Константин Преображенский: ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА ДЕРЖИТСЯ!

Константин Преображенский: ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА ДЕРЖИТСЯ!Большинство русских православных приходов этой части света не признали Московскую патриархию и не намерены признавать ее в дальнейшем

Латинская Америка — единственная часть света, в которой подавляющее большинство приходов Русской Зарубежной Церкви отказалось идти под власть Московской патриархии и сохранило самостоятельность. Такого не было больше нигде в мире Русского Зарубежья.

А ведь, кажется, должно быть наоборот! Советский Союз всегда рассматривал Латинскую Америку с ее «богословием освобождения» и левыми революционными фронтами как очаг мировой революции и оплот борьбы с США. Она была насыщена советским влиянием. Для этой цели в СССР издавалось огромное количество литературы на испанском языке. По логике вещей русские эмигранты и особенно их молодые поколения должны были подпасть под влияние коммунизма, как это произошло во многих странах Европы. Но в Латинской Америке этого почему-то не случилось.

Нынешний Московский Патриарх Кирилл объясняет это тем, что представители первой и второй «волн» эмиграции на противоположном конце мира долгое время жили изолированно от России и, следовательно, им не всегда была доступна адекватная информация о жизни страны. Под действием такой информации в их сознании и формировался образ советской России. Этим, по его мнению, можно объяснить то, что «непримирительная позиция по объединению Русской Православной Церкви возникла как раз в Латинской Америке».

«Многие приходы не воссоединились с Московским патриархатом именно из-за того, что либо было мало информации о России, о жизни Русской Церкви, либо она была настолько односторонней, что обусловила соответствующие негативные выводы местных жителей», – сказал тогда еще митрополит Кирилл.

Увы, информация была очень даже доступна! Ее вполне хватало для выводов. Хотя Россия находилась далеко, православные верующие Латинской Америки понимали положение там гораздо лучше многих русских эмигрантов в странах Европы. Об этом говорит обращение духовенства Бразильского благочиния к священноначалию Зарубежной Церкви в далеком теперь уже 2004 году, когда весь русский мир был охвачен дебатами о том, присоединяться ли к Московской патриархии или бежать от нее. Это обращение содержит удивительно точный анализ церковной ситуации в России и Зарубежье. Вот лишь некоторые отрывки:

«В течение последних двух лет мы с осторожным молчанием и удивлением следим за поступками Ваших Преосвященств, которые с нашей точки зрения ведут нас, еле заметным образом, к порогу ереси. Говорим о Движении к евхаристическому и экклезиологическому общению с Московской патриархией, которое достигло своего апогея в составлении ответного письма, подписанного всеми нашими архиереями, направленного Патриарху Алексию (известному в прошлом как агент «Дроздов» из КГБ) в декабре 2003 года.

Объявляем, что мы озадачены и совершенно не согласны с этим движением, а также и отмежевываемся от принятой Вашими Преосвященствами опасной доктрины «Забудьте все, что мы писали, говорили и чему учили». Таковая доктрина полностью противоречит постулатам православия, т.к. ведет к презрению традиций. Быть православным — значит уметь уважать традиции, построенные в течение многих веков. Значит уметь уважать и придерживаться постулатов, которые были нам преподаны и которые гласят: «Никогда не забывайте того, чему вас учили». Таким образом, абсолютно неприемлемы декларации Ваших Преосвященств, которые нарушают позицию РПЦЗ по отношению к политическо-административной организации, именуемой «Московская патриархия», подчиненной интересам антихристианских темных сил.

С большим удивлением приходится узнать про утверждение в интервью нашего Митрополита, что Россия находится под руководством человека доброго, благонамеренного и истинного Христианина. Достоверные сведения выявляют, что нынешний президент был в КГБ в Германии ельцинских времен. Впоследствии продолжал руководить ФСБ, организацией-наследницей КГБ. Становится очевидной просто перемена наименований. Что касается религиозности президента Путина, он лично высказывался в интервью американскому телевидению, что «верит в силу человечества, будучи убежденным, что его православие основывается лишь на семейных традициях, а не на личной вере в Бога». Должны еще напомнить, что красный флаг, упраздненный в правление Бориса Ельцина, вернулся к жизни как знамя Российской Армии. Вернулась и мелодия советского гимна, сочиненного Александровым в старании возродить коммунистическую символику, согласно описанию, данному в бразильском еженедельнике с большим тиражом на всю страну в выпуске от 4/12/2002. А что и говорить о том, когда видны на фуражках военных двуглавый орел вместе с серпом и молотом или сатанинской пентаграммой?

Мы не можем становиться молчаливыми соглашателями и моральными участниками геноцида 60 миллионов жертв красного террора в одной только России. По такому пути мы не пойдем. Если возникнет необходимость, и другого пути не будет, мы будем вынуждены прибегнуть к 15-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, которое гласит: «Ибо отделяющийся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами или отцами, когда то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в Церкви, таковые аще и оградят себя от общения глаголемым Епископом, прежде Соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимьи, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не Епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли Единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений».

Не в таком компромиссном сближении мы видим осуществление пророчеств о воскресении Святой Руси…».

Эх, если бы все русские эмигранты думали так же! Тогда, может быть, никакого объединения Церквей и не случилось. Но многие из них, увы, были рады обманываться.

Насколько мне известно, в Бразилии живет немало русских эмигрантов из Харбина, отказавшихся после окончания Второй мировой войны поверить советской пропаганде и возвратиться в Советский Союз. Их стойкость передалась молодому поколению. Ее замечает и противоположный лагерь. Об этой стойкости, в частности, упомянул епископ Домодедовский Евтихий (Курочкин). Он — бывший епископ Зарубежной Церкви, одним из первых переметнувшийся на сторону Московской патриархии. В составе ее делегации он приезжал на празднование Дней России в Латинской Америке весной 2008 года. Бравший у него интервью корреспондент одного из патриархийных изданий задал вопрос: «Многие приходы РПЦЗ в Южной Америке не приняли объединение с Московской патриархией. Удалось ли посетить эти приходы и убедить их настоятелей вернуться в лоно Русской Церкви?» Епископ Евтихий ответил на него так: «То, что нам представлялось перед поездкой – откровенные беседы с отколовшимися приходами, – это не состоялось. Ни один приход не собрался вместе для беседы. Священники, а их около десяти, если и встречались с нами, то охотно говорили на отвлечённые темы, а когда мы пробовали обсудить их пребывание в расколе, то выражали полное отсутствие интереса к дальнейшему разговору или выражали упорство, не подлежащее, по их мнению, никакому рассмотрению» .

«На повестку дня, — сообщал тогда «Портал-Credo.Ru», — был вынесен вопрос о создании епархии РПЦ МП в Центральной Америке — видимо, еще одной наряду с уже имеющейся Буэнос-Айрэсской и Южно-Американской (где едва ли наберется десяток приходов!). Как следует из комментария к словам митрополита Кирилла секретаря ОВЦС МП по межправославным отношениям протоиерея Николая Балашова, епархию необходимо создать не только потому, что в Эквадоре, Мексике, Бразилии и Аргентине есть русские люди, но и потому, что в этом регионе есть «нехорошие» приходы Зарубежной Церкви, которые отказались соединяться с Московской патриархией (скажем больше – «хороших» приходов РПЦЗ в этом регионе практически нет). А последняя не будет пускать ситуацию на самотек. По словам митрополита Кирилла, единственная православная газета, которая выходит в Латинской Америке (имеется в виду буэнос-айресская «Наша страна»), злобно очерняет РПЦ МП, а значит, по его мнению, государство должно больше денег тратить на «поддержку соотечественников за рубежом», то есть новых епархий и приходов патриархии, а также ее будущих СМИ, которые так же, как и российские СМИ, представят РПЦ МП единственной носительницей русского православия» («Латинская Америка — последнее прибежище иерарха. Исправляя ошибки Петра Первого, митрополит Кирилл меняет «цивилизационный код России», автор — Роман Лункин, 4 октября 2008 г., 19:20).

«Наша страна» — единственная антипутинская газета Зарубежной Руси. Она не испытывает никаких иллюзий насчет нынешнего российского режима, видит в нем продолжение советского. В России она распространяется из-под полы, ее продажа то ли не поощряется, то ли вовсе запрещена.

Огромные средства собирается потратить Кирилл на ее подрыв, хотя сама «Наша страна» выходит почти безо всяких денег. Она существует на пожертвования читателей, не имеет возможности платить гонорары авторам. И почему-то денежные гранты богатых западных фондов на нее не распространяются. Но все равно газета оказывает большое влияние на русских людей по всему миру, и даже сам Патриарх Кирилл ею недоволен, хотя в его распоряжении имеется огромный парк типографских машин.

В значительной мере «Наша страна» держится на энтузиазме ее главного редактора Николая Казанцева, который ведет ее с 1967 года. Он начал редактировать ее в возрасте 19 лет! Он-то и объяснил мне причину здравых взглядов русской православной общины Латинской Америки. Ее костяк составляют русские эмигранты, нашедшие прибежище в Югославии и во время Второй мировой войны воевавшие с красными партизанами Тито. Там, на Балканах, ими был создан Русский Корпус и другие подобные формирования. В основном это были белогвардейцы и их сыновья, а также русские добровольцы из других стран Европы.

После войны их преследовали, поскольку к власти в Югославии пришли коммунисты. Иностранные государства не пускали их к себе. Первой страной, разрешившей им въезд, была Аргентина. Это произошло в 1948 году, через три года после окончания войны. Такие люди умеют распознавать коммунистическую пропаганду даже тогда, когда она рядится в костюмы от Версаче или в поповские рясы.

Московская патриархия старается внести в их ряды разброд и шатание. Летом 2010 она представила дело так, будто все клирики, не перешедшие под длань Москвы, запрещаются в священнослужении. Четкий ответ дал в своем послании епископ Сан-Паулский и Южноамериканский РПЦЗ(А) Григорий: «В последние дни были разосланы, по распоряжению Митрополита Илариона, по адресам и помещены в сетях интернета указы от рядовой епархии Московского патриархата, называющей себя Русской Православной Церковью Заграницей, подписанные «епископом Иоанном», в которых сообщается клирикам Южной Америки, не принявшим Акт о соединении с М.П., о том, что они «запрещаются в священнослужении за оставление своего Священноначалия и учинение раскола», и дальше грозят снятием сана в случае неповиновения. Тем нашим прихожанам и чадам РПЗЦ, которые смущаются этими лукавыми заявлениями, хотим напомнить, что после вступления в состав Московской патриархии, архиереи, составляющие новый Синод, потеряли право по собственному выбору обращаться к нам с указами, и поэтому они для нас уже не действительны. Никакие прещения со стороны МП, начиная с 1927 года, Зарубежная Церковь никогда не считала для себя действительными, ибо не признавала ни Московскую патриархию, ни ея начальства. Тем более, что теперь эти прещения накладываются теми, кто сознательно попрали соборность в Церкви и отошли от всех ранее бывших соборных постановлений и уложений РПЦЗ относительно МП, и фактически являются ея частью».

«У нас в приходе особых проблем нет», — так начал свое телефонное интервью из Буэнос-Айреса священник Свято-Троицкого собора Александр Ивашевич. Как редко это можно услышать от священника Зарубежной Церкви в нынешние трудные времена! Его отец, протоиерей Валентин Ивашевич, – многолетний настоятель собора. Отец Александр рассказал, как во время вышеупомянутых Дней России в Латинской Америке служители Московской патриархии под разными предлогами пытались втянуть его в совместные богослужения, хотя между Церквами нет евхаристического общения и никаких совместных служб быть не может. А повод был весьма существенный: патриархийцы привезли с собой Державную икону Божией Матери. Представители РПЦ МП предлагали выставить икону в Свято-Троицком соборе и совершить там совместный молебен. Отец Александр вспомнил, что сам российский посол в Аргентине звонил ему на сотовый телефон и уговаривал согласиться. Тем самым он показал истинную цену российского конституционного принципа отделения Церкви от государства. А ведь многие русские эмигранты на Западе ему верят, потому что в их странах религия тоже отделена от государства, и их послы не устраивают политических игр вокруг предметов культа.

Священник Александр Ивашевич не сдался даже российскому послу и настоял на своем. Да, чтимую Державную икону привозили в Свято-Троицкий собор, но молебна у нее не служили. Верующие прикладывались к ней в благоговейной тишине.

Оказывается, Московская патриархия пыталась отсудить этот собор еще в семидесятые годы! Ей это не удалось, потому что Свято-Троицкий собор сохранился еще с царских времен, и никаких прав на него советская власть не имела. Но какая в этом была религиозная необходимость для Московской патриархии?

Ведь и в семидесятые годы гонения на религию в СССР продолжались. Почти все храмы необъятной страны стояли закрытыми, разрушались. Многие использовались под склады, в них гнила картошка. Лучше бы Московская патриархия боролась за открытие храмов у себя на родине! Но нет, это происходило в далекой Аргентине…

И Пятое управление КГБ тогда работало против Церкви очень активно. Во второй половине семидесятых я учился в Минской школе КГБ, где нам, в частности, рассказывали о борьбе с «церковниками». Церковь совершенно официально считалась враждебной средой, вроде мафии. Вербовка священника или другого члена клира, или их родственников именовалась на чекистском языке «приобретением источника информации во враждебной среде». И в то же самое время те же самые представители «враждебной среды», под руководством того же самого КГБ, боролись в далекой Аргентине за приобретение новой церкви для советского государства…

Разумеется, сейчас патриархия возобновила нападки на собор с новой силой. Недавно состоялось еще два таких же суда, но Зарубежная Церковь их снова выиграла. Москва продолжает работать втихую. Например, недавно отец Александр случайно обнаружил, что в Государственном реестре документы на право собственности собора кем-то подменены. Похоже, сработал кто-то из агентов российской разведки, внедренный в службу реестра.

Однако Воскресенский кафедральный собор, расположенный в том же Буэнос-Айресе, патриархии все же удалось забрать. Сейчас там находится резиденция ее епископа Иоанна, Каракасского и Южноамериканского. Собор узурпирован, поскольку юридически он находится в собственности РПЦЗ МП. Отец Александр Ивашевич не исключает того, что российское посольство оказало влияние на местные власти. Российские представители встречались с чиновниками МИДа, просили оказать содействие. А ведь теперь в Аргентине правительство левых. Это облегчает там влияние Москвы.

«Видя цинизм и политиканство Московской патриархии, верующие возвращаются в Зарубежную Церковь. По их собственным словам, у Московской патриархии положение здесь просто катастрофическое!» – повторяет отец Александр.

Латинская Америка держится!

Информация с сайта http://www.portal-credo.ru