Кто и как наживается на кризисе?
О чем промолчат лидеры «большой двадцатки» в Каннах?
Атмосфера встречи вряд ли будет радостной. У развитых стран большие проблемы с экономикой, констатирует финансовый гуру Джордж Сорос. В первой «двадцатке», чьи главы собираются в Париже, разве что один Китай имеет солидный плюс. Зато в первой двадцатке миллиардеров США ситуация прямо противоположная. Согласно «Форбсу», за последние 12 месяцев только Уоррен Баффет в минусе, потеряв $6 млрд. (из них половину отдал на благотворительность). Но все равно держит 2-е место в рейтинге США — $39 млрд.
Все остальные стали ЕЩЕ БОГАЧЕ! Начиная с первого толстосума Америки Гейтса — плюс 5 млрд. ($60 млрд). А лидером обогащения стал Сорос. Еще прошлой осенью имел 14 млрд., теперь — 22! И впервые вошел в первую десятку богачей США.
Спекулянты правят бал
— «Кому — война, а кому — мать родна», — прокомментировал новость из-за океана директор Института проблем глобализации Михаил ДЕЛЯГИН. — Логично предположить, что на кризисе лучше всего зарабатывает тот, кто причастен к его организации.
— Намекаете, что кризис рукотворный?
— Кризис носит объективный характер. В мире сложились глобальные монополии — и начали загнивать. Это проявляется в нехватке спроса: государства компенсируют его, вливая деньги в экономику, но цена этого — бюджетные дефициты, рост долгов, спекулятивные финансовые пузыри. Из-за этого мир и трясет. Но объективные закономерности — лишь канва: в ее пределах можно вышивать самые разные узоры.
Вся беда сегодня — в господстве идеологии либерализма. Ее смысл можно выразить бухаринской формулой: «Обогащайтесь!» Не обращайте внимания на страны и народы. Если разорение, даже уничтожение людей, стран, цивилизаций позволит вам заработать деньги — замечательно: зарабатывайте их любой ценой.
— Если бы речь шла о России, Африке, Латинской Америке, согласился бы с вами. Но Соединенные Штаты — витрина свободного мира, идеал рынка, демократии! У США в последние месяцы огромные финансовые проблемы, фантастический госдолг, снижение рейтинга. Обама старается экономить буквально на спичках, а миллиардеры тамошние жируют. Финансовый наставник Обамы Сорос и вовсе стал в полтора раза богаче! Как же так?
— Американцы построили глобальную спекулятивную экономику. Во Франции, Германии, Австрии экономики остались производительными. Но европейцы не могут идти против всего мира, и у них тоже спекулянты обогащаются быстрее производителей.
При этом надо понять — проблема загнивания монополий, проблема долгов, которые невозможно заплатить, не имеет решения. Глобальные монополии надо как-то обуздывать, сдерживать, а то и разрушать — то есть непредсказуемым образом переформатировать все мировое развитие. Поэтому мировые лидеры предпочитают как-то держать ситуацию на плаву.
— Оттягивать конец.
— Что и делается. Уже несколько лет мир балансирует на грани депрессии: из-за накопленных диспропорций — всевластия глобальных монополий, безумных долгов, уничтожающей слабых конкуренции — коммерческий спрос сжимается сам по себе. Государствам приходится ростом своего спроса замещать его, чтобы экономика как-то барахталась. Поэтому в экономику вливаются огромные деньги. Это рай для спекулянтов — как паразитирующих на бюджетных расходах (в России основная часть антикризисной помощи помогла олигархам, а не обычным людям), так и использующих разного рода «финансовые пузыри».
В США нет такого беспредела, как в российском бюджете, там более сложные схемы. Например, если в экономику вливается очередная порция денег, то доллар слабеет и фондовые рынки восстанавливаются. Все причастные игроки вкладываются на промежуток времени, пока рынки растут. Как только эффект вливания денег исчерпан — финансовая волна прошла, — с рынков надо соскакивать, зарабатывая уже на их падении. Стандартные инструменты для этого есть. Вторая составляющая цивилизованных спекуляций — инсайдерская информация.
— Инсайд — это…
— Использование в торговле недоступной другим участникам рынка внутренней информации компании, известной мне благодаря служебным либо личным связям. Но, если я использую секретную информацию корпорации, это преступление. А вот если я реализую не чужую информацию, а свое уникальное понимание, знание ситуации, связанное с тем, что я стою близко от принимающих решения людей и просто чувствую их, это уже не преступление. Я не знаю, какое именно решение они приняли, но я знаю, о чем и, самое главное, как они думают. Поэтому, не имея внутренней информации, я тем не менее знаю, что они сделают сегодня, завтра и послезавтра. Это, думаю, ситуация Сороса.
— Он же рядом с Обамой.
— Здесь нет уголовного преступления, но по сути тот же самый инсайд. Мечта любого спекулянта.
Спекулянтам рай, когда государство занимается не развитием, а вливанием денег для поддержания страны на плаву. Даже в Китае — при всей жесткости государственного контроля! Возник пузырь на фондовой бирже — они его прокололи, возник спекулятивный пузырь на рынке недвижимости — они удорожание сдержали. У них был даже спекулятивный пузырь на рынке чеснока: цены взлетели впятеро! Чеснок в Китае был дороже мяса одно время. А уж в Америке с ее спекулятивной экономикой сам бог велел наживаться.
«Безродные глобалисты»
— Не будем забывать и о формировании глобального управляющего класса, которому по большому счету безразлично, что будет с Европой и даже с Америкой. Его образуют люди, обслуживающие интересы глобальных корпораций: относительно крупные акционеры, топ-менеджеры, политики, руководители спецслужб, аналитических структур и медиа, лидеры общественного мнения, аналитики. Это свободные от ответственности перед кем бы то ни было люди. Они живут не в странах, а в хорошо охраняемых резиденциях, в крайнем случае в пятизвездочных отелях. Имеют примерно одинаковый — и запредельно высокий — уровень комфорта вне зависимости от того, на территории какого государства находятся.
— И где родились, какая национальность…
— И какой паспорт в кармане. Хотя, думаю, паспорта у большинства американские и английские, это просто удобней. Эти люди самостоятельно осуществляют глобальные спекулятивные операции. Освобождение от контроля государства, от ответственности перед обществом дало им огромные возможности. Ведь чувство ответственности перед страной, избирателями, налогоплательщиками, согражданами ограничивает. Даже диктатор не хочет, чтобы народ сверг его, и потому вынужден делиться с этим народом. А если вы живете на океанской яхте или в поместье, кормящем целое государство где-нибудь в Микронезии, вам действительно безразлично, что будет с Америкой. Точно так же, как вам, в общем, безразлична судьба России, если семья и активы вывезены в Лондон. И потому у вас больше степеней свободы.
Члены глобального управляющего класса по степени безответственности приблизились к наиболее коррумпированной и оттого наименее адекватной части российской либеральной
бюрократии.
— Может, наша бюрократия приблизилась к ним?
— Наша бюрократия сформировалась в начале 90-х, насколько могу судить, наблюдая тот процесс с близкого расстояния, с глубочайшим презрением, глубочайшей ненавистью к России, к русскому народу, к русской культуре. Помню, один из олигархов назвал себя патриотом своих денег и объяснил, что будет служить той стране, в которой хорошо его деньгам. Их образ жизни — схватить как можно больше активов здесь, вывезти в фешенебельные страны и там легализовать. Замглавы администрации президента Владислав Сурков справедливо назвал их офшорной аристократией — в ругательном смысле слова. Хотя, несмотря на это, именно офшорная аристократия является, с моей точки зрения, опорой нынешней политики. Но эта «аристократия» служит хотя бы каким-то, пусть даже и зарубежным, странам. А в США начинает доминировать даже не офшорная, а глобальная аристократия, которая вообще ни с какой страной себя не связывает. Лучше всего их описывает такая скомпрометированная историей фраза, как «безродные космополиты».
Думаю, американских миллиардеров, принадлежащих глобальному управляющему классу, судьба Америки волнует только постольку, поскольку это может отразиться на их активах. Если ради прибыли можно нанести США приемлемый для глобального равновесия ущерб, они наносят его не задумываясь. Но если в США может возникнуть глобальная пертурбация, которая разрушит глобальные рынки, — тогда да, тогда они еще подумают, потому что США — это все же четверть мировой экономики, ее фундамент. И, кроме того, именно США своей военной силой гарантируют сегодняшний миропорядок — или, если надо, возникновение хаоса. При этом военную силу можно использовать для получения сверхприбылей.
Глобальный управляющий класс понимает происходящее на глобальных рынках лучше нас с вами. У него особое, более целостное зрение. Его члены могут отчасти влиять на развитие кризиса. В самом деле: кризис объективен, остановить его невозможно, но вполне по силам чуть притормозить или ускорить. Например, можно сказать: проблема в Греции, а можно — в Калифорнии, переключая эмоции и, соответственно, нестабильность на другие объекты, другие рынки.
Рокфеллеров и Ротшильдов подвинут
— Кто конкретно наживается на мировом кризисе?
— Фашизм в свое время был идеологией и практикой крупного НАЦИОНАЛЬНОГО капитала. А либерализм — идеология и практика крупного ГЛОБАЛЬНОГО капитала. Посмотрите список богатейших людей, занимающихся спекуляциями, — вот и ответ. Гейтс тоже в их числе.
— Сам Билл?!
— Разумеется. Да, Гейтс производит вещи осязаемые и понятные. Но уровень злоупотребления монопольным положением, в том числе и под прикрытием права на интеллектуальную собственность, там таков, что он тоже относится к этой категории. Однако списки «Форбс» — надводная часть айсберга. Глобальный управляющий класс организован более сложно, менее прозрачно.Что касается конкретики — в мире пока две основные финансовые группы, в которые интегрированы многие формально независимые структуры. Ротшильды и Рокфеллеры.
— А вы не демонизируете их? Когда-то эти династии действительно были всесильны. Ныне же у 96-летнего Дэвида Рокфеллера всего 2,5 миллиарда баксов. А молодой барон Ротшильд, друг Дерипаски, даже миллиарда не скопил, пролетает с «Форбсом».
— А зачем светиться? Вы эффективны, пока невидимы. Гораздо спокойней контролировать никем не осязаемый непосредственно капитал, раздробленный между номинальными держателями. В конце концов самые богатейшие люди России тоже, насколько можно судить, не «палятся» во всяких «Форбсах».
— Зато спокойно могут опустить в «Форбсе» любого нашего олигарха. А то и вовсе удалить.
— Поэтому Ротшильды и Рокфеллеры действуют очень мудро. Но вы правы в одном: ничто не вечно, и довольно скоро на мировой Олимп вторгнется третья группа — китайские глобальные капиталы.
— Страна или миллиардеры Поднебесной?
— Сначала — госкорпорации, потом — миллиардеры. Формально — как частные лица, но фактически эти супербогачи все равно будут элементом китайской государственности, пусть даже и с большими степенями свободы.
Средний класс — под нож!
— Итак, бедные беднеют, богатые богатеют.
— То, что бедные беднеют, по большому счету никого, кроме них, не волнует. Нынешний виток прироста богатств наиболее обеспеченных людей мира — результат обеднения среднего класса развитых стран Запада. Погром, другого слова не могу подобрать, среднего класса идет плавно. Сначала в Африке, затем в Латинской Америке (растянувшись от военного переворота в Чили 1973 года до кризиса в Аргентине 2001-го). В Восточной Европе и России он совпал с крахом социализма. По данным ООН, в 1986 году людей с доходом ниже прожиточного минимума в Восточной Европе, понимая это пространство до Урала, жило около 16 млн. А в 1996 году — уже 186 млн. И ситуация кардинально не улучшилась с того времени. Так, в России в первой половине этого года число людей с доходами ниже прожиточного минимума, то есть фактически нищих, выросло на 2 млн. — это третий по величине город страны!
И вот уничтожение среднего класса дошло до развитых стран. А ведь он является опорой и рыночной экономики, и традиционной западной демократии! Рынок, который мы привыкли изучать, и демократия, к которой мы привыкли относиться как к чему-то постоянному, вместе со своим носителем — средним классом — стремительно уходят в прошлое. И это пугает. Что придет на смену?
Паника плутократов
— Вспоминается бедняга Стросс-Кан. В апреле он выступил перед студентами престижного американского университета, будущей мировой элитой. Честно ¬предупредил о несправедливости финансового порядка в мире. А в мае уже попал в секс-капкан за правду.
— Стросс-Кан, будучи главой МВФ, официально объявил о пагубности либерального курса, его несовместимости с развитием рыночной экономики, о том, что нельзя нормально существовать, не ограничив глобальные спекуляции. Указал на исчерпанность Вашингтонского консенсуса, смысл которого в подчинении социально-экономической политики государства интересам не народа, а глобальных рынков, то есть глобального управляющего класса. А поскольку он возглавлял МВФ — структуру, которая эти либеральные догмы железной рукой насаждает по миру, его, естественно, убрали.
— Иезуитски. С помощью гвинейской горничной.
— Очень наглядно, показательно для других, чтобы не вздумали повторить мятеж. Никаких тебе автомобильных катастроф, психушек, смертей в СИЗО, никакого мученичества — один позор. Глобальный управляющий класс — сила абсолютно бесчеловечная, потому что она существует ради прибыли и ни для чего больше.
— Но не только отдельные представители мировой финансовой элиты типа Стросс-Кана понимают, что так дальше жить нельзя. В низах тоже началось брожение. Я про акцию «Оккупируй Уолл-стрит», охватившую Европу и Америку. Хотя есть мнение, что это движение как раз и организовали Обама с Соросом, чтобы надавить на банкиров.
— Теперь уже я вам скажу: не демонизируйте. Конечно, протестантам кто-то помогает. Но не больше — потребность рождает функцию, агония среднего класса рождает крик и судороги протеста. Разумеется, этот крик будет использован. Обама, например, воспользуется им для второй попытки отделения традиционного банковского бизнеса от спекулятивных операций. Первая-то попытка провалилась: порядок на рынке производных финансовых инструментов навести так и не удалось, а теперь есть чем и кем пугать банкиров. «Антибанковская революция» — отличная акция глобального давления на финансовую элиту мира, и не только ради встречи «большой двадцатки» в Каннах 3 — 4 ноября. Это стратегический резерв Обамы в борьбе за второй срок в Белом доме.
Но главные причины массовых протестов — в вопиющей несправедливости глобального финансового порядка. В то время, когда российские либералы заходятся от ненависти к протестующим, нобелевский лауреат Пол Кругман описывает фундаментальную причину протестов в статье с говорящим названием «Паника плутократов»: «Хозяева вселенной… получили богатство в результате… запутанных финансовых схем, которые, не принося пользу… народу, ввергли его в кризис, последствия которого легли тяжким бременем на жизни десятков миллионов. Однако они не заплатили за это. Их институты были спасены за счет налогоплательщиков. Они продолжают извлекать пользу из… государственных гарантий. Они участвуют в игре, где верхи выигрывают, а низы налогоплательщиков проигрывают. Действительные экстремисты — американские олигархи, которые хотят подавить любую критику источников их богатств».
Впрочем, на встрече лидеров «большой двадцатки» в Каннах 3 — 4 ноября об истинных причинах кризиса и протеста вслух не скажут. А будут обсуждать косметические меры.
источник: digest.subscribe.ru
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.