АДАМ МЮЛЛЕР: КОНСЕРВАТИЗМ И «GLOBULAFORM»

Ф.С. Ким.

Герд–Клаус Кальтенбруннер (род. в 1939 г. в Вене) – один из теоретиков «просвещённого консерватизма» («aufgeklärten Konservatismus»). Его теория консерватизма состоит из трех частей: реалистическая антропология, полити­ческая экология, теория свободы [1; 2; 3]. Именно он сформулировал знамени­тые шесть принципов немецкого неоконсерватизма восьмидесятых годов ХХ в.: Обретение Наследия, Стабильность, Порядок и лояльность, Государствен­ный авторитет, Свобода, Пессимизм [1,111–129; 3,19–54; 4; 5; 6,66–81]. На­много меньше известен у нас Г.-К. Кальтенбруннер как виртуозно владеющий пером и словом мастер интеллектуального эссе, который руководствуется пра­вилом: «нельзя понять знаменитых, если не прочувствовать неизвестных» [7,b.2,6; 8]. Среди «великих незнакомцев немецкого духовного наследия»1, од­ним из любимых персонажей Кальтенбруннера является Адам Генрих Мюл­лер (1779–1829),  АДАМ МЮЛЛЕР: КОНСЕРВАТИЗМ И «GLOBULAFORM»«консерватор между Пруссией и Австрией» [1, 201–228; 7, b.1, 215–228]. Одна из причин его забвения –попытка использовать идеи и имя Мюллера в 20-х годах ХХ века в рамках так называемой «консервативной ре­волюции» и политической неоромантики2. Кальтенбруннер часто обращает внимание на сложные, противоречивые и многогранные фигуры, мнения о ко­торых совершенно полярны, как о Мюллере: «ученый или обскурантист; защитник свободы слова или цензуры; конвертитер, предатель собственной веры или верующий, вернувшийся к вере отцов; сервильный, хитрый, продаж­ный ханжа и обскурантист или «доблестный воин Бога в борьбе против дьяво­ла». Для многих он имел внутри себя какую-то червоточину, что-то проклятое. И в самом деле, как ученые могут относиться к коллеге, который открыто заявил: дефиниции – это «яд науки»? Как журналисты могут относиться к бли­стательному публицисту, который высказывался за государственную цензуру против свободы прессы? Как верующие могут относиться к конвертитеру3, предателю собственной веры, который сверх того выдвинул не подкреплен­ный Библией тезис, «что Христос умер не просто за людей, но также за госу­дарство»? Еще при жизни имя Мюллера было окутано целым шлейфом ле­генд, предубеждений и подтасовок, его проклинали и предавали анафеме. Это сложное отношение объясняется, по мнению Кальтенбрунера, в первую оче­редь тем, что перемена подданства в Германии девятнадцатого столетия счи­талась предательством в двойном смысле слова: Мюллер осознанно встал на австрийскую, католическую и, тем самым, консервативную сторону – это было самое худшее, в чем можно было бы упрекнуть либерального профессо­ра протестантского происхождения, урожденного Пруссии. «Так как его бытие и служение в мире оборвано и не завершено4, то представление о нем вызыва­ет много недоразумений: слышны самые разные голоса, как доброжелателей, так и иных – небескорыстных – личностей, бесцеремонных, безжалостных, ко­торые ему совершенно чужды и не в состоянии увидеть и признать внутрен­нюю невинность и доброту его души». Эти слова Клейста5 заставляют взять паузу для размышлений. Считал А. Мюллера верным, надежным и гениаль­ным другом и Гентц6. Дружба между Мюллером и Гентцем, которая продолжалась всю жизнь, и нашла отражение в многолетней и разносторонней пере­писке [9], была воплощением в биографиях испытанием учения о противопо­ложностях, которому была посвящена первая книга Мюллера «Lehre vom Ge-gensatze»7, которая была опубликована в 1804 г. в Берлине. Этот свободный, контрастный, мозаичный юношеский труд уже содержит в свернутом виде главные темы его жизни. Представленная в нем философия противоположно­стей не выдерживает, конечно, сравнения с диалектикой Фихте и Гегеля, более того, автор с юношеским высокомерием играет с изобилием антиномий, по­лярностей и дифференциаций, смешивает, путает отдельные онтологические области, не додумывает идеи и смело берет на себя обязательство объединить Бёрка и Гёте в «высшем третьем». Но возврат в центр философской рефлексии принципа противоположностей Гераклита, безусловно, является его заслугой, считает Кальтенбруннер.

Образ Гентца, основателя политической публицистики в Германии, авто­ра знаменательного для эпохи перевода «Размышлений о Французской рево­люции», врага корсиканцев, но также и восходящего тевтонского национа­лизма, советника и серого кардинала Меттерниха, интеллектуально – учени­ка Канта, по стилю жизни, напротив, – эпикурейца, – совершенно противопо­ложен образу Мюллера. Рядом с политическим реалистом и философским ра­ционалистом Гентцем Мюллер кажется слишком легковесным как мистиче­ский мечтатель, так же как в сравнении с Клейстом он не обладает творче­ской оригинальностью. Можно было бы продолжить эту игру, заметить, что Мюллеру не доставало дальновидности Гердера и энергичного идеализма Шиллера, ему были чужды мистически-тевтонские глубины Баадера 8 и про­никающая в архаические дали интуиция Гёрреса9, он не может тягаться в спе­кулятивных возможностях с Фихте и Гегелем, с которыми он враждовал, как и с Шеллингом, которым он восхищался. Такое отрицание не дает портрет этого противоречивого духа, Мюллер, более чем другие фигуры романтического периода, ускользает от обычных определений и сравнений, считает Кальтенбруннер.

Воспитанный как приемный внук Иоганна Давида Кубе – протестанта, пастора, проповедника, известного ориенталиста и переводчика10, Мюллер уже после своего обращения в католическую веру мечтал «обратиться к умершему», объяснить, что и тот «не смог бы иметь дело с сегодняшними ра­ционалистами и супернатуралистами», и что сам он, «безусловно, стремится сохранить образ мыслей нашей семьи».

Концепция общества, государства и космоса Мюллера, ориентируется на нормативный праобраз Брака, Семьи: «… так снова в каждой семье цветут все образы и века земной жизни. В семье нам является совершенно отчетливо формула мировой истории» (1806); «Высший Брак вещей призван создавать красоту и жизнь всегда, везде и далее…» (1807/08); «Теория семьи или пер­вых необходимых для сохранения, союза и продолжения человеческого рода отношений, должна стоять в начале всех учений о государстве… Брак – … есть вечная, во всех зонах Земли распространенная школа взаимности» (1808); «Понять семью, значит понять все союзы этой земли, понять все кол­лективное» (1812); «Экономика исходит из понимания, что человек является ребенком в большой семье Бога, звеном в большом домашнем хозяйстве или государстве под водительством Бога» (1819); «Заботиться о мире, означает заботиться об укреплении большого союза семей этого мира, а он не может состояться без тернистого, полного трудностей пути отдельных выдающихся семей» (1829).

В своих политико-теологических спекуляциях Мюллер пытается предста­вить отношения противоположностей – между средними веками и современ­ностью, буржуа и дворянством, искусством и обществом, теорией и практи­кой, капиталом и трудом, церковью и государством, юностью и старостью, городом и деревней, мужчиной и женщиной – как брак, супружество, союз. В лекциях «Von der Idee der Schönheit»11(1809) есть знаменательное признание: «мы – как ребенок, когда его спрашивают: ты хочешь пойти с папой или остаться с мамой? – Конечно, он ответит: пойти с папой и остаться с мамой. В детской, полной любви душе совершенно спокойно уживается противоположное…» Мюллер испытывал ужас перед жестким «или – или» и в жизни выбирал, в согласии со своей философией «как, так И…», «детское И»: Веру и Любовь, Церковь и Женщину: и тайный переход в католическую веру (1805. Вена) 12 и брак с Софи, который по законам католической церкви был недействителен (1809)13.

Принципу, направленному на посредничество, примирение, соглашение, уравновешивание, союз противоположностей Мюллер следовал и в своих Дрезденских «Лекциях о немецкой науке и литературе» («Vorlesungen über die deutsche Wissenschaft und Literatur»), которые состоялись зимой 1806 г. Почти неизвестный общественности приватный ученый имел успех, попал в фокус культурной жизни города. Мюллер показал в своих рассуждениях следствия из историцизма братьев Шлегелей, отвергал авторитет академии и канонов классицизма, говорил о стремлении и призвании каждой литературы возвыситься до универсального и бесконечного, а также о диалектике, как необходимом союзе догматики и скептицизма, озадачивал ошеломляющими литературно-социологическими трактовками, чествовал Гёте, Новалиса и Бёрка как великих объединителей и посредников. Постоянным лейтмотивом звучат ключевые слова: объединение, посредничество, примирение, универ­сальность, толерантность. Требуется критика, «подлинно немецкая, примиря­ющая, которая не просто спорит, но в споре сама [с собой]14 умеет прими­ряться». Как должна осуществиться эта достойная цель – умалчивается, вме­сто этого представляется как перспективный «Журнал для примиряющей критики» («Journal für die vermittelnde Kritik»), который, однако, так никогда и не появился. Мюллер со своими все примиряющими, посредническими до­бродетелями был, как броско сформулировал Гентц, теоретически и мораль­но слаб: «Что меня постоянно до некоторой степени отталкивает от Вашей весь мир охватывающей толерантности – это опасение, что, если так будет и дальше, в конце не остается больше ничего, что может быть по праву ненави­димым или презираемым.Это связано с моей жизнью. Если все необходимо в том смысле, как Вы это иногда принимаете, …то, очевидно, приходит конец всякой критике, и не остается ничего более, как отдать все на волю Бога».

Мюллер был блистательным, красноречивым оратором и риторике он по­святил «Двенадцать речей …»15. Во время пребывания в Дрездене Мюллер давал уроки «государственных наук» Бернарду Саксен–Веймарскому16. «Основы искусства государственного управления» («Die Elemente der Staats-kunst»)17, эта «magna charta»18 политического романтизма, была плодом этой воспитательной деятельности.

Во время австро-французской войны в июне 1809 австрийцы вошли в Дрезден, Мюллер открыто сотрудничал с оккупационной властью. Когда по­сле трех кратких недель она вынуждена была уступить связанной с Наполео­ном Саксонии, писатель был арестован и выслан как предатель. Мюллер, ко­торый до того был только теоретиком, впервые участвовал в практической политике. Тайный католик пешком и без средств прибыл в свой родной город Берлин. За ним на самом высоком уровне наблюдали в Вене. «Что касается Адама Мюллера, – говорил кайзер Франц I, – «моим намерением не является оставить его на произвол судьбы». Пока же Мюллер пытался обосноваться и встать на ноги в Берлине. Закончив «Die Elemente der Staatskunst» он обра­тился к политическим темам как оратор и публицист, читал лекции19, в кото­рых защищал феодальную власть, дворянскую собственность на землю и по­стоянную иерархию против либерального индивидуализма, учения о свободe торговли Адама Смита и рационального сельского хозяйства Альбрехта Таэ-ра20. Тем самым Мюллер привел к присяге тяжелый последствиями союз между литературной романтикой и политическим консерватизмом, считает Кальтенбруннер. Постоянная фронда против реформ Штейна и Гарденберга нашли красноречивого и гибкого поверенного, который одновременно состо­ял в отличных отношениях с правительством и пользовался расположением высоких чиновников.

Понять насколько сложна была игра, которую виртуозно вел Мюллер, можно из его предложения Государственному советнику Stдgemann21, которое, не будь оно подтверждено документально, можно было бы принять за злоб­ную сатиру: «Я уверен, что смогу выпускать 1) открыто, под руководством Го­сударственного Совета, правительственный листок и 2) анонимно, при согла­сии Государственного Совета, народный листок, другими словами, министер­скую и оппозиционную газеты одновременно». Часто это предложение цити­руется как доказательство беспринципности Мюллера, рассуждает Кальтен-бруннер, при этом совершенно упускается из виду то, что и Клейст, по мень­шей мере, играл с подобными мыслями: «Итак, редактируется два листка, один из которых никогда не лжёт, а другой говорит, что истина: задача будет решена». Если принять за обоснование философию противоположностей Мюллера такой двойной проект кажется менее странным, и даже симпатич­ным. Оратор par excellence, который еще в Вене мечтал о парламентской жиз­ни Британии, и был блистательным собеседником в приватном общении, исхо­дил из того, что иметь голос должны как государство, так и оппозиция. Госу­дарство должно «не подавлять оппозицию, но направлять, еще лучше – преду­преждать». В меморандуме к королю говорится, что правительство не имеет права «отклонять разговор со своими подданными, более того, оно могло бы «открыть законный путь верной, основательной и патриотической оппозиции»: «Тайная оппозиция, которая не может говорить публично, есть самая опасная: она более всего подтачивает жизнь государства».

Принимая во внимание еще и то, что речь идет о феодальной оппозиции, ход мыслей Мюллера об общественном мнении можно было бы признать по­лезным для демократии. По меньшей мере, они доказывают, что их автор – вовсе не мракобес. Контрадикторный проект газет реализован не был, но Мюллер был одним из самых ревностных сотрудников «Berliner Abendblдt-ter»22, издаваемого Клейстом с 1 октября 1810. Эта газета была одним из ру­поров феодальной оппозиции Гарденбергу. По поручению юнкерства, отнюдь нерадостно принимавшего перемены, Мюллер составил одновременно заискивающий и неумолимый меморандум к канцлеру. Тогда Гарденберг из­бавился от надоедливого патриота, отправив его в Вену.

Внешне просто как приватный ученый и почетный гость, прибыл Мюллер летом 1811 в город на Дунае, чтобы в качестве тайного агента Берлинского правительства наблюдать политическую ситуацию. Даже Гентц, друг, и Вильгельм фон Гумбольдт, прусский посол в Вене, не имели понятия о тай­ной миссии Мюллера. Его приезд бросался в глаза тем меньше, что Вена по­сле основания Рейнского союза и сокрушительного поражения Пруссии в 1806 – 1807 гг. превратилась в место пребывания многих настроенных про­тив Наполеона романтиков: братья Шлегели, Эйхендорф 23, Теодор Кёрнер 24, Беттина и Клеменс Брентано, Захария Вернер 25 и большинство художников – «назарейцев» 26. Одновременно с ними в Вене появился изгнанный француза­ми из Варшавы пастор – редемпторист 27 Клеменс Мария Хофбауэр 28.

Имевший наполовину чешское происхождение Хофбауэр был заподозрен полицией как разбойник и опасный фанатик. Хотя бывший помощник пекаря не был романтиком ни по своему духовному облику, ни по научным, ни по художественным наклонностям, он, тем не менее, быстро притягивал к себе самых разных романтически настроенных персон, прежде всего художников, писателей и ученых. К ним принадлежал и Адам Мюллер, нашедший себе нового влиятельного покровителя в лице брата императрицы, эрцгерцога Максимилиана д’ Эсте 29. Весьма вероятно, что Мюллер в своих «Двенадцати речах о красноречии имел перед глазами пример проповедника Хофбауэра. Мюллер говорит не просто о влиянии христианской религии на красноречие, но сверх того полагает, что только с ней впервые правильно пришло в мир собственно Слово. Теология – Disputa del Sacramento – наставление в слове, школа возвышенного красноречия. «Бог царствует путем убеждения», – с этим, безусловно, согласен Мюллер.

Так Хофбауэр, признанный в 1909 святым покровителем Вены, и Макси­милиан д’Эсте, впоследствии генерал–фельдмаршал и Великий Магистр Тев­тонского ордена, олицетворяют те два силовых поля, в которые удалось вой­ти Мюллеру, тайному агенту Пруссии: религиозная и политическая реставра­ция на основе причудливой культурной преемственности. Он планировал со­здание образовательного учреждения для юных дворян, которое должно было стать своего рода платонически-христианской академией под патрона­жем Максимилиана и духовным руководством Хофбауэра, за собой он остав­лял научно-философское руководство. План не был осуществлен, хотя был разработан уже хорошо, из-за объединенного сопротивления просвещенной бюрократии и католического клира, которые не доверяли иностранцу, про­слывшему мистиком и фантазером.

Во время войны против Франции 1813 г. Адам Мюллер становится секре­тарем, референтом, дипломатическим посредником и публицистом на службе гауптмана Рошманна30, который организовал тирольскую освободительную борьбу. Мюллер был старшим государственным чиновником, после Венского конгресса – генеральным консулом Австрии в Лейпциге и «приватным» изда­телем «Deutschen Staatsanzeigen», одного из управляемых Веной политических журналов, наконец, посланником в Ангальте и Шварцбурге 31, последних фео­дальных анклавах в большом прусском государстве. В Anhalt-Köthen он дол­гое время занимал положение неофициального премьер-министра. Несомнен­но, опытный дипломат и умело действующий посредник, воинственный пуб­лицист и ревностный теолог – любитель был причастен к поразительному об­ращению в католицизм герцога и герцогини Anhalt-Köthen.

Поздние работы Мюллера 32 близки философам реставрации Галлеру 33, Бональду 34 и де Местру 35 и в значительной степени лишены красноречия, изобретательности и обаяния его ранних работ, в них несомненны признаки разочарования и пессимизма, полагает Кальтенбруннер. Победоносное разви­тие капиталистической денежной экономики и разделения труда критикуется в тонах, которые напоминают нам о Фурье, Сен-Симоне и Оуэне, а в некото­рых случаях даже о Марксе, который внимательно читал «Die Elemente der Staatskunst» Мюллера и цитировал его в «Капитале» [10, т. 23, 135; т.24, 208; т.25 ч.1., 392, 436, 437]. Как и у Меттерниха, названного однажды «приро­жденным социалистом», у Мюллера можно найти социалистические аргу­менты. Кальтенбруннер на примере Адама Мюллера показывает близость фе­одальной и пролетарской критики капитализма. Романтические консервато­ры и представители левой пролетарской оппозиции обращали внимание на одни и те же феномены. Аристократия, романтическая интеллигенция и про­летариат стоят в противоречии с наличным обществом, с миром капитала, торговли и индустрии, и Гентц не без замешательства констатировал, что по­литико-теологический трактат его друга «хотя и движим совершенно проти­воположными мотивами, работает на руку революционерам». Позднее, одна­ко, он считал: «Если кто-то и предоставил лекарство против фальшивой общ­ности наших дней и против социализма безбожников, то это – Мюллер».

В историко-философских справочных трудах может отсутствовать имя Мюллера. Остались так и неосуществленными его поэтические планы. Мюл­лер был прежде всего ритором в очень сложном, полном противоречий и определяемом немецкими обстоятельствами смысле: привлекающий внима­ние, вызывающий, производящий сенсацию. Почти все труды Мюллера были первоначально составлены как публичные лекции. Он напомнил о великой истине, «которая для нас – больше, чем где бы то ни было еще – остается за­бытой, а именно, что есть только один показатель понимания, а именно – внятность, и что будет само собой пониматься только в той степени, в какой будет разъяснено». Чувство вкуса, меры, равновесия, консенсуса, обходи­тельность и коммуникабельность свойственны этому прусскому австрийцу по собственной воле. Его литературные взгляды были более великодушными и более гибкими, чем у большинства его современников. На примере Ганса Сакса36, Мюллер показывает, «как политическое или экономическое и поэтическое существование постоянно обусловливают друг друга». Перед лицом «игры так называемой моральной свободы» он напоминает о «мрачных, жестких физических ограничениях гражданской жизни, ее законах и догово­ренностях о приличиях». Он констатирует влияние поэта на общество и влия­ние общества на поэта, подавляющее или стимулирующее. Подлинная игра страстей непонятна для тех, кто не знает соответствующую публику. Коме­дия имеет эгалитарно-демократическую природу, трагедия – элитарно-мо­нархическую.

Мюллер показывает не только влияние художественного творчества и об­раза поведения на общество, но и обратную тенденцию: эстетизацию соци­ального, обсуждение общественных проблем под знаком красоты. Как ви­дение стоит за этим «цельный человек», гуманистическая икона от Шиллера до Маркса: примирение противоположностей, натурализация человека, гума­низация природы, мирное бытие. Многие современники чувствуют себя в своем существовании неуютно, потому что налицо противоречие «между тем, что есть, и тем, значимым, во что они верят»: «Вы сами, ваш так называ­емый внутренний мир, противоречит вашему положению или внешнему миру, что означает тому, что вы имеете».

Искусство возвышается до эстетического воспитания человеческого рода, общество будет произведением искусства, мораль станет эстетикой. Заявлен­ный во всеуслышание зимой 1806 г. выдающийся социально-критический, ан­тикапиталистический импульс, который продуцировал эту утопию, снова раз­горается в поздний теологический период. В 1812 г. Мюллер говорит о «по­рочной, безнравственной тенденции разделения труда», которая «людей, цель­ного, совершенного, свободного человека разрывает на части, превращает в колеса, цилиндры, спицы, валы, навязывает ему полностью одностороннюю сферу в уже односторонней сфере обеспечения одной отдельной потребности 37. Человеку должна быть соразмерна, напротив, «всесторонняя – хотелось бы сказать даже – шарообразная – область его действия» – «GLOBULAFORM», которая заявлена в «учении о противоположностях» Мюллера. В 1819 г. эти тезисы были повторены в «Theologischen Grundlage der gesamten Staatwissen-schaften» прямо-таки в марксистском духе: «только часть человека, только отдельные силы используются в огромной фабрике, а не весь цельный чело­век», благородный остаток [его] персональности остается мощным, сильным только тогда, «когда он исполняет звериные функции, когда он ест, пьёт или спит; короче всегда только тогда, когда он живет не для государства и обще­ства». Снова будет приводиться в качестве контрастного изображения «цель­ный человек». Мюллер «не глубокий», прежде всего не очень «последователь­ный» с точки зрения логики мыслитель, его можно отнести к линии Платона в мировой философии как диалектика и диалогиста (dialogicians). В поздний ак-центированно католический период он серьезно обратился к аристотелевски фундированной схоластике Фомы Аквинского. Необходимо напомнить об об­стоятельствах жизни Адама Генриха Мюллера потому что они искажены до неузнаваемости, обросли слухами, стереотипами и предубеждениями. Мюллер был первым, кто признал Клейста. Одно это могло бы принести ему славу, сделать его имя узнаваемым для нас, кто имеет сомнительное счастье – жить полтора века после него, так завершает свое эссе Кальтенбрунер.38

1Слова Эрнста Роберта Курциуса. Ernst Robert Curtius’ (1886-1956) — филолог, переводчик, иссле­дователь европейской литературы, писатель, эссеист, автор многократно переиздаваемой книги Europäische Literatur und lateinisches Mittelalter (1948).

2Кальтенбруннер называет имена Отмара Шпанна и Эрнста Карла Винтера. Othmar Spann (1875-1950) – австрийский философ , один из представителей «консервативной революции» в Германии и Австрии, отстаивал «истинное» «целостное государство» «самоуправляющихся сословий» в противовес государству как результату «общественного договора» отдельных атомизированных индивидов. cм. подробнее Spann О. Der wahre Staat. Leipzig, 1923; Горшенёва И. Б. Отмар Шпанн как идеолог «консервативной революции»: 1918-1938 гг. Дисс. на соискание уч. степени кандидата исторических наук – Воронеж, 2008; Ernst Karl Winter (1895–1959) – австрийский социолог, поли­тик, писатель, известен благодаря своему лозунгу «Стоять справа, думать лево!» интерпретировал социально-теологические произведения Мюллера под знаком своего идеала социальной монархии.

3Конвертитер – тот, кто перешел в другую веру.

4Мюллер, потрясенный внезапной смертью Фридриха Шлегеля и княгини Меттерних, скоропо­стижно скончался 17 января 1829 не достигши ещё и пятидесяти лет. Он был похоронен рядом с Мария Клеменс Хофбауэр на «кладбище романтиков» в Maria Enzersdorf близ Вены.

5Генрих фон Клейст (1777-1811) – драматург, поэт, прозаик. Мюллер познакомился с Клейстом в Дрездене и первым оценил его гений. Успешный ритор безоговорочно поддержал безвестного поэта, опубликовал его «Амфитрион» с восторженным предисловием (см. Adam Müller, Vorrede des Herausgebers, in: Heinrich von Kleists Amphitryon, ein Lustspiel nach Moliere. Herausgegeben von Adam H. Müller (Dresden: Arnold 1807), I-VII). Вместе они издавали недолго существовавший жур­нал «Phöbus», в котором Клейст впервые представил публике часть «Пентесилии», «Разбитый кув­шин», «Роберт Гискар», «Михаэль Кольхаас», а Мюллер – фрагменты эстетических и литератур­но-критических лекций, и небольшие философские заметки.

6Фридрих Гентц (Friedrich Gentz, 1764-1832) – политик, политический мыслитель, писатель, перевёл «Размышления о Французской революции» Э. Бёрка на немецкий язык.

7Учение о противоположностях.

8Франц Ксавер фон Баадер (1765–1841), см. подробнее: Franz von Baader. Sätze aus der erotischen Philosophie und andere Schriften. Frankfurt a. M., 1966 (Hrsg. Kaltenbrunner G.-K.).

9Иоганн Йозеф фон Гёррес (Johann von Joseph Görres, 1776 – 1848) – философ, которого Кальтен-бруннер считает самым значительным исследователем христианской мистики. см. Görres, (Johann) Joseph von. Die christliche Mystik. 4 Bd. Regensburg und Landshut, Joseph Manz (Krüll’sche Universi-tätsbuchhandlung), 1836-1842

10Johann David Cübe (1724–1791), автор перевода книги Иова (Ветхий Завет). см. Cübe, Johann Da­vid. Poetifche und profaifche Ueberfetzung des Buchs Hiob. 3 Theile. Berlin 1769 -1771.

11«Об идее прекрасного»

12свидетельство Lorenz Leopold Haschkas (1749-1827), автора текста стихов немецкого националь­ного гимна, музыку к которому написал Гайдн (1797). Гимн был посвящен кайзеру Францу II (как император Австрии — Франц I), 1768-1835.

13Софи ранее была женой помещика Peter Boguslaus von Hasa-Radlitz и их развод не был признан по законам католической церкви

14[…] —добавление Ф.Ким при переводе

15Müller A.H. Zwölf Reden über die Beredsamkeit und deren Verfall in Deutschland. Wien, 1812(Двена-дцать речей о красноречии и его упадке в Германии)

16Karl Bernhard von Sachsen-Weimar-Eisenach (Карл Бернард) (1792–1862)

17Müller A.H. Die Elemente der Staatskunst. Berlin, 1809. Hrsg. J.D. Sander. (Основы искусства госу­дарственного управления — перевод Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, см. напр. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2 — е изд., т.23 – с.858)

18«великая хартия».

19«Über König Friedrich II. und die Natur, Würde und Bestimmung der preußischen Monarchie» («О ко­роле Фридрихе II и природе, достоинствах и призвании прусской монархии»)

20Альбрехт Таэр (Albrecht Thaers, 1752-1828) – исследователь – натуралист, один из основателей современной агрономии, обосновал, применял и пропагандировал методы поднятия плодородия сельскохозяйственных земель; в России издавалась его книга – Основания рационального сельско­го хозяйства / пер. С.А. Маслова; примеч. Н.Н. Муравьева и Е. Крюда. В 5 ч. Ч. 2. М., 1831.

21Friedrich August von Staegemann (Stägemann) (1763–1840) – тайный государственный советник, писатель. 22«Берлинский вечерний листок».3Эйхендорф (Айхендорф) – Josef Benedikt von Eichendorff (1788-1857) – поэт, писатель, историк литературы, представитель немецкой романтической школы.

24Theodor Körner (1791–1813) – поэт, драматург.

25Zacharia Werners (1768–1823) – поэт, драматург.

26«назарейцы» («Союз святого Луки») – товарищество немецких и австрийских художников ро­мантиков ХIХ в., подражавших образу жизни средневековых религиозных общин.

27Редемптористы – миссионерский католический монашеский орден.

28 Clemens Maria Hofbauer (1751–1820).

29Maximilian Joseph von Österreich-Este (1782–1863).

30Anton Ritter von Roschmann (1777–1830).

31Anhalt, Schwarzburg – герцогства в Германии.

32«Von der Notwendigkeit einer theologischen Grundlage der gesamten Staatswissenschaften und Staats-wirtschaft insbesondere», 1819 («О необходимости теологического обоснования наук о государстве и экономики в особенности») и «Die innere Staatshaltung, systematisch dargestellt auf theologischer Grundlage», 1820 («Внутренняя государственная политика, систематически изложенная на теоло­гической основе»).

33Karl Ludwig von Haller (1768 – 1854) – швейцарский правовед, политик, экономист и публицист. 34Louis-Gabriel-Ambroise de Bonald (1754–1840) — французский философ, политический деятель периода Реставрации.

35Josephe Marie de Maistre (1753 — 1821) — французский католический философ, литератор, поли­тик.

36Hans Sachs (1494–1576) – знаменитый немецкий мейстерзингер.

37Ср. с аналогичным «частичный рабочий» у К. Маркса, напр. в «Капитале» – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23. с. 351-363.

38Эссе было написано в 1968 и дополнено в 1981 г.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Kaltenbrunner, Gerd Klaus. Der Schwierige Konservatismus Definitionen Theorien Portrдts. Berlin (West), Nicolai. 1975.
  2. Konservatismus International. Beitr. Von H.Bach., J.Bacha, H.Dietz e.a. (Hrsg. von Gerd-Klaus Kaltenbrunner), Stuttgart Seewald,1973.
  3. Rekonstruktion des Konservatismus. (Hrsg. von Gerd-Klaus Кaltenbrunner), Freiburg i Br., 1972, 1973.
  4. Ким Ф.С. Г.-К. Кальтенбруннер о консерватизме в постлиберальную эпоху // Ломоносовские чтения 2009. Российская государственность в ХХI веке и глобальные проблемы мирового развития. Апрель 2009: сборник докладов / Под ред. Л.Н. Панковой. М., 2010.
  5. Ким Ф.С. Г.-К. Кальтенбруннер о стыде и антропологических констан­тах // Ломоносовские чтения 2010. Духовно-нравственная культура и патриотизм. Апрель 2010: сборник докладов / Под ред. Л.Н. Панковой М., 2011.
  6. Неоконсерватизм в странах Запада. Реферативный сборник. М., 1982, Ч.1. Социально-политические аспекты.
  7. Kaltenbrunner, Gerd-Klaus. Europa. Seine geistigen Quellen in Porträts aus zwei Jahrtausenden. (3 Bände), Verlag Glock & Lutz, Heroldsberg bei Nürn-berg. 1981-1984.
  8. Ким Ф.С. Приключение идей от Г.-К. Кальтенбруннера (историк фило­софии: исследователь или медиум? // Будущее философии: профессио­нальный и институциональный аспекты: сборник статей / Под ред. И.В. Кузина. СПб., 2011.
  9. Briefwechsel zwischen Friedrich Gentz und Adam Heinrich Müller. Gentz, Friedrich /von. — Stuttgart : Cotta, 1857 . URL: http://www.textkritik.de/gentz_mueller/mueller_gentz (дата обращения 20.05.2009)
  10. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 29 ноября 2011 г.

Источник: Текст взят из общедоступных источников.