Публикуем редакционную статью из №424 за 1991 год журнала «Наши вести» издания Союза чинов Русского корпуса, проживавших за границей. Основная мысль статьи верна и актуальна и сегодня. Вместе с тем, нельзя не видеть, что надежда русских людей за рубежом на возглавление религиозного возрождения России такими людьми как патриарх Алексий и «другие иерархи» наивна. Верхушка Московской патриархии и не хотела возрождения на Руси подлинной настоящей православной веры. Своей ложью и фальшью оттолкнула от Церкви многих нравственных и неравнодушных людей.

Какая, собственно говоря, разница между коммунизмом и большевизмом? По существу никакой, это синонимы,— они лишь семантические варианты одной и той же в конец обанкротившейся социально -политической идеологии. Но в терминологическом отношении они могут помочь нам отделить идейно — политический аспект коммунистической системы от того трагического наследия, которой марксизм-ленинизм оставил после себя в России на духовно-нравственном уровне.

Итак, августовские события 1991 года в Москве как будто бы навсегда покончили как с самой системой, так и с КПСС, господствовавшей в стране идеологией (во всяком случае на территории РСФСР). Постепенно исчезают и внешние атрибуты преж¬ней власти, которая, кстати сказать, обошлась Рос¬сии в более ШЕСТИДЕСЯТИ МИЛЛИОНОВ человеческих жизней!

А сколько оставила эта сатанинская власть покалеченных душ —нравственных уродов, то есть тех, кого принято сегодня называть «гомо-советикусами»?! И именно это и есть то «духовное» наследие коммунизма, которое мы будем называть здесь большевизмом.

Самым трагическим из всего унаследованного Россией и ее народами от большевиков за 73-летний период их власти— это БЕЗБОЖИЕ. Все остальное — социальный, экономический, этнический, экологический и прочие кризисы — блекнет перед тем, что может постичь наше отечество, если наш народ не вернется к Вере отцов, к Православию.

Могут сказать: в России уже начался процесс духовного возрождения, народ духовно преображается, нужно лишь набраться терпения и всё будет в порядке. Так ли это? Да, процесс этот действительно начался, но развивается он чрезвычайно медленно, ибо идет снизу вверх, а не наоборот. Духовно преображается народ, и в первую очередь интеллигенция (но никак не образованщина).

Руководящие же посты в стране на почти всех уровнях власти до сих пор еще, к сожалению, занимают безбожники, — хотя и не богоборцы, но в Бога не верящие. Эти советские номенклатурщики заняты сейчас тоже «преображением», но политическим— были партократами, становятся (худшего западного образца) «демократами». В лучшем случае они к ре¬лигии равнодушны, но среди них всё еще есть и воинствующие. А это как раз и является одним из наи¬более негативных факторов, которые никак не способствуют ускорению процесса духовного возрождения россиян.

И заметьте, мы говорим здесь не о народе в целом, но только о тех, чьи души оказались опустошенными после того, как коммунизм канул в Лету. Ведь еще с евангельских времен известно, чем душевная пустота может наполниться: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя; и не находя говорит: возвращуся в дом мой, откуда вышел. И пришедши, находит его выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши, живут там. И бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11, 24-26).

Кто же тогда, при таких казалось бы неблагоприятных для верующих (и жаждущих верить) обстоятельствах мог бы ускорить духовное преображение русских людей? Только Церковь, Русская Православная Церковь. Это ее призвание, ее задача, ее священный долг.

Итак, для священноначалия Русской Православной Церкви наступила сейчас исключительно ответственная пора—приступить к интенсивной борьбе с безбожием, к борьбе за спасение человеческих душ путем усиленной и ускоренной катехизации народа.

Нам могут сказать: «Конечно, легко вам из вашего прекрасного далека давать советы». На это можно ответить так: мы не только хотим, но мы готовы в любой момент включиться в борьбу за души обезбоженных большевиками соотечественников всеми доступными нам средствами. В первую очередь хотя бы отправкой в Россию душеспасительной литературы. Собственно это уже нами делается почти повсеместно, но, к сожалению, наши усилия носят неорганизованный, спорадический характер. По известным всем причинам налицо отсутствие координации действий между Церковью и церковными деятелями в отечестве и за границей.

Трудно себе представить православного человека, вынужденного жизнь свою коротать за рубежом, но любящего свое отечество, который бы остался равнодушным к процессу христианизации России. Во — первых, по личному опыту своему мы, православные эмигранты, прекрасно отдаем себе отчет в том, что лишь благодаря Церкви русская эмиграция сумела не только остаться православной, но и сохранить свою русскость на протяжении долгих и тяжелых лет жизни в изгнании. А, во-вторых, тот же опыт говорит нам, что от всех бед, унаследованных от большевиков, Россия в состоянии будет избавиться только при условии, если народ наш вернется к Богу, к вере отцов своих.

Итак, самым страшным из всех наследий большевизма следует считать БЕЗБОЖИЕ. Всё остальное, в частности, БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ, БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬ и пр.,— это только производные от самого пагубного для России зла, безбожия.

Не нам, конечно, учить Церковь и ее иерархию, как бороться с безбожием и как воцерковлять русских людей, которые по-прежнему в большом числе продолжают тянуться к Православию. Но мы можем наметить «болевые точки», на которые необходимо в первую очередь обратить самое серьезное внимание.

Во-первых, следует всегда помнить евангельские слова: «Врачу, исцелися сам!». А это значит, что необходимо начинать с самого себя. Если до сих пор наш народ, в особенности его верующая часть, жил в страхе от коммунистического «истэблишмента», в страхе перед перманентным террором богоборческой власти, то пришло время освободиться от этого страха и серьезно подумать о страхе Божием.

У нас не будет надобности бояться «врагов внешних» в лице людей, нас окружающих, если мы себя и этих людей наставим на борьбу с «врагами внутренними»— нашими грехами и всякого рода соблазнами. А кроме того сказано ведь: «Не бойтесь убивающих тело, и потом не могущих ничего более сделать» (Лк. 12, 4). Ни нам, ни тем более Церкви Христовой, осмелимся добавить мы к словам Божественного Учителя.

Во-вторых, необходимо усилить борьбу с царящей в стране бездуховностью. Мы уже упомянули выше о духовном вакууме, который образовался у людей, оттолкнувшихся от коммунизма, порвавших навсегда с марксизмом-ленинизмом. Эту пустоту надо немедленно начать заполнять проповедью Слова Божия и учения Церкви о христианской морали и нравственности.

В России сегодня наблюдается кризис нравственных авторитетов— лучших ликвидировали, а других перевоспитали «промывкой мозгов». Образовавшийся вакуум стал заполняться или тягой к бездуховной, а зачастую и безнравственной, культуре «гнилого Запада» (гедонизм, порнография и пр. «прелести»), или склонностью к ложному, не одухотворенному патриотизму, с которым, к сожалению, легко уживается до сих пор еще у многих не изжитый большевизм («национал-большевики»). Вот и получается совсем по-евангельскому: «слепые ведут слепых»…

В-третьих, вторая наибольшая заповедь Христова учения гласит:« Возлюби ближнего своего как самого себя». А в России сегодня люди жалуются, что «человек человеку— враг». Это, конечно, всё то же мрачное наследие большевизма, вызванное условиями жизни, которые с совершенно определенным замыслом нашему народу навязала человеконенавистническая коммунистическая система.

Но если народ проникнется учением Христа, если люди примутся перестраивать свою жизнь на базе двух первейших Заповедей Божиих—о любви к Богу и любви к ближнему,—то почти мгновенным результатом такого преображения явится милосердие, одна из величайших добродетелей христианина. Разве не эту добродетель большевики в первую очередь выкорчевывали из человеческих душ на протяжении более семидесяти лет своего владычества над ними?

В-четвертых, самое серьезное внимание следует обратить на хрупкие детские души, на правильное духовное воспитание и просвещение подрастающих поколений. Если физические дефекты и даже будущие болезни свои дети зачастую наследуют от родителей, будучи еще в утробе матери, то духовные дефекты они также нередко приобретают от родителей, которые или неправильно их воспитывают, или портят их собственным отрицательным примером еще задолго до того, как их начинает портить улица.

В здоровой семье—здоровые и физически, и духовно дети! С этой истины и следует немедленно начать борьбу со всеми пороками, разрушающими семью и этим наносящими непоправимый вред детям. Современная секулязированная жизнь никак не способствует такой борьбе, а потому задача Церкви—через религиозно настроенных народных депутатов (таковым, кстати, является Патриарх Алексий 2-й и др. иерархи) добиться такого законодательства, которое обеспечивало бы детям право на религиозное воспитание в школах, на изучение в них Закона Божия.

Вышесказанным, конечно, не исчерпываются все «болевые точки», все кризисные ситуации, которыми сегодня изобилует жизнь освободившейся от коммунистического ига России. Большевизм остался… Остались и безбожием покалеченные души.

Наш — верующих как в отечестве, так и за рубежом — общий долг помочь Русской Православной Церкви вернуть страну на ее тысячелетний христианский путь, вновь просветить ее светом спасительного Православия. И только тогда в России придет конец и большевизму.