Конечно же, в статье речь идёт не о дате основания Русской Православной Церкви, а об основании Московской патриархии.
У нас любят всякие памятные даты и юбилеи. А те, что связаны с Великой Отечественной войной, любят особенно. Это буквально такой непрерывный цикл, непрерывный юбилей. Отмечаем N-летие битвы за Москву, через полтора года N-летие Сталинградской битвы, через два года — N-летие Победы, а еще через год — уже (N+5)-летие начала войны и дальше снова — битва за Москву, Сталинградская битва и еще много всяких промежуточных дат.
Сейчас N=70, то есть вот совсем недавно отметили 70-летие Сталинградской битвы, летом будет юбилей Курской, а в сентябре будет еще один важный юбилей, тоже 70-летие и тоже связанное с войной.
4 сентября 1943 года — встреча Сталина и Молотова с тремя митрополитами в Кремле; через 4 дня, 8 сентября — избрание первого за двадцать лет патриарха Московского и всея Руси, патриарха Сергия. Тогда же образовали Совет по делам РПЦ при Совнаркоме во главе с генералом госбезопасности Карповым. Эти события в литературе иногда называют легализацией РПЦ, но это, очевидно, не вполне точное определение. Те митрополиты, которых принял Сталин и один из которых стал патриархом, — они и так к тому времени были не то чтобы на нелегальном положении; еще один термин из тех времен — «сергианство». Митрополит Сергий, прежде чем стать патриархом, двадцать лет от имени Русской православной церкви заявлял о своей лояльности советской власти. В 1943 году, во время войны, советская власть все-таки ответила Сергию взаимностью, позволила ему избраться патриархом и приставила к нему куратора в виде Карпова. Есть романтическая версия этой истории — во время войны советская пропаганда активно использовала русскую патриотическую риторику, и легализация церкви была логичным продолжением государственного патриотизма. Мне больше нравится несколько циничная внешнеполитическая версия — у Советского Союза в войне были набожные союзники, и это была такая неловкая ситуация: Рузвельт молится за Красную Армию, а по нашу сторону океана о Рузвельте молиться некому. Ну и Сталин исправил положение, вот вам, пожалуйста, Русская православная церковь.
То есть вообще-то вполне можно сказать, что 4 и 8 сентября 2013 года на календаре наших памятных дат — очень важная дата, 70-летие Русской православной церкви. И что-то, однако, подсказывает, что никаких особенных торжеств по этому поводу в России не будет. Наследникам митрополита Сергия и генерала Карпова сейчас приятнее считать, что их церкви — тысяча лет и что они наследники не сталинского учреждения типа Совинформбюро, а патриарха Тихона, патриарха Гермогена и далее в глубь веков вплоть до князя Владимира.
И, наверное, они даже в своем праве — каждый, в конце концов, сам решает, на кого ему хочется быть похожим и чьим наследником он себя считает. Российское МВД со всеми своими портретами Дзержинского и милицейскими повадками тоже считает себя прямым наследником министерства, основанного императором Александром, и, в общем, тоже пребывает в своем праве.
Но, например, политолог Белковский — он, в общем, тоже вправе говорить, что «РПЦ МП как общественная организация, единое бюрократическое целое должна быть ликвидирована». А мы вправе спорить о том, кто прав — Белковский или отец Всеволод Чаплин.
Но это все теория, а на практике «Единая Россия» уже который день грозит Белковскому уголовным делом за экстремизм. «Считаю данный призыв господина Белковского экстремистским, направленным на разжигание религиозной розни, и как депутат Государственной думы обращаюсь к правоохранительным органам незамедлительно провести расследование по данному факту и принять все необходимые меры воздействия» (депутат Андрей Исаев), «Мы считаем, что этому должна быть дана оценка со стороны православной общественности, духовенства — сочтут ли они необходимым обратиться в прокуратуру по этим вопросам, чтобы провести расследование» (депутат Сергей Попов), «Можно было бы переходить и к более жестким оценкам этих призывов, призывов во многом провокационных и затрагивающих духовное единство народа» (депутат Владимир Плигин), «Нам, кто считает церковь своей, нельзя промолчать» (сенатор Валерий Рязанский). Позавчера на сайте «Единой России» была одна ссылка про Белковского, вчера — четыре, сегодня, надо полагать, будет что-нибудь еще, и странное дело — чем больше слов они говорят по поводу того, что не позволят обижать свою церковь, тем убедительнее выглядит гипотеза, что Русской православной церкви все-таки семьдесят лет. Семьдесят, а не тысяча.
Олег Кашин.
Источник: www.gq.ru
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.