Николай Кремнев: КОНТУРЫ НОВОГО СТРОЯ
Несомненно, что организация человеческого общежития переживает в наши дни уже давно обозначившийся кризис. В последний раз новое слово было сказано уже давно, без малого двести лет тому назад, когда великая французская революция узаконила передовые, т. н. „великие принципы»‘ — Права Человека и Гражданина, Мировая Совесть, Свобода, Равенство и Братство, суверенность. народа и прочие „ нетленные ценности», которые и составили сущность тогда молодой, а ныне весьма одряхлевшей демократии, т. е. так назыв. власти суверенного народа. Может быть объявленная идиллия и воплотилась бы удачно и надолго в жизнь если бы не произошло вскоре за тем спектакулярное развитие техники, достигшее в наши дни совершенно фантастических масштабов.
Но уже и тогда, с начала 19 века технический прогресс породил непредвиденные социальные противоречия, в стройной до того системе демократической гармонии, вследствие возникновения промышленного пролетариата. В сущности все только что провозглашенные нетленные ценности касались лишь людей состоятельных, а эксплуатация вновь образованного фабричного пролетариата, как мужчин, так и женщин и детей, оказалась совершенно вопиющей, несмотря уже на задолго до того торжественно провозглашенные гуманитарные принципы в Англии, а затем Права Человека и Гражданина во Франции. Соответствующая обличительная литература этих стран в те времена дает по этому вопросу социальной несправедливости и потогонной эксплуатации фабричных рабочих совершенно исчерпывающие данные.
Следует отметить, что тогдашнее буржуазное законодательство с корнем вырывало всякие попытки организации растущего пролетариата в целях социальной защиты, которая тогда считалась революционной государственной крамолой со всеми вытекающими из этого судебными, а то и просто административными преследованиями.
Принимая все это во внимание, становится совершенно очевидным, как успех коммунистического манифеста Маркса, так и серия революционных движений прошлого столетия и начала нашего двадцатого. Если же отдать себе отчет, что нетленный принцип суверенности народа в современных демократиях превратился всего лишь в великую фикцию народоправства, представленную в виде борьбы многочисленных политических партий, зачастую ничего общего не имеющих с интересами своего народа, тогда как в действительности водительство государственного корабля находится в. руках Капитала ( Плутократия ), тоже зачастую ничего общего не имеющего с интересами своего народа, то делается окончательно понятным переживаемый нами кризис традиционной политической системы управления современным государством. Французский кризис дает нам совершенно исчерпывающую в этом отношении картину.
Перейдем теперь к нашим российским делам, составляющим чрезвычайно важное звено в общемировом социально — политическом кризисе. Констатируем прежде всего, что ныне существующий в России режим Чекократии, не преминул создать, как это сделала и Плутократия, ему понадобившиеся фикции : самую демократическую в мире советскую конституцию и профессиональное движение трудящихся. Нам кажется, что превращение этих фикций в действительность и преложение их в основу, нового социального строя и является нашей непреложной задачей, И действительно, на очереди в России стоит вопрос об организации новой государственной системы, без возврата к прошлому и без слепого копирования обанкротившихся западных образцов, на предмет осуществления истинного народоправства и установления нового, прогрессивного государственного порядка. Исходной позицией вышеуказанных требований современной жизни будет констатирование происшедшего в России технического прогресса и социальной ломки за последние сорок лет.
Прежде всего необходимо отметить, что земельный вопрос в России потерял всю свою остроту, которой в свое время воспользовались поколения революционеров, а в конце концов Ленин для захвата власти путем его „ человеколюбивого » лозунга — „ Земля крестьянам I «, нося в то же время за пазухой камень коллективизации. Если в Царской России крестьянство составляло 85 % населения, то, вследствие развития сельскохозяйственной техники и культурного прогресса землепользования, 20 % населения Новой России прокормит не только всех россиян, но и будет вывозить продовольственные продукты заграницу. Земли для этого совершенно достаточно. Новой России необходим будет крепкий класс хуторян — собственников, свободных хлебопашцев, сельской основы нового режима, хлеборобов, гарантированных прогрессивным налогообложением на землю от возникновения крупного капиталистического землевладения. После некоего установленного максимума землевладения, прогрессивный налог делает нерентабельной дальнейшую скупку земли в целях капиталистической ее эксплуатации.
С построением крупной промышленности { индустриализации ) процесс исхода из деревни в города принял массовый характер и, ввиду дальнейшего развития техники, он будет развиваться все более интенсивно. Таким путем народился, нарождается и будет нарождаться городской пролетариат, пролетариат техников, служащих и рабочих. Скажем тотчас же, и это, совершенно категорически, что осуществленная в России индустриализация в виде тяжелой промышленности ценой крови и пота российского народа, должна остаться достоянием всего народа, т. е. национализированной. В старой России всегда прекрасно функционировали казенные предприятия — железные дороги, военные заводы и др. предприятия. При нормальной власти государственные рабочие действительно могут жить при весьма удовлетворительных жизненных условиях. Вспомним рабочих Воткинского и Ижевского заводов, сражавшихся в армии адмирала Колчака против большевиков, Но, как и в разрешении земельного вопроса, и в промышленности должка быть дана возможность частной инициативы, т. е. допущена частная промышленность продуктов ширпотреба, причем возможность превращения ее в капиталистические формы была бы ограничена прогрессивным налогообложением. После некоего установленного максимума использования наемного труда, предприятие становилось бы нерентабельным.
Кажется нам, что такая система промышленного устройства страны обеспечит ее от „ восстановления капитализма» со всеми его проявлениями : частными банками, кредитными товариществами, частными страховыми обществами, акционерными кампаниями, биржей и т. д. Свободная торговля продовольствием и ширпотребом обеспечит население Российского Союза всесторонним их снабжением при минимальной стоимости и при высшем качестве вследствие наличия свободной частной инициативы и конкуренции. Остается уместным вспомнить, как быстро Россия залечила раны первоначальной интегральной национализации и гражданской войны, как только Ленин вынужден был дать передышку НЭП-а.
Политическую систему управления государством можно уже заметить обозначающейся в своих контурах. При современном проникновении техники во все отрасли жизни, делается совершенно очевидным, что будущее за Спецократией, т. е. за управлением государством техническими специалистами, каковая система обозначается также термином Технократия. Прогрессивное же народоправство, т. е. модернизированная демократия, и выразится именно участием трудящихся в управлении государством чрез организованное их профессиональное движение, то ли чрез синдикаты, то ли корпорации, то ли кооперативы, или какие либо другие формы профессионального движения. Дело не в названии. Избранные представители от профессиональных организаций составят законодательные органы, а высококвалифицированный слой профессиональных техников составит исполнительный правящий аппарат.
Разумеется, что то же развитие техники позволит правительству в особо важных моментах жизни нации непосредственно запрашивать мнение народа путем референдума. Знамение времени : приступая к реформированию конституции франц. республики генерал Де Голль дал,понять, что он проектирует прибегнуть к привлечению к государственным делам представителей профессиональных союзов, организуя Сенат на корпоративных началах. А потому весьма будет интересно проследить в самом ближайшем будущем, на какие уступки в социальном отношении пойдет франц. плутократия в целях своего самосохранения.
Судебная власть будет восстановлена в своей прежней независимости, ибо трудно найти лучшее судебное уложение, чем то, которое было даровано России Царем Освободителем.
Церковь, вернее все свободные церкви многоисповедального Российского Союза, будут проповедовать общечеловеческую мораль, выполняя воспитательные функции в народе.
Нам кажется, что такие краткие вехи контуров нового российского государственного устройства вполне уловимы, чтобы на их канве можно было бы представить себе организацию на многие годы устойчивой жизни российского народа согласно его чаяниям и воле.
III
В труде обретешь ты право свое.
Среди непреложных фактов, которые встречаются во всех политических организациях, имеется один, который обозначается с полной очевидностью и совершенно в неопровержимом порядке : во всех человеческих общежитиях, начиная с наименее развитых, едва лишь вступавших на порог цивилизации, и до наиболее совершенных и современных имеется наличие двух разрядов граждан всякого политического образования : управителей и управляемых. Первый, который всегда наименее многочисленный, исполняет все политические функции, монополизирует власть и пользуется благами используемыми благодаря такому своему руководящему положению.
Второй разряд, неизмеримо более многочисленный, управляемый и руководимый первым в большей или меньшей степени законности, в большей или меньшей степени насилия и произвола, получает от первого, по его собственному разумению и воле, как средства к существованию, так и определенную политическую структуру. Правительствующий разряд принято называть правящим, ведущим слоем, а также, терминологией которой мы воспользуемся, — политическим классом организованным по принципу строгой иерархии, наверху которой стоит глава, единоличный или коллективный, являющийся также и кормчим государственного корабля. Единоличный глава может быть наследственный или выборный, что может относится и к главе коллективному ; олигархия или парламент. Любой политический класс правит путем пропаганды и принуждения в различных вариантах и дозах, согласно эпохе и развитию государственного организма. Основой власти и ее оправданием призвана служить так называемая политическая формула, — принцип суверенности власти, так сказать, выражаясь совсем по-современному, пропагандный слоган брошенный управляющими в гущу управляемых. Не входя в рассмотрение политических систем древнейшей и древней истории, которые, собственно говоря, .нашли свой соответствующий вариант и в новой истории, остановимся в первую очередь на структуре абсолютной монархии. Суверенитет власти монарха, т, е. ее политическая формула, импонируется его подданным или его божественной сущностью, или его божественным происхождением или получением им Власти свыше, т. е. божьей милостью через миропомазание. Политический класс, т. е. ведущий слой такого образа правления, именуется ими правящей кастой или аристократией (дворянством ) ревниво и строго оберегающим свои права и преимущества, не допуская в свою среду представителей других ( управляемых) классов… Исчерпывающим же примером политической формулы такого строя является всем нам столь хорошо известный лозунг — За Веру, Царя и Отечество. Мы слышали не раз высказываемое мнение, что если бы эта политическая формула являлась бы обязательной аксиомой для всего российского населения, от высшего слоя до нижнего, в 1917 году, то она не была бы нарушена путем измены присяге своему Государю и погрома российского Отечества и Церкви не последовало бы. Констатируя горестно постигшую нас всероссийскую трагедию зададим себе вопрос, не является ли возможность восстановление монархической государственности в сии лишь при новой и современной политической формуле „ Царь, Свобода и Закон», т. е. при наличии политического ведущего слоя всенародного и безсословного состава при максимуме разумной свободы, строго ограниченной однако общеобязательным для всех законом, в том числе и для правящего монарха, составленным на непревзойденных моральных заповедях исповедуемых в будущем Российском Государстве религией и в первую очередь православной.
Остается еще упомянуть о так назыв. конституционной монархии английского образца, которая является в сущности даже и не монархией, т. е. такого строя, когда монарх не стоит во главе исполнительной власти, а является курьезным вариантом царствующего, но не правящего коронованного президента, так сказать, „ республиканской монархии «.
***
Прогрессивный восемнадцатый век подготовил, происшедшее в его конце, сокрушение во Франции монархии „ Божьей милостью » и правящей аристократии и последовавшее выдвижение нового политического класса — буржуазии, т. е. капитала, выдвинувшей для более верного способа управления освобожденными от » абсолютной монархии и аристократии народными массами, попавшими под власть закамуфлированного в сверх — демократические ризы капитализма, политической формулы суверенности народа проявляющейся путем магических действий всеобщего, равного, тайного и свободного голосования, Прав Человека и Гражданина и прочими „ нетленными ценностями «, долженствующими обеспечить „ невыразимо прекрасное будущее «, к которому всегда стремились и продолжают стремиться все прогрессивные элементы всех времен и народов.
Общеизвестной политической формулой республиканского строя является : Свобода, Равенство и Братство. Уместно, однако, совершенно категорически утверждать, что если бы „ суверенные народы» могли бы действительно, среди многого другого, выражать свою волю, то конечно войны стали бы немыслимыми — за начало их никогда бы не было собрано нужное большинство голосов! Вспомним, что брошенные в гущу российского народа, после падения монархии, все эти широковещательные лозунги, объявившиеся на российской почве в результате долголетнего стремления и усиленной работе к достижению плодов „ разумного, доброго, вечного (!), продержались у. нас на родине менее положенного срока в 9 месяцев, чтобы преждевременно разрешиться… большевизмом !
***
О марксизме-ленинизме — сталинизме и хрущевизме собственно говоря не стоило бы даже и распространяться — это уже наша современность, очень многим прекрасно известная путем личного опыта. Следует однако напомнить, что большевизм начался совершенно неслыханным оплеванием и погромом нашего Отечества — России. Политическим классом — ведущим слоем СССР, является компартия, поставившая себе целью осуществление диктатуры суверенного пролетариата во всем свете, т. е. мировой коммунистической революции с установлением бесклассового общества при отмершем государстве, т. е. жизнь при осуществленном коммунизме без элемента принуждения I
Политической формулой диктатуры пролетариата является „Пролетарии всех стран — объединяйтесь!» И вот, когда осуществится, наконец, это долгожданное, объединение мирового пролетариата, то и наступит это самое „ невыразимо прекрасное будущее» осчастливленного человечества, к которому так трогательно дружно стремились в течении 150 лет все «освободители» России.
Кажется нам еще раз уместным напомнить, что среди всех провозглашенных Лениным революционных лозунгов, самим искренним, но тайным от долженствующего быть облагодетельствованным русского народа, был: „ наплевать нам ( большевикам ) на Россию, была бы лишь осуществлена мировая коммунистическая революция!» О беспримерном банкротстве коммунистически — интернациональных идей ленинизма можно» в исчерпывающей степени судить по пышно распускаемому испуганной ком. властью дикому шовинизму, путем распространения которого среди управляемого ею российского народа, настойчиво и верно эволюционирующего в направлении форм жизни свойственных нормальной человеческой натуре, безыдейные ком. тираны стараются спасти свои шкуры от столь заслуженного ими народного возмездия за все неимоверные и бесчисленные зверства их тоталитарного режима абсолютно чуждого российским людям.
***
К тоталитарным режимам принято причислять и фашизм. Конечно, с первого взгляда есть много общего. Вождизм, единая партия, некоторое (и в мирное время) ущемление свободы, культ и обожествление Государства (как и у банкрота-коммунизма). Однако, в противоположность марксизму, догмой которого является борьба классов, в целях уничтожения всех классов, кроме пролетариата (городского и деревенского) и постепенное отмирание государстве по мере достижения интегрального коммунизма, фашизм объявил своею целью объединение всех классов народных на предмет их служения суверенному государству. Класс капиталистов при фашистском режиме не только не был уничтожен, но был поставлен на службу государству и, подчинившись фашистскому правительству, перестал этим самым быть ведущей силой в бывшем до того демократическом „ республиканским королевстве» Италии. Этим может быть и объясняется ненависть к фашизму ущемленного капитализма. Синхронизация всех классов населения немедленно дала экономический прогресс и процветание населения, которое, хоть и ворчало от сокращения свобод, но с удовлетворением принимало как возвышение своего национального престижа, так и повышение матерьяльного благополучия.
Политическим ( ведущим ) классом, была единая фашистская партия, обслуживавшая Суверенное Государство. А потому политической формулой фашизма было: „ Все на службу Государству, все для Государства «. Вождизм главы фашистской партии выражался так: „ Муссолини всегда прав «, а потому все граждане, и в первую очередь члены фашистской партии, должны „ Верить, повиноваться и бороться» за фашистско-национальные идеалы. Но этот безмерный культ государства с вытекающими из него империализмом и внешней агрессией и привели к гибели фашистские режимы Италии Германии, в результате катастрофической для них второй мировой войны.
***
Сделав краткое обозрение политических систем, современниками которых мы были или еще состоим, и, приступая к обозначению контуров нового строя в России, мы приведем сначала несколько соображений о причинах вызывающих революции и крушения режимов, чтобы в наших прогнозах на будущее заранее не сделать роковых ошибок. Когда политический класс начинает вырождаться и терять веру в правоту своего предназначения (прогрессивные французские аристократы, наши декабристы), или когда избранники суверенного народа превращаются в бессовестных рвачей и т. д., то их наступающему полит. противнику успех делается обеспеченным. Вырождающемуся политическому классу управляемые перестают повиноваться, потому что потеряли к нему уважение. Когда политическая формула стареет и теряет свою ударность, падает законность власти и ее престиж. Когда, например, управляемые перестают верить в суверенитет монарха „ Божьей милостью», или в суверенность народа и в формулу Свобода, Равенство и Братство; или в суверенитет божественного Пролетариата; или в суверенитет всеобъемлющего государства, то непременно, рано или поздно, но наступают великие потрясения. Если можно как-то разобраться в политических конъюнктурах прошлого и настоящего, то, приступая к намечиванию контуров будущего, надо откровенно признаться, что эта работа оказывается гораздо более сложной, чем предыдущая. Однако, мы все же позволим задать себе вопрос, какой же политический строй изберет себе будущая освобожденная от марксизма-ленинизма российская нация ? Прежде всего, мы категорически отбросим всякий философский подход к нашей проблеме и обратим все наше внимание на проявления реальной жизни. А потому, отвечая на поставленный вопрос, мы намереваемся в первую очередь проникнуть в душу подъяремного российского народа и постараться наметить вехи контуров нового строя, согласно заветным чаяниям россиян. Нам кажется, что население СССР мечтает всеми силами своей души, чтобы пришло, наконец, долгожданное избавление от ненавистной советчины, что дало бы ему возможность вступить, наконец, в спокойную и трудовую жизнь, согласно его пожеланиям. Строго говоря, угадать эти его желания и не так уже трудно — всем и каждому известно, что спокойная и счастливая жизнь может быть обеспеченной лишь при максимуме возможной социальной справедливости, т. е, той божьей правды, к которой всегда стремился русский человек, отлично разбираясь в добре и во зле.
Мы уже писали в предыдущей статье, что технический прогресс во всем мире и в СССР в особенности все более и более настойчиво требует организации человеческого общежития под водительством суверенно выбранного всеми трудящимися политического класса техников производства — технократии или спецократии. Труд —- суверен нового Российского Государства.
Какие требования мы можем предъявить к будущему классу технократии? — Необходимо стремление к высококультурному уровню общепонимаемой максимальной порядочности, достижимой освоением, при деятельном участии церквей вершин общечеловеческой морали.
Только такой высококультурный политический класс сможет избавить россиян от партийных держиморд, хамов и хулиганов. Дальнейшее освоение науки и практики будет продолжать давать ему надлежащую квалификацию. Эти два качества, культурности и специализации обеспечат ему престиж в глазах управляемых, что позволит при минимуме принуждения достигнуть максимума социальной справедливости и матерьяльного благополучия. Какую же можно выдвинуть руководящую политическую формулу нового режима? Отечество, Свобода и Закон! Ибо российский народ не может жить без отечества и народной гордости. Российский народ, испивший до дна чашу страданий от тоталитарно — полицейского режима, жаждет свободы во всех ее проявлениях : духовной, политической, гражданской, экономической. Лишь строгое исполнение законов обязательных в равной степени для всех граждан управляющих и управляемых сможет обеспечить ему эти насущные его требования.
В следующий раз — общие черты конституции „ контуров нового строя «.
Ноябрь 1958
III
Мою предыдущую статью на эту же тему напечатанную в „ Часовом» ном. 394 за январь 1959 года я закончил следующими словами: „ В следующий раз — общие черты конституции „ контуров нового строя». Признаюсь, я долго сомневался, присылать ли в Редакцию эту предполагаемую мою статью ,но, прочитав в ном. 447 „ Часового » интереснейший „ Разговор » с человеком „ оттуда «, я решил выполнить мое обещание данное четыре с половиной года тому назад.
На вопрос эмигранта, какие перспективы можно ожидать в области неминуемо долженствующих произойти коренных изменений в СССР, советский собеседник, с которым эмигрант перешел на „ ты «, усмехнувшись сказал довольно неожиданно: „ Знаю, какой ответ ты ожидаешь. По твоему должен произойти скат к капитализму, или к демократии, если так тебе больше нравится. А вот я тебя разочарую, только не упади со стула. Фашизмом это может кончиться; вот что я должен тебе сказать… Не очень удивляйся, лучше подумай. Я не говорю о нацизме… русскому народу по натуре чужда нетерпимость к другим народам, будь то большие или малые. Если ты знаешь Россию, в чем я убедился, ты можешь в этом не сомневаться… А вот фашизм совсем иное дело… Сильная и централизована» власть, производство в руках государства, ограниченное народное представительство… Разбавь его частной инициативой на низших и средних ступенях народного хозяйства, которая, кстати, ослабит бич бюрократии, лучше организует отдельные отрасли хозяйства и тем самым поднимет стандарт. Прибавь еще, если угодно, корпоративное представительство, но не касайся центральной власти. И скажи сам, чем это не фашизм?
Советский собеседник совершенно прав — это и есть социально-экономическая сущность фашизма. Напомним, что фашизм отрицает борьбу классов, проповедуя их сотрудничество на пользу общества. Заметим также, что при такой социально-экономической структуре „тоталитаризм» вовсе даже не обязателен, как это теперь введено в аксиому, — совсем наоборот, широчайше самоуправление и максимум возможной социальной справедливости совсем даже достижимы.
Посмотрим теперь, как в свое время было организовано Муссолини его Корпоративное Государство.
Муссолини прибегнул прежде всего как бы к вертикальному разделению доселе аморфной (свободной) массы трудящихся (предпринимателей и состоящих у них на жаловании) по категориям их труда, на девять основных конфедераций (группировок) :
Фашистские конфедерации :
- Лиц либеральных профессий.
- Землевладельцев.
- Фабрикантов.
- Коммерсантов.
- Банков и страховых обществ.
- Земледельческих рабочих.
- Промышленных рабочих и служащих.
- Коммерческих рабочих и служащих.
- Служащих банков и страховых обществ.
Продолжая дальнейшую классификацию, каждая конфедерация была дифференцирована по роду труда на еще более обозначенные категории труда, на так назыв. национальные федерации. В свою очередь эти национальные федерации были разделены на многочисленные синдикаты, т.е. на профессиональные объединения лиц, работающих в одной и той же отрасли труда. Например, синдикаты каменщиков, журналистов, безземельных сельских батраков, врачей, работников металлургии и т.д.
Главной задачей синдикатов является защита профессиональных интересов своих членов, а потому фашистское законодательство предоставило ему, возможность выполнять юридические функции, представляя, например, в качестве истца своих членов в арбитражных комиссиях по разрешению конфликтов между рабочими и работодателями.
Фашистское Итальянское правительство, продолжая свою реформу, произвело затем горизонтальное разделение трудящихся, уже состоящих в конфедерациях и федерациях, а, следовательно, и в синдикатах, по циклу производства, объединившего их в корпорации.
Что же такое цикл производства? Возьмем, например, производство мебели и проследим его этапы. Лесопромышленник разрабатывает лесные насаждения, его рабочие рубят деревья и распиливают их на доски на лесопилках. Фабрикант мебели, имея штат конторских служащих, покупает дерево. Его рисовальщики (художники) творят модели. Столяры, резчики и обойщики выделывают мебель, маляры и полировщики ее заканчивают. Затем ее покупает владелец мебельного магазина и, при посредстве своих приказчиков, продает ее, наконец, частным лицам (потребителям). Все лица, участвующие в процессе (цикле) производства и распределения (продажи) мебели, составляют корпорацию дерева (см. ниже: корпорация ном. 5).
Как видно, в составе этих корпораций находятся как рабочие и служащие, так и работодатели. Задача фашистского итальянского правительства заключается в объединении в общем производственном усилии этих столь различных по своим социальным устремлениям группировок, и, изживая марксистскую психологию борьбы классов, приспособление их, организованных в стройную систему, не только на службу нации и достижения ими материального благополучия, но и предоставления им, как мы увидим ниже, возможности принимать участие в общественной жизни страны.
„ Под корпорацией разумеется, — писал Муссолини, — такое учреждение, которое под руководством государства, создает интегральную, органическую и объединяющую дисциплину производственных сил на предмет развития природных богатств в стране, политической мощи и благоденствия итальянского народа «.
Корпорация не несет юридических функций, но является административным органом государства.
Таким образом, по признаку цикла производства, была произведена классификация всех творческих сил итальянского народа на 22 корпорации.
Корпорации :
- Хлебных злаков.
- Садо-огородо-фруктоводства.
- Виноградоводства, виноделия и растительного масла.
- Скотоводства и рыбной ловли.
- Дерева.
- Ткацкой промышленности.
- Домостроения.
- Литейной и металлургической промышленности.
9. Механической промышленности.
10. Горючего.
11. Одежды и обуви.
12. Стекла и фаянса.
13. Химической продукции.
14. Бумаги и печати.
15. Добывающей промышленности.
16. Воды, газа и электричества.
17. Либеральных профессий и искусств.
18. Путей сообщения (наземных) и связи.
19. Путей сообщения (морских и воздушных).
20. Туризма и отельной промышленности.
21. Банковских, кредитных и страховых учреждений.
22. Зрелищ (Театр и кинематограф).
В то время /как вертикальное деление трудящихся на категории (Конфедерации, федерации, синдикаты) служат целям их профессиональной организации и самозащиты, горизонтальная их (тех же синдикатов) классификация преследует цель осуществления управляемой экономики и привлечение трудящихся к государственному ‘строительству.
Во главе каждой корпорации поставлен совет (управление) корпорации, в который входят представители фашистской партии, государства, т. е. экспертов, состоящих на государственной службе, капитала, труда и техники. Так, например, совет разбираемой нами корпорации Дерева состоит из 38 членов. Вот его состав: три представителя от национальной фашистской партии, 8 представителей лесной промышленности (работодатели, рабочие, техники, эксперты), 14 представителей от деревообрабатывающей промышленности, 8 представителей коммерции, 4 представителя от ремесленников, 1 представитель от либеральных профессий (изящных искусств).
Рассматривая состав членов совета Корпорации, необходимо отметить, что, как хозяева (капиталисты), так и рабочие и служащие, представлены поровну Понятно, что такое распределение делает возможным выполнение основной задачи Корпорации: „ Быть » — по словам Муссолини — „ координирующим фактором с отношениях между трудом и капиталом, т.е. выполнять примиряющие функции. „ Таким образом, вместо марксистской борьбы классов фашизм возвел в систему сотрудничество классов — в этом и заключается капитальная разница между коммунизмом и фашизмом. Все постановления корпорации одинаково обязательны для всех ее членов, как для работодателей, так и для рабочих и служащих. Другими словами капиталисты перестали играть в государстве ведущую роль, а были поставлены, наравне с другими трудящимися, на службу общегосударственных интересов. Отсюда совершенно делается понятным их звериная ненависть к новому социально-прогрессивному строю, тем более, что присутствие трех членов фашистской партии является гарантией достижения максимума социальной справедливости, поскольку она вообще может быть осуществлена в человеческом общежитии, при наличии всех достоинств и недостатков человеческой натуры.
Экономическая концепция фашизма учит, что вся хозяйственная жизнь страны должна быть регулируема государством. Но это вовсе не значит, что фашизм имеет намерение превратить всю экономику страны в государственный капитализм, подобно марксизму. Наоборот, во всех отраслях производства сохраняется частный капитал, как средство частной инициативы, но под контролем государства, дабы пресечь его владычество и его хищнические наклонности, узаконенные при режимах экономического либерализма, т. е. классических демократий. Таким образом, Капитал, подобно Труду, ставится на службу всей нации. Для достижения этой цели и создается корпоративное устройство государства.
Советы 22-х корпораций выделяют из себя Национальный Совет Корпораций, Центральный Комитет которого представляет собой их постоянный орган.
Министерство Корпораций, высший орган корпоратизма, является министерством политической экономии фашистского режима, т. е., по словам Муссолини, „ органом, посредством которого осуществляется интегральный корпоратизм и устанавливается равновесие между интересами и силами экономического мира, т. е., что это министерство, контролируя совещательную, примиряющую, организующую, нормирующую деятельность корпораций, руководит осуществлением сотрудничества между отдельными корпорациями «. Выполняя также и функции технического характера, касающиеся торговли и промышленности, это Министерство Корпораций и назначает в состав советов (управлений) отдельных корпораций своих технических советников.
Ясно представляя себе устройство корпорации, обозначим теперь структуру фашистского корпоративного государства. Национальный Совет Корпораций наряду с национальным советом фашистской партии составляет Палату Корпораций, которая вместе с Сенатом и является парламентом страны.
К каким же целям стремился Муссолини, создавая такое государственное устройство? Он сам дает на это руководящий ответ: Необходимо, чтобы народные массы почувствовали, и отдали себе отчет в том, что все основанные нами корпоративные учреждения являются тем фактором, который повышает уровень жизни итальянского народа «.
Интересующиеся периодом фашизма в Италии с 1922 по 1940 год обнаружат, что в немалой степени эти задания Муссолини оправдались на практике и жизненный стандарт итальянского народа значительно повысился. И лишь неудачная война явилась причиной гибели фашистского режима, как это имеет обыкновение случаться с любым режимом, потерпевшим современное тотальное поражение. Необходимо заметить, что крушению режима способствовали и его могущественные внутренние враги : капиталисты, аристократия, высшее духовенство, высший генералитет и большая часть интеллигенции, т. е. все те, кто почувствовал в какой-то степени ущемление своих прерогатив пришедшей к власти фашистской партии с подавляющим процентом новых людей вышедших из народных низов.
Представленная здесь мною краткая схема устройства Корпоративного государства, осуществленного в какой-то мере в Италии в тридцатых годах, вовсе не является программной статьей, а всего лишь напоминанием о произведенном социально-политическом » опыте «, о котором можно дискутировать в поисках подходящего для российского народа варианта, при проведении в жизнь которого в освобожденной России не встретятся препятствием на пути те элементы, которые саботировали всеми способами социально-прогрессивные реформы итальянского фашизма: большевики вырезали без остатка всех тех, кто мог бы в наши дни противиться установлению в России корпоративного строя в целях восстановления капитализма, приклеив на него ярлык многопартийной демократии.
IV
Семь раз примерь, один раз « отрежь ». Русск. пословица.
Германская Социал-Демократическая партия 15 ноября 1959 года опубликовала Социалистический манифест : она признала догматы учения Карла Маркса не только устаревшими, но даже просто архаичными, принимая во внимание произошедший в мире прогресс в течении 115 лет после опубликования Марксом его Коммунистического манифеста. Германская Соц. Дем. Партия отказалась от главных догматов Маркса, на которых зиждется все его учение. Классовая борьба была выключена из программы партии и заменена сотрудничеством классов, т.е. сотрудничество предпринимателей и с рабочими и служащими было признано плодотворным, Был отменен догмат национализации орудий производства. Был признан партией принцип частной собственности и частной инициативы. Забастовки были признаны « пережитком прошлого» т.к. был выдвинут принцип арбитража между предпринимателями и рабочими и служащими. Из классовой партии Соц. Дем. Герм Партия сделалась партией всенародной, т.е. национальной.
Ровно сорок лет до этого знаменательного Манифеста, Муссолини в 1919 году впервые провозгласил эти новые социальные принципы и, придя к власти в 1922 году, начал по мере возможности проводить их в жизнь, о чем было изложено в моей предыдущей статье. В те времена в Италии царила настоящая анархия, благодаря чему страна находилась в страшной опасности соскользнуть в коммунистическую бездну. По этой причине Муссолини пришлось применить в разумной доле авторитарные методы, распустив все многочисленные полит. партии страны, а на их место поставить свою единую фашистскую партию, которая называлась партией «национальной », т.е. народной, каковой стала считать себя с 1959 года и Соц. Дем. Герм. Партия. Одной из главных функций Итальянской Национальной Фашистской партии, как мы указывали в прошлый раз, была функция арбитража между работодателями и рабочими и служащими. В национальных советах Корпораций этот арбитраж и имел место.
Принимая во внимание всё вышеизложенное в целях поисков « Контуров Нового Строя » в России, необходимо отметить и те недостатки, которые были допущены Муссолини в структуре, вернее в идеологии его Фашистского государства. Он допустил принцип «империализма», т.е. ведение завоевательной политики, что в двадцатых годах становилось уже архаизмом, в частности и в колониальной политике. Его поход в Абиссинию совершенно не соответствовал этой эволюции «колониализма», которую мы наблюдаем теперь в области получения государственной самостоятельности всеми колониальными народами. Муссолини не учел конца империализма и, когда демократическая травля бросила его в объятия Гитлера, расиста и сверхимпериалиста, то гибель его и его режима роковым образом сделалась неизбежной, что вовсе не обозначало однако банкротство его социальных идей, что и доказала резолюция Соц. Дем. Герм. Партий в 1959 году. Второй «трещиной» в его системе было отсутствие оппозиции. Его «единая партия » пополнялась оптацией, точно так же как и КПСС, без всяких выборов. В переводе на русский язык термин «единая партия» обозначает « единая часть »!
Отметив в кратком изложении какие социальные идеи руководили Муссолини в 1919 году, а через 40 лет и Соц. Дем. Герм. Партией, следует напомнить, что в Императорской России за двадцать лет до Муссолини и за шестьдесят лет до германской социал-демократии, впервые в передовом двадцатом веке такой социальный опыт был умело начат в Москве начальником Охранного Отделения Зубатовым. Он поставил себе целью бороться с распространявшимся в рабочей среде идеями марксизма, т.е. борьбы классов, которая по словам револ. агитаторов должна якобы облегчить тяжелую долю рабочего класса. Охранное Отделение, отлично будучи осведомленным о всем, что творится на фабриках и заводах, стало приходить на помощь рабочим в случаях каких-нибудь несправедливых или неправильных действий хозяев или заводской администрации. Поэтому по воскресным дням в Охранном Отделении офицеры и чиновники стали принимать жалобы и заявления по всем вопросам. Рабочим давали разъяснения, справки, а заявлениям и жалобам давалось должное направление и в дальнейшем обещали поддержку в пользу рабочих. Таким путем в рабочих внедрялось сознание, что они могут добиваться улучшения условий труда без революционеров, мирным путем, и что Бласть не только не мешает, но и помогает им. Движение разрасталось. Успех был очевиден — рабочие доверчиво подходили к власти и сторонились революционеров. Генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович покровительствовал деятельности Зубатова, Министр внутренних дел Плеве заинтересовался идеями и методами Зубатова настолько, что ему рисовался план широчайших социальных реформ, которые, если бы они осуществлены во всероссийских масштабах, несомненно спасли бы Россию как от Февраля, так и от Октября. Но движение Зубатова, путем бесчестных махинаций и провокаций, было в конце концов раздавлено все теми же элементами, которыми позднее был уничтожен и итальянский фашизм. Наши профессиональные революционеры совершенно ясно отдали себе отчет, что своим социальным опытом Зубатов выбивает из под них их идеологическую почву для борьбы с « самодержавием», а наши «капиталисты » ни за что не пожелали отказаться от бесконтрольной эксплуатации рабочего класса…
Прежде чем приступить к изложению сложнейших положений о контурах государственного устройства будущей России, следует вспомнить, что российскому народу всегда было присуще право свободных выборов.
Тысячу лет тому назад наши предки выбирали своего князя и приглашали его княжить и володеть собою.
Вече Господина Великого Новгорода было равносильно организациям классических демократий древней Греции, а также и итальянских республик эпохи Возрождения.
Царь Иоанн Грозный осуществлял совершенно прогрессивные социальные реформы, предоставляя в 16 веке такое самоуправление русскому народу, какого не достигло во второй половине двадцатого века подавляющее число населения земного шара. По повелению царя был составлен новый «Судебник» (1550), в котором назначались строгие наказания правителям и судьям, если они будут обвинены в неправедном суде и взяточничестве. Чтобы избавить жителей областей от притеснений корыстолюбивых наместников, на что были частые жалобы, Иоанн позволил городским и сельским жителям выбирать из своей среды доверенных лиц (старост и целовальников), которые присутствовали бы на суде царских наместников и наблюдали за верным решением дел. Кроме того выборным людям были предоставлены раскладка и сбор податей (головы и целовальники), поимка воров и разбойников и суд над ними (губные старосты) под высшим только наблюдением царских наместников. В некоторых же областях Иоанн совсем отменил наместников и дал жителям право самим выбирать себе правителей (излюбленных старост).
Император Александр Второй Освободитель утвердил (1864 г.) «Положение о губернских и уездных земских учреждениях », по которому заведывание земским хозяйством в губерниях и уездах вверялось представителям местного населения, которых избирает само население. Та же организация п в городах, согласно «Городовому Положению ».
Манифестом 17 октября 1905 года Император Николай Второй вынужден был созвать Государственную Думу по партийному признаку, т.е. была дарована Конституция, причем образцом послужила американская конституция с ее правящим главой государства. Однако Государственные Думы всех созывов вели борьбу с Правительством добиваясь новой конституции по образцу Третьей Французской Республики при наличии так называемого «ответственного министерства ». К сожалению судьбы конституции 1905 года в России нам слишком горестно известны, а за рубежом мы имели возможность наблюдать бесславное крушение Третьей Французской Республики, а также и Четвертой, которая была всего лишь «удачной» копией и продолжением Третьей.
Исходя из этих трех трагических провалов, так тесно идеологически и практически между собою связанных, а сколько еще провалилось и проваливается в наши дни многопартийных систем ,мы и постараемся наметить контуры социально-политического сторя без наличия политических партий, но строя прогрессивного, основанного на всенародных выборах и при наличии официальной оппозиции. Общими усилиями, пока что здесь, в эмиграции, не теряя драгоценного времени, надо постараться решить вопрос, как обеспечить разнообразие мнений беспартийных выборщиков, и как сохранить в избранных учреждениях это разнообразие мысли, т.е. иметь в наличии легальную оппозицию?
Отбросив номенклатуру « единой партии », т.е. «единой части», мы заменим это понятие единым целым, которое можно назвать или ведущим слоем, или правящим слоем и.т.д. Оглядываясь на тысячелетнюю нашу историю, нам сдается, что в основу всего должен быть возведен принцип хозяйственности. Жизнь идет всегда вперед, ставя все новые задачи в жизни нации, которые и является необходимым осуществлять, придерживаясь, разумеется, самых разумных темпов. В современных двухпартийных демократиях эти темпы называются — консерватизм и радикализм, согласно скорости проводимого социального прогресса, с которым неразрывно связан и прогресс матерьяльный. Применим ли мы эту обветшалую номенклатуру или постараемся найти более современные, независимые от прошлого и более русские обозначения? Например « Медленник » и « скоровик »? Конечно, такого рода номенклатуры режут ухо с непривычки, но они точно выражают, с нашей точки зрения, то, чем должны руководствоваться избиратели на местах. Но, может быть, можно найти и более благозвучные термины. Кандидатом должен быть человек хозяйственный, т.е. чем более « кулачее», тем лучше. Какой кандидат предложит в кратчайший срок осуществить максимум поставленных заданий? Какие разумные темпы мероприятий предлагают различные кандидаты, как сторонники методов медленных, так и скорых, но во всяком случае без прибегания к радикальным ломкам и к непосильным усилиям населения страны ? Исходя из этих соображений во все учреждения государства от волостных до Собора или Думы (парламента) смогут быть из бранными самые дельные люди страны, как сторонники медленности, так и скорости в осуществлении реформ и мероприятий, составляя внутри учреждений то или иное большинство, медленников или скоровиков, создавая таким образом жизненно необходимую деловую оппозицию, отнюдь однако не организуясь в партии, но придерживаясь в индивидуальном порядке того или другого напряжения темпов, группируясь, разумеется, во время обсуждения проектов. Нам кажется, что российский народ сможет разделить с нами идею такой системы выборов и оппозиции, ибо не он ли создал мудрые наши житейские пословицы : « Тише едешь, дальше будешь », «Поспешишь, людей насмешишь », но и « Улита едет, когда-то будет», а также и «Куй железо, пока горячо » ?
На этом я заканчиваю мои эскизы Контуров Нового Строя, рассчитывая, что дискуссия по их поводу не сможет не оказаться плодотворной. Ввиду принудительного молчания нашего российского народа, нашим долгом является, вырабатывание в свободных условиях, в которых мы имеем счастье и преимущество жить, кажущихся нам жизненных и подходящих для России схем будущего устройства российской государственности, которые мы и сможем предложить нашему народу тотчас же, как только наступит час его освобождения.
Источник: Часовой №№ 390,394,449,453 (1958-64гг.)
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.