ПЕРВЫЙ ЗВОНОК. БУРЯ В ТИХОЙ ЗАВОДИ.

В свое время Кипр был первым государством западного мира, облегчившим визовой режим для граждан России. Он быстро стал первой зарубежной гаванью, куда устремились со своими деньгами представители российского делового мира. Главным образом их привлекала благоприятная система налогообложения. Кипр – это известный оффшор, где можно было легко скрыть свои капиталы. Как выяснилось, можно скрыть только от своего правительства, но не от Евросоюза.

Сейчас на Кипре живут около 50 тыс. россиян, разумеется, не только богачей, но все же людей довольно обеспеченных. В последние годы граждане России были самыми активными покупателями кипрской недвижимости. По подсчетам экспертов, за последнее десятилетие их инвестиции в недвижимость составили около 10 миллиардов долларов. Двухкомнатную квартирку здесь можно купить за 130 тыс. евро, а таунхаусы и виллы, которые так любят российские инвесторы, в Пафосе стоят около 300 тысяч евро, пентхаусы в Лимассоле – от 600 тысяч евро. Лимасол на юге Кипра, в шутку зовут Лимасолградом: там повсюду развиваются российские флаги, а на многих магазинах видны вывески на русском.

Но главным здесь остается бизнес. Как сообщает новостное агентство Newsru.com., формально Кипр может считаться одним из ведущих в мире производителей стали и цветных металлов. Здесь угнездились хозяева российских металлургических комбинатов. Через кипрские компании Владимир Потанин, например, владеет долями в крупнейшем в мире производителе цветных металлов «Норникеле», а Алишер Усманов – половиной «Металлоинвеста», одного из главных производителей стали в России. Посредством кипрских компаний Виктор Рашников управляет своим «Магнитогорским металлургическим комбинатом», а Алекскей Мордашов – небольшой долей «Северостали». Через кипрскую компанию Fletcher Group Holdings один из богатейших людей России Владимир Лисин контролирует 85% акций «Новолипецкого металлургического комбината», а Олег Деррипаска спрятал на Кипре свою часть «Норникеля». Список можно продолжить и в других сферах. Все это – легальные посреднические компании, а сколько еще подставных для отмывания ворованных денег и откатов? Несть им числа.

Когда на Кипре разразился финансовый кризис и были заморожены все счета и трансакции, а по требованию Евросоюза кипрское правительство предложило все депозиты обложить единовременным налогом, паника началась не только на острове, но и в России. Как-никак, общая сумма российских депозитов на острове оценивается в 30 млрд. евро.

Правители России после крушения СССР легко отдавали иностранным государствам российские земли, острова, полуострова и проливы, видимо, имея в этом и свой личный интерес. Их совершенно не волновала судьба русских, подвергающихся дискриминации в бывших советских республиках, но судьбу заграничных вкладов россиян они приняли близко к сердцу и тотчас дружно встали в стойку.

Как президент Путин, так и премьер Медведев в резких тонах осудили намерение кипрского правительства «постричь» российские вклады. Медведев совершенно справедливо назвал этот план экспроприацией, напоминающей времена большевиков. Как сказал премьер, предложенная схема может запустить серию новых кризисов, приведет к большим убыткам, а также поставит вопрос о расторжении российско-кипрского договора об избежании двойного налогообложения.

Но ведь эти события не должны были стать для российской власти новостью. Сам Путин еще в 2002 году на съезде Торгово-промышленной палаты предостерег россиян от хранения денег за границей. Он сказал буквально следующее: «Замучаетесь пыль глотать, бегая по судам в попытках разморозить счета». Как в воду глядел. Но и сама российская власть продолжает бездумно держать часть Резервного фонда РФ в западных ценных бумагах. Неужели Путин столь наивен, чтобы надеяться на то, что России будет позволено просто так забрать эти деньги? На 2013 год накопления этого фонда превышают $86 млрд. По некоторым данным, олигархи и иже с ними в постсоветский период вывезли из России свыше $800 млрд. По последним официальным данным Центробанка, только в 2012 году чистый вывоз частного капитала из России составил $56,8 млрд. На эти деньги приобретается недвижимость, возводятся Лондонграды и виллы на лучших пляжах мира, но изрядная часть средств наверняка лежит на счетах иностранных банков. Теперь все эти деньги под угрозой. Если потребуется, Запад внесет в список Магницкого всю Россию. Как мы помним, санкции этого списка предусмотрительно предполагают замораживание вкладов лиц, в нем обозначенных.

Йерун Дейсселблум, глава Еврогруппы, объединяющей министров финансов стран еврозоны, уже заявил о том, что «кипрская модель», предполагающая обложение налогом банковских вкладов, может стать образцом для решения проблем с банками в будущем. Канцлер Германии Ангела Меркель, поддержавшая экспроприацию, открыто говорила о том, что Евросоюз не должен спасать деньги русских олигархов, тем более, что они сомнительного происхождения. Злорадство Меркель разделили и некоторые наши соотечественники: мол, так и надо этим ворюгам. Напрасно. Во-первых, российские деньги пойдут на решение финансовых проблем Евросоюза, а не вернутся в Россию. Во-вторых, пострадали не только олигархи, но и множество вполне добропорядочных граждан, как россиян, так и иностранцев. Так, в одном из репортажей рассказали о киприоте, который занял в банке деньги под закладную и положил их временно на свой счет. Теперь эти денежки плакали.

Сейчас, когда пишется эта статья, счета выше 100 тыс. евро заморожены в двух крупнейших банках Кипра – Кипрском народном банке (Laiki) и Банке Кипра. Банк Laiki будет ликвидирован, а Банк Кипра – реструктуризирован, и в него будет переведены гарантированные счета банка Laiki. При этом все счета выше 100 тысяч евро будут обложены налогом. Его еще следует определить, но специалисты предполагают, что этот налог может составить до 40%. Происхождение значительной части «русских» депозитов в банковской системе Кипра туманно. По большей части это «серые» деньги, и поэтому оспорить их в судах будет сложно: нужно будет доказывать, что эти деньги – «чистые».

Справедливости ради стоит заметить, что пока еще неясно, кто из россиян конкретно пострадает в результате кризиса. Кипр – это преимущественно транзитный центр. Компании, как правило, не хранят там деньги, а лишь рассчитываются через Кипр в рамках холдингов. Но дело все равно сделано.

Буквально совсем недавно Владимир Путин заявил, что России необходима деоффшоризация. Он, правда, не предполагал, что она начнется с помощью Евросоюза. Оффшорным банкам Кипра пришел конец. Банковская система Евросоюза надежной уже быть не может. Богатым россиянам есть над чем задуматься. В солидной киприотской юридической компании The Independent, работающей в основном с россиянами, заверили, что все ее клиенты готовы вывести активы при первой возможности. Вопрос только в том – куда?

 

Источник: http://esokoloff.wordpress.com