likvidirovat-miryan-kak-klass

Вступил в силу новый Устав Прихода РПЦ МП – произвол епископа теперь ничем не ограничен.

28 января 2009 г. Поместный Собор РПЦ МП утвердил новый Устав РПЦ, принятый Архиерейским Собором 16 августа 2000 г., с дополнениями и поправками, принятыми Архиерейским Собором 27 июня 2008 года. 10 октября 2009 года Священный Синод утвердил новую редакцию типового Устава Прихода РПЦ, указав епархиальным архиереям привести гражданские уставы приходов в соответствие с новой типовой формой и обеспечить государственную регистрацию изменений в данные уставы.

Изменения, внесённые в Устав прихода, создали принципиально новую структуру местной религиозной организации РПЦ МП. Новый Устав завершил процесс абсолютизации архиерейской власти в Церкви. Диктатура епархиального архиерея, давно установившаяся в епархиях РПЦ МП вопреки действовавшему Уставу, теперь закреплена учредительным документом РПЦ МП.

1. Точка отсчёта

«Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26).

В состав Церкви входят все верующие во Христа, согласно Священному Писанию и Преданию, Символу Веры, исторически сложившейся церковной традиции. Вступление в Церковь совершается посредством Крещения. Духовно рождаясь в Церкви, каждый христианин обретает экклезиологический статус, получает имя и церковную правоспособность.

Каждая Поместная Церковь формирует свой Канонический Устав, применяя правила Вселенской Церкви к месту, времени и гражданскому законодательству. Устав всегда основан на вселенских канонах, чтобы не прервать церковную традицию и не утратить дух Христов. Устав не бывает идеальным, он может в большей или меньшей мере отвечать учению и жизни Церкви.

В 1917-18 гг. Всероссийский Священный Собор принял Приходской Устав, представляющий замечательный образец канонического творчества. Этот устав не повреждён идеологическими и политическими претензиями. Он организует церковную жизнь для осуществления главной задачи — возрождения и спасения Человека.

Согласно тому Уставу, Поместный Собор является высшим органом всех четырёх ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной и контролирующей. Исполнительная власть распределена между Священным Синодом во главе с Патриархом и Высшим Церковным Советом с участием епископов, клира и мирян.

Епархиальный Устав предписывал выборность и личную ответственность епископов. В высшем церковном и епархиальном управлении участвовали клирики и миряне. Приходской Устав 1917-18 гг. учреждал общину, в которой каждый клирик и мирянин регистрировался в качестве полноправного члена: «Все прихожане с их семействами, имеющие местожительство в пределах Прихода, вносятся в Приходскую книгу. Право участия в Приходском собрании с решающим голосом имеют все члены причта и прихожане обоего пола, достигшие 25 лет и занесённые в приходскую книгу. Личное участие христианина в устроении прихода является его священным долгом, необходимым для спасения души. Без исполнения этого долга христианин остаётся мертвым членом прихода».

С высшего до нижнего уровня церковная структура была пронизана служением мирян, утвержденным и защищённым высшей церковной властью. При этом сохранялся необходимый принцип единоначалия: «Архиерей пользуется всей полнотой иерархической власти», разумеется, выражая в своем лице власть церковной Полноты, а не личное самоуправство. Разумная организация церковной жизни не допускала произвол. Указанные принципы обеспечивали равновесие взаимоотношений иерархии с клиром и народом Божиим.

Устав РПЦ МП был формально списан с Устава 1917-18 гг. Последующие Соборы советского и постсоветского времени внесли в него принципиальные изменения, расширили власть епископов и упразднили контроль над ней. Участие клира и мирян в церковной жизни, их права и значение теперь сведены «на нет».

2. Положение верующих граждан РФ в приходах РПЦ МП, согласно новому Уставу Прихода

 

«Есть у Меня и другие овцы…» (Ин.10,16).

Новое положение верующих граждан РФ в приходе не способствует их активности в приходской жизни. Само существование верующих в Церкви вынесено за пределы внутренних установлений РПЦ МП и оставлено вне Устава Прихода.

«Приход является добровольным объединением совершеннолетних граждан РФ» (п. 1,1). «Приход учреждается совершеннолетними гражданами РФ, исповедующими православную веру» (п. 2,2). Учреждением прихода собственно и исчерпана связь верующих учредителей с учреждённым приходом. Верующие граждане РФ не получили в Уставе канонического положения и прав. Их участие в жизни учреждённого прихода не определено и остается фиктивным. Такое положение не активизирует участия верующих в приходской жизни, напротив – делает его максимально пассивным. По выражению Устава 1917 г., «христиане остаются мертвыми членами прихода».

В Уставах РПЦ МП 1988-го и 2000 гг. был раздел «Прихожане», состоявший из трёх статей. Они определяли понятие «прихожанин» и гарантировали связанную с ним возможность для сотен и тысяч верующих участвовать в жизни прихода. Новый Устав исключил понятие «прихожанин». «Миряне» и «прихожане» ликвидированы, как класс. (Единственное замечание в п.7,2. — «из числа прихожан» — никак не объяснено и выглядит рудиментом.)

Новый Устав упразднил из текста «учредителей прихода», которые прежде входили в состав Приходского собрания. Теперь они упразднены из Приходского собрания и исключены из Устава прихода. Российский Федеральный закон № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях» в своих основных статьях 9-14: (Создание, Устав, Регистрация, Отказ в регистрации и Ликвидация религиозных организаций) сохраняет принцип «учредительства». Теперь, вероятно, Государственной думе придётся пересмотреть закон ФЗ-125, исключить «учредительство» и привести положение вещей в соответствие с Уставом РПЦ МП. Согласно новому Уставу, каждый Приход состоит из Епархиального архиерея, Настоятеля и Приходского собрания, общей численностью не менее 10 человек (п.7,2). А где же «верующие граждане РФ»?

3. Раскол Прихода
«Одно тело и один дух» (Еф.4,4).

Священный Собор 1917-18 гг. положил в основу формирования прихода договор. Подписав договор, каждый прихожанин регистрировался в Приходской книге храма. Практика такой регистрации общепринята в приходской жизни православной и других конфессий и является формальным признаком принадлежности к числу «прихожан». На основе регистрации приход осознаёт свою численность и отражает её изменения. Вне отношения к конкретному приходу понятие «православный христианин» теряет определённость и может употребляться неадекватно.

В приходах РПЦ МП ныне не существует Приходской книги и регистрируются не все члены общины, а некоторые. Устав РПЦ МП отделяет «прихожан» от «членов Приходского Собрания».

Народ Божий, названный в Уставе 1988 г. «прихожанами», исчисляется во многих приходах сотнями верующих граждан. Устав РПЦ МП не определил их каноническое положение и не предоставил им прав на участие в управлении Приходом, его хозяйственной, административной и финансовой деятельности. Число «членов Приходского собрания», согласно Уставу РПЦ МП и ФЗ-125, не должно быть «меньше 10 человек». Обычно число членов «Приходского собрания» сохраняется в пределах 10-15 человек. Эти лица не избираются и не назначаются, не являются учредителями Прихода. Устав РПЦ МП вообще не объясняет происхождения «Приходского собрания», но наделяет эту группу лиц правом управлять финансово-хозяйственной и административной деятельностью Прихода.

Искусственно разделив Приход на две части, действующий Устав РПЦ МП возводит в каноническую норму раскол прихода. Новый Устав Прихода вносит коррективы. Сохраняя раскол прихода на неправомочное большинство и правомочное меньшинство, Устав упразднил определение «прихожане». Теперь приходской народ определяют ещё менее конкретно: «верующие граждане РФ».

4. Условия труда в приходе

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди,

так поступайте и вы с ними» (Мф. 7,12).

«Приход принимает и увольняет работников по трудовым договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации. На лиц, работающих в Приходе по трудовым договорам, распространяется законодательство о труде. Документы по личному составу «работников по трудовым договорам» хранятся Приходом в соответствии с законодательством РФ» (п. 12,1).

Трудовой кодекс РФ не защищает права священнослужителей: «В учреждениях РПЦ трудовые договоры со священнослужителями не заключаются» (письмо Управления делами Московской патриархии от 11.03.1998 № 1086). «Документы на священнослужителей хранятся в Епархиальном Управлении», — сообщается в документе. Лишение всех трудовых прав (приём, увольнение и перевод; охрана труда и прозрачная оплата; выходные дни, отпуск и «волчий билет») оставляет священнослужителей вне закона, обрекая на беззащитность от архиерейского произвола.
Правовое разграничение «не защищённых законом священнослужителей» от «работников по трудовым договорам», права которых защищает Трудовой кодекс, подвергает священнослужителей прямой дискриминации.

«Приход вправе привлекать добровольцев в целях осуществления ими безвозмездного труда в интересах Прихода» (п. 12,1). «Свои обязанности по участию в деятельности Приходского собрания его члены выполняют на безвозмездной основе» (п. 7,4). Такие условия труда обеспечивают широкую возможность для злоупотреблений.

5. Власть епархиального архиерея

«Пасите Божие стадо,… не господствуя над наследием Божиим» (1 Петр. 5, 2-3).

Прежний Устав называет Приходское собрание «высшим органом управления Прихода». Новый Устав постановил: «Епархиальный архиерей является высшим органом управления Прихода». Архиерей вправе по собственному усмотрению без объяснения мотивов назначать и освобождать:
— Настоятеля храма и членов причта;
— Церковного старосту;
— Председателя Приходского совета.
— Принимать и исключать членов из состава Приходского собрания (Устав, 5,1).

«В случае, если член Приходского собрания не исполняет хотя бы одну из обязанностей, предусмотренных пунктом 7.4 настоящего Устава, Епархиальный архиерей единоличным решением вправе исключить всех (часть) членов из состава Приходского собрания и включить в его состав новых членов по собственному усмотрению» (ст. 7,3).

Обязанности п. 7,4 сформулированы неконкретно, в общих словах, и легко обоснуют пристрастное решение (вопреки Карф. 16). Решения Приходского собрания вступают в силу после утверждения епархиальным архиереем. Приход лишён инициативы и самостоятельности в духовной, хозяйственной, административной, финансовой и прочей деятельности. Приходская жизнь связана самовластием архиерея. Его власть может действовать вопреки интересам Прихода. Самовластие противоречит догматическому принципу соборной Церкви. Соборность предполагает обсуждение. Авторитарность предполагает распоряжение и безоговорочное подчинение.

Единоначалие, полезное в армии и пенитенциарных учреждениях, связывает свободное свидетельство Святого Духа, живущего в Церкви: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа» (Ин. 3,8). Святой Дух свободен, свидетельствуя через кого Он хочет: епископа, клирика или мирянина. Диктатура епархиального епископа ведёт к насилию и не обеспечивает соборное свободное единство Церкви.

Узаконенный перманентный раскол Прихода ставит под вопрос его единство. Это естественное следствие утраты соборности. На основании нового Устава Прихода формальное единство легко восстановить архиерейской властью. Епископу предоставлено право назначать и увольнять Приходское собрание. Откуда взять новых членов? Только из того неопределённого контингента, который новый Устав называет «верующими гражданами РФ».

Епископ, как «Высший орган управления» каждого прихода, может сам формировать всю епархию из кого хочет. Епископ может создать Церковь своей единоличной властью.
По Уставу 1917 года клир и народ епархии принимал участие в выборах своего епархиального епископа. По Уставу 2009 г. епархиальный епископ может по своему вкусу выбрать членов каждого Прихода и создать личную Церковь из своей епархии.
Что это будет: Тело Христово или аппарат личной власти епископа?

6. Имущественные права прихода

«Не собирайте себе сокровищ на земле» (Мф.6.19).

Приход не имеет прав собственности, и зависит от архиерея в правах на оперативное управление имуществом. «Имущество, принадлежащее Приходу на праве собственности или ином имущественном праве, является имуществом РПЦ» (п.11, 7). «Приход осуществляет распоряжение недвижимым имуществом (включая земельные участки), принадлежащим Приходу на праве собственности или ином имущественном праве (в том числе продажу, передачу в аренду данного имущества), с предварительного письменного разрешения (благословения) Епархиального архиерея». «Распоряжение имуществом Прихода (включая денежные средства) осуществляется на основе канонической и материальной подотчетности Епархиальному архиерею» (п. 11,8). «В случае ликвидации Прихода принадлежащее ему на праве собственности или ином имущественном праве движимое и недвижимое имущество богослужебного и иного религиозного назначения переходит Епархии. Иное имущество, находящееся в собственности Прихода, реализуется на удовлетворение претензий кредиторов. Имущество Прихода, оставшееся после удовлетворения претензий кредиторов, переходит в собственность Епархии» (п. 11,12).

7. Метаморфозы церковного Устава

«Тяжёлой поступью он дальше шёл на Север» А.А.

В советской истории наблюдалось последовательное чередование эпох. Когда военный коммунизм доводил страну до разорения и голода, его сменял НЭП. Понемногу оттаивала промышленность и сельское хозяйство, народ начинал дышать. Вновь наступала эпоха военного коммунизма и брала за горло народ. Когда народ задыхался, возвращали НЭП, чтобы народ снова начал дышать.

Такая же смена эпох происходит в РПЦ МП. Собор 1943 г. учредил Московскую патриархию и легализовал ее иерархию. Власть в Церкви принадлежала иерархии, а приходы получили хозяйственную и прочую самостоятельность.

В 1961 году церковная иерархия под давлением гражданской власти отказалась от хозяйственного и административного управления и передала его приходам. Возник перекос. Приходы были выведены из-под власти архиереев и отданы во власть уполномоченных Совета по делам религий. В Церкви наступило время разрушения приходов, храмов и монастырей.

С 1970-80-х архиереи постепенно вернули себе власть над приходами. В 1988 г. Устав официально передал приходы под контроль епископа. С 1998 г. архиерейский контроль ужесточился и лишил приходы самостоятельности. Возник перекос в обратную сторону. Казалось, Устав РПЦ МП 2000 г. снял все ограничения власти епархиального епископа. Высшая церковная власть не контролирует епархиального архиерея. Приходу не предоставлены права и возможность обжаловать произвол епископа. Церковный суд «играет в одни ворота», и его применяют как карательный орган. Устав запрещает жаловаться в гражданский суд и администрацию (Устав РПЦ, п. 1,9). Клирики и приходская община одинаково беззащитны перед произволом епископа.

Беззащитность прихода и клира провоцирует злоупотребление архиерейской властью.
Всё познаётся в сравнении. Устав 2009 г. доказал, что можно ещё жёстче обосновать авторитарность архиерейской власти и эфемерность прав граждан РФ в религиозной организации.

8. Диктатура или соборность?

«Уж занавес дрожит перед началом драмы» (М. Волошин)

На историческом пути Тело Христово облекается многоцветными ризами эмпирической жизни. При всем разнообразии, формы Церкви не случайны. Они воплощают сущность догматического учения о Теле Христовом, структуру и состав церковного общества, иерархии и таинств. Церковь живет исторической жизнью, не приспосабливаясь к ней, но из собственной глубины рождая формы, выражающие в данную эпоху Её онтологию. Искажение догмата о Церкви формирует ее нецерковное устройство. Еретические общества всегда получали иное устройство, чем Кафолическая Церковь.

И наоборот, искажение форм церковной жизни повреждает кафолическое учение о Теле Христовом. В этом опасность подмены церковной традиции. Церковное устройство обосновано догматическим учением и должно ему соответствовать.

Символ Веры определяет четыре сущностные свойства Церкви: «единая, святая, соборная и апостольская». Единство Церкви может быть только соборным, иначе оно не будет церковным. Церковь свята, ибо в Ней пребывает Святой Дух. Послушание человеческой воли Святому Духу выражает апостольское кредо: «Изволися Духу Святому и нам».

Ни одно догматическое свойство нельзя забыть. Церковь не может жертвовать догматическим смыслом соборности в пользу нецерковного уклада, какие бы преимущества он ни сулил. Понятие «церковного единства» выражает общественные отношения, в основе которых лежат любовь и свобода. Единство основано на внутренних связях. Если народ связан в некоторую общность посредством внешней силы, подобно кадушке, стянутой снаружи железными обручами, возникает «господство». В его основе лежит насилие с одной стороны, и порабощение – с другой. Господство похоже на единство по внешней форме. Их внутреннее содержание несовместимо.

Господь Иисус Христос осудил принцип господства в Церкви. «Иисус, подозвав учеников, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 25-27). Апостол Пётр увещает пастырей: «Пасите Божие стадо, какое у вас, …не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Петр. 5, 3). Но пастыри не слышат.

Последствия авторитарного управления аукнутся, как и клерикализация, и ОПКизация гражданского общества, трагическим противостоянием и утратой нравственного авторитета – важнейшей ценности Церкви для социальной жизни Отечества. Можно только удивляться, что церковные власти не замечают надвигающейся беды.

Боже, милостив буди нам грешным!

Протоиерей Павел Адельгейм
Републиковано с Портал-Credo.Ru

22-12-2009