КАК ПОБЕДИЛИ БЕЛЫЕ

Помещаем одну из заметок об испанской гражданской войне генерала
Русской Белой армии Н.В. Шинкаренко, опубликованную в русском заграничном военном журнале «Часовой» в мае 1937 г
ода.

Ранение Генерала Н. Б. Шинкаренко

Редакцией получено от корреспондента  «Часового»  ген. Н. Б. Шинкаренко  (Белогорского) следующее письмо от 8. 4.

„Дорогой друг! Мне очень трудно сейчас Вам писать. В бою при Ошендиано я получил пулю в голову, Мне сде­лали трепанацию черепа, я помещен  хорошо, но очень болит голова, сильные боли. Ис­панцы прекрасно относятся русскими и надо признать, что мы держимся здесь  превосходно»

Ген. Н. В. Шинкаренко, доблестный офицер великой и гражданской войн, вступил в испанскую белую армию простым солдатом.  Находился   на фронт Бильбао. Ныне, по последним сведениям произведен ген. Франко  за доблесть и храбрость в офицерский  чин.

*) Примечание Редакции. Наш корреспондент Николай Белогорский (ген. Н. В. Шинкаренко] отказался от представлявшихся ему возможностей  нахо­диться при отделе прессы штаба ген. Франко по собственному желанию вступил добровольцем в Рекету на Северном фронте армии ген. Франко.

Испанские письма

Итак, я уже солдат испанской армии, белой и христианской. Солдат этой армии, потому что верю, что её победа нанесет жестокий удар большевизму и в конце концов создаст условия для продолжения наше­й борьбы за Россию.

Испанцы с большими вниманием, с симпатией и чисто-братскими  чувствами отнес­лись ко мне и тем офицерам, которые свое время к ним прибыли.

Скажите всем читателям „Часового», что мы здесь счастливы и удовлетворены. Счастливы уже потому, что перестали быть шоферами, рабочими — перестали быть в том состоянии, в которое нас поставила русская трагедия. Военные и добровольцы, мы нашли свое призвание опять. Сколько лет ждали этого момента, сосчитайте сами… Крым 1920 год…

Вчера мы заняли Гиписцоа, перед нами Визайя -— еще в руках красных которые обстреливают нас сверху, с укрепленных скал Удалайзы (1100 метров). Но мы скоро возьмем Визайю; возьмём, потому что вера  движет белые войска Франко.

«Por  Dios, роr 1а Раtria  y el Rеy!»

Этот клич, еще вчера чуждый для нас, сейчас сделался близким, и родным, потому что в нем мы улавливаем нашу надежду.

Я — рекетист, Рекеты — это армия карлистов, католическая и монархическая. Что общего, казалось, у этих испанских „непримиримых!» с русскими добровольца­ми, но, верьте, что здесь наблюдая людей, ощущая их стремления, я вспоминаю Доб­ровольческую армию» полки 2-го Кубанского похода… Мало того, рекетисты до странного напоминают наших казаков: несмотря на то, что у карлистов никогда, понятно, не было постоянной военной организации, дух и традиции воинства у них также сильны, как и у наших казаков.

Столетнее воспитание карлистов в дух борьбы за свои права (начиная с 1834 года) сделало их природными бойца­ми. Подобно тому, как казачьи полки и сот­ни комплектовались станичниками, так и в войсках карлистов роты состоят из уроженцев одной и той же местности. У нас полки Лабинский, Гундоровский.,, Здесь — 3-я рота нашей части из Вергоры, 2-я иа Мудрагона и т. д.

В терциях нашей Рекеты все рекетисты  — баски и говорят между собою исключительно на своём старом языке. И опять сходство с нашими белыми казаками, где добрая часть (кубанцы) говорили по малороссийски, И опять же: баски — рекетисты дерутся со своими  «самостийниками» также, как казаки Добр. армии  давала отпор самостийникам наших,

Жизнь басков в деревнях, по своей патриархальности, уважению к вере, обычаям и старикам тоже во многом напоминает наши покинутые станицы.

Итак, верно, что мы, русские офицеры, чувствуем себя немножко у себя. Но теперь контрасты.

Во первых: мы защищали там, на сво­ей земле, великую историческую Российскую традицию, Имперскую и, пусть это слово бы­ло только в наших сердцах, Императорскую но согласитесь, что эта великая тра­диция была в Добр, армии стыдливо при­крыта общими фразами.

Здесь же другое дело. Рекеты говорят прямог что они сражаются за монархию:

Por  Dios, роr lа Раtria  y el Rеy

Lucharon nuestros padres.

Por Dios, por la Patria y el Rey

Lucharemos nosotros también.

Это слова известного гимна Ориаменди — название горы где произошло когда — то победное сражение карлистов.

Cueste lo que cueste

Se ha de conseguir

Venga el rey de España

A la corte de Madrid.

И здесь, в белой Испании, управляемой Верховными правителем никто не считает предосудительным и «несвоевременным» ясно и твердо выраженные монархические чувства.

Другой контраст. Мы, ведь, тоже на­зывались христолюбивым воинством, но… вспомните 1918 — 1920 годы, нашу граждан­скую войну. Вспомните, сравните и поймите.

Сегодня утром в нашей роте была „походная» месса. Служил священник на­шей роты (каждая рота имеет при себе священника). Так вот, вся рота, во первых? присутствовала и молилась (а это бывает не раз в неделю), у походного ал­таря стоял почетный карауль во главе с «саво» (капрал). Во время „Святая святых» караул салютовал. Священник потом от­правился на передовые пикеты в походном облачении и с крестом в руках. И это не потому, что так требуется уставом, это­го хотят сами рекетисты.

И каждый вечер в час вечерней по­верки, коленопреклоненная рота возносит свои молитвы Непорочной Деве:

—     … Мater  purissima..,

—                         …Mater cartissima..,

—     … Mater immaculate ..,

—      … Turris aeburuca…

В стране басков все: и старые, и молодые без молитвы не совершают ни одного дела.

Эта коленопреклоненная рота один раз живо напомнила мне поклонение пастухов, как это мы видели на картинах наших старых мастеров; особенно потому, что молитва совершалась нами вблизи от от­крытого загона, где молча отдыхал уставший за день скот.

Не думайте, что я рассказываю вам и читателям «Часового» идеальные истории или делаю, как здесь говорят, Gesta Sanctorum, а не пишу правду о передовом фронте; однажды в первой линии позиций рекеты Алава, я встретился с полковым священником Jose Maria Martinez de Lapera, он участвовал в бою и на моих глазах его убили. Его рота носила название: « Nuestra Senora de Estibaliz».  Наша рота назы­вается; „San Martin de Aguirre», Есть батальоны св. Игнатия,   св. Марсиала,  Nuestra Senora de Moncerrat  и т. д. и  т.д.

Роты имеют своими шефами святых… Скром­ные священники, сражающиеся на фронте напоминают тех средневековых монахов, которые воодушевляли рыцарей на кресто­вые походы… Кресты да формах… Это действительно христианское войско.

До следующего письма. До скорого.

Н. Б. Белогорский.

_______________________________________________

*) За Бога, за Отечество, за Короля

сражались наши деды

за Бога за Отечество и Короля

будем сражаться и мы

**) И чего бы это не стоило

надо чтоб так продолжалось,

Пока не въедет опять Король Испании

в свой Мадридский дворец!».