ЭМИГРАНТСКИЙ МОНАРХИЗМ
В порядке дискуссии публикуем статью из русского эмигрантского журнала «Клич» выходившего в конце 30-х годов в Брюсселе.
На наш взгляд, можно и нужно вести разговор о внутреннем содержании Монархии. Однако, предложенное автором статьи разрешение проблемы не может принято русским православным сознанием. Русский православный строй жизни может быть таковым в полной мере только тогда, когда увенчивается скипетром Самодержавного Царя. См. ст. «Соборный строй» на нашем сайте.
В предыдущем номере (№ 28) „Клича» мы сетовали на то, что в минувшие трагические сентябрьские дни, которые всколыхнули весь свет, наша национально настроенная эмиграция, оказалась застигнутой врасплох и неподготовленной к активному выступлению единым фронтом.
Между тем, как правильно отмечает К. Вергун, в прекрасной и продуманной передовице декабрьского номера руководящего органа НТСНП — „За Родину», перед всеми нами вновь грозно был поставлен вопрос:
„Что будет с Россией? Что мы, русские, должны и можем делать?»
Действительно было над чем задуматься прежде чем принять то или иное ответственное решение, которое способствовало бы объединению, а не разъединению, а, главное, соответствовало бы настроениям и чаяниям подъяремного населения России.
Однако, с законным изумлением свидетельствует К. Вергун, „серьезная тревога за русское будущее сменилась вполне конкретной надеждой»:
„Все вопросы и сомнения сразу оказались разрешенными. Выход найден… в легитимной монархии».
Совершенно правильно вызывает удивление Вергуна такой естественный вопрос:
„Почему такой простой выход найден только на 17 году эмиграции, когда легитимизм был известен всем и каждому, когда о нем столько было пролито чернил и столько шума поднимали младороссы в течение последних нескольких лет».
„Мимоходом этого вопроса касаться нельзя. К этому вопросу придется еще вернуться», заявляет Вергун, но сразу же точно и ясно формулирует свое отрицательное отношение к нему.
Так как мы разделяем его взгляды в этом отношении, которые вполне совпадают с соображениями и доводами, высказанными неоднократно раньше по этому поводу в нашем журнале (см. № 22 янв. „Клича»: „Как и за что мы должны бороться» и № 25-26: „Почему за фашизм»), то мы с удовлетворением приводим их полностью: „Для нас ясно одно», констатирует Вергун: „Не в форме правления дело и не в ней спасение от всех бед и потрясений. Монархия, или вернее монархисты не сумели уберечь Россию от потрясений, предотвратить катастрофу».
Вряд ли против этого можно что нибудь возразить, если умышленно не закрывать глаз на горькую правду, но на этом мы еще остановимся ниже. Наиболее полноценными являются последующие утверждения Вергуна в которых он совершенно правильно устанавливает:
„Пока большевизм не свергнут, предрешение формы правления одной эмиграцией, без участия всего русского народа, несвоевременно».
„Россия жаждет прежде всего не монархии, а освобождения от большевизма. От эмиграции она вправе ждать помощи в этой борьбе, а не провозглашения образа правления».
Тут все соответствует нашим прежним установкам, в которых мы также утверждали, что вопрос о форме правления не волнует сейчас народные массы, которые идут сейчас за теми, которые умеют в ту или иную любую форму влить надлежащее содержание. Пример — Муссолини, Гитлер, Салазар и Франко.
Совершенно правильно подчеркнута Вергуном узурпация народных прав провозглашением монархии здесь, без участия в этом важном акте самого русского народа, которому одному принадлежит это право, и которому должна быть предоставлена, прежде всего, возможность осуществить его. Возможность же эта может быть добыта только борьбой, первая цель которой — „освобождение от большевизма». Никакое провозглашение здесь той или иной формы правления не освобождает нас от борьбы и не предрешает ее исхода. Если даже считать самое знамя монархии полезным для победы, — в чем как мы увидим ниже, не может быть полной уверенности, то и в этом случае оно может быть водружено лишь в порядке борьбы, а не призывами под это знамя здесь тех или иных кругов эмиграции, или их печатных органов.
***
Одним словом, такая постановка вопроса не только спорна и нецелесообразна, но и не реальна. Она покоится на одних только чувствах и настроениях, а не на реальной конъюнктуре и трезвом учете сил.
Она, как это мы отмечали и раньше в „Кличе» (см. № 22), независимо от вопроса династического, не разрешает вопроса о том, кто, каким способом и когда восстановит монархию, а также вопроса — с какого рода монархией собирается идти в Россию новый монархический фронт?
Этот вопрос повторяет и передовица «За Родину»:
„Ведь содержание монархии может быть различно», правильно отмечает Вергун. „И какую же монархию замышляют воодушевившиеся эмигранты? Самодержавную, конституционно-демократическую, или советскую?»
Вопрос вполне уместный, ибо единого ответа на него из монархического лагеря эмиграции не дается. Разнобой царит даже среди кругов, которые все время отстаивали легитимную монархию. Так „Царский Вестник» упорно стоит за восстановление самодержавия, а младороссы окончательно открестились от фашизма (см. ст. берл. „Нового Слова» № 51: „Младо-большевики» с выборками из инструкции ген. секр. младоросской партии К. Елиты — Вильчковского) и укрепились на сов. платформе: „Царь и советы». Остальные монархические круги во главе с „Возрождением», прокламируя монархию, ничего о содержании ее не говорят, т. е. стоят в этом самом важном вопросе на непредрешенческой позиции, а посему выпады г. И. Тхоржевского по поводу непредрешенства относительно самой формы правления, лишены всякого серьезного основания.
Между тем вопрос о содержании монархии — первостепенной важности, так как, наблюдая окружающий мир, мы видим, что в это содержание укладывается: в Англии — парламентско-демократический, а в Италии — фашистский режим. Монарх там и там только царствует, но не управляет, и корона представляет собою лишь традиционное оформление и возглавление нации. В Румынии она производит сейчас попытку насадить сверху авторитарный режим. В Югославии и Болгарии такие попытки закончились возвращением к конституционно — демократическому строю.
У нас отсутствие определенного содержания возмещается шумливыми выкриками, горделивыми позами с пением национального гимна и поношением за отсутствие патриотизма всех тех, кто не желает принять участия во всех этих внешних демонстрациях, от которых ни кому, особенно большевикам, ни холодно, ни жарко. Ведь монархию надо завоевать тоже борьбой, а для борьбы и победы нужна определенная идеология, а главное нужна настоящая борьба, а не „смотры», банкеты и прочие безвредные для врага оказательства своих эмоций и настроений.
**
Российская монархия в славнейшие периоды своей истории строилась на единении Царя с народом (см. выписку из В. Ключевского в ст. „Власть и народ»). Достаточно вспомнить Великого Петра, чтобы видеть, как он был далек от средостения. И сейчас, тем паче монархия может быть восстановлена только при соблюдении этого принципа, ибо если она погибла, то одной из причин катастрофы было, несомненно, изжившее себя её дворянско-бюрократическое окружение.
Если наш народ, — во что мы охотно верим, — оплакивает мученическую кончину последнего Государя, то это отнюдь не значит, что он изжил свое недоброжелательство к прежнему правящему классу. Царь для него была высокая исторически — традиционная вековая эмблема власти — источник народных благ. Дворянско-чиновничье окружение — классовые враги, узурпирующие в своих интересах эти блага: „Милует царь, да не жалует псарь».
На этой классовой вражде большевики до сих пор стараются расписывать те или иные узоры и им навстречу пошли участники парижского „русского смотра», как величает „Возрождение» прием вел. кн. Владимира Кирилловича русскими парижскими организациями.
Величайшей бестактностью и политической ошибкой были возглавление и организация этого приема уцелевшими за границей г.г. дворянами, что придало ему сразу же сословно-классовый характер. Революции могут сильно отличаться друг от друга теми задачами, которые они преследуют, но им присущ один общий и характерный момент:
смена классов. Роль дворянства в России закончена. Новую ведущую силу нации выдвинет из своих рядов сам народ.
Дворянство триста лет составляло опору старой династии и имеет в прошлом блестящие заслуги перед Россией. Достаточно вспомнить „славный век Екатерины», чтобы преклониться перед подвигами и водительством этого тогда полного сил и вкуса к власти класса. Но если предки нынешних дворян не только не раз спасали, но и построили вместе с нашими царями наш „третий Рим» — Российскую Империю, то сами они на наших глазах этот Рим не отстояли и потеряли.
Эта горькая, но самая настоящая без всякой подделки и фальши правда, которую мы купили дорогой ценой — нашей национальной катастрофой и потерей Родины, а потому замалчивать ее не имеем права. И надо только удивляться недальновидности парижских руководящих кругов, которые придали встрече вел. кн. Владимира Кирилловича с эмиграцией такой характер, и поражаться как „Возрождение» с изумительной слепотой захлебывается от восторга от этого „смотра», как показателя „глубокой силы — русской мощи»… „смотра тех, кто верен»…
Неужели непонятно, что если бы эта сила и мощь была действительно на лицо, то она демонстрировала бы себя сейчас не в Париже, а в Москве, а если бы она была верна, по настоящему, то своевременно отстояла бы монархию.
А ведь на лицо непреложно установленный профессором ген. Головиным в его истории „Российской контр — революции» факт, что монархия в первые же дни революции была покинута всеми, начиная с покойного родителя вел. кн. Владимира Кирилловича, который до отказа Государя от престола приветствовал во главе гвардейского экипажа революционную власть в лице комитета членов Государственной Думы. Специально отмечает ген. Головин исчезновение в этот момент с горизонта всех правых монархистов, которые все куда то пропали, как будто их никогда и не бывало.
За то они всплыли сейчас, чтобы поучать всех нас, что нам делать для восстановления той монархии, которую они вместе с нами не сумели ни оценить, ни отстоять. Только истории в этом отношении принадлежит последнее слово и она нелицеприятно скажет — возможно ли было вообще отстоять в 1917 г. монархию. От того или иного ответа будет зависеть ее отношение к нашему поколению. При утвердительном ответе она осудит нас и осудит строго, а при отрицательном может быть вынесет нам оправдательный приговор..*.
Что касается нынешних призывов и выпадов здесь в эмиграции возродившихся монархистов, то мы склонны отнестись к ним и их запоздалым поучениям с большой прохладцей. Для примера укажем на открытое письмо некоего ген. Б. Штейфона в „Царском Вестнике» (№ 636) призывающего главу РОВС-а ген. Архангельского к отказу от непредрешенчества и подчинению вел. кн. Владимиру Кирилловичу по примеру того как ген. Врангель своевременно подчинился вел. кн. Николаю Николаевичу. От руководителя РОВС-а г. Штейфон наверное получит надлежащий ответ, но нас интересует в данном случае один из мотивов, по которым выступает г. Штейфон. Он напоминает, что по его инициативе в Галлиполи, в присутствии всех старших начальников был, впервые, после революции, исполнен гимн „Боже Царя Храни». „Факт, вызвавший тогда не мало страстей» — (подчеркивает г. Штейфон, видимо придавая этому факту очень важное значение). Поздновато и в безопасной обстановке, хотя и вызвав почему то какие то „страсти», был произведен этот жест, авторство которого г.Штейфон горделиво приписывает себе. Чтобы пояснить ему нашу мысль — приведем в пример командира конного корпуса ген. графа Келлера. Он, по правильному свидетельству ген. Головина, оказался, в числе тех двух воен-ноначальников (второй ген. Хан -Нахичеванский) которые в момент революции открыто отстаивал монархию. Согласно следствия, произведенного по распоряжению Вр. Правительства, граф Келлер выстроил корпус и прочел свою телеграмму Государю, в которой он просил его не отрекаться от престола, ибо это означает не только проигрыш войны, но и гибель монархии и России. Телеграмма после краткого слова графа Келлера была „принята» корпусом под крики «ура» и исполненный гимн: „Боже Царя Храни». Вот такой жест исторически безсмертен, безразлично от той или иной его политической оценки.
И, тем не менее, даже почин такого героически настроенного военноначальника — монархиста по сформированию под монархическим флагом антибольшевицкой армии во время гражданской войны, по свидетельству проф. Головина, успеха не имел. Офицеры, не смотря на свои монархические убеждения, пошли не в Южную монархическую армию, а в добровольческую армию ген. Корнилова, хотя, по словам ген. Головина, Корнилов не скрывал своих республиканских взглядов. Ген. Головин об’ясняет это тем, что офицерство было настроено „бонапартистски» и не имело реставрационных целей.
Одновременно ген. Головин отмечает еще более важное обстоятельство, с которым надо нам больше всего считаться и сейчас — настроение народных масс. „Если попытки немцев привлечь русских офицеров в Южную армию оказались неуспешными», пишет он, „то уж полную неудачу постигло ожидание привлечь в ряды этой армии крестьянство. „Причина» — ярко реставрационная политика командующего этой армией ген. Семенова».
Скажут, что все это было тогда, в разгар революционных страстей, когда в чаду революции народ не понимал, что он делает, а сейчас после зверского опыта большевицкой революции народ понял свои ошибки и заблуждения и тянется обратно к монархии.
Так ли это? Сомнительно. Во всяком случае это самый кардинальный вопрос, ибо нам важно, чтобы наши намерения соответствовали народным чаяниям, как на это указывал вел. кн. Николай Николаевич, стоявший на том, что решение вопроса о форме правления принадлежит народу. Мы не можем довольствоваться в этом отношении мнением части эмиграции и присоединиться к радости г. Керсновского в „Царском Вестнике» тому, что эта эмиграция „поняла повсеместно и стихийно» значение об’единения вокруг вел. кн. Владимира Кирилловича.
Нам нужна народная стихия, а стихийность эмиграции по Керсновскому сильно смахивает на „бурю в стакане воды».**
Итак, перейдем к выяснению настроений на Родине. За время революции старшее поколение, которое знало прежнюю Россию, и могло сравнить ее порядки с большевицкими, погибло, или вымерло. У власти и в рядах руководящего актива повсюду стоит молодняк, для которого, как и для многих представителей нашего молодого поколения за границей, прежняя монархия — не волнующая лучшими воспоминаниями быль, а всего только история. К современникам ее, которые слишком напирают на то, что при монархии все было не только благополучно, но и прекрасно, эта молодежь относится с недоверием, и совершенно в этом права. Ибо если это действительно было так, и они говорят правду, то тогда нет никакого оправдания тому, что они собственными руками загубили такой прекрасный строй.
Отсюда возникают сомнения и проверка. Заграничной молодежи она в той или иной степени доступна, но в России молодняк находится в этом отношении в весьма неблагоприятных условиях. Коммвласть, не имея ничего предъявить в свою пользу, старается оперировать, как в математике, доказательствами от противного, т. е. по возможности порочить в глазах молодежи павший режим. Правда, молодежь, видя ложь и мерзость окружающего, все больше и больше отворачивается от своих лжевождей и теряет веру в их марксистскую проповедь» и в поношения ими своих противников. Однако по свидетельству на заграничном церковном соборе бежавшего в 1930 г. из России отца Михаила Польского, доклад которого издан собором особой брошюрой, „безусловно разлагающее влияние школы сильно» и „по большей части родители не в состоянии защищать старый режим и даже своей веры от детей». „Учебники переполнены рассказами об ужасах старого режима. Дети учат стихи о 9 января и о ленских расстрелах и не желают слушать оправданий прошлого. Сравнивать с настоящим они не умеют, да и для родителей это рискованно, а заведомую правду печальных фактов прошлого и они (родители) чувствуют».
Вот как правдиво и безусловно соответственно обстановке свидетельствует нам о. М. Польский, и нужно только удивляться тому, что после такого свидетельства, часть соборян нашла возможным стать на путь политических выступлений под знаменем „теократической монархии».
Наши сведения, да и не одни наши, а и многих других наблюдателей внутренней русской жизни, как отдельных лиц, так и организаций, ведущих систематический опрос как русских, так и иностранцев, бегущих, высланных и просто прибывающих оттуда, свидетельствует о том, что вся Россия загипнотизирована на одной мысли, прекрасно выраженной в приведенных выше словах К. Вергуна:
„Россия жаждет прежде всего не монархии, а освобождения от большевизма».
А так как, по правильному утверждению заключительных строк статьи Вергуна,
„нельзя забывать того, что судьбы России решатся не за границей, а живой, страдающей и борющейся Нацией в самой России», то „от эмиграции она вправе ждать помощи в этой борьбе, а не провозглашения образа правления».
Мы также как и К. Вергун „не против монархии в принципе», но согласны с ним, что если
„быть может, монархия и будет в России, она явится как итог, как завершение гигантского напряжения всех созидательных и творческих сил страны, после окончания тяжелого этапа борьбы, после нахождения страною своего пути, своего строя, и своей руководящей идеи».
В борьбе и только в борьбе обретем мы свое отечество, а для ее успеха нужно фактическое, а не фиктивное руководство. При юности вел. Князя Владимира Кирилловича оно сводится к его окружению. Пока оно по меткому определению И. Солоневича, — вариант „дворянского большевизма», в каком качестве по справедливому утверждению К. Вергуна, „она (монархия) ни России, ни народам России не нужна».
***
Пути нашего будущего еще не предрешены и пока неясны. Однако необходимо отметить, что на наших глазах многие исторические династии сошли со сцены. Так, например, в Персии (Иран) Каджарская династия должна была уступить свое место „бывшему простому конюху, который выдвинулся в борьбе с анархией… занял персидский престол… и под водительством которого Персия обрела широкий путь к быстрому экономическому развитию, к укреплению нации, к независимости, к военной мощи, к единодержавию и к защите социальной справедливости».
И немудрено, что излагая эти данные в своем письме в „Нашу Газету» (см. № б — „Голос мужика», Алексей Юрин — Франция), автор сопровождает их следующими весьма вразумительными размышлениями:
„Что касается преемственности, потомственных прав на занятие престола, то… я полагаю, что мы этот вопрос в наших условиях предрешать не можем, ибо откровение тайн народов весьма редко кому дается».
Предоставляем самому читателю судить, насколько такая скромная и разумная оценка теперешней обстановки основательнее пустых и истерических выкриков в „Возрождении» г. Ивана Тхоржевского, который например ставит вопрос: „Как разрубить советский гордиев узел без войны?» — и самодовольно отвечает: „Пожалуй, всего проще — мечом русской монархии».
Итак, с одной стороны „без войны», в том числе, следовательно, и гражданской, а с другой стороны — „мечом», т. е. все же в порядке борьбы а, следовательно, и возможной гражданской войны.
Впрочем монархия в лице вел. кн. Владимира Кирилловича послана не только нам, но и всему миру: „это сияющая путеводная нить, могущая вывести, наконец и нас, и державы, из черного большевистского лабиринта». - Как и -почему именно так произойдет
—неизвестно. Пока что в черном большевицком лабиринте к нашему стыду и позору одни мы, хотя монархия была провозглашена отцом вел. кн. Владимира Кирилловича за — границей с десяток лет тому назад.
Европа же спаслась от коммунизма не благодаря монархии, а народным вождям в лице: Муссолини и Гитлера.
Однако у наших монархистов определенной формации логика весьма своеобразная и выступающий в унисон с г. Тхоржевским в „Царском Вестнике» г. Керсновский взывает:
„Оставим Гитлера немцам, а Муссолини итальянцам. А призрак Бонапарта пусть бродит на утесах св. Елены! Нам не надо вождей! Наш Гитлер давно уже убит на штурме Екатеринодара… Другого не будет, да теперь и незачем. У нас есть гораздо лучшее, чем диктатор. У нас есть свой природный арбитр, свой природный возглавитель»… .
Итак, одним росчерком бойкого пера устранены поучительные примеры великих ликвидаторов большевизма и французской революции. Смело и решительно, но хочется спросить: Как же ликвидировать нашу революцию и понудить большевиков уступить свое место „природному арбитру и возглавителю?» Какие меры пустить для этого в ход? Ведь как будто одной бойкой словесности г. Керсновского для этого маловато и от нее сов. стены не рухнут и цепи с порабощенного народа не спадут. Вывод? Вывод очень печальный для поучающего нас г. Керсновского: хлестскость фразы не искупает отсутствия глубины мысли.
*’*
А в общем вся эта „пальба» — мимо цели. Борьба в мировом масштабе развертывается сейчас не только из за национальных конфликтов, а по линии идеологической.
По этой линии демократия, — о прежнем предшествующем ей строе мы уж и не говорим, — отступает перед идеократией, под которой мы разумеем господство в пределах нации единого миросозерцания — одной идеологии (фашизм, национал-социализм). Эта идеология становится официальной государственной доктриной и носителем ее является ведущая сила нации. Эта сила — отбор нации образуется и выковывается в борьбе и выдвигает из своей среды Вождя — Национального Диктатора.
Поэтому правильно утверждение К. Вергуна, что нам тоже придется пройти через неизбежный этап борьбы, для нахождения своего пути, своего строя и своей руководящей идем. И лишь после этого наступит момент внешнего оформления, который явится итогом этого заполненного борьбою пути.
На этой правильной позиции и стоит наша смена — Фашистская молодежь и НТСНП и, мы убеждены в том, что это соответствует не только общей международной обстановке, но и внутренним настроениям в России.
С. Северский
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.