойно, спокойно, это так, — он был для этого слишком слаб и беспомощен, более того, у него не было войска!
Но полностью сказания о «завоевании русским государством полудиких татарских ханств при помощи Запада» обоснованно и аргументированно опровергнуты в книгах другого независимого историка, Г. Еникеева: “По следам черной легенды” и “Великая Орда: друзья, враги и наследники”, а также в книге «Наследие татар».
Так что западники лишились, наряду с черной легендой «о татарском нашествии и иге», основного мифа официстории, сочиненного для противопоставления татар народам-землякам, и который изображал татар “врагами мирных народов России, почти полностью уничтоженными войсками русского царя Ивана Грозного”. Ведь «Казанская история» («Казанский летописец»), и все то, что было сочинено в XVIII-XVIII вв. в продолжение ее — это политический миф, сочиненный и «раскрученный» романовскими (прозападными) историками-идеологами, попами и муллами для узаконения их власти и «морального подавления» и противопоставления друг другу Ордынцев (татар, русских и прочих Земляков), сопротивлявшихся колонизации их Родины — Московии и великой Татарии.